Обратное ускорение: тотальный контроль » autoExpert. Automotive from Europe. FORUM CTO.
autoExpert » СТАТТІ » Діагностика, технології ремонту » Обратное ускорение: тотальный контроль

Обратное ускорение: тотальный контроль

  • Переглядів: 2737
  • Дата: 2-02-2011, 12:56
  • Print
Обратное ускорение: тотальный контроль

Габариты, масса, мощность и высокие скорости - все эти факторы, перемноженные друг на друга, способны сделать эксплуатацию современных автомобилей небезопасной как для них самих, так и для окружающих. Ну а в случае с современным грузовым автомобилем, перевозящем многие тонны груза на дальние расстояния и с высокой скоростью передвижения, эта небезопасность возрастает многократно. Легко можно представить себе всю катастрофичность последствий неуправляемости, скажем, современного магистрального грузовика, стремящегося доставить свой груз в точку назначения без опозданий. При отказе управляющих систем такой автомобиль в мгновение ока способен превратиться из мощного инструмента решения мирных задач по перевозке грузов в не менее мощный, грозный и всесокрушающий агрегат. И есть только одна единственная возможность не дать ни единого шанса подобному перевоплощению. Название этой возможности - тормозные системы.

В соответствии с классическим определением к понятию тормозные системы относятся любые системы транспортного средства, предназначенные для снижения его скорости движения вплоть до полной неподвижности или для удержания его в полностью неподвижном состоянии. Таким образом, не только непосредственно колесные тормоза, но и любой другой механизм, способный, так или иначе, повлиять на замедление и остановку автомобиля с этой точки зрения относится к понятию тормозные системы.

Учитывая важность тормозных систем для безопасной эксплуатации грузового автомобиля нет ничего удивительного в том, что предназначенные для управления замедлением и стоянкой автомобиля устройства многократно дублируются. Традиционно тормозная система подразделяется на следующие составляющие:

- Рабочая тормозная система. В ее состав включено оборудование, предназначенная для обеспечения возможности снижения скорости транспортного средства и его остановке в обычном режиме эксплуатации.

- Запасная тормозная система. К ней относится оборудование, позволяющее водителю уменьшать скорость движения автомобиля или останавливать его при неисправной рабочей тормозной системе.

- Стояночная тормозная система. К этому оборудованию относятся устройства, позволяющее удерживать транспортное средство на наклонной поверхности и при отсутствии водителя.

- Вспомогательная тормозная система. В состав этой системы входят механизмы, позволяющие водителю поддерживать скорость движения автомобиля на заданном уровне или уменьшать ее на продолжительных дорожных спусках.

- Автоматическая тормозная система. Специфическая система, роль которой заключается в обеспечении торможения и остановки прицепа в аварийных случаях его неожиданного отделения от тягача.

- Антиблокировочная система (ABS). Фактически, это часть рабочей системы. Однако ее роль сводится к существенному увеличению эффективности торможения. Антиблокировочная система позволяет исключить проявление низкоэффективного режима торможения в случае блокировки одного или нескольких колес. ABS контролирует и управляет торможением на основе данных, поступающих от датчиков контроля скорости вращения каждого колеса. Система ABS с "высокопороговым" регулированием содержит как непосредственно, так и косвенно контролируемые колеса. ABS с "низкопороговым" регулированием характеризуется непосредственным контролем всех колес.

Не менее разнообразны и составные элементы, формирующие тормозную систему автомобиля. Прежде всего, к числу этих элементов относится энергоснабжающее устройство. Эта часть тормозной системы служит для регулирования, а при необходимости и для увеличения усилий, необходимых для выполнения эффективного торможения. В кинематической схеме она ограничена частью, где начинается передающее устройство с цепями тормозных систем, включая (в случае, если они установлены) вспомогательные устройства. Эта схема действует и в том случае, если в состав транспортного средства входит прицеп. Для работы энергоснабжающего устройства необходим источник энергии. В общей системе этот источник энергии может располагаться на некотором удалении от транспортного средства. Особенно хорошо это видно на примере использование пневмоцилиндра тормозной системы для прицепа. Кроме того, источником энергии, помимо прочего, также может служить и мускульная сила водителя.

Энергоснабжающее устройство тормозной системы автомобиля при своей работе использует такие факторы, как:

- физическое усилие водителя;

- физическое усилие водителя и дополнительный (возможно несколько) источник энергии;

- немускульные усилия водителя, только за счет одного или нескольких источников энергии;

- инерционное воздействие, как результат чрезмерного приближения прицепа к тягачу;

- гравитационное воздействие, возникающее при опускании сцепного устройства прицепа под действием силы тяжести.

Кроме энергоснабжающего устройства в обязательном порядке в состав тормозной системы входит также управляющее устройство. Эта часть задает режим работы и общее управление тормозной системой. Управляющее устройство содержит органы управления и срабатывает от:

- непосредственного воздействия водителя на привод;

- косвенного воздействия или (при несанкционированном отделении прицепа) без его вмешательства;

- изменении давления в соединительном трубопроводе или электрического тока в кабеле между тягачом и прицепом во время работы одной из тормозных систем или при возникновении ее неисправности;

- инерции транспортного средства или входящей в него массы, а также инерции одной из основных составляющих, входящих в его состав.

Управляющая система заканчивается в месте распределения энергии для торможения или в месте, где начинается ее преобразование.

