autoExpert


autoExpert » СТАТЬИ » Диагностика, техн. ремонта » Третья рука дизелиста. Универсальный стапель Шамровского

Третья рука дизелиста. Универсальный стапель Шамровского

Работа с ТНВД и насосами системы Common Rail - одна из наиболее тяжелых на СТО, причем в прямом смысле этого слова. Облегчить манипуляции дизелистов с насосами может устройство, которое держит и поворачивает насос так, как удобно для рук мастера.

Третья рука дизелиста. Универсальный стапель Шамровского

В большинстве дизель-сервисов основным инструментом для работы с насосами по сей день являются тиски, работа на которых утомительна и занимает много времени. Конечно, существуют специальные тиски или адаптерные пластины под конкретный тип насоса, опять же зажимаемые в тиски, однако особо дела это не ускоряет - все равно насос приходится переставлять руками, откручивая и закручивая тиски или недалеко от них ушедшие по конструкции стапели, поставляемые авторизованным сервисам производителями насосов. Правда, на некоторых сервисах, в том числе европейских и даже фирменных, авторизованных производителями насосов, нашли универсальное решение. Это решение - универсальный стапель для работы с ТНВД и насосами системы Common Rail, разработанный в Украине изобретателем Дмитрием Шамровским.

В стапеле реализован тот же основной принцип конструирования, та же идеология, что и в универсальной струбцине для инжекторов "Одно Универсальное Решение", о которой мы рассказали в прошлом выпуске (autoExpert #4-5 за 2014). Центр массы смещен относительно оси вращения, но имеет подпор. При манипуляциях с закрепленным насосом он переворачивается, идет до упора и там останавливается, поэтому нет необходимости "ловить" удобное положение и потом с силой затягивать какие-то фиксаторы или зажимать валы.

Проще говоря - для насоса не подходит принцип любительского фотоштатива, поскольку насос весит куда больше, чем фотокамера. Вместо этого применен подход со ступенчатой фиксацией стопорами во всех необходимых положениях. При отжатии фиксатора насос не падает и не прокручивается под собственным весом благодаря подпору - мастер переводит его в новое положение и фиксирует.

Рассмотрим основные положения при работе с насосами и то, как быстро стапель "Одно Универсальное Решение" обеспечивает переход между ними.

Основанием стапеля является базовая опора, вращающаяся в горизонтальной плоскости на 360 градусов с фиксацией через каждые 90 градусов. На центральной опоре есть кронштейн для крепления адаптерных плит под различные типы насосов. Кронштейн оснащен поворачивающимся валом, к которому и крепится плита, что позволяет фиксировать ее как в вертикальном, так и в горизонтальном положении (в обоих случаях она имеет упор, а фиксация необходима для более комфортной работы). Для работы с насосами Common Rail имеется плита, оснащенная адаптерным фланцем, который проворачивается в плоскости плиты на 360 градусов с фиксацией через каждые 30 градусов. Такая система дает возможность зафиксировать различные типы насосов системы COMMON RAIL в любой необходимой для работы позиции.

Третья рука дизелиста. Универсальный стапель Шамровского

Эргономичность такой конструкции очевидна. Но насколько широка ее применимость - какие насосы можно установит на стапель Шамровского?

Широчайшая применимость обеспечивается тем, что в комплект стапеля входят четыре типа адаптерных плит, адаптированных под форму и точки крепления различных ТНВД. Пятая плита для насосов CR дополнительно укомплектована шестью адаптерными фланцами. На каждом из них - точки крепления для нескольких типов насосов.

Фланцы для плиты насосов CR сконструированы так, чтобы не закрывать доступ к насосу со стороны приводного вала. В свою очередь, плиты для работы с другими типами насосов, за исключением одной, имеют открытый контур, что также позволяет иметь упрощенный доступ к насосу. Функциональность стапеля можно в полной мере оценить только в деле, поэтому перейдем к конкретным способам его использования при разборке и ремонте различных насосов.

