autoExpert


autoExpert » СТАТЬИ » Оснащение СТО » Струбцина. ОДНА - на всех. Одно Универсальное Решение для дизельных сервисов. Часть 2

Струбцина. ОДНА - на всех. Одно Универсальное Решение для дизельных сервисов. Часть 2


Ремонт дизельных инжекторов системы Common Rail состоит из выполнения многих кропотливых операций - «на коленке» этого не сделаешь. Поэтому в любом случае требуются различные приспособления для фиксации инжектора в разных положениях при разборке, проведении манипуляций и измерений, а затем - при сборке. Но насколько проще и удобнее работать, если использовать только одно, универсальное приспособление.

На большинстве сервисов при работе с инжекторами пользуются, как минимум, двумя-тремя устройствами - только для того, чтобы зафиксировать их, не говоря уже о всяческих дополнительных приспособлениях. Их использование делает процесс более-менее надежным, но при этом не сильно его упрощает и мало способствует сокращению временных затрат.

Попытки как-то упростить процесс и унифицировать оборудование, естественно, предпринимались. Существуют даже приспособления, в которых можно разбирать-собирать инжектор как со стороны распылителя, так и электромагнита. Но регулировки и измерения все равно проводятся в другом приспособлении. Инжектор приходится переставлять из одного приспособления в другое, доступ инструментом во многих случаях неудобен, а при переходе к работе с каждым следующем инжектором, даже аналогичного типа - все приходится подгонять заново.

К тому же, подобные комплекты весьма дороги, притом, что функционал весьма ограничен. А применимость в работе с разными типами топливной аппаратуры оставляет желать лучшего. В итоге получается, что для многих сервисов приобретение дорогих приспособлений, лишь немного облегчающих жизнь дизелиста, является нецелесообразным.

Струбцина. ОДНА - на всех. Одно Универсальное Решение для дизельных сервисов. Часть 2

Идеальным решением может быть только устройство, в котором можно разбирать, ремонтировать, регулировать и собирать инжекторы - причем любые. И такое решение действительно создано - у нас, в Украине. Недаром говорят, что дефицит финансов и ресурсов в стране повышает изобретательность ее жителей. Естественно, кроме желания изобретать, необходимы еще специальные знания и профессиональный конструкторский подход. Если все эти факторы сходятся вместе - получается революционное решение.

Первые попытки создать универсальную струбцину для инжекторов Common Rail руководитель сервисного центра "АВТОДИЗЕЛЬ" Дмитрий Шамровский начал предпринимать еще в 2002 году. Первые прототипы представляли собой струбцину для вертикальной фиксации инжектора, которая могла переворачиваться "вверх ногами". По правде говоря, на фоне того, как до сих пор многие работают с инжекторами - это уже что-то (фото 1, 2).

Струбцина. ОДНА - на всех. Одно Универсальное Решение для дизельных сервисов. Часть 2
Струбцина. ОДНА - на всех. Одно Универсальное Решение для дизельных сервисов. Часть 2

Для быстрого освобождения носика уже существовал зажим, как и для фиксации вертикального положения стойки. Правда, инжектор фиксировался только в одном месте корпуса и за носик, следовательно - при накидывании ключа на гайку распылителя возникал слишком большой рычаг. Поэтому в следующих прототипах добавилась еще фиксация корпуса посередине. Это уже был вполне рабочий прототип, который открывал ранее невиданные возможности. Кто-то на этом бы и остановился, и "погнал в серию" это устройство, вполне конкурентоспособное на фоне других (фото 3, 4, 5).

Струбцина. ОДНА - на всех. Одно Универсальное Решение для дизельных сервисов. Часть 2
Струбцина. ОДНА - на всех. Одно Универсальное Решение для дизельных сервисов. Часть 2
Струбцина. ОДНА - на всех. Одно Универсальное Решение для дизельных сервисов. Часть 2

И все же, потребовалось еще много доводок, чтобы универсальная струбцина инжекторов стала тем, чем является сегодня - функциональным, эргономичным и надежным устройством, позволяющим выполнять все операции со всеми видами традиционных и CR-инжекторов. А затем - и насосных секций, на что поначалу не замахивался даже сам изобретатель.

Давайте посмотрим, на что сегодня способна универсальная струбцина инжекторов, которая представлена под соответствующей по форме и содержанию маркой "Одно универсальное решение". У нас есть струбцина, комплект адаптерных плит и еще несколько аксессуаров. И, конечно, инжектор, причем это может быть не только одна из распространенных, но и редкая модель инжекторов системы COMMON RAIL фирм BOSCH, DENSO, DELPHI, SIEMENS, насос-форсунок грузовых и легковых автомобилей фирм DELPHI, BOSCH, SIEMENS. Либо дизельных форсунок непосредственного впрыска: традиционных, двухпружинных, с датчиком подъема иглы.

Для начала надо измерить штангенциркулем диаметр корпуса и толщину корпуса инжектора в районе установочных лысок. Выбираем плиту-адаптер с соответствующим пазом (на плитах возле каждого паза указан размер способом довольно глубокой гравировки - не сотрется), и устанавливаем ее на вертикальную стойку струбцины, фиксируя гайкой (фото 6, 7, 8).

Струбцина. ОДНА - на всех. Одно Универсальное Решение для дизельных сервисов. Часть 2
Струбцина. ОДНА - на всех. Одно Универсальное Решение для дизельных сервисов. Часть 2
Струбцина. ОДНА - на всех. Одно Универсальное Решение для дизельных сервисов. Часть 2

Отжимаем зажим вертикальной стойки, переворачиваем ее и фиксируем вторым зажимом вертикальной стойки. Почему зажима два? Да потому, что в обоих положениях струбцина перекидывается до упора, соответственно, ее прижимная планка оказывается левее или правее. Если бы стойка просто вращалась вокруг оси, каждый раз пришлось бы ее фиксировать каким-то винтом, что гораздо менее удобно, чем зажим.

Инжектор устанавливается распылителем вверх, опускается на требуемую высоту каретка осевого зажима и надежно фиксируется винтом, входящим в отверстие на стойке (фото 9). Окончательно усилие прижима инжектора - при помощи винта осевого зажима, который надевается на носик распылителя (фото 10).

Центральная часть корпуса инжектора фиксируется радиальной струбциной, у которой одна губка плоская, а вