autoExpert


autoExpert » СТАТЬИ » Оснащение СТО » Обслуживание кондиционеров. Взвешенный подход

Обслуживание кондиционеров. Взвешенный подход

В начале сезона обслуживания автомобильных кондиционеров имеет смысл поднять тему их правильной заправки и необходимого для этого оборудования. Ведь до сих пор в «гаражах», да и на многих станциях техобслуживания практикуется обычная дозаправка фреоном, которая зачастую не решает проблем с кондиционером.

Обслуживание кондиционеров. Взвешенный подход

В этой статье мы рассмотрим только вопросы, касающиеся перезаправки автомобильных кондиционеров, не углубляясь в тематику их ремонта, поскольку она очень обширна и в рамках одной статьи не может быть рассмотрена. Хотя, некоторых моментов ремонта, имеющих отношение к использованию установок для сервиса кондиционеров, мы обязаны будем коснуться.

Обслуживание кондиционеров. Взвешенный подходМатериал подготовлен при помощи директора компании «Гарант-Автотехник-2» официального дилера и сервисного центра автосервисного оборудования Bosch, Виктора Шащука.


Куда уходит холод?
Потеря производительности кондиционера может быть вызвана множеством причин, от проблем с компрессором до роста грибка на испарителе. Дело может быть даже в фильтре салона. Но поскольку в данной статье мы в основном рассматриваем обслуживание исправной системы кондиционирования, то вполне резонно задать вопрос – а куда уходит фреон из исправной системы?

Оказывается, что исходя из физических свойств самого газа и материала трубок системы, норма утечки составляет примерно 7-8% в год. Утечка хладагента происходит как через места вальцовки труб, так и непосредственно через материал шлангов. Причем надо учесть, что утечка будет держаться в рамках указанной нормы только в случае правильного соединения всех трубопроводов и при условии, что кондиционер включается как минимум раз в две недели круглогодично. Уплотнения в местах соединения трубопроводов с компрессором, радиаторами и клапанами, подолгу не смазываемые компрессорным маслом, быстрее разрушаются.

Соответственно, за два-три года среднего размера климатическая система легкового автомобиля потеряет как минимум 15-20% хладагента, а возможно, и больше. При этом, потеря производительности может быть еще не очень заметной. Даже система, заполненная наполовину, будет работать более-менее сносно. Правда, недолго – компрессор будет перегреваться вследствие недостаточного охлаждения проходящим через него хладагентом, что приведет к его выходу из строя.

Таким образом, максимальный интервал обслуживания климатической установки можно определить как два года, за которые будет потеряно не менее 15% хладагента при полностью исправной системе. Причем, обслуживание должно проводиться не в виде дозаправки хладагента, а путем его полной откачки и перезаправки. Дело в том, что в системе накапливаются продукты износа компрессора.

Особенно актуально систематическое профилактическое обслуживание для автомобилей последних годов выпуска, в которых система кондиционирования оснащена мультипроточными конденсорами и испарителями. Они, за счет своей более высокой эффективности в сравнении с однопроточными, позволили создать системы, для которых нормальная заправка составляет всего 300-400 граммов фреона. И поскольку через трубопроводы он уходит с такой же скоростью, как и из более вместительных систем, обслуживание требуется чаще.

Как правило, планового сервиса большинство автовладельцев не проводят и обращаются на СТО лишь после отказа кондиционера. Поэтому крайне необходима диагностика системы с использованием соответствующего оборудования.

Обслуживание кондиционеров. Взвешенный подход

По давлению или по весу?
Часто практикуемая дозаправка системы с ориентацией на показания манометра, по сути, является кустарным методом, поскольку давление является относительным показателем, по которому можно определить степень заполнения системы весьма условно. Конечно, известно, что нормальные показания для контура низкого давления (после испарителя до компрессора) – 2-3 Атм, а для контура высокого давления (после компрессора до испарителя) – 12-15 Атм. Однако при некоторых условиях, например, при неисправности клапанов, указанное давление может создаваться даже при значительной нехватке фреона в системе.

Если система заправлена дешевым китайским фреоном, он будет создавать большое давление при низкой производительности системы. Дело в том, что нормальный фреон сжижается при давлении 5-8 Атм, а дешевый – при 14-16 Атм. Соответственно, возрастает нагрузка на компрессор, увеличивается расход топлива. В городе вдоль дорог можно увидеть много табличек «Дозаправка кондиционеров». Услуги кустарей дешевы, и временный эффект от заправки небольшого количества китайского фреона в систему, в которой перед этим уже не создавалось нормальное давление, наблюдается. Но со временем такие «обслуживания» приводят к необходимости замены компрессора.

