autoExpert





autoExpert » СТАТЬИ » Диагностика, техн. ремонта » Сервис грузовых автомобилей. Проблемы развития

Сервис грузовых автомобилей. Проблемы развития

Преодоление монопольного положения государственной собственности в автотранспортном комплексе (АТК) в результате реформирования отечественной экономики обусловило создание рынка транспортных услуг. Субъектами данного рынка, наряду с государственными предприятиями, стали акционерные и частные предприятия.

В итоге практически перестали функционировать крупные (более 200 автомобилей) и средние (от 100 до 200 автомобилей) автотранспортные предприятия (АТП) общего назначения и численность автомобилей в АТП специального назначения (ведомственных) уменьшилась в 2-2,5 раза. Количество грузовых автомобилей, нахо-дящихся в частной собственности составило на начало 2004 года 71,4%. За счет реорганизации средних и крупных АТП, выделения филиалов и других структурных подразделений, появления большого количества мелких частных предприятий мощность одного автохозяйства по отрасли значительно снизилась и составила в среднем 19 автомобилей.

Переход на новые формы хозяйствования и собственности привел к росту конкуренции на рынке транспортных услуг и как следствие к расширению структуры и повышению уровня качества выполняемых перевозок.

Однако, наряду с указанными результатами, процесс разгосударствления и приватизации государственного имущества в АТК привел к существенному снижению уровня технического состояния грузовых автомобилей и росту по этой причине дорожно-транспортных происшествий.

Причин такой ситуации несколько.
Во-первых, произошел процесс децентрализации системы управления процессами технического обслужи-вания и ремонта грузовых автомобилей, контроля их технического состояния. При монопольном положении го-сударственной собственности в АТК на всех АТП независимо от их размеров функционировало вспомогательное производство, которое позволяло осуществлять техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей АТП в полном объеме. Специальными службами осуществлялся ежедневный контроль технического состояния автомобилей. Капитальный ремонт в соответствии с планом выполнялся на авторемонтных заводах. При этом затраты на капитальный полнокомплектный ремонт были значительно меньше затрат на приобретение новой техники.

Во-вторых, для малых частных предприятий, которыми являются мелкие АТП, характерны как нестационарные процессы работы автомобилей, так и нестационарные процессы их обслуживания. Такие предприятия, как правило, не имеют своих производственных мощностей для выполнения ТО и ремонта принадлежащих им автомобилей. Затраты на создание таких мощностей значительно превышают доходы данных АТП. В итоге, ТО и ремонт автомобилей выполняется усилиями их владельцев в зоне их хранения или, в лучшем случае, на арендуемых мощностях более крупных АТП. В такой ситуации естественно обеспечить необходимый уровень технического состояния автомобилей и его проконтролировать практически невозможно.

В-третьих. Значительно снизились функциональные возможности производствено-технической базы (ПТБ) ранее существующих АТП. Данная база создавалась на протяжении 70-80-х годов и была ориентирована на продукцию отечественного автопрома, основу которой составляют автомобили грузоподъемностью 8 и более тонн. Однако результат современного процесса реструктуризации спроса на автомобильные перевозки привел, практически, к парализации подвижного состава данной грузоподъемности и к необходимости пополнения парка АТП автомобилями грузоподъемностью 1,5-3 т. В то же время низкие ставки амортизационных отчислений, осуществляемые АТП на протяжении всех 90-х годов, низкие темпы обновления парка технологического оборудования, не позволяют ПТБ гибко реагировать на изменения структуры парка автомобилей АТП.

В-четвертых. Действующая нормативная база не адаптирована к современным условиям эксплуатации и обслуживания автомобилей. В условиях рынка максимизация прибыли возможна только при удовлетворении потребительского спроса. Процесс изменения объема и структуры спроса на перевозки носит случайный характер, поэтому основные характеристики как перевозочного процесса, так и процесса ТО и ремонта автомобилей носят вероятностный характер. Это значительно затрудняет использование нормативов и рекомендаций действующего "Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта". В связи с этим труднореализуемой задачей является разработка плана по ТО и ремонту автомобилей малых предприятий, индивидуальных владельцев и определение затрат на поддержание автомобилей в работоспособном состоянии.

Анализируя указанные причины и мировой опыт решения связанных с ними проблем, можно отметить, что обеспечение работоспособности грузового транспорта в странах с высоким уровнем автомобилизации осуществляется предприятиями, которые не участвуют в перевозочном процессе и специализируются только на техническом сервисе. Так, например, в США ТО и ремонт грузовых автомобилей выполняют АРМ при автозаправочных станциях, независимые ремонтные мастерские, станции технического обслуживания продуцентов автомобильной техники и их дилеров, мастерские при АТП. При этом на долю последних приходится всего 6 %.

