autoExpert





autoExpert » СТАТЬИ » Персонал.Подб.и обуч. » Ремонт АКПП. Становление отрасли

Ремонт АКПП. Становление отрасли

Во Львове состоялся очередной, 16-семинар руководителей украинских предприятий, занимающихся ремонтом автоматических трансмиссий. Семинар, как всегда, организовал руководитель «Украинского центра трансмиссий» (UTC) Сергей Архипенко. В его работе также приняли участие консультанты из Германии, Великобритании, Нидерландов и США.

Ремонт АКПП. Становление отрасли

Однако, кроме обычных консультационно-обучающих лекций, участники семинара также обсуждали вопросы создания общественной организации - ассоциации, которая на добровольных началах объединила бы ремонтников АКПП для повышения уровня предоставляемых услуг, и совместной защиты общих интересов. Иными словами, в Украине происходит активное формирование и становление новой самостоятельной отрасли - ремонта и обслуживания автоматических трансмиссий, и львовский семинар явился очередным этапом этого процесса.

«Белые пятна» организации ремонта АКПП
Сергей Архипенко, руководитель UTC, инициатор обучающих семинаров в сфере ремонта автоматических трансмиссий:
«Наш очередной, майский, семинар в целом был посвящен рассмотрению нескольких узконаправленных технических вопросов, связанных с ремонтом автоматических трансмиссий. Однако, его нельзя рассматривать в отрыве от всего комплекса мероприятий, инициированных UTC при широкой поддержке других предприятий такого же профиля, и направленных на улучшение организации всей системы ремонта АКПП в Украине, с приведением ее работы в соответствие с мировыми стандартами, а порой и просто со здравым смыслом.

Ремонт АКПП. Становление отраслиКруг приоритетных вопросов в этой сфере просто огромен, даже простое осмысление всего их комплекса на текущий момент просто нереально, поэтому я вынужден остановиться лишь на наиболее общих, самых важных и актуальных направлениях нашей работы.

Например, в сфере технической экспертизы Украине невозможно получить официальное, ответственное и компетентное заключение по качеству выполненных ремонтных работ и причинах выхода агрегата из строя. В результате разрешение конфликтных ситуаций в судебном порядке тоже невозможно.

Для экспертиз и компетентных заключений, прежде всего, необходимо иметь специалистов, обладающих инженерной подготовкой, определенным объемом знаний в сфере ремонта автоматических трансмиссий.

Для этого нужны технически образованные люди, которые в Украине есть, хотя и немного, всего несколько человек. Они имеют не только инженерное образование, но и ученые степени, прошли специальное обучение по механике и гидравлике, и могут дать квалифицированную оценку той или иной работе. Единственное, чего у них нет - это правового поля, в котором они могли бы действовать. Им нужен законный статус своей профессии, официальный допуск государства к такого рода деятельности, будь то государственное учреждение или частная компания. А на текущий момент, в национальном Классификаторе профессий определение специальности "слесарь по ремонту автоматических трансмиссий" просто отсутствует. Плюс ко всему, это также делает невозможной системную подготовку кадров для нашей отрасли.

То есть еще одной масштабной проблемой для нас является обучение специалистов. Ее лишь отчасти удается решить с помощью наших семинаров.

Информационное обеспечение тоже оставляет желать лучшего. Недостаток информации в нашей сфере деятельности компенсируется опять-таки с помощью семинаров, но тоже лишь отчасти. Не менее важным является и обмен практическим опытом среди наших предприятий. Иными словами, нам нужен информационный сайт, на котором такую работу можно было бы проводить на системной основе.

В кругу этих проблем следует отметить еще одну, касающуюся обеспечения наших ремонтников запасными частями. Поставщиков в Украину запчастей к автоматическим трансмиссиям множество, начиная с официальных производителей, таких как Mercedes, BMW, Mazda и все остальные, и заканчивая небольшими компаниями, которые занимаются такими же поставками от самых разных производителей запчастей.

Однако ни одна компания не может содержать в полном объеме и на одном складе всего необходимого ремонтникам АКПП ассортимента запчастей для коробок всех типов. Это не под силу даже таким гигантам рынка, как TRANSTAR с годовым оборотом в 4 млрд. долларов.

Вот такими, если говорить очень кратко, являются "опорные точки" нашей деятельности, которые нам еще предстоит обустроить».

Ремонт АКПП. Становление отрасли

Семинар: в поисках ответов
Вместе с вышеперечисленными задачами стратегического, так сказать, значения, перед ремонтниками автоматических трансмиссий непрерывно возникают и текущие вопросы, на которые мы стараемся ответить с помощью семинаров, с привлечением консультантов ведущих мировых компаний в этой сфере деятельности. Постоянные слушатели наших семинаров с ними знакомы уже давно.

Как обычно, тематика семинара была посвящена как грядущим новинкам, так и особенностям ремонта АКПП, которые в Украине уже известны.

В этот раз доктор технических наук Вильям (Билл) Хенни (Великобритания, компания Bluereach) рассказал о некоторых особенностях новых АКПП Mercedes 724.2, 742.2, которые будут применяться в ближайшем будущем. К нам в ремонт они попадут не ранее, чем через несколько лет, однако, известны случаи, когда в нашей стране в ремонт попадали автоматические трансмиссии даже самых новых конструкций. Поэтому эта информация была включена в программу семинара, чтобы получить об этих агрегатах хотя бы общее представление.

