autoExpert




autoExpert » СТАТЬИ » Диагностика, техн. ремонта » Современные рулевые приводы: техническая информация от разработчика

Современные рулевые приводы: техническая информация от разработчика

ZF Services продолжает развивать отечественную сервисную составляющую не только поставками оригинальных комплектующих, но и всесторонней поддержкой современных образовательных программ. Семинар из серии «Дорога знаний», проходивший в Донецке, примечателен приездом Дирка Фукса - специалиста из немецкого города Швайнфурта, где находится центральный технический отдел ZF Services. Подробно о его тренинге в материале ниже.

Современные рулевые приводы: техническая информация от разработчика

Семинар «Дорога знаний», проходивший 2 дня в Донецке, выдался особенным по двум причинам. Первая – это передвижная мобильная выставка Show-Truck ZF Services, аналогов которой в Украину ещё не привозил ни один из поставщиков запасных частей. Вторая – возможность поучаствовать в тренинге и лично задать интересующие вопросы техническому специалисту из Германии Дирку Фуксу.

Все семинары серии «Дорога знаний» проводились на базе этого шоу-трака. Этот грузовой болид пилотируют два веселых немца – пилот Людвиг и штурман Имре. Первый - истинный немец - управляет аппаратом, второй – выходец из Закарпатья, владеет украинским, венгерским, русским и призван сопровождать уникальную технику на славянских просторах.

Оснащению шоу-трака позавидовал бы любой водитель-дальнобойщик, потому что в ситуации вынужденного простоя и стоянок внутри мобильной выставки можно не просто переночевать, а полноценно жить. Кроме бытовой техники на борту также расположены уникальные образцы автозапчастей, производимых концерном ZF Friedrichshafen AG: КПП, элементы ходовой, сцепления и др. И в течение часа-двух обыкновенный с виду тягач с прицепом превращается в «мобильную выставку + кафе» и ждет гостей под высоко поднятыми флагами.

Современные рулевые приводы: техническая информация от разработчика

Современные рулевые приводы: техническая информация от разработчика

Современные рулевые приводы: техническая информация от разработчика

Современные рулевые приводы: техническая информация от разработчика

В течение одного-двух часов шоу-трак ZF Services превращается из грузовика в мобильную выставку.


Непосредственно семинар был поделен между техническими тренерами Bosch и ZF Services и состоял из теоретической и практической частей. Теоретическую начитку, которую тренеры преподавали до обеда, во второй части закрепляли на практике в условиях реального автосервиса (к слову - подобная методика обучения давно и успешно практикуется в профильных учебных заведениях Германии). Специалист Bosch рассматривал новую услугу удаленной диагностики, принципы регулировки углов установки колес у различных производителей автомобилей и демонстрировал работу оборудования с инжекторами Common Rail, диагностического сканера KTS, измерение и регулировку углов установки колес с помощью стенда PWA, обслуживание автомобильных систем кондиционирования стендом ACS.

Дирк Фукс, сервис-инженер ZF Services, детально рассмотрел принцип работы и особенности обслуживания гидравлических и электромеханических рулевых реек, а также диагностику ДММ и влияние на его работу неисправностей стартера и дизельной системы автомобиля. Семинар проходил очень оживленно, сервисмены говорили о насущных вопросах, задать которые им попросту некому. К слову, помимо гостей семинара из Донецка, Луганска и областей, на семинар ZF Services специально для получения новых знаний в области современных рулевых систем прибыли трое специалистов из Грузии, где ZF Services не один год успешно сотрудничает с компанией TegetaMotors. Поэтому большая часть семинара состояла из вопросов и ответов, и даже в перерывах участники зачастую оставались, чтобы задать свой вопрос Дирку.

Современные рулевые приводы: техническая информация от разработчика

Современные рулевые приводы: техническая информация от разработчика

Современные рулевые приводы: техническая информация от разработчика

Современные рулевые приводы: техническая информация от разработчика

Теоретическая часть семинара Дирка Фукса ...


