autoExpert


autoExpert » СТАТЬИ » Диагностика, техн. ремонта » Bosch. Сходства и расхождения систем развал-схождения

Bosch. Сходства и расхождения систем развал-схождения

В среде специалистов автосервиса вокруг темы регулировки углов установки колес, точнее - вокруг стендов регулировки развала и схождения колес, периодически возникают дискуссии по ряду вопросов. Обсуждают, какая из технологий точнее, быстрее и надежнее. Решают, как ускорить окупаемость вложений в оборудование и прикидывают - во что именно стоит вкладывать.

Bosch. Сходства и расхождения систем развал-схождения

Bosch. Сходства и расхождения систем развал-схожденияОтветы на эти вопросы autoExpert искал в беседе со специалистом компании Bosch Николаем Запекой. Мы выясняли, какие есть нюансы в работе разных вариантов технологии "3D", каковы ее преимущества и недостатки… Однако и у CCD-стендов остались свои козыри, и в наших условиях эту технологию пока рано списывать со счетов.


3D для автосервиса. Суть понятия


Если не вдаваться в тригонометрию, то объяснить принцип работы 3D-стендов "развал-схождения" можно просто. Возьмите монетку, например, 1 гривну, и положите перед собой на стол. Вам известен истинный размер монетки, а также ее форма - круг. Теперь, когда она лежит на столе, ваш глаз воспринимает ее, как овал, а размер ее уменьшился пропорционально увеличению расстояния. И вы знаете, что проходящая через центр монетки ось - перпендикулярна плоскости стола. А расстояние до монетки, на глаз - сантиметров 70.

Конечно, в данном примере ваша задача по определению пространственного положения монетки облегчается тем, что вы знаете о примерной параллельности плоскости стола горизонту. А также знаете примерное расстояние до места на столе, куда вы монетку положили. Однако сам принцип будет работать даже в усложненных условиях. Например, в темноте, если светиться будет только покрытая фосфоресцирующим составом монетка, под которую будет что-то подложено, ради не параллельности столу. И даже если будете смотреть одним глазом, исключая стереоскопический дальномер.

Именно таким образом и работают 3D-стенды. Роль монеток выполняют контрастные графические метки на пластинах - "мишенях", которые крепятся к колесному диску, к шине или болтам. В ПО стенда записаны размер, форма (круглые или квадратные) и расположение меток на мишени. С помощью камер высокого разрешения стенд делает снимки мишеней и анализирует их. Сопоставляя видимые размеры и форму меток с идеальной моделью, с использованием математических алгоритмов компьютер вычисляет положение мишени, а значит, и колеса, на котором она закреплена, в пространстве. На основе этих данных строится виртуальная трехмерная модель расположения колес. Собственно, по этой причине технология и называется "3D".

Чтобы система могла определить положения осей вращения колес в пространстве, автомобиль вручную прокатывается по площадке. Мишени на колесах меняют положение, с ним меняются видимые размеры и форма меток, и процессор получает координаты четырех точек автомобиля, которые он связывает в одну плоскость. Также в этом процессе вычисляется биение колесных дисков, и на него делается поправка. Достаточно, чтобы колеса повернулись на 30% вперед и назад, то есть примерно на 20-30 см (в зависимости от диаметра) в каждую сторону. Для определения поперечного угла наклона оси поворота, расхождения в повороте и максимального угла поворота управляемых колес используются поворотные круги. То есть принципиально - все просто. Но есть нюансы.


Калибровка с нюансами


Большинство недорогих, ставших уже всем привычных, двухкамерных 3D-стендов периодически нуждаются в калибровке. Для этого используется так называемая "идеальная рама", на которую ставятся мишени. Проблема в том, что многие стенды калибруются только на одной высоте подъемника (т.е. на фиксированной разнице между высотой колес и камер стенда) - и только на ней они будут выдавать верные значения. А поскольку автомобиль надо прокатывать, и делать это на поднятой платформе опасно, калибруются такие стенды обычно на опущенном подъемнике. То есть, для измерений надо машину опускать, а для регулировок - поднимать.

Решения, позволяющие ускорить работу, могут быть разные. Первое - установка на яме: тут и меряем, и крутим. Тогда в яме надо ставить систему и монитор, чтобы не бегать смотреть на результаты измерений. Второй вариант - стенд с лифтом, в котором балка с камерами синхронно с подъемником опускается и поднимается по колонне. Такие решения, естественно, дороже. Есть еще самокалибрующиеся мобильные стенды, с отдельными колоннами для каждого блока камер, умеющие самостоятельно определять свое взаимное расположение в пространстве. Цена таких систем оправдывается их использованием разве что на конвейере или на СТО с десятками постов, выпускающими по несколько машин в час с ремонта ходовой.