Новые АКПП имеют очень много отличий от прежних конструкций. Они уже не только гидравлические, а наполовину механические, без гидравлических муфт, с двойным "сухим" сцеплением. Ближайший аналог такой конструкции - коробки DCT и DSG. Если они в ремонт к нам все-таки поступят, их конструктивный особенности не должны стать неожиданностью - мы уже, по крайней мере, знаем, как они устроены, как работают.

Очень полезной была информация по ремонту коробок CVT, которую озвучил г-н Кун Ван Бик из Нидерландов - инженер Bosch по АКПП CVT, представитель компании Bosch в Европе и Северной Америке. Его информация отличалась новизной, достаточной полнотой, и может реально облегчить работу наших ремонтников - обсуждались АКПП Jatco 015, 016, 017, которые устанавливаются на серийных автомобилях Nissan, Mitsubishi, Peugeot, Dodge, Renault, Suzuki.

Интересные сведения, касающиеся практического опыта агрегатного и узлового ремонта АКПП, прозвучали в выступлении руководителя хмельницкой компании West Transmission Александра Ивании.

От вице-президента продаж и маркетинга компании ALTO (США) Рони Зелечонка участники семинара узнали о новых запчастях, которые начала выпускать компания.

Это достаточно крупная и знаменитая компания, с мощной производственной базой. ALTO производит запчасти к автоматическим трансмиссиям не только легковых автомобилей, но и грузовиков, тяжелой техники - бульдозеров, экскаваторов, кранов, морских судов, и даже военной техники. Они производятся в Америке, и поставляются по всему миру. Ассортимент изделий этой компании огромен. Она каждый год выпускает новинки по запчастям к различным КПП, и всегда представляет что-нибудь такое, чего раньше вообще не было, например, запчасти к гидротрансформатору АКПП Мерседес 722.9. Раньше их найти было просто немыслимо, а теперь можно приобрести на ALTO.

Информация, подобная той, которую предоставил Рони Зелечонок, облегчает поиск запчастей, и в этом ее ценность для ремонтников АКПП.

Ремонт АКПП. Становление отрасли
Организатор семинара и зарубежные гости (слева направо): Сергей Архипенко, владелец компании UTC, Украина; Rony Zelechonok (Рони Зелечонок), вицепрезидент по продажам и маркетингу компании ALTO, США, William (Bill) Henney (Вильям Хенни), доктор наук, компания Bluereach, Великобритания; Coen Van Beek (Кун Ван Бик), ведущий специалист BOSCH по автоматическим коробкам передач CVT, Голландия; Holger Fraustein (Хольгер Фрауштайн), президент компании NEWCOAUTOLINE, Германия.

Мысли вслух
Естественно, каждый из участников семинара искал ответы на какие-то свои вопросы, и у каждого из них о семинаре сложились свои впечатления. Многие из них могут оказаться полезными не только в плане подготовки к последующим семинарам, но и для тех ремонтников, которые в ситу тех или иных причин посетить семинар не смогли.

Ремонт АКПП. Становление отраслиАлександр Ивания, компания West Transmission, г. Хмельницкий:
«Еще в прошлом году, на таком же семинаре, я выступил по теме "Технологии восстановления отдельных элементов АКПП". В силу ряда причин, и тогда, и в обозримом будущем эта тема для украинских ремонтников будет оставаться актуальной. Автоматические трансмиссии постоянно претерпевают изменения своей конструкции, а в случае их выхода из строя возникают проблемы с запасными частями - то поставщики не успевают, а порой их и вовсе нет. Но это не означает, что АКПП нельзя отремонтировать. Многим деталям можно дать "вторую жизнь", а коллективный опыт такой работы и взаимопомощь на данном этапе нашего развития является очень ценными. Особенно плодотворные контакты в этой сфере у нас сформировались с киевскими и одесскими ремонтниками.

Довольно длительное время мы обсуждаем некоторые особенности восстановления вариаторного узла АКПП JF 015 Nissan Juke выпусков 2011-2013 гг. К нам поступили подряд четыре таких автомобиля, каждая с пробегом около 50 тыс. км. Неисправности у всех тоже были одинаковые, заводского "происхождения" - не выдерживал упорный подшипник входного (первичного) вала коробки. Поэтому искать "родной" подшипник не имело смысла - для этой АКПП он явно слабоват.

Выход был найден следующий. Типоразмерам "родного" подшипника наиболее соответствовал наш обычный 203-й. Поэтому мы расточили гнездо для подшипника на координатно-расточном станке, а для выравнивания посадки подшипника по высоте заменили упорную шайбу. Также были случаи выработки этого вала и со стороны сцепления. Такая неисправность тоже оказалась преодолимой: мы увеличивали диаметр вала плазменным напылением с дальнейшей шлифовкой под диаметр статора.

Были и проблемы с китайской 6-ступенчатой АКПП М 78 Ssang Yong. Там прослаблено место крепления статора масляного насоса (посадочное место на слишком мелких шлицах). Эти шлицы запросто могут срезаться, но их можно восстановить навариванием металла с дальнейшей проточкой шлицов и запрессовкой вала в посадочное место. Такие вещи приходится делать из-за отсутствия запасных частей, но они себя оправдывают. Во всяком случае, наши коллеги уже в течение года шлют нам статоры насосов для восстановления.