Современные рулевые системы. Гидравлика + механика
Рулевая рейка с усилителем - крайне ответственный механизм. Поэтому механик, обслуживающий подобные системы, должен обладать квалификацией и точно знать, что он делает. Обучение в отечественных профильных учебных заведениях рассматривает системы рулевого управления с усилителем лишь в общих чертах, в то время как на смену гидравлическому усилителю уже успел прийти электроусилитель руля.

За все годы применения гидравлических рулевых систем механики, в принципе, разобрались с их особенностями. И даже несмотря на то, что официальная рекомендация ZF гласит не вмешиваться в рулевые механизмы без специальной квалификации и оборудованных ремонтных цехов, некоторые отечественные механики изловчаются чинить и обслуживать подобные механизмы самостоятельно. Это не является секретом даже для западных специалистов. Конечно же, при таком ремонте ряд технических рекомендаций производителя нарушается, что может отразиться как на качестве работ, безопасности, так и на сроке службы отремонтированного изделия. Но все же факт имеет место, и от этого никуда не денешься. По крайней мере, пока в Украине не появятся авторизованные производственные мощности по восстановлению сложных агрегатов с возможностью обмена старых изделий на новые. Благодаря таким восстановленным в заводских условиях агрегатам автовладелец экономит свое время, деньги и получает гарантию качества от производителя. Но, к сожалению, в связи с рядом сложностей украинского законодательства на сегодняшний день даже вывоз из страны вышедших из строя агрегатов чрезвычайно осложнен. А на Западе такая практика повсеместна, и восстановленные рулевые рейки, стартеры, генераторы, насосы ТНВД и пр. помогают существенно экономить на ремонте не в ущерб качеству.

Современные рулевые приводы: техническая информация от разработчика

Современные рулевые приводы: техническая информация от разработчика

Современные рулевые приводы: техническая информация от разработчика

Современные рулевые приводы: техническая информация от разработчика

... плавно переходила в практическую.


Семинары ZF Services на украинском рынке на сегодняшний день - единственный официальной источник технической информации о рулевых системах с гидро- и электроусилителем. Конечно же, в однодневный семинар невозможно вместить все, что касается обслуживания рулевых систем, поэтому семинары были интерактивны и во многом строились на живой дискуссии, на том, что интересует участников. Дирк Фукс рассказывал основные принципы работы, преимущества и особенности обслуживания рулевых систем с усилителем и проблемы, которые могут возникнуть при замене и обслуживанию реек. Концерн ZF Friedrichshafen AG является разработчиком рулевых систем автомобилей и поставщиком деталей в первичную комплектацию практически для всех производителей автомобилей. Отдельно стоит заметить сотрудничество ZF с концерном VW, сегодняшние автомобили которого оснащаются исключительно электрической рулевой системой от ZF, а практические занятия проводились на автомобиле VW Passat, поэтому семинар проводился в донецком официальном сервисном центре VW Триол Авто.


Устройство рулевого механизма с гидроусилителем

Современные рулевые приводы: техническая информация от разработчика1 Роторный клапан
2 Контрольная втулка
3 Контрольные отверстия
4 Контрольные отверстия
5 Торсион
6 Рулевая колонка
7 Расширительный бачок
8 Насос гидроусилителя
9 Предохранительный клапан сброса давления
10 Обратная магистраль
11 Рейка
12 Рейка
13 Шестерня
14 Гидроцилиндр
15 Поршень
16 Рулевая тяга