Точнее о точности измерений


Стенды регулировки углов установки колес с технологией 3D набирают популярность в Украине. Основная причина - скорость работы: 5-10 минут на один автомобиль, без учета времени на регулировки, если они потребуются. Также стенды проще в работе, чем стенды CCD (так называемые "головочные), в которых на колеса крепятся не легкие ударопрочные мишени, а тяжелые головки с оптическими и гравитационными датчиками, которые категорически нельзя ронять. Кроме того, клиентам нравится, когда операцию выполняют на "3D", ведь все знают, что это "круто" и готовы платить дороже.

Но тут, однако, есть нюансы. Дело в том, что с каждым годом автопроизводители ужесточают допуски по точности регулировок углов установки колес. Если когда-то это было 20 угловых минут, то сегодня - 3-5 минут. А на новейших моделях - и того меньше. Для недорогого 3D-стенда нормальная погрешность измерений - порядка 5 минут (то есть 5/60 или меньше 1/10 градуса). Соответственно, чем меньше допуск, определяемый производителем, тем выше вероятность, что с учетом погрешности стенда при установке угла попасть в диапазон допустимых значений не получится.

Bosch. Сходства и расхождения систем развал-схождения

Есть еще такое понятие, как "воспроизводимость результатов" - чем ближе значения при повторном измерении, тем лучше. Собственно, воспроизводимость зависит от точности, а также от исключения влияний на систему при опускании и поднятии подъемника.


Семейство стендов Bosch FWA 46xx+


Bosch. Сходства и расхождения систем развал-схожденияBosch также выпускает 3D-стенды, которые заметно отличаются от большинства представленных на рынке моделей своей компоновкой, а также и продиктованным ею устройством. Прежде всего, бросается в глаза то, что измерительные блоки с камерами устанавливаются не на балке перед подъемником, а на самом подъемнике - между колесами автомобиля. Точнее - на подъемник устанавливаются кронштейны для крепления измерительных блоков - сами блоки можно снимать и хранить отдельно, если в данный момент нет необходимости в измерении углов установки колес.

Важнейшее преимущество этой системы - блоки поднимаются и опускаются вместе с автомобилем, то есть ничего не изменяется. Можно прокатывать автомобиль в нижнем положении подъемника, а крутить и измерять в поднятом положении. Кроме того, по сравнению с другими моделями 3D стендов, новинки выделяются уникальной измерительной системой со встроенной подсистемой позиционирования сенсорных головок. Проще говоря, этот стенд постоянно самокалибруется, т.е. точность измерений всегда остается изначально высокой, нет риска неправильной калибровки (такое случается, как по некомпетентности калибровщиков, так и при использовании неидеальной "идеальной рамы"). И к тому же - не придется платить за калибровку.

Николай Запека: "Использование двух камер на одну мишень позволяет достичь высокой точности и повторяемости измерений. Повторяемость означает, что вы взяли машину: прокатили - один раз измерили, еще раз прокатили - второй раз измерили, и результаты измерений будут совпадать. Система этого стенда также позволяет самостоятельно проверить, выполняется ли самокалибровка - есть процедура проверки калибровки. Если есть сомнения, можно поменять местами головки, и, если значения одинаковые, значит все хорошо.

Функция самокалибровки важна и потому, что позволяет обслуживать автомобили на нескольких постах. Например, на СТО заезжает длинный микроавтобус, но стандартный пост развала находится на подъемнике и длины подъемника недостаточно для работы с микроавтобусом... Благодаря функции самокалибровки, вы можете легко перенести стенд FWA 4630, например, на яму и сделать измерение и регулировку там. Для этого не нужно вызывать мастеров для калибровки стенда на новом месте. Достаточно иметь ровную поверхность аппарелей ямы. Измерительные блоки стенда связаны друг с другом оптически, и благодяря этому стенд самостоятельно скорректирует возможные погрешности в установке".



Из этого вытекает еще одно следствие - стенд можно использовать на нескольких постах СТО. Для этого достаточно оснастить любое количество подъемников кронштейнами для быстрого крепления измерительных блоков. А на яме можно обойтись и без них - достаточно просто положить блоки на пол более-менее ровно по бортам автомобиля.

Еще одно преимущество - свободное пространство перед автомобилем. Например, можно одновременно заниматься регулировкой света фар. И в целом следует принять во внимание, что у других 3D-стендов есть требования по минимальному расстоянию от измерительной системы до колес - обычно около двух метров. А здесь все рабочее пространство ограничивается периметром подъемника.