Необходимо сказать и несколько слов о подготовке специалистов в нашей сфере. В прошлом я педагог, и с уверенностью могу утверждать, что в Украине система образования очень отстала от реальных потребностей. Преподаватели, как правило, учат студентов тому, чему их самих учили когда-то, но эти знания безнадежно устарели. В учебном заведении должен быть аналитический отдел, изучающий потребности рынка, и в соответствии с заключениями этого отдела в учебные программы должны очень оперативно вноситься соответствующие изменения. Однако даже такие, казалось бы, очевидные вещи в существующей системе образования вряд ли возможны. Поэтому едва ли не единственный путь, по которому мы можем двигаться в плане подготовки кадров и повышения нашей собственной квалификации - это наши семинары, которые, по своей сути, являются фрагментом европейской системы образования. Другого выхода у нас просто нет, и мы продолжим заниматься этим делом.

Ремонт АКПП. Становление отрасли

Также я хотел бы высказаться по поводу семинара. Наш зарубежный партнер Вильям Хенни представил нам для ознакомления две технические новинки, описание двух АКПП Мерседес, с которыми нам придется столкнуться в более-менее отдаленной перспективе. Такая информация непосредственно от производителя - большой плюс в нашем деле.

Но особенно я хотел бы поблагодарить вице-президента продаж и маркетинга компании ALTO Рони Зелечонка. Его компания начинает выпуск запчастей к новейшим моделям автомобилей через две-три недели, а не через три-четыре месяца, как другие. Мы в этом уже убедились на практике. Продукт этой компании очень качественный, сравнительно недорогой, компания очень мобильная, молниеносно реагирует на потребности рынка, и если нашему сотрудничеству что-то и препятствует, так это проблемы с нашей таможней. Компания ALTO, как и ее вице-президент продаж и маркетинга Рони Зелечонок, являются для нас очень ценными партнерами. Еще в прошлом году он предоставил нам информацию о ремонте гидротрансформаторов, которая лично для меня и моего предприятия оказалась очень полезной и своевременной. Он отлично ориентируется в потребностях нашего рынка, его информация всегда по существу, и он предупреждает нас о новых задачах, с которыми мы потом сталкиваемся на практике буквально через несколько месяцев.

За два дня семинара лично я получил серьезный объем интересной и полезной информации, как актуальной на сегодняшний день, так и на перспективу. Их соотношение примерно 50:50, но актуальной информации хотелось бы побольше, особенно по ДСТ 450.

Хотел бы высказать пожелание и своим коллегам: если по ремонту той или иной АКПП возникают нестандартные вопросы, не следует пытаться решать их в одиночку. Во-первых, есть с кем посоветоваться, а во-вторых, их надо записывать, чтобы потом не забыть, и вносить в заявки на проведение следующего семинара. То есть, тематику предстоящих семинаров нам всем не мешало бы проводить тщательнее, это даст возможность нашему организатору Сергею Архипенко максимально привести их содержание к нашим реальным потребностям.

Также считаю необходимым высказаться по поводу организационных вопросов работы нашей отрасли. Меня немного удивляет безразличие некоторых моих коллег к учреждению ассоциации ремонтников автоматических трансмиссий. Она все равно будет создана, и участие в ней будет, естественно, только добровольным. Я бы понял, если в силу каких-то обстоятельств человек просто не хочет стать ее участником. Но отрицать саму потребность такого объединения только из-за того, что "ассоциация лично мне ничего не даст" - я этого не понимаю. Обращаю внимание всех своих коллег: кроме личных интересов, у нас есть еще и корпоративные. Их еще предстоит четко сформулировать, и определить, как защищать.

Меня, например, волнует вопрос подготовки кадров по нашей специальности, и главным препятствием в этой сфере я считаю отсутствие ее определения в официальном Классификаторе профессий. Убрать это препятствие можно только общими усилиями, и поэтому учреждение ассоциации я считаю необходимым. Но есть и другие вопросы, касающиеся, например, растаможивания запчастей, компетентности арбитража и пр., которые рано или поздно коснутся каждого из нас. Искать на них ответы кустарям-одиночкам будет значительно сложнее».

Ремонт АКПП. Становление отраслиПавел Гавришкевич, г. Львов:
«Рынок услуг Львовщины по ремонту автоматических трансмиссий практически не занят, очень мало людей предпочитают заниматься этим видом бизнеса. На моем предприятии работает три человека, мы ремонтируем в среднем около десятка трансмиссий легковых автомобилей в месяц.

Я считаю свою работу важной. Ведь практически любая современная техника связана с использованием автоматических трансмиссий, будь то автоматическая линия на производстве, или коробка перемены передач на автомобиле. Это сложный механизм, который включает в себя множество элементов, и привести его в порядок непросто.

В Украине ремонт автоматических трансмиссий, как явление, существенно отличается от европейской системы обслуживания таких агрегатов. За рубежом, например, АКПП могут ремонтировать на заводе, на специальных линиях, и клиенты СТО получают такие агрегаты из оборотного фонда. У нас в стране производителей АКПП нет, а их ремонт производится в таких мастерских, как, например, моя.

Точно так же, как и моим коллегам, мне приходится задумываться над способом устранения той или иной неисправности, а в результате могут появиться новые ремонтные технологии, оригинальный инструментарий.

Предприятия, подобные моему, требуют помощи в развитии. Поэтому я считаю очень полезными семинары, которые организовывает руководитель UTC Сергей Архипенко. Они помогают отслеживать новинки, обменяться опытом со своими коллегами - по вопросам диагностики, ремонта, поставок запасных частей. Ассортимент АКПП очень широк, и в процессе их обслуживании возникает множество нюансов. Советы коллег часто снимают проблемы в таких ситуациях.

Также принципиально важным является изучение рынка запасных частей. Они должны быть качественными, надежными, и доступными по цене. Поодиночке правильно сориентироваться в этой сфере очень трудно, тут нужны коллективные усилия.