Учитывая результаты данного анализа, можно сделать вывод, что наиболее рациональным вариантом организации ТО и ремонта грузовых автомобилей в нашей стране является создание структуры предприятий технического сервиса этих автомобилей. При этом должна быть разработана специальная нормативно-методическая база, определяющая особенности функционирования технического сервиса автомобилей. Такая структура функционирует во всех экономически развитых станах и только в последние годы начала формироваться в Украине.
При формировании структуры сервиса грузовых автомобилей в Украине четко прослеживается тенденция создания на базе ранее бывших средними и крупными АТП отдельных функциональных подразделений в виде автоцентров и СТО указанных автомобилей. С учетом этих подразделений производится перераспределение основных производственных фондов (ОПФ) ПТБ АТП. Однако, согласно проведенному ранее анализу состояния ПТБ АТП, можно сделать вывод о низкой конкурентоспособности подобных автоцентров и СТО. Практический опыт показывает, что без дополнительных инвестиций, только за счет перераспределения ОПФ ПТБ и прибыли от перевозочного процесса создать конкурентоспособное сервисное предприятие на базе АТП практически невозможно.

Стоит отметить и тот факт, что тенденции формирования структуры предприятий сервиса грузовых автомобилей наметились только в крупных населенных пунктах. Радиус действия таких предприятий достигает 300-350 км, что делает их услуги недоступными для грузового автотранспорта, эксплуатируемого в сельском хозяйстве.

Современная классификация предприятий технического сервиса выделяет всего два вида станций техни-ческого обслуживания и авторемонтных мастерских в зависимости от места их расположения: городские и дорожные. Стоит отметить, что только производственная структура городских СТО позволяет выполнять ТО и ремонт автомобилей в полном объеме. На дорожных СТО выполняют работы, трудоемкость которых не превышает 1-1,5 чел.-час., то есть моечные, шиномонтажные, вулканизационные, смазочные, крепежные, регулировочные работы, а также мелкий ремонт. В тоже время опыт концерна Renault Track по созданию дорожных СТО во Франции, выполняющих все виды работ по ТО и текущему ремонту грузовых автомобилей данной марки, свидетельствует об успешном функционировании таких предприятий и о высокой степени удовлетворения спроса на услуги технического сервиса. Renault Track создает дорожные автоцентры через каждые 30-50 км. Для этого концерн строит как свои автоцентры и СТО, так и привлекает на договорной основе независимые предприятия. Такая сеть предприятий позволяет успешно поддерживать работоспособное состояние автомобилей, эксплуатируемых как междугородними перевозчиками, так и фермерами.

В Украине в настоящее время численность автосервисных предприятий ведущих производителей грузовых автомобилей не превышает нескольких десятков (Renault Truck имеет всего четыре станции). При этом им часто приходится объединяться и на одних и тех же производственных мощностях оказывать услуги владельцам нескольких марок. Так, например, в рамках промышленно-финансовой группы Volvo Global Truck, куда наряду с компаниями Volvo и Mack входит Renault V. I., разработан проект, в соответствии с которым представительство Renault Truck в Украине организовывает сервис совместно с Volvo Ukraine. Причиной данной ситуации является низкая концентрация автомобилей иностранного производства в Украине. Численность таких автомобилей со-ставляет всего 1,2-1,7% от всего парка грузовых автомобилей, эксплуатируемых в стране.

Темпы роста численности грузового автомобильного транспорта иностранного производства в последние годы стремительно растут, но они все равно недостаточны, чтобы в ближайшее время была сформирована сеть их сервисных предприятий. Наиболее эффективным представляется формирование сети фирменных предприятий технического сервиса грузовых автомобилей производства стран СНГ, что в значительной степени повысило бы уровень технического состояния парка грузовых автомобилей в Украине. При этом целесообразно воспользо-ваться принципами организации сервиса иностранными производителями.

В качестве вывода можно отметить, что:
- наиболее рациональным направлением решения проблемы поддержания работоспособного состояния парка грузовых автомобилей страны является формирование структуры предприятий, предоставляющих услуги по ТО и ремонту данных автомобилей;
- структура предприятий технического сервиса грузовых автомобилей должна формироваться с учетом концентрации автомобилей в отдельных сегментах и основных грузопотоков;
- основу структуры указанных предприятий должны составлять продуценты автомобильной техники и, прежде всего, украинские и российские производители.

Сергей Никульшин
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 (голосов: 0)


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Архив

Февраль 2018 (21)
Январь 2018 (10)
Декабрь 2017 (26)
Ноябрь 2017 (28)
Октябрь 2017 (26)
Сентябрь 2017 (26)


Для размещения рекламы обращайтесь в рекламный
отдел по телефону:

+38 (067) 537-82-42