Третья рука дизелиста. Универсальный стапель Шамровского
Третья рука дизелиста. Универсальный стапель Шамровского
Третья рука дизелиста. Универсальный стапель Шамровского

Адаптерная плита устанавливается на базовую опору таким образом, чтобы центрирующий выступ вала базовой опоры вошел в шпоночный паз адаптерной плиты. Таким образом, надежное соединение обеспечивается не максимальной затяжкой фиксирующих болтов, а самой его конструкцией. Два фиксирующих паза адаптерной плиты со стороны поворотного фиксатора базовой опоры позволяют быстро фиксировать ее как в горизонтальном, так и в вертикальном положениях.

Третья рука дизелиста. Универсальный стапель Шамровского
Третья рука дизелиста. Универсальный стапель Шамровского

Адаптерная плита №1 используется для одноплунжерных ТНВД VE-типа производства BOSCH, DENSO, ZEXEL, DOOWON, MICO с тройным фланцем, под который на плите предусмотрены три отверстия под болты М 8 х 45 мм. Эти же отверстия позволяют устанавливать ТНВД DPA-, DPC-, DPCN-, DP 210-, DP 310-типов. Два паза на плите предназначены уже для установки других насосов - одноплунжерных ТНВД VA-, VE-типа разных производителей, с двойным фланцем и расстоянием между крепежными отверстиями 90 мм. При этом форма плиты позволяет получить доступ к насосам для демонтажа вала регулятора.

На ту же плиту устанавливаются ТНВД DENSO V-3, V-3 ROM, V-5, V-5 Pilot, ТНВД DPC, DPCN-типов, а также Common Rail насосы DENSO HP 2 с двойным фланцем и расстоянием между крепежными отверстиями до 110 мм. При этом важно, что благодаря специальному отверстию в плите можно получить доступ к заглушке топливного канала насоса DENSO HP 2. То же относится к заглушке насосов DENSO V-4, V-4 Pre-Stroke - доступ к ней также свободен благодаря форме выреза плиты. Со следующими плитами все примерно также - есть набор отверстий, подходящих под большое количество насосов различных типов (перечень всех обслуживаемых насосов приведен в конце данной статьи), и обеспечен доступ к технологическим отверстиям.

Третья рука дизелиста. Универсальный стапель Шамровского
Третья рука дизелиста. Универсальный стапель Шамровского
Третья рука дизелиста. Универсальный стапель Шамровского
Третья рука дизелиста. Универсальный стапель Шамровского
Третья рука дизелиста. Универсальный стапель Шамровского

Отдельно можно отметить плиту №4, которая, в частности, применяется для насосов системы Common Rail DENSO HP 0 опорного типа крепления, а также средних и тяжелых насосов фланцевого типа крепления. Конструкция стапеля позволяет легко переворачивать огромный насос набок, спокойно выдерживая его вес. Причем облегчена не только работа с большими насосами, но и процесс их установки на стапель. На плите есть специальный вырез под головку одного из болтов. Этот болт вкручивается в насос, и насос просто ставится на плиту так, чтобы болт вошел в паз. После этого можно не напрягаясь вкрутить другие болты и затянуть их.

Третья рука дизелиста. Универсальный стапель Шамровского
Третья рука дизелиста. Универсальный стапель Шамровского
Третья рука дизелиста. Универсальный стапель Шамровского

Третья рука дизелиста. Универсальный стапель Шамровского

И конечно, самое интересное - это адаптерная плита для Common Rail насосов с шестью адаптерными фланцами. В целом эта конструкция напоминает какой-то универсальный стыковочный узел для космических кораблей со всех концов вселенной - количество комбинаций таково, что покрывает все насосы, которые за 20 лет практики попадались конструкторам стапеля. Фланцы выполнены по принципу "минимум площади, достаточной для расположения отверстий крепления. На фланцах расположены точки крепления насосов, а также отверстия для крепления к вращающейся части адаптерной плиты, что позволяет им вместе с нею вращаться на 360 градусов.