Обмен такой информацией - и по ремонту, и по запчастям, очень способствует развитию нашей отрасли. Думаю, насчет отрасли я не оговорился. Наша деятельность очень специфическая и узконаправленная. Среди других ремонтников мы стоим особняком, и обслуживаем не только автомобили. Именно поэтому нам необходимо объединиться. Я считаю, что ассоциация нам необходима, и для начала не мешало бы создать свой информационный сайт, из которого мы, по крайней мере, могли бы узнать, сколько нас на самом деле, и кто в каком направлении работает.

Кроме того, нам необходимы контакты с зарубежными партнерами - и производителями, и ремонтниками, и поставщиками запасных частей. Да и узнать о деятельности аналогичных организаций за рубежом тоже не мешало бы.

Системно наладить такие контакты сможет только ассоциация. Да и некоторые другие вопросы тоже надо решать - как это так, что в Украине, например, в Классификаторе профессий отсутствует наша? Также необходимо учредить типовые формы договоров на наши услуги, разработать какие-то методики разрешения конфликтных ситуаций с клиентами. В Украине совершено отсутствует возможность для проведения, скажем, компетентной технической экспертизы. Ведь виновным в поломке агрегата может оказаться как водитель, так и ремонтник, и производитель запчастей или их поставщик. Скандалами эти вопросы нам не урегулировать, нужен системный подход, а обеспечить его может ассоциация, с общепризнанными лидерами отрасли во главе.

Украина, хоть и медленно, но все же вливается в ЕС, а там за свои слова и дела каждый отвечает собственным кошельком и репутацией. Безответственным кустарям в такой системе делать нечего. Поэтому организоваться нам следует непременно - в ассоциацию, в клуб по интересам, или оформить наше сообщество каким-либо иным способом, но это надо сделать, постепенно, поэтапно, формируя круг наших общих интересов и потребностей.

В заключение хочу заметить следующее. Я впервые присутствую на таком семинаре, и считаю, что он организован и проведен просто отлично. Возможно, рекламы было многовато, а лично мне на таком мероприятии хотелось бы побольше общения со специалистами, особенно в сфере гидравлических систем АКПП. Надеюсь, коллеги присоединятся к моему предложению рассмотреть этот вопрос подробнее на одном из следующих семинаров. И чем чаще они будут происходить, тем активнее будет развиваться рынок наших услуг, вместе с производствами, на которых такие агрегаты применяются. Ведь для ремонтника автоматических трансмиссий, повторяю, речь идет не только об автомобилях».

Ремонт АКПП. Становление отраслиЗахар Глопин, г. Черновцы:
«Ремонт автоматический трансмиссий - захватывающе интересная работа, и я думаю, каждому из нас хотелось бы расширить свое предприятие, оснастить его всевозможным оборудованием, сделать самодостаточным. Но в наших реалиях это, к сожалению, не всегда целесообразно. Например, в Черновцах проживает около 250 тыс. человек, и количество заказов на наши услуги соответствующее. Даже если приобрести все необходимое оборудование (станки, например), оно окупится лет через 15-20. Какой же в этом смысл? Поэтому мы развиваем связи с партнерами в других городах - например, в Киеве. Там такое оборудование есть у многих, с ними мы и работаем.

Также я хотел бы остановиться на еще одной особенности нашей работы, которая, как я считаю, касается нас всех. Речь идет о "разборе полетов" в случае конфликтных ситуаций с заказчиком. С подобными явлениями нам всем приходится сталкиваться систематически.

Года три тому назад, в одной из таких ситуаций у нас дело дошло до суда. И тут оказалось, что в Украине нет ни специалистов, ни инстанций, ни учреждений, которые могли бы сделать компетентное и объективное заключение по сути конфликта - насколько качественно нами был произведен ремонт, соответствует ли он каким-то нормам, в чем заключаются причины выхода из строя агрегата, и кто в этом виноват. Суд обратился во Львовский научно-исследовательский институт судебной экспертизы, но там ответили, что у назначить эксперта в такой сфере они не могут за неимением таковых в Украине. Дело, тянувшееся почти год, закончилось вынужденным мировым соглашением. Но проблема-то осталась: в Украине нет арбитра (это не обязательно должен быть суд), который мог бы компетентно разрешить спор, привести конфликт, связанный с техническими вопросами, к какому-то понятному и обоснованному общему знаменателю.

Решать такую проблему поодиночке никому не под силу. С этим могла бы справиться ассоциация ремонтников, но ни у кого из нас нет опыта работы под эгидой такой общественной организации или, например, профсоюза. И, к сожалению, весь опыт не только наших предшественников, но даже и родителей свидетельствует о том, что человеку помощи ждать неоткуда, и рассчитывать приходится только на себя. Но то, что вопрос с образованием ассоциации надо изучить - это однозначно».

Ремонт АКПП. Становление отраслиЕвгений Сероштанов, СТО «Кировец», г. Киев:
«Качество организации и информационной насыщенности семинара оцениваю на «отлично».

На таких семинарах я присутствую не впервые. Их самым важным элементом для себя я считаю живое общение с коллегами-ремонтниками. Устанавливаются контакты, идет активный обмен самой разнообразной информацией, и не только технического характера.