Кондиционер нужно обязательно заправлять по весу фреона. Потому что даже если количественно в системе не хватает 30% хладагента, что является критическим снижением с точки зрения надежности и эффективности системы, давление может создаваться почти штатное. С другой стороны, при заправке по давлению возможна и перезаправка системы до состояния, когда по ней уже циркулирует жидкий хладагент, от чего нагрузка возрастает, а производительность холода практически отсутствует. Заправить же автомобиль по весу хладагента можно только в том случае, если из системы откачан весь фреон и затем по весу заправлен новый.

Обслуживание кондиционеров. Взвешенный подход

Дозаправка или перезаправка?
Как уже было сказано, предпочтительной является полная перезаправка системы. Установка для сервиса кондиционеров, создавая разряжение, откачивает фреон из системы и пропускает его через один или два фильтра, которые удаляют механические загрязнения и абсорбируют влагу. Сепаратор отделяет от фреона компрессорное масло, небольшое количество которого обязательно содержится в хладагенте в качестве взвеси, образующейся при его прохождении через работающий компрессор. Сепарация масла от хладагента осуществляется в специальной камере, из которой масло направляется в емкость для отработанного масла, а хладагент – в баллон для фреона.

Обслуживание кондиционеров. Взвешенный подходВажно!
Перед откачкой фреона необходимо запустить двигатель и включить кондиционер на время до 5 минут, чтобы перевести как можно большую часть фреона в газообразное состояние – тогда он будет быстрее откачиваться.

Оборудование различных производителей может выполнять эти операции на различном качественном уровне. Прежде всего, существуют различия в скорости откачки и степени вакуумирования. Если такие установки, как, к примеру, Bosch ACS 611, ACS 652 или ACS 810 могут откачать до 95% хладагента, а установка Bosch ACS 752 – и более, то установки китайских производителей могут оставлять в системе более 10% неоткачанного хладагента. Конечно, имеет значение и продолжительность создания вакуума – в идеале необходимо порядка 20 минут, чтобы освободить систему от старого хладагента настолько, насколько это возможно.

У сервисных станций различных производителей может различаться точность взвешивания извлеченного из системы масла. Ведь при заправке системы это количество масла необходимо компенсировать. И хотя доля извлекаемого масла невелика, при систематических ошибках взвешивания возможен недостаток или переизбыток масла в системе, что равно нежелательно.

Сервис с препятствиями
До сих пор речь шла об обслуживании системы исправной, по крайней мере, с точки зрения механики. Если же система разгерметизирована либо имеются повреждения компрессора, очевидно, что обслуживанием в автоматическом режиме не обойтись. Если давление в системе растет после отключения вакуумирующего насоса – значит, попадает воздух из внешней среды.

Автоматические стенды после создания вакуума на определенное время, обычно несколько минут, останавливаются для проверки герметичности – отслеживают, не растет ли давление. Человек, наблюдая стрелку манометра, может не уловить небольшой рост давления, но прибор его обязательно зафиксирует и подаст сигнал.

Для определения места утечки потребуется заправить в систему порядка 100 граммов фреона. Если сильную утечку можно определить по звуку, то слабую придется искать с УФ-лампой по флуоресцентному красителю. Бывают утечки настолько маленькие, что надо заправить фреон и дать автомобилю поездить день-два, и тогда по следам УФ-красителя искать место утечки.

Обслуживание кондиционеров. Взвешенный подходОсторожно!
При подозрении на наличие в контуре хладагента автомобиля химических веществ для уплотнения течей (герметиков) нельзя подключать станцию для откачки хладагента. Герметики образуют отложения в контуре хладагента, которые ухудшают функционирование климатической установки и приводят к выходу её, а также и станции для обслуживания климатических установок, из строя. Дело в том, что герметики вызывают функциональные нарушения работы клапанов и других узлов, с которыми они соприкасаются. Эти отложения уже не могут быть полностью удалены из этих узлов.

Если же на этапе вакууммирования все прошло штатно, то автоматическая сервисная установка подает сигнал только в конце заправки, когда можно отключать шланги и отдавать автомобиль клиенту. Пока стенд работает, мастер в это время может заниматься своими делами – обычно на СТО общего профиля кондиционерами занимаются электрики. Таким образом, автоматическая установка выгоднее с точки зрения использования рабочего времени персонала. А также и с точки зрения простоты и сведения к минимуму человеческого фактора. Человек не может так четко отслеживать процессы, как электроника.

Вклад оборудования
Качество обслуживания климатических установок в той или иной степени зависит от оборудования. Конечно, любая сервисная установка должна обеспечивать откачку, вакуумацию, заправку маслом и фреоном. Разница в том, с какой точностью все это выполняется. Какова мощность откачивающего насоса, степень сепарации, уровень надежности выполнения всех операций и точность измерений. Если установка показывает 1250 кПа, то это действительно должно быть 1250, а не 900 и не 1500 кПа.

