autoExpert




autoExpert » СТАТЬИ » Диагностика, техн. ремонта » Проблемы с турбокомпрессором. «Кто виноват?» и «Что делать?»

Проблемы с турбокомпрессором. «Кто виноват?» и «Что делать?»

Сам по себе турбокомпрессор – надежная система сравнительно несложной конструкции, предназначенная для долгосрочной безотказной работы. Если бы не одно «но». Бессменным рабочим напарником турбокомпрессора выступает двигатель. И если один в этом дуэте фальшивит, сбивается и второй.

Проблемы с турбокомпрессором. «Кто виноват?» и «Что делать?»

Не редки случаи в ремонтной практике, когда турбокомпрессор меняют на новый без особой необходимости, ошибаясь в диагностике и приписывая ему проблемы в работе автомобиля, в которых на самом деле виноват двигатель. Часто внешние признаки неполадок первого и второго одинаковы. Так что, если есть уверенность, что мотор в порядке, приступаем к решению проблем его «напарника»…

Симптомы заболеваний и инструкции по лечению
Как ведет себя «приболевший» турбокомпрессор? Чаще всего его недомогания проявляются следующим образом:
– двигатель автомобиля не развивает полную мощность;
– из выхлопной трубы идет черный дым или синий дым;
– на первый взгляд безосновательно повышается расход масла;
– турбокомпрессор недовольно шумит при работе.

Теперь рассмотрим эти симптомы подробнее…
1. Низкая мощность двигателя, черный дым из выхлопной трубы.
Оба признака являются следствием недостаточного поступления воздуха в двигатель. Причиной этого может быть засорение канала подвода воздуха либо его утечка из выпускного коллектора.
Для начала запускаем двигатель и слушаем шум, производимый турбокомпрессором. При наличии опыта легко определить место утечки воздуха по характеру свиста. Также необходимо проверить, не засорен ли воздушный фильтр. Для верности сверяем количество поступающего воздуха с техническими данными завода-производителя.
После этого двигатель глушится, а уплотнение между воздушным фильтром и турбокомпрессором снимается для проверки на наличие засорений и повреждений. Если проблема не найдена, продолжаем осмотр.
Проверяем выпускной коллектор на наличие трещин и неплотную затяжку гаек, а системы выпуска – на наличие повреждений соединений и прокладок. Если и здесь все в порядке, следует несколько раз прокрутить ось турбокомпрессора, чтобы увидеть, свободно ли она ходит, нет ли повышенного износа или повреждения ротора турбины или компрессора. Обычно ось всегда имеет небольшой люфт, но если при вращении турбокомпрессора ротор турбины и компрессора задевает или трется о корпус – это явный износ. Если после проведенного осмотра причина неполадки так и не обнаружена, скорее всего, дело в самом двигателе.

2. Синий дым из выхлопной трубы.
Появление синего дыма является следствием сгорания масла. Это может произойти либо из-за его утечки, либо из-за неисправности в двигателе.
Первым делом проверяем воздушный фильтр: любое препятствие на пути воздуха к турбокомпрессору может стать причиной утечки масла. В этом случае за ротором компрессора образуется разряжение, что вызывает засасывание масла из корпуса оси в компрессор.
Следующим этапом будет снятие корпусов турбины и компрессора для проверки свободного вращения оси и отсутствия поврежденных роторов. После этого переходим к сливному маслопроводу (который идет от турбокомпрессора к корпусу двигателя), осматриваем его на наличие повреждений, сужений и пробок. Засорение этого маслопровода или повышенное давление в картере двигателя (в большинстве случаев вызываемое засорением системы вентиляции картера) приводит к тому, что масло из турбокомпрессора не возвращается в масляный картер двигателя. Также следует обратить внимание на давление газов в картере. Не забываем и тот факт, что в масляный картер сливается не только масло – в нем присутствует также часть отработавших газов и сжатого воздуха из турбины и компрессора. В этой смеси на одну часть масла приходится 4-5 частей газов.

3. Повышенный расход масла (без синего дыма).
Для выявления причины этой неполадки проверяем воздушный фильтр, а затем крепления корпуса турбины турбокомпрессора и давление. Оцените люфт оси, проверьте отсутствие следов износа от трения ротора компрессора и турбины о стенки соответствующих корпусов. Это обнаруживается по люфту оси турбокомпрессора.
Если ничего необычного не выявлено, следует искать неисправность за пределами турбокомпрессора.
Иногда постоянная утечка масла происходит через турбину при том, что она находится в исправном состоянии. Практика показывает, что «виноват» в этом засоренный сливной маслопровод или повышенное давление в масляном картере двигателя.

4. Шумная работа турбокомпрессора.
В данном случае проверяем все трубопроводы, находящиеся под давлением: вход и выход турбокомпрессора, систему выпуска. Также проверяем легкость вращения оси турбины и отсутствие трения роторов турбины и компрессора и их повреждения посторонними предметами. Если установлено, что роторы трутся или повреждены, следует заменить турбокомпрессор.
Также полностью снимаем маслопровод и трубку сапуна. Тщательно проверяем, нет ли засорений или повреждений. Ни в коем случае не стоит использовать герметик для крепления подающего и сливного маслопроводов турбокомпрессора. Большинство герметиков при контакте с горячим маслом растворяются в нем. Такое загрязненное масло может повредить подшипники и кольца турбокомпрессора. Очень часто остатки герметика вызывают засорение масляных каналов внутри турбокомпрессора.
Чаще всего причиной шума становятся утечки воздуха и отработавших газов. Иногда, не найдя неисправности, шум приходится устранять радикальным способом – заменой турбокомпрессора.