Приводимый ремнем от коленвала насос гидроусилителя роторного или аксиально-поршневого типа забирает масло из бачка и нагнетает под давлением порядка 50-100 атм в золотниковый распределитель. Золотник отслеживает усилие на руле и дозировано помогает поворачивать колеса. Для этого используется следящее устройство - торсион, встроенный в разрез рулевого вала. Когда машина стоит или едет по прямой, то усилия на рулевом валу нет и торсион не закручен — соответственно, перекрыты дозирующие каналы распределителя, а масло сливается обратно в бачок для создания равномерного давления в обеих камерах. Водитель поворачивает руль, колеса сопротивляются - торсион закручивается тем сильнее, чем больше усилие на руле. Золотник открывает каналы и направляет масло в исполнительное устройство. В механизме типа "винт-шариковая гайка" большее давление подается или за поршень, или до него, помогая тому перемещаться вдоль рулевого вала. А в реечном механизме масло подается в корпус рейки - в ту или иную сторону от поршня, связанного с рейкой, и подталкивает ее вправо или влево. Когда руль уже повернут до упора, срабатывают предохранительные клапаны (поз.3, 4), сбрасывая давление масла и сохраняя детали механизма от повреждения.



Рейки с гидравлическим усилителем
В процессе эксплуатации реек с гидравлическим приводом усилителя руля свободный ход на руле может увеличиваться по мере износа и, соответственно, превышать допустимые значения. Увеличение люфта можно устранить за счет подкручивания плунжера на рулевой рейке. При регулировке плунжера он прижимает пружину и происходит более плотное соприкосновение рабочих пар. Очень важно при регулировке плунжера учитывать момент затяжки, потому что при перетяжке наблюдается затруднение вращения и закусывание в граничных положениях руля. Это происходит потому, что основная выработка рулевой рейки находится в пределах 90 градусов, а выработка в граничных положениях - ощутимо меньше. Поэтому после регулировки плунжера необходимо произвести тест драйв, чтобы убедиться в плавном вращении руля и отсутствии закусывания.

Современные рулевые приводы: техническая информация от разработчика

Отрегулировать люфт можно с помощью плунжера.


Очень важное значение в обслуживании рулевых реек с гидроусилителем имеет подбор пылезащитных манжетов и хомутов для их крепления. Механики часто не берут во внимание качество этих, казалось бы, элементарных комплектующих, а между тем именно эта причина является самой распространенной при выходе рейки из строя. Использование универсальных пыльников также не рекомендуется вследствие несоответствия размеров и материала оригинальным изделиям. Порядка 90% манжетов, присутствующих на рынке, зависят от конкретной модели автомобиля и не могут быть заменены универсальными изделиями. Хомуты, в свою очередь, играют важную роль в фиксации манжета. При использовании низкокачественных хомутов и недостаточной затяжке могут возникать небольшие прощелины. При движении автомобиля и вращении рулем внутрь манжета попадает вода и грязь, в результате чего возникает коррозия рулевой рейки и выход ее из строя.

Применение манжетов и хомутов может потребоваться также при полной замене рейки. Это возможно в случае поставки неполной, т.н. минимальной или короткой комплектации, в которых рейки поставляются без тяг и пыльников. Чтобы избежать возможного повреждения новой рейки ZF Services рекомендует изначально устанавливать манжеты и хомуты OES качества, поставляемые в рынок Aftermarket под торговой маркой Lemfoerder.

Увеличенный свободный ход на руле может указывать также на то, что торсион поврежден или разрушен. При повреждении торсиона - сопротивление при поворотах руля отсутствует. При запуске двигателя начинает работу насос гидроусилителя, но в этом случае при поворотах руля торсион не скручивается, движение масла в цилиндре не контролируется, хотя поддержка на руле должна появляться мгновенно. Но стоит владельцу поездить на такой рейке пару недель, как он привыкает и уже считает такое управление нормальным. Поэтому диагностика рулевого управления с гидроусилителем имеет решающее значение для ремонтных работ. Рулевую рейку можно вывести из строя даже на заглушенном двигателе или на холостых оборотах, если выворачивать руль в крайние положения.

Современные рулевые приводы: техническая информация от разработчика

Устройство роторного клапана.


Насос гидроусилителя
Для гидравлической рулевой рейки используется помпа, которая в зависимости от модели автомобиля создает давление от 50 до 100 атм. При запуске двигателя помпа начинает создавать давление, и в нулевой позиции в обеих камерах гидроцилиндра рейки создается одинаковое давление, которое составляет на любой позиции порядка 5-7 атм. В случае одинакового давления его стабилизирует сам вал, в случае неработающего двигателя и отсутствия давления вал становится более прослабленным.