Я, например, на этом семинаре от своих коллег узнал много полезного о работе с клиентами. Их надо уметь убедить, например, в таких простых вещах, что если завод-изготовитель рекомендует менять масло в агрегате, скажем, через 80 тыс. км, то его надо менять, и именно в этом интервале. Некоторые клиенты, в силу своей технической неподготовленности, воспринимают подобные требования, как причуды, и переубедить их бывает непросто. Точно так же, как и вежливо доказать, что вышедшую из строя деталь надо менять, а не восстанавливать.

По технической части я узнал много полезного о ремонте гидроблоков, способах восстановления деталей, которые за границей не восстанавливаются - речь идет, например, о шлифовке конусов вариаторов. Или взять запасные части: есть блоки, в которые можно ставить фрикционы подешевле, и они будут работать нормально, а есть и такие передачи, на которые надо ставить только "оригинал". Такая информация является результатом длительного накопления практического опыта, и из иных источников ее не получишь. Или некоторые корпусные детали - их можно заменить, а можно восстановить, что обойдется раз в несколько дешевле.

За такими вещами надо следить, потому что себестоимость, финансовая составляющая наших услуг является приоритетом. Ремонт АКПП с применением оригинальных запчастей может "подпрыгнуть" и до цены новой коробки, так что клиент и ремонта такого не захочет. А с восстановленными деталями можно уложиться в гораздо меньшую сумму, с точно таким же эффектом.

Способы восстановления запчастей - это вообще отдельная тема. Такие работы ремонтники, как правило, заказывают другим специалистам, или размещают на заводах.

Ремонт АКПП. Становление отраслиАндрей Бондарь, г. Одесса:
«Общая техническая информация, представляемая на семинарах, иногда безусловно полезная, а порой будто бы и не очень. Но ведь никогда не знаешь, когда эти "ненужные" знания вдруг пригодятся. Основной задачей таких мероприятий я считаю обсуждение существующих в нашей отрасли проблем, и поиск их решений. Их немаловажным плюсом является даже сам факт пребывания в профессиональном собрании, и отвлечение от производственной рутины.

Подобное общение сближает специалистов. Когда знаешь человека в лицо - с ним проще сотрудничать. Вряд ли кто-нибудь из нас станет раскрывать свои технологические секреты и наработки первому встречному, а вот среди коллег, которые познакомились на семинаре, такие вопросы решаются гораздо проще.

Интересно, что многие участники семинара, кроме чисто технических вопросов, обсуждают и такие, которые касаются, например, подготовки кадров для нашей сферы деятельности. По этому поводу я хотел бы заметить следующее.

Теоретическая учеба, например, в техникуме - это, конечно, хорошо, но специалистом по ремонту автоматических трансмиссий, я считаю, можно стать только на предприятии. Мы, например, располагаем собственным станочным парком - у нас есть токарный, шлифовальный, фрезеровальный станки, свои сварщики. Производство практически самодостаточное, все процессы на виду - от сборочных работ до восстановления многих деталей самых современных АКПП. Где еще, в каком институте можно освоить такую профессию? Да ни в каком.

Официальная образовательная система уже никогда не успеет за реальными потребностями ремонтников, и не только в сфере автоматических трансмиссий. Там пока министерство учебные планы утвердит, техника устареет. О каком-то учебном оборудовании и говорить не приходится. Даже в вузах все еще ГАЗ-53 изучают. Наше предприятие в порядке, так сказать, шефской помощи изготовило для Одесского автотранспортного техникума и политехнического института макеты АКПП, муфт, гидротрансформаторов и пр., чтобы студенты хотя бы увидели, что они собой представляют, и какие они внутри. Но сути проблемы это не меняет».

Ремонт АКПП. Становление отраслиСергей Сумма, г. Запорожье:
«Преимущество моего предприятия заключается в том, что оно расположено в Запорожье - крупном промышленном центре, где есть заводы, которые могут сделать все. Мы сотрудничаем, например, с заводом "Мотор-Січ", где станки просто сказочные. Конечно, мне хотелось бы иметь и свое собственное оборудование, особенно для ремонта гидротрансформаторов - специальный сварочный станок, станок для разрезания корпусов гидротрансформаторов, а также балансировочный, станок для герметизации, полюс множество различных ремонтных "мелочей". Ремонт гидротрансформаторов - очень важный элемент нашей работы, но при нынешней покупательной способности таких компаний, как наша, и общества в целом, подобные затеи пока что остаются на уровне мечты.

Наш коллектив - 4 человека, производственных площадей мы имеем достаточно, около 500 кв. м, и наше СТО построено специально для ремонта автоматических трансмиссий. Но расширяться будем все равно.

В противовес достоинствам нашего месторасположения, объемы заказов на ремонт автоматических трансмиссий в Запорожье оставляют желать лучшего. Многие наши потенциальные клиенты, из-за отсутствия средств, предпочитают обслуживаться у кустарей, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Одним из самых досадных препятствий в нашей работе (полагаю, не только у меня), является недостаточность информации о тех или иных ремонтных технологиях или приемах. Например, мы сейчас столкнулись с необходимостью разобраться с нюансами ремонта АКПП автомобилей группы VAG, то есть Аudi, Volkswagen и Skoda. 6-ступенчатые АКПП для этих автомобилей изготавливаются только с "мокрыми" сцеплениями, а 7-ступенчатые - только с "сухими", и из-за важных конструкционных отличий возникает много "ремонтных" вопросов. Это одна из причин, почему я приехал на семинар - мне надо пообщаться на эту тему с коллегами.