Конечно, специалист экстра-класса и при помощи посредственного оборудования сможет во многих случаях добиться более-менее удовлетворительных результатов. Однако на СТО общего профиля обслуживанием кондиционеров занимаются мастера с другой профильной ориентацией – электрики, иногда мотористы. Автоматические установки позволяют им заниматься своей работой, пока идет цикл обслуживания кондиционера, по крайней мере, если не возникает осложнений.

Обслуживание кондиционеров. Взвешенный подходПродвинутые установки для обслуживания автокондиционеров обычно обладают специальными функциями, благодаря которым сервисные процессы выполняются проще, а также исключаются типичные ошибки операторов, не являющихся специалистами по климатическим системам. Некоторые из этих функций можно рассмотреть на примере станций новой серии Bosch ACS.

Благодаря высокоточной технологии измерения и полной автоматизации установки Bosch ACS 752 и ACS 652 позволяют производить качественное обслуживание любых легковых и коммерческих автомобилей, использующих хладагент R134a. Обе установки за счет наличия двух резервуаров для масел PAG и POE и функции автоматической промывки сервисных шлангов подходит для обслуживания систем кондиционирования гибридных автомобилей, популярность которых растет на фоне стоимости топлива.

Полная автоматизация установки ACS 752 с отсутствием ручных вентилей позволяет использовать ее в мастерских с высокой загрузкой. Благодаря баку для хладагента емкостью 27 л установка позволяет обслуживать климатические системы большой емкости. Функции быстрой очистки и глубокого вакуумирования, позволяющего удалить из системы более 95% фреона, делают обслуживание климатических систем максимально быстрым и эффективным. Удобство работы обеспечивают большой цветной дисплей (5,7"), четкая структура русскоязычного меню и интеллектуальная организация управление процессами.

Обслуживание кондиционеров. Взвешенный подходУстановка ACS 752 оснащена внешним датчиком температуры для проверки работы системы кондиционирования – сопоставляя показания температуры и давления, установка оценивает работоспособность системы. Таким образом, при нормальном заполнении системы хладагентом можно диагностировать наличие других проблем, вызывающих снижение производительности.

Установка ACS 652, оснащенная мощным двухступенчатым вакуумным насосом с производительностью 170 л/мин, оптимально подходит для мастерских по обслуживанию систем кондиционирования с высокой и средней загрузкой. Установка, помимо интегрированной базы данных транспортных средств, позволяет создавать собственные базы автомобилей постоянных клиентов.

Обе станции ACS 752 и ACS 652 оснащены функцией заправки с автоматической компенсацией хладагента в сервисных шлангах. Когда к автомобилю подключена установка, в зависимости от длины шлангов увеличивается объем системы. ПО установки после указания длины используемых шлангов автоматически рассчитывает их емкость, и добавляет соответствующее количество хладагента. Необходимое количество попадает в систему, остальное остается в шлангах. На установках, где нет такой функции, оператору необходимо самостоятельно рассчитывать компенсацию, и не факт, что каждый оператор сделает это безошибочно или вообще не забудет о таковой необходимости.

Еще одна подгруппа серии Bosch ACS – установки ACS 611 и ACS 511. Они оснащены ручными вентилями, но в остальном отличаются минимальной необходимостью ручного управления. Устройство автоматически контролирует каждую фазу обслуживания, откачивание масла и хладагента, очистку фреона и заправку системы без необходимости участия оператора. Однако при желании устройство также позволяет пользователю вручную управлять процессом. Мощный двухступенчатый насос в ACS 611 обеспечивает быструю и эффективную откачку хладагента. В качестве альтернативы для автосервисов с невысоким уровнем загрузки предлагается установка ACS 511 с менее мощным компрессором.

Еще одна интересная модель серии – установка ACS 810, которая специально разработана с учётом требований автобусов и грузовых автомобилей. Сервисные шланги длиной 5 метров позволяют легко её подключить к любой системе кондиционирования. Емкость баллона для хладагента – 40 л, а двухлитровые ёмкости для свежего и отработанного масла позволяют справляться с большим количеством масла. Двойной вентилятор обеспечивает контроль температуры и постоянство давления хладагента на этапе восстановления. В то же время, он предохраняет внутренние компоненты от перегрева. Высокопроизводительный нагнетательный насос обеспечивает быструю и полную заправку хладагента и масла.

Все установки серии Bosch ACS имеют функцию автоматического сброса неконденсируемых газов. В верхней части баллона установки может собираться как газообразная фаза фреона, так и неконденсируемые газы (например, воздух из системы автомобиля), которые сжижаются при гораздо больших значениях давления, вплоть до 18 Атм. При этом компрессор установки уже не сможет откачивать фреон из системы автомобиля, т.к. не сможет преодолеть такое давление в баллоне. Чтобы процесс обслуживания шел без заминки и не требовал ручного стравливания неконденсируемых газов, и предусмотрена эта функция – при подъеме давления до 12 Атм автоматически открывается электромагнитный клапан.