Все неприятости из-за…
Выше были рассмотрены возможные поломки деталей турбокомпрессора. Как ни странно, их образованию способствует не так много факторов, исключив которые, водитель может значительно продлить удовольствие от исправно работающего турбокомпрессора.

Основных причин, по которым вышеупомянутая система с течением времени чувствует себя все хуже и хуже, мы насчитали три.
1. Недостаточное количество масла.
2. Попадания в турбокомпрессор посторонних предметов.
3. Использование загрязненного масла.

Если проблема в недостатке масла, первыми выходят из строя подшипники. После выхода из строя одного или нескольких подшипников могут последовать другие повреждения, такие как трение роторов турбины и компрессора, износ уплотнительных колец. В совсем запущенном случае может треснуть ось турбины.

Почему так происходит? В нормальных условиях ось и подшипники работают при температурах 60-90°С. В случае нехватки масла резко увеличивается теплоотдача на ротор турбины. Это тепло в совокупности с теплом, выделяющимся при трении в подшипниках, поднимает температуру оси приблизительно до 400°С, приводя к коксованию остатка масла и вызывая перегрев оси.

Проблемы с турбокомпрессором. «Кто виноват?» и «Что делать?»

Не редки случаи в ремонтной практике, когда турбокомпрессор меняют на новый без особой необходимости, ошибаясь в диагностике и приписывая ему проблемы в работе автомобиля, в которых на самом деле виноват двигатель.


Кроме того, перегреваются все подшипники и корпус оси. Последний деформируется, а материал подшипников наваривается на ось турбокомпрессора. В случае биения оси возникают значительные повреждения на внешних частях впускного канала, а уплотнительные кольца утрачивают свои свойства. Из-за поломки подшипников лопатки ротора компрессора ударяются о внутреннюю его часть и повреждаются. При высокой температуре, возникающей вследствие трения при биении оси, алюминиевые подшипники плавятся. Часто такие подшипники имеют частично забитые отверстия для подвода масла и полностью изношенную поверхность. Бронзовые подшипники в случае перегрева теряют оловянный слой и изменяют цвет.

В случае попадания в турбокомпрессор посторонних предметов, например, частей клапанов или поршневых колец, возможны серьезные повреждения ротора турбины. Если во впускной канал компрессора попадает твердый предмет, края лопаток ротора сбиваются, а если мягкий (кусок ткани или резины) – гнутся. Абразивные материалы, такие как песок или грязь, быстро сошлифовывают лопатки ротора компрессора. Утечка между воздушным фильтром и турбокомпрессором может привести к тому, что лопатки будут сточены полностью.

Следствием этого явления будет разбалансировка оси и роторов турбины и компрессора. Разбалансированный ротор, в свою очередь, может привести к колоссальному повреждению подшипников. При скоростях вращения, достигающих 130000 об/мин, даже легкий дисбаланс может увеличиться до огромных размеров.

Теперь поговорим о загрязненном масле. Как известно, турбокомпрессор смазывается фильтруемым маслом. При загрязнении смазки происходит следующее: поверхность оси покрывается царапинами. Кроме того, это обеспечивает быстрый износ рабочей поверхности подшипника. Причем, повреждения могут быть настолько сильными, что даже каналы для подвода масла начинают закрываться. В крайних случаях внутренняя и наружная поверхности подшипника стачиваются до полного удаления слоя олова.

Густое масло задерживается на внутренних перегородках корпуса оси и снижает герметичность, что приводит к утечкам. Также густое масло может закоксовываться под воздействием тепла и затем стать причиной последующих повреждений подшипников и уплотнений. Еще загрязнения могут стать причиной глубоких царапин внешней поверхности подшипника.

Что касается алюминиевых вкладышей, то посторонние частицы в смазке могут задерживаться на их поверхности и вследствие этого вызывать значительные отложения на оси подшипника и в его корпусе.

В заключение следует отметить, что всех вышеописанных неисправностей можно избежать при правильном регулярном обслуживании двигателя, и, конечно, бережной эксплуатации…

Проблемы с турбокомпрессором. «Кто виноват?» и «Что делать?»

Мастера говорят: «Сломалась одна турбина – дело может быть и в ней, вторая - скорее всего не в ней, третья – точно не в ней».


Повторение – мать учения
Несколько простых и всем известных правил по эксплуатации турбокомпрессора, которые не лишним будет и в 155-й раз повторить клиенту, забирающему грузовой автомобиль с отремонтированным или приобретенным турбокомпрессором из сервиса.

1. После запуска холодного двигателя, по крайней мере, 5 минут не допускайте высоких оборотов, чтобы дать возможность маслу хорошо смазать турбокомпрессор.
2. Перед тем, как выключать двигатель после высокой нагрузки либо длительной поездки, оставьте его поработать не менее 1 минуты на холостых оборотах. Если сразу заглушить двигатель, работающий на высоких оборотах, турбокомпрессор будет некоторое время вращаться без смазки, поскольку масляный насос прекратит работу. При этом повреждаются подшипники и кольца агрегата.
3. Не забывайте регулярно осуществлять замену моторного масла и масляного фильтра. Имейте в виду, что высокая температура, возникающая при работе турбокомпрессора, уменьшает эффективность и долговечность масла. Поэтому заливайте только то масло, которое подходит для «турбированных» двигателей.

Источник: журнал autoExpert №2`2012. При перепечатке ссылка на источник обязательна.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 (голосов: 1)


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Архив

Январь 2018 (1)
Декабрь 2017 (26)
Ноябрь 2017 (28)
Октябрь 2017 (26)
Сентябрь 2017 (26)
Август 2017 (44)


Для размещения рекламы обращайтесь в рекламный
отдел по телефону:

+38 (067) 537-82-42