Наши семинары по-своему очень хороши, однако в силу понятных причин они не могут предоставить в полном объеме всей необходимой для меня информации. Но здесь присутствует много предпринимателей, хорошо освоивших тот или иной аспект ремонта автоматических трансмиссий - ремонт гидротрансформаторов, или какой-то определенной марки АКПП, или восстановления корпусных деталей, и пр. Мы друг друга уже знаем, и с консультациями проблем, в общем-то, нет. То есть такие аспекты наших семинаров я бы назвал первым организационным этапом нашей будущей ассоциации. И в связи с этим хотел бы заметить следующее.

По образованию я - инженер-механик, и в середине 90-х, то есть лет 20 тому назад, мне довелось поработать в Великобритании, в Лондоне, на СТО. Там я впервые столкнулся с автоматическими трансмиссиями, и они меня заинтересовали. Так вот, в Великобритании ассоциация механиков есть, и гарантию на отремонтированный агрегат предоставляет именно она, а не предприятие, и с клиентами тоже разбираются ее юристы. В те времена гарантия на отремонтированную АКПП у них составляла год, или 20 тыс. км пробега. В Украине, кстати, сейчас такие гарантии ровно в два раза меньше. К тому же, мы даже с формулировками "капитальный" и "средний" ремонт разобраться не можем. То есть все механики знают, что капитальным называется ремонт АКПП, при котором заменено не менее 70% деталей агрегата (точно так же, как и для двигателя), но ведь официально такого норматива не существует! Отсюда - простор для недоразумений с клиентами. И хотя то, что мы чаще всего делаем, то есть, меняем процентов 20-30 деталей АКПП, да и то не основных, а наиболее изнашиваемых, под категорию капитального ремонта явно не подпадает, проблемы с нормативами это не решает. Они нужны в любом случае.

В Великобритании я убедился в эффективности еще одной особенности ассоциации. Если клиент приехал в другой город, и его АКПП снова вышла из строя, его направляют для ремонта на любое ближайшее предприятие ассоциации. То есть он уже не будет забыт-заброшен. В приниципе, такая система есть уже и у нас, но она недостаточно расширена, и базируется на добровольных началах, наших товарищеских отношениях и взаимном доверии. Такая система хороша, и ее надо закрепить ассоциацией.

То есть, я считаю, что ассоциация нам необходима, однако, прежде чем ее учреждать, не мешало бы тщательно изучить ситуацию, в том числе и особенности работы таких ассоциаций за рубежом. Многие наши предприниматели уже открыли свои компании и представительства за границей, и именно они в первую очередь могли бы собрать такую информацию, и поделиться ею с нами.

В отношении профсоюза тоже надо подумать, но сразу можно сказать, что профсоюзная организация в том виде, в котором она существует в Украине, для нас совершенно бесполезна. Если же речь идет о создании Всеукраинского профсоюза ремонтников автоматических трансмиссий, над этим стоит поразмыслить, но прежде все равно надо узнать, как все это функционирует в Европе».


С точки зрения американских аналогий
Кое-что о том, как это все функционирует в Европе, можно было узнать прямо на семинаре, от консультантов из Великобритании, Голландии и Германии. Однако экономическая, техническая, правовая, и многие другие составляющие хозяйственной деятельности этих стран ушли настолько далеко вперед, что вопросы какого-то нормирования, деятельности общественных организаций, конфликты с клиентами стали, мягко говоря, не совсем актуальными. Похоже, там все как-то идет само собой. А вот рассказ вице-президента продаж и маркетинга американской компании ALTO Рони Зелечонка в этом плане был для украинских ремонтников гораздо интереснее.

Ремонт АКПП. Становление отраслиРони Зелечонок, вице-президент по продажам и маркетингу компании ALTO, США:
"Я восьмой раз присутствую на семинаре, организованном Сергеем Архипенко. Но в подобных мероприятиях мне приходится участвовать по всему миру - не только в США, но и в Великобритании, Германии, Нидерландах, России, Мексике…

В разных странах тематика таких семинаров, конечно же, имеет свои различия, хотя все они зиждятся на одном и том же фундаменте. Но люди - разные, к ним надо адаптироваться, да и технические возможности у разных стран не одинаковые. Естественно, будут отличаться и запросы.

Есть страны, где на высоком уровне освоено восстановление деталей, развиты ремонтные технологии, поэтому и запасных частей там покупают больше. И чем выше уровень технического и технологического развития страны, тем больше там чинится и ремонтируется, а не заменяется. А есть и такие страны, где такая база слабее, технологического опыта восстановления нет, и там предпочитают агрегатные методы ремонта, поэтому и запчастей покупают меньше.

Расхожее мнение о том, что в развитых странах предпочитают агрегатный ремонт, является в известной степени заблуждением. Просто крупные компании - производители (не только АКПП, а и других агрегатов тоже), избегают помогать ремонтникам, поскольку заинтересованы в реализации своих агрегатов в сборе, в том числе и автоматических трансмиссий. А ремонтники и их клиенты, наоборот, заинтересованы в восстановлении агрегатов, потому что это намного дешевле, и почти так же надежно. Поэтому производители предпочитают создавать ремонтникам проблемы, снижая, например, ремонтопригодность своих агрегатов.

Ремонтники же, в свою очередь, работают очень экономно - агрегат разбирается полностью, тщательно дефектуется, и самая мелкая деталь, пригодная к дальнейшей эксплуатации или восстановлению - напылению, наварке, шлифовке, расточке и прочее, идет в дело. При восстановлении деталей некоторые предприятия ориентируются на собственные мощности (есть даже целые заводы такого назначения), а некоторые прибегают к услугам партнеров.

Что касается статуса предприятий, работающих в сфере ремонта автоматических трансмиссий, то в разных странах такие вопросы тоже решаются по-разному. Если взять для примера США, то у нас каждый штат имеет свою собственную законодательную базу, и в некоторых штатах ремонтники автоматических трансмиссий не имеют каких-либо обязательств. А вот в Калифорнии представители такой профессии должны иметь аккредитацию, и обязаны предоставлять гарантии на свои услуги, как по пробегу автомобиля, так и по временным параметрам - минимум на три года, и 100 тыс. км пробега, а во время ремонта все внутренние детали агрегата должны быть заменены. По американским понятиям, это довольно строгие обязательства. В других штатах таких требований нет, или они намного мягче.

Кроме того, сфера ремонта автоматических трансмиссий в США имеет еще одну особенность: такие работы производятся не только специализированными мастерскими, где один или несколько человек выполняют весь цикл ремонтных работ, но и многочисленными заводами. Там для таких целей имеется специальная линия, и каждый работник выполняет какую-то определенную элементарную операцию, как на сборочном конвейере - один только моет детали, второй ставит какую-то втулку, третий меняет фрикционные диски, четвертый закручивает только определенную гайку, и так далее. Для такой работы никакой аккредитации не нужно, человека можно взять с улицы, показать ему, откуда брать, например, втулку, и куда и как ее установить. Из продукции такой линии состоит оборотный фонд отремонтированных агрегатов, поставляемых заводом на станции технического обслуживания. Естественно, у клиента нет необходимости сдавать на завод свою трансмиссию. По всей стране, во всех штатах, в каждом городе действует сеть приемных пунктов АМСО. Там ничего не ремонтируют, а только снимают трансмиссию. Владелец загоняет туда свой автомобиль, и на следующий день забирает его с другой, уже отремонтированной трансмиссией.

Соотношение объемов работ по ремонту автоматических трансмиссий, выполненных на таких заводах, и в специализированных мастерских, примерно равное, 50:50.

Если какой-то предприниматель захочет заниматься ремонтом автоматических трансмиссий, он может пройти соответствующее обучение (если это предусмотрено законами штата), и получить лицензию (сертификат) на такой вид деятельности в компании АМСО.

Обучение осуществляется с помощью семинаров, подобных тем, которые практикуются уже и в Украине. В США в этой сфере действует несколько учебных программ (например, по АКПП, гидротрансфоматорам и пр.), осуществляемых компаниями по специальной лицензии, однако их содержание во многом зависит опять же от законодательства штата, определяющего, что именно должен знать специалист в сфере ремонта автоматических трансмиссий.

Важно отметить, что у нас в США существует не только общественная организация, но и профсоюз, объединяющий ремонтников автоматических трансмиссий. У меня сложилось впечатление, что украинские специалисты пока еще не вполне осознают, что создание такой ассоциации и, тем более, профсоюза - в их интересах. Их внимание пока что обращено преимущественно на собственное предприятие, а не на корпоративные интересы отрасли. И лично мне очень импонирует, что Сергей Архипенко смотрит вперед, и работает на перспективу. Я думаю, что в дальнейшем его коллегам еще предстоит по-настоящему оценить его усилия.

Профсоюз - это, прежде всего, защита от неадекватных притязаний клиента или каких-то организаций. В США тоже бывает, что трансмиссию отремонтировали, а она вскоре вышла из строя. Ремонты у нас делаются очень качественно, и выход из строя АКПП, как правило, обусловлен не связанными с ней причинами. Однако клиент предъявляет претензии к мастерской, и обращается в суд. Если у мастера есть профсоюз - у него есть защита. Дальнейшее - не его проблема. В суде с клиентом разбирается не предприниматель, а профсоюзный адвокат, и спорить с ним очень трудно. К тому же в деятельности ремонтников могут возникнуть и другие коллизии, на них тоже надо реагировать.

У украинских ремонтников ситуация несколько сложнее. Дело даже не только в том, что в государственном Классификаторе профессий Украины отсутствует специальность по ремонту автоматических трансмиссий. Прежде всего, в Украине нет заводов, производящих автоматические коробки передач, поэтому и статус ремонтников остается несколько неопределенным.

Поэтому, я полагаю, украинским ремонтникам следовало бы выходить на более высокий уровень организации своей работы. Ассоциация позволила бы воздействовать на лиц, формирующих законодательное и нормативно-правовое поле, разрабатывающих нормативные технические методики и рекомендации, занимающихся вопросами различной сертификации и аккредитации.

Общественная организация хорошо работает в тандеме с профсоюзом. Для украинских ремонтников, я считаю, было бы весьма полезным обустроить и то, и другое как можно скорее. Для начала надо осознать, что это - в их интересах. Так всегда бывает, не только в Украине. Представление о том, какие преимущества могут предоставить ассоциация и профсоюз, можно будет получить лишь после того, как эти организации будут созданы, и в зависимости от того, насколько они будут активны.

Показателен даже первый шаг, который в этом направлении сделал Сергей Архипенко: это проведение обучающих семинаров. Он их практикует уже довольно давно, и в Украине, в сфере ремонта автоматических трансмиссий является, пожалуй, единственным инициатором подобных мероприятий. Он бывает на таких же семинарах в других странах, и хорошо знает, как это делается. И я вижу, как в Украине из года в год растет и уровень проведения таких семинаров, и количество их участников. Раньше каждый ремонтник был ограничен ресурсом своей мастерской, и занимался решением проблем, которые его коллеги тем или иным способом уже решили. А узнать об этом можно на таких вот семинарах. То есть обучающие семинары уже сами по себе являются первым шагом к объединению, и дальше нужно делать следующий.