Также все установки обеспечивают качественную многофазную очистку откачанного хладагента – удаление механических примесей, воды, полную сепарацию компрессорного масла. Машина через 150 кг фреона, которые прошли через установку, указывает на необходимость сервисного обслуживания, в частности – замены фильтров, которая в установках Bosch ACS осуществляется весьма просто. При необходимости также выполняется калибровка весов масла и фреона, благодаря которым в автоматических устройствах дозируется их количество при закачке в систему автомобиля. Кстати, один из важных критериев качества оборудования – это именно способность сохранять точность измерений.

Учитывая, что автопроизводители все чаще оснащают новые модели системами кондиционирования, работающими на хладагенте R1234yf, в серии есть также установка Bosch ACS 661. Новинка предлагает полный набор функциональных возможностей для работы с новым типом хладагента, включая автоматический процесс обслуживания с возможностью ручного выбора отдельных этапов, быстрое создание глубокого вакуума при помощи насоса высокой производительности, встроенную базу данных с возможностью расширения, тестирование производительности системы кондиционирования и многое другое.

Кратко о серии Bosch ACS
Все установки Bosch требуют минимального вмешательства оператора, самостоятельно выполняя откачивание и очистку хладагента, слив отработанного масла, вакуумирование и проверку на герметичность, а также впрыск нового масла с УФ-красителем и точное заполнение хладагентом.

Интерфейс управления позволяет проводить обслуживание как в полностью автоматическом режиме, так и выбирать отдельные этапы. Благодаря обширной, постоянно обновляющейся базе данных транспортных средств ввод параметров обслуживания происходит в упрощенном режиме.

В интегрированной базе содержатся данные по широкому спектру легковых и коммерческих транспортных средств. Кроме того, интерфейс установки поддерживает создание собственной базы данных транспортных средств.

Следует также отметить, что корпус установок выполнен из материала, нечувствительного к воздействию компрессорного масла. Для многих стендов других производителей это является проблемой – со временем пластик корпуса охрупчивается и буквально распадается.

При выборе оборудования необходимо обращать внимание не только на его функционал. Не менее важными являются надежность и сервисное обслуживание. Сэкономив на покупке оборудования, через пару лет СТО сталкивается с отсутствием запчастей и ремонтной базы, а зачастую – вообще какой-либо технической или информационной поддержки.

Компания «Гарант-Автотехник-2» обеспечивает на высоком уровне как гарантийные обязательства, так и постгарантийное обслуживание установок Bosch. А также организует обучение в тренинговом центре. Есть горячая линия техподдержки оборудования Bosch, куда по абонементу можно обращаться по любым интересующим вопросам, например, по емкости системы, если шильдик на автомобиле оторван или стерт. Операторы горячей линии имеют доступ к базам данных производителей, могут зайти и посмотреть количество фреона, электросхемы и т.п., – ведь ремонт кондиционера заключается не только в заправке, а есть еще механические и электрические поломки, неисправность клапанов и т.п.

Таким образом, в тех случаях, когда одним подключением установки не обойтись, Bosch в помощь автосервису предоставляет и свои интеллектуальные ресурсы. Так же, как нам их предоставил сервисный партнер представительства Bosch в Украине «Гарант-Автотехник-2» в лице своего руководителя. Будучи также сотрудниками СТО, на которой эксплуатируются установки для сервиса кондиционеров, специалисты «Гарант Автотехник-2» делятся с покупателями оборудования своим практическим опытом. Работая и сами с тем же оборудованием, они могут провести вступительный инструктаж: как пользоваться стендом, как его подключить к автомобилю, какие параметры контролировать. А главное – только практики могут объективно оценить достоинства того или иного оборудования.

В любом случае, при организации участка обслуживания климатических систем необходим взвешенный подход. Не только в смысле необходимости технологически правильного процесса сервиса, со взвешиванием хладагента и масел, очисткой системы и прочего. А и в плане выбора оборудования, которое обеспечит удовлетворенность клиентов и прибыльность в долгосрочной перспективе.

Подготовил Денис Петров

Источник: журнал autoExpert №3 2015. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Обслуживание кондиционеров. Взвешенный подходНПП "Гарант-Автотехник 2"
пр-т Освободителей, 13, 02660 г.Киев
Тел. моб.: 067 983 98 18, тел.: (044) 233-57-60, тел./факс:(044) 543-86-65
е-mail: office@garauto.com.ua

www.garauto.com.ua


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 (голосов: 0)


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Архив

Ноябрь 2017 (16)
Октябрь 2017 (26)
Сентябрь 2017 (26)
Август 2017 (44)
Июль 2017 (29)
Июнь 2017 (26)


Для размещения рекламы обращайтесь в рекламный
отдел по телефону:

+38 (067) 537-82-42