В автомобилях старых годов выпуска или же с большим пробегом рулевое управление изнашивается. Гидравлическая система загрязняется различными отложениями, в том числе металлической стружкой от старой помпы. Такая стружка откалывается от лепестков крыльчатки и попадает в систему, блокируя работу золотника. В таком случае при повороте руля давление возрастает и, в конце концов, это может привести к выходу из строя как помпы, так и рулевой рейки.

Для того чтобы обезопаситься от подобных явлений при замене помпы гидроусилителя необходимо промыть систему, чтобы удалить отложения и стружку в системе. Для этого необходимо отключить трубку, подводящую к бачку обратки, и затем выкачать старое грязное масло на неполной мощности помпы. Это возможно при вращении двигателя стартером около 10 с, не допуская запуска самого двигателя. После этого необходимо установить новую помпу и залить новое масло в систему, и прокачать его таким же способом, пока жидкость не заполнит всю систему. Следующим шагом необходимо запустить двигатель и осуществить вращение рулем в обе стороны, чтобы жидкость попала во все каналы (в общей сложности 2-3 литра жидкости). После этого необходимо снова подключить трубку к расширительному резервуару, выровнять уровень и запустить двигатель. Необходимо снова провернуть руль влево-вправо, чтобы выгнать пузырьки воздуха, оставшиеся в системе, и снова проконтролировать уровень жидкости в резервуаре. Такой способ является самым действенным для промывки системы. В случае сильного загрязнения или для большей уверенности рекомендуется при промывке добавлять немного любой моющей жидкости, например жидкость для очищения тормозных дисков. Для тефлонового напылителя уплотнителей они не представляют опасности. Однако не стоит использовать чистящие средства вместо масла на первом этапе промывки. Несмотря на то, что дизельное топливо нередко используется для очистки различных деталей, не рекомендуется использовать его для промывки всей системы рулевого управления. В отдельных случаях износ может быть таким значительным и система засорена настолько, что промывка уже не будет давать должного эффекта и будет продолжать гнать стружку. Это может быть вследствие выработки на валу рулевой рейки, но ZF Services не рекомендует восстановление, гальваническое напыление валов.

Официальная позиция производителя рулевых механизмов настаивает на том, что вскрытие рулевой рейки может осуществляться только в заводских условиях, а выработанный вал должен быть заменен новым. Некачественное гальваническое покрытие сулит крайне недолгую и нестабильную работу восстановленной рейки, и как результат – быстрый выход из строя. Подобное далеко не редкость в пока что «кустарном» восстановлении рулевых валов, реек, редукторов. Как ни крути, а западная агрегатная система ремонта все же во многом более эффективна, потому что подразумевает заводской контроль качества.

Современные рулевые приводы: техническая информация от разработчика

Чтобы промыть систему гидроусилителя руля необходимо отключить трубку, подающую жидкость в бачок обратки.


Современные рулевые приводы: техническая информация от разработчика

В процессе прокачки жидкость необходимо доливать и проконтролировать ее уровень по окончанию.


На тренинге также подробно рассматривались электромеханические усилители руля: их обслуживание, неисправности, различные нюансы. Информации о подобных системах крайне мало, и случаи их обслуживания в большинстве направляются в дилерские центры. Поэтому, учитывая приличную стоимость работ и актуальность проблемы, подобная тема должна быть крайне интересна независимым сервисменам.
Об электромеханических усилителях читайте в следующем выпуске autoExpert.

Максим Белановский
По материалам тренингов ZF Services


Источник: журнал autoExpert №11`2013. При перепечатке ссылка на источник обязательна.



www.zf.com/ua


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 (голосов: 0)


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Архив

Апрель 2018 (11)
Март 2018 (27)
Февраль 2018 (21)
Январь 2018 (9)
Декабрь 2017 (26)
Ноябрь 2017 (28)


Для размещения рекламы обращайтесь в рекламный
отдел по телефону:

+38 (067) 537-82-42