Система состоит из 12 видеокамер, 8 из которых (по 2 на каждое колесо) предназначены для определения углов наклона подвески. Благодаря этому достигается высокая точность ±2'', необходимая для обслуживания современных автомобилей. Еще 4 камеры используются в системе позиционирования для определения положения в пространстве сенсорных головок, благодаря чему и калибруется система перед каждым измерением. Принцип работы, в отличие от "классических" 3D-стендов, основан не только на вычислении позиционирования путем анализа видимых размеров и форм меток на мишенях, а также на триангуляции. Две камеры захватывают одну мишень, и поскольку угол наклона и расстояние между камерами фиксированы, по расстоянию между точками на изображении мишени стенд определяет положение колеса.

Частота обновления картинки - 27 изображений в секунду. Благодаря этому компенсацию биения можно делать как прокатыванием, так и проездом (практически не имеет значения, с какой скоростью перемещается автомобиль в процессе прокатывания - за несколько секунд или всего за одну), чем обеспечивается дополнительная экономия времени. Измерение угла поворота колес также осуществляется в режиме "онлайн". Передача данных от сенсорных головок к измерительному модулю происходит по кабелю. Передача данных от измерительного модуля к ПК происходит одновременно через Bluetooth и WLAN. Отсутствие кабелей между стойкой и измерительной системой исключает риск споткнуться о них.

В зависимости от потребностей СТО, стенды FWA 4630+ поставляются в различных видах комплектации, от минимальных до комплектов Excellence, куда входят дополнительные фиксаторы, адаптеры, кабели и т.п., а также монитор и принтер.

3D стенд развал-схождения FWA 46xx+. Основные особенности:
• Уникальная 3D технология с 12 камерами для эффективной и качественной работы:
• Небольшое время подготовки и быстрые измерения.
• Высокая точность регулирвки благодаря высокой повторяемости и точности
результатов измерения до +/- 2 угловых минут.

• 3 различных режима работы – для различных задач мастерской:
• Стандартные измерения (program-led).
• Smart Test (Быстрая проверка развал-схождения).
Smart-Test можно настраивать согласно требований клиента.
• Произвольные измерения (измерение выбранных параметров).

• Возможна установка на четырехстоечный подъемник, на ножничный подъемник на яму.
• Благодаря встроенной системе позиционирования возможно измерение на
любой высоте подъемника без каких либо дополнительных настроек.
• Возможна передача данных по кабелю (FWA 4630+) или через радиоканал (FWA 4650+).

Bosch. Сходства и расхождения систем развал-схождения


Разница в скорости 3D и CCD - в прошлом


На классических моделях CCD-стендов провести компенсацию биения прокаткой технология не позволяла - нужно было вывешивать каждое колесо с помощью домкрата. Каждое по очереди надо было прокручивать на 90 градусов по три раза. Все эти операции приводили к тому, что весь цикл измерений растягивался на полчаса. На этом фоне преимущество 3D-стендов в скорости работы было троекратным.


Однако у Bosch появилась также модификация CCD-стенда, позволяющая компенсацию биения выполнять тем же прокатыванием. В измерительные головки встроен энкодер, а сама головка вращается на оси. При прокатке датчики считывают угол поворота осей креплений головок, и расчет компенсации биения дисков осуществляется одновременно для всех колес. В результате скорость работы стенда соизмерима с 3D-технологией - требуется примерно на пять минут больше на одну машину, что, в принципе, сравнимо с разницей в расторопности самого оператора.

Такой стенд позволяет обслуживать практически все автомобили, в отличие от стендов, для которых необходимо поддомкрачивание. Дело в том, что прокатывание является обязательной процедурой для некоторых производителей автомобилей, поскольку напряжения в подвеске автомобиля после поддомкрачивания может привести к ошибке измерений.

Bosch. Сходства и расхождения систем развал-схождения

Самое же интересное в том, что в технологии CCD изначально заложена высокая точность, на уровне ±2 угловых минуты. Этот стенд вполне конкурентоспособен на фоне недорогих двухкамерных 3D-стендов, и позволяет охватить больший парк благодаря более высокой точности измерений. А если на СТО есть поворотные плиты от какого-то старого стенда, то можно приобрести версию апгрейд-CCD, в которую входит измерительная система, радиомодуль и программное обеспечение. И тогда это решение заметно выиграет по цене у любых 3D-стендов.

Факторы окупаемости стендов развал-схождения


Расчет окупаемости стенда - задача непростая. Потому что рассчитывать ее только исходя из стоимости этой конкретной услуги будет неправильно. Ведь данный стенд является также и средством привлечения клиентов, и увеличения чека по автомобилям, которые могли заехать по совершенно другой причине.

Николай Запека: "Когда клиент заезжает на развал-схождение, очень редко все ограничивается просто регулировкой - обычно имеет место замена узлов подвески, а уже затем регулировка углов установки колес. С другой стороны - как вообще делать работы по подвеске, не имея стенда - оправлять к партнерам "по соседнему адресу"? Теоретически возможно, но несолидно, ведь клиент предпочитает получать комплекс услуг в одном месте.