Часть тормозной системы, предназначение которой состоит в передаче энергии, распределяемой управляющим устройством относится к тормозному приводу. Тормозной привод соединяет энергоснабжающие и управляющие устройства с тормозными механизмами, действие которых направленно на создание компенсирующих энергию движения автомобиля усилий. Тормозной привод имеет самые разнообразные конструкции. Он может быть механическим, гидравлическим, пневматическим, вакуумным или комбинированным, например гидромеханическим или гидропневматическим. Благодаря этим конструктивным особенностям удается увеличить и эффективность работы тормозной системы, и ее функциональность.

Конструкция тормозного привода может быть одноконтурной. Это означает, что контур тормозной системы состоит из единственной цепи, в случае неисправности которой энергия для образования торможения не поступит на исполнительные механизмы. В настоящее время применение одноконтурной конструкции тормозного привода встречается редко. На смену ему пришли многоконтурные конструкции, где тормозная система имеет несколько цепей. В случае неисправности одной из цепей в этой конструкции энергия торможения может передаваться полностью или частично по исправным цепям.

Венчает тормозную систему непосредственно сам тормозной механизм. Эта часть тормозной системы как раз и создает те самые силы, направление действий которых обеспечивают контроль за движением транспортного средства.

Кроме основных, в состав тормозной системы входит вспомогательное устройство тягача для прицепа. Эта часть тормозной системы предназначена для управления и передачи тормозной энергии системам прицепа. В состав вспомогательного устройства входят линии управления и соединительные элементы, обеспечивающие эффективность работы тормозной системы прицепа.

Тормозные системы автопоездов имеют свои особенности и различаются по ряду признаков. Автопоезд может иметь однопроводную тормозную систему, где используется лишь одна линия и для передачи энергии, и для управления тормозной системой прицепного звена. Тормозная система автопоезда может быть двух или многопроводной, что означает использование нескольких линий отдельно для передачи энергии, и для управления. Для обеспечения эффективного торможения автопоезда применяют также тормозные системы непрерывного действия. В этом случае создают такое сочетание тормозных систем звеньев автопоезда, при котором:
Обратное ускорение: тотальный контроль

Испытания системы курсовой устойчивости ESP на грузовиках MAN.

- водитель воздействием одной операции со своего рабочего места непосредственно на управляющее устройство тягача косвенно приводит в действие также и управляющее устройства прицепа;

- энергия, необходимая для торможения автопоезда и всех его звеньев инициируется и подается в результате мускульного усилия водителя;

- осуществляется одновременное или раздельное по фазам торможение каждого звена автопоезда.

В ряде случаев автопоезд может быть оснащен тормозной системой полунепрерывного действия. Эта конструкция характеризуется таким сочетанием тормозных систем звеньев автопоезда, при котором:

- водитель воздействием одной операции со своего рабочего места непосредственно на управляющее устройство тягача косвенно приводит в действие также и управляющее устройства прицепа;

- энергия для торможения каждого из звеньев автопоезда подается из двух и более источников энергии, одним из которых может быть мускульная сила водителя;
- торможение осуществляется одновременно или разделено по фазам торможения каждого из звеньев автопоезда.

Тормозная система автопоезда прерывного действия характеризуется таким сочетанием тормозных систем звеньев, при котором не используется системы как непрерывного, так и полунепрерывного действия.

В состав любой тормозной системы автопоезда входят линии, соединяющие тормозное оборудование всех звеньев автопоезда. К числу таких линий относятся:

- Линии передачи: предназначена для передачи энергии от тягача к устройству накопления энергии на прицепе;

для управления;

- Линия передачи и управления: служит одновременно как для передачи энергии, так и для пер- Линия управления: служит для передачи от тягачу к прицепу энергии, предназначенной едачи управления (одноконтурная тормозная система);

- Дополнительная линия: предназначена для передачи энергии от тягача к прицепу для торможения в аварийных случаях, при отказе рабочей тормозной системы.

Все линии управления тормозной системой могут быть выполнены либо в виде электропроводки и проводников. Либо в виде жестких, полужестких и гибких трубопроводов для передачи гидравлической или пневматической энергии.

Все, что известно о тормозных системах, все варианты и особенности их конструкций свидетельствует о том, что тормозным системам на транспорте уделяется огромное внимание. В шутке о том, что тормоза придумали богатые люди, есть не малая доля истины. Ведь забота о безопасности (своей и окружающих), предусмотрительность и стремление к подконтрольности системы - эти черты свойственны лишь тем, кто не понаслышке знаком с понятием "ответственность". Правильное использование плодов деятельности таких людей как раз и делает наш мир надежнее и безопасней. Поэтому своевременный уход и обслуживание предназначенных для обеспечения безопасности эксплуатации автомобилей тормозных систем - это как раз тот самый путь, который никогда не приведет к потерям.

Андрей Ильчук
При подготовке статьи использованы фото компании «Аутомотив ТСГ» - официального партнера
MAN Nutzfahrzeuge AG в Украине

Испытания системы курсовой устойчивости ESP на грузовиках MAN.
© MAN Nutzfahrzeuge AG
Шановний відвідувач сайту www.autoexpert-consulting.com. Якщо ви професіонал ринку автосервісу та торгівлі автозапчастинами, оливами тощо – ви маєте змогу безкоштовно користуватися послугою Hotline autoExpert за телефоном гарячої лінії +38 067 537 82 42.






Спецвипуски

Популярне

Реклама

Календар

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Опитування

Напрямок вашого бізнесу

Продаж автомобілів
Автосервіс
Гуртова торгівля автокомпонентами
Автомагазин
Автоперевезення
Інше