autoExpert





autoExpert » СТАТЬИ » Грузовой сервис » ГБО для дизеля: интеллектуальное управление по CAN-шине

ГБО для дизеля: интеллектуальное управление по CAN-шине

ГБО для дизеля: интеллектуальное управление по CAN-шинеЧасто предрассудки о ГБО связаны как с некомпетентностью установщиков, так и с использованием устаревших систем, не вполне отвечающих требованиям, предъявляемым современными двигателями. Александр Романенко, инженер-диагност «Изотоп Прибор Сервис», рассказал autoExpert, чем отличается самая современная технология перевода дизельных двигателей на двухтопливный режим от ранних систем.

Типичные негативные отзывы о переведенных на газ бензиновых двигателях – это снижение ресурса, прогар клапанов. Эти опасения, не лишенные оснований, иногда автоматически переносятся и на ГБО для дизельных двигателей. Однако причина указанных явлений – неверный контроль подачи газа, который в результате догорает на выпуске. Скорость сгорания смеси бензин/воздух сильно зависит от их соотношения, то есть смесь должна быть оптимальной.

В отличие от бензиновых моторов, дизель может работать на обедненных смесях, искровое зажигание смеси не требуется, температура воспламенения смеси высокая, и даже обедненная смесь сгорает продуктивно. Естественно, для этого дизельная топливная система должна функционировать в заводских допусках. Если имеет место серьезный износ двигателя, проблема с топливной аппаратурой, установка ГБО может, на первый взгляд, его компенсировать, поскольку более продолжительное горение газа позволяет дожигать более крупные капли плохо распыленного топлива. Однако сгорание все равно не будет происходить в оптимальном режиме, и это скажется на ресурсе двигателя. Поэтому наш принцип: сначала приведение в порядок дизельной топливной аппаратуры, потом – установка ГБО.

Вообще, без углубленной диагностики невозможно обойтись – надо не просто просмотреть ошибки, а получить представление о реальных параметрах работы двигателя. Конечно, многие ставят ГБО, настраивая его той программой, которая прилагается к оборудованию. А как потом оно реально работает, многих установщиков не интересует. Например, мы можем подключить диагностический прибор и увидеть, что топливная система на подачу газа реагирует изменением оборотов двигателя. То есть сначала подскакивают обороты, а уже потом электроника двигателя пытается вернуть их к значениям, заданным положением педали газа, снижая подачу топлива.

Система, которую мы устанавливаем, сообщает ЭБУ двигателя, что необходимо подать меньше дизельного топлива. Если просто увеличить подачу газа, но двигатель не поймет что с этой энергией делать, что это топливо а не воздух, то подача топлива останется на том же уровне. Мы программно уменьшаем подачу топлива, произвольно выбирая степень замещения исходя из особенностей двигателя и условий эксплуатации автомобиля, обычно это 25-30% замещения. При подаче газа топливная аппаратура адекватно и своевременно снижает подачу ДТ.

ГБО для дизеля: интеллектуальное управление по CAN-шине

Электроника должна понимать, что в момент включения газа надо снизить подачу ДТ. Для этого была поставлена задача – разработка блока управления газом с прямым подключением по CAN-шине. Польский производитель системы ZENIT компания AG Centrum – пионер в этом направлении, по крайней мере, на нашем рынке такое оборудование раньше не встречалось. Были представлены только обычные системы ГБО, которые изменяют показания датчика наддува: эмулируется сигнал недостаточного давления во всасывающем коллекторе, за счет этого электроника двигателя уже не дает дополнительного топлива. То есть все происходит на уровне физики.

Старые каналы нужны, потому что не все датчики на автомобилях цифровые. И чтобы минимально вмешиваться в программу управления двигателем, мы вносим некоторые изменения, но саму программу не модифицируем, чтобы при отключении газа она вела себя штатно для ДТ. Поэтому мы используем те же каналы, что и обычное ГБО, плюс CAN-шину. По ней мы можем задавать оптимальные параметры работы двигателя. Незначительно изменяем параметр датчика наддува, а остальное все делаем по CAN-шине. Управляем углом впрыска, управляем объемом подачи топлива, подаем откорректированную команду педали газа – все исходя из того, насколько ДТ замещается газом.

Система ZENIT, с которой мы работаем, вносит коррекцию по температуре датчика выхлопа (датчика EGT), вносит коррекцию при подаче газа, то есть при превышении до определенного порога, который можно установить программно, система снижает подачу газа и восстанавливает подачу дизельного топлива. То есть она разумно сохраняет баланс между экономией и защитой двигателя. В дизельную топливную аппаратуру мы изменений не вносим, и если отключить газовую аппаратуру, то двигатель спокойно переходит на свой стандартный дизельный режим и так же работает.

ГБО для дизеля: интеллектуальное управление по CAN-шинеИменно интеллектуальное управление по CAN-шине позволяет на двигателях с ГБО добиться общего снижения расхода топлива ДТ+Газ (до 10%), в дополнение к экономии на самом замещении. Это возможно потому, что газ продолжает гореть дольше, чем дизтопливо. Дизтопливо вспыхивает, когда поршень в верхней части цилиндра, а газ поднимает температуру и горит еще некоторое время.

После распыла ДТ форсункой вокруг каждой капли есть окислитель. При воспламенении продукты сгорания изолируют несгоревшую часть капли от воздуха, она не сгорает, а обугливается и превращается в сажу. То есть не все ДТ выполняет свою работу, даже в современных двигателях. Снижение общего расхода в газодизельном режиме возникает за счет более продуктивного сжигания дизтоплива, поскольку газ дожигает несгоревшее ДТ во время рабочего хода поршня, сообщая тому дополнительную энергию.

За счет описанного эффекта отмечается повышение мощности, что равно снижению расхода на выполнение той же работы. Хотя мы не стараемся за счет газа значительно повысить мощность. Если переборщить, то с учетом большего времени сгорания газа и повышения температуры, можно довести дело до перегрева ГБЦ и снижения ресурса мотора. К любой переделке надо относиться без фанатизма, разумно и взвешенно.
Компания AG Centrum разрабатывала блок управления ГБО ZENIT с подключением по CAN-шине при непосредственном участии специалистов «Изотоп Прибор Сервис». Система апробировалась нами в Украине путем установки на реально эксплуатируемые автомобили, и доказала свою эффективность.

Подготовил Денис Петров

Опубликовано в журнале autoExpert №1 2016. Использование материалов возможно только со ссылкой на источник.

НПП "Изотоп Прибор Сервис" – дистрибьютор CoJali в Украине и обладатель прав на торговую марку JalTest на территории Украины.
г. Киев, ул. Семашко, 13, оф. 408
Тел.: +38 (044) 233-46-81
е-mail: jaltest-ua@mail.ru

www.jaltest.ua


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 (голосов: 0)


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Архив

Февраль 2018 (21)
Январь 2018 (10)
Декабрь 2017 (26)
Ноябрь 2017 (28)
Октябрь 2017 (26)
Сентябрь 2017 (26)


Для размещения рекламы обращайтесь в рекламный
отдел по телефону:

+38 (067) 537-82-42