Наличие стенда позволяет привлекать новых клиентов путем проведения акций, например - проверка "развала-схождения" за 1 гривну! А перед заездом на стенд - осмотр подвески, и скорее всего, окажется, что что-то и поменять надо сначала. После замены неисправного узла следует процедура проверки и регулировки углов установки колес, которая уже проводится за полную стоимость. Оборудование должно генерировать или прибыль, или клиентов. Стенд для регулировки углов установки колес сейчас намного чаще стал использоваться как генератор клиентов для поста ремонта ходовой".



В целом подход к приобретению стенда развала-схождения должен быть "функциональный" - ведь покупается не какая-то определенная технология, а способность оказывать услугу: в определенном объеме, на одном или нескольких постах, с определенной скоростью и удобством для оператора. И конечно - с соблюдением технических требований к результату. Если речь идет о стендах Bosch, то это оборудование, позволяющее проводить измерение развала-схождения на уровне дилерских приборов. Кстати, Bosch продает стенды развала-схождения группе VAG, поэтому клиенту СТО всегда можно прямо сказать: 3D-стенды Bosch соответствуют всем требованиям к точности, которым соответствует дилерский прибор.

Если небольшая разница в скорости обслуживания не имеет особого значения, а мастера на СТО способны объяснить клиентам, что важна точность, а не конкретная технология - тогда можно использовать и CCD-стенд последнего поколения Bosch. Также эти стенды могут работать там, где нет свободного места для установки 3D-стенда (кроме описанного Bosch с установкой между колесами).


Bosch. Сходства и расхождения систем развал-схождения

Бесконтактная технология - будущее развал-схождения
Компания Bosch выпустила новый высокотехнологичный бесконтактный стенд регулировки углов установки колес Bosch FWA 9000 Touchless. Инновационная трехмерная технология измерения в сочетании с высокой точностью позволяет быстро провести измерения всех четырех колес одновременно и рассчитать значение развала и схождения за несколько секунд.

Измерительная система стенда состоит из двух стереокамер, лазерного проектора и системы позиционирования автомобиля. Лазерный проектор генерирует 4000 точек на колесо и кузов. С помощью двух стереокамер изображение с каждого колеса передается в систему для построения объемной (3D) модели. Алгоритм обработки 3D-модели рассчитывает геометрию установки колес и их взаимного расположения. Инновационная трехмерная технология позволяет провести измерения и расчеты в течение нескольких секунд.

Все измерения исключают какие-либо физические контакты измерительной системой с колесом, шиной или автомобилем (как-то установку мишеней или головок). За счет этого исключаются повреждения дисков, шин, ошибки при установке мишеней или головок, одновременно достигается быстрота и точность измерений.

Стенд FWA 9000 автоматически определяет движение автомобиля и запускает первичные измерения, им легко управлять с помощью пульта ДУ.

Значение углов развала и схождения отображаются также в поднятом положении автомобиля для легкой и быстрой регулировки, а результаты можно сравнивать с тестовыми значениями. Стенд предназначен для СТО с высокой загрузкой, при этом не требует дополнительного пространства: его можно установить на посту приемки автомобиля, а свободное место впереди поста использовать для регулировки света фар и системы адаптивного круиз контроля.


А об использовании самой современной - бесконтактной технологии в нашей стране пока говорить рано, но сам факт, что именно Bosch первым довел ее до практического использования, говорит о многом.


Беседовал Александр Кельм

Дополнительную информацию можно получить на сайтах: www.bosch.ua, www.bosch.com и www.bosch-press.com.

Bosch. Сходства и расхождения систем развал-схожденияОпубликовано в журнале autoExpert №6 2017. Использование материалов возможно только со ссылкой на источник.

Скачать журнал autoExpert №6 2017


Читайте также: Bosch. Сходства и расхождения систем развал-схождения, autoExpert №6 2017
Bosch KTS. Законодатель моды, autoExpert №6 2017
Горячая линия Вosch. Контакт с глобальным опытом, autoExpert №5 2017
Учебный центр Bosch. Без альтернатив!, autoExpert №5 2017
Лучший механик «Бош Авто Сервис», autoExpert №5 2017
Стеклоочистители Bosch. На острие прогресса, autoExpert №5 2017
Bosch ENV. Жидкость для тормозных систем будущего, autoExpert №4 2017


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 (голосов: 1)


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Архив

Июнь 2018 (12)
Май 2018 (21)
Апрель 2018 (26)
Март 2018 (26)
Февраль 2018 (21)
Январь 2018 (9)


Для размещения рекламы обращайтесь в рекламный
отдел по телефону:

+38 (067) 537-82-42