Третья рука дизелиста. Универсальный стапель Шамровского
Третья рука дизелиста. Универсальный стапель Шамровского
Третья рука дизелиста. Универсальный стапель Шамровского
Третья рука дизелиста. Универсальный стапель Шамровского
Третья рука дизелиста. Универсальный стапель Шамровского

В целом стоит упомянуть, что статистика по точкам крепления и технологическим отверстиям насосов собиралась два десятилетия, поэтому исключено, что насос в широчайшем перечне обслуживаемых есть, но что-то в конструкции стапеля или пластин не позволяет с ним работать. Сложно себе представить, сколько пришлось проделать работы по систематизации конструкции насосов, чтобы все известные типы Common Rail насосов (за исключением обслуживаемых на других плитах) свести к этим шести фланцам. Ведь какой насос ни поставь - можно легко демонтировать болты крепления корпуса для полной разборки насоса. Это притом, что посмотрев на многие насосы, понимаешь, что при их конструировании вопросами ремонтопригодности, возможно, себя вообще никто не обременял - а зачем, если в богатых странах при неисправности насоса его просто меняют. Зато, похоже, старались сделать одни насосы максимально непохожими на другие - для исключения взаимозаменяемости. И все равно на стапель Шамровского все они становятся.

Неудивительно, что стапель используют даже на авторизованных европейских автосервисах, хотя у них есть возможность покупать дорогостоящие адаптерные пластины под каждый тип насоса. Ведь закреплять эти пластины приходится... все в те же тиски! Некоторые занимаются апгрейдом таких пластин - вкручивают два штифта, чтобы она не проваливалась между губками, пока мастер закручивает тиски, приваривают уголки, чтобы закрепить пластину в тисках в горизонтальном положении. Впрочем, универсальный стапель тоже можно установить в тиски - если нет свободного места для его установки, или предполагается использовать комплект в разных местах.

Разнообразие уже заложенных в стапель типов креплений, скорее всего, позволит обслуживать и новые насосы, если они, конечно, не будут отличаться какой-то уж вовсе футуристической концепцией. К примеру, во время нашего визита на СТО "АВТОДИЗЕЛЬ", учредителем которого является Дмитрий Шамровский, и где он продолжает работу над новыми универсальными решениями, на сервис принесли редкий насос Continental-SIEMENS, которого раньше никто из присутствующих "в глаза не видел". И этот насос легко стал на один из адаптерных фланцев к плите для Common Rail насосов.

Перечень насосов, обслуживаемых на стапеле для ТНВД и насосов Common Rail:
• BOSCH Common Rail Pumps - CP 1 S, CP 1 K, CP 1 H, CP 2, CP 3.2, CP 3.3, CP 3.4, CP 4.1, CP 4.2;
• DENSO Common Rail Pumps - HP 0, HP 2, HP 3, HP 4;
• DELPHI Common Rail Pumps - DFP 1, DFP 3, DFP4, DFP6;
• SIEMENS, CONTINENTAL Common Rail Pumps;
• CUMMINS Common Rail Pumps и CUMMINS ТНВД системы CAPS;
• DENSO - V-3, V-3 ROM, V-4, V-5, V-5 Pilot Pumps;
• BOSCH, DENSO, ZEXEL, DOOWON, MICO - VE Pumps;
• BOSCH, ZEXEL - VP 30, VP 44 Pumps;
• DELPHI, LUCAS DPA, DPC, DPCN, DPS, EPIC, DP 210, DP 310 Pumps.

Подготовил Денис Петров

Опубликовано в журнале autoExpert №6-7 2014. Использование материалов возможно только со ссылкой на источник.



«ДиМеД»
г. Днепропетровск, тел. (0562) 33-33-23, 33-33-88, 33-33-99
e-mail: dimed@denso.dp.ua

www.dimed.com.ua

Третья рука дизелиста. Универсальный стапель Шамровского


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 (голосов: 0)


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Архив

Ноябрь 2017 (16)
Октябрь 2017 (26)
Сентябрь 2017 (26)
Август 2017 (44)
Июль 2017 (29)
Июнь 2017 (26)


Для размещения рекламы обращайтесь в рекламный
отдел по телефону:

+38 (067) 537-82-42