То есть информационно-образовательная система в Украине уже включилась, и ее результативность очевидна для многих, в том числе и для меня. Поэтому мне интересно работать в Украине. Препятствий для ее дальнейшего развития не предвидится".

Ремонт АКПП. Становление отраслиВалерий Андрушенко, UTC
Недавно у нашего клиента возникли неприятности - в автомобиле не работает задняя передача. Я звоню коллегам, спрашиваю: была ли такая проблема? Оказывается, была. И мне объясняют, что коробку снимать вовсе не обязательно, нужно просто снять поддон, и заменить комплект соленоидов. В результате ремонт закончился в течение двух часов. Клиент остался очень доволен, поскольку сэкономил значительную сумму, а мы тоже не внакладе, потому что понимаем: он порекомендует наше предприятие своим друзьям и знакомым.


Сергей Зубченко, г. Измаил
Я на семинаре второй раз подряд. Не могу сказать, что за год мое предприятие многого достигло, но некоторые успехи есть. Я вижу перспективу в этом направлении, так как в нашем регионе сложно с ремонтом АКПП.

Семинар очень информативный. Докладчики грамотные, помогают в работе, много полезной информации предоставляют. Собственно, для этого мы сюда и приехали - учиться и делится опытом.
Ремонт АКПП. Становление отрасли


Ремонт АКПП. Становление отраслиСергей Сухенко, UTC
На семинаре мы общаемся со многими людьми. Здесь собралось 30 мастеров со всей страны. Смысл таких мероприятий в том, что они позволяют наладить профессиональные связи. Например, если я позвоню кому-то и начну задавать вопросы по коробке передач, мне просто ответят, что нет времени, или не могут помочь. А если я начинаю разговор с того, что мы встречались на семинаре - отношение будет другим.

Это своеобразная ассоциация, которая, хоть и не существует на бумаге, но фактически уже есть, и реально работает.

Например, недавно у нас возникла проблема с автомобилем BMW - АКПП некорректно работала при переключении с первой передачи на вторую. Мы произвели необходимые работы по диагностике, и "заподозрили" гидромуфту. Нам пришлось одолжить аналогичный узел у коллег, но проблема не решилась. Отправили гидромуфту назад, и с нас коллеги за это не взяли ни копейки. А источником проблемы, кстати, оказались новые соленоиды.


Ремонт АКПП. Становление отрасли

Эпилог
Сергей Архипенко: "В заключение, по итогам наших семинаров на сегодняшний день, я хотел бы поделиться со своими коллегами и читателями журнала autoExpert некоторыми своими выводами.

В США - около 300 млн. населения, по два автомобиля на семью, и из них 95% - с АКПП. Там это жизненно необходимо. В Украине автомобилей с АКПП - процентов 10. Однако спрос на наши услуги не ослабевает, и некоторые перспективы для развития нашего бизнеса не так уж плохи. Действительно, в развитых странах развитию сферы ремонта АКПП препятствуют производители. Но над вопросом, так ли уж это не выгодно для нас, ремонтников, еще надо подумать. В принципе, не существует такого агрегата, который нельзя было бы потом разобрать и отремонтировать. Говорили, например, что конусы вариаторов не ремонтируются, а у нас их научились шлифовать. Японцы утверждали, что корпусные детали не ремонтируются, а у нас их восстанавливают сваркой. Подобных ноу-хау в Украине создано уже немало.

Другое дело, что на Западе не все захотят этим заниматься. Поэтому ремонтные технологии, нарабатываемые в Украине, вполне могут занять весомую часть даже европейского рынка. Собственно, у некоторых наших коллег уже есть зарубежные филиалы их предприятий.

В отношении ассоциации ремонтников автоматических трансмиссий, то я полагаю, что этот вопрос уже принципиально решен. С единомышленниками у нас проблем нет, а наши консультации с юристами, образовательными учреждениями и некоторыми другими в стадии завершения. Главный вопрос, который в этом плане у нас на повестке дня - это формирование пакета документов для учреждения ассоциации, второй - формирование ее целей и задач. Когда эти задачи будут выполнены, мы обсудим свои возможности для членства в международных организациях такого же плана. Они есть, например, в США. Это, как минимум, позволит качественно расширить наше информационное пространство.

Есть и международные - "ATRA". Она американская, но в то же время и международная. Когда мы сформируем свои цели, определим способы их достижения, можно будет обратиться и к ним. С помощью таких организаций как минимум можно качественно расширить свое информационное пространство.

Все вопросы, касающиеся организации нашей ассоциации, ее возможностей и задач с учетом международного опыта мы будем обсуждать и решать на наших последующих семинарах".

Подготовил Сергей Пархомов

Опубликовано в журнале autoExpert №4`2016. Использование материалов возможно только со ссылкой на источник.

Ремонт АКПП. Становление отраслиУкраинский центр трансмиссий
г. Киев, ул. Новоконстантиновская, 4-Б
тел.: (044) 537-25-72, (067) 505-24-68

www.ukrtrans.biz

Ремонт АКПП. Становление отрасли


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 (голосов: 0)


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Архив

Январь 2018 (4)
Декабрь 2017 (26)
Ноябрь 2017 (28)
Октябрь 2017 (26)
Сентябрь 2017 (26)
Август 2017 (44)


Для размещения рекламы обращайтесь в рекламный
отдел по телефону:

+38 (067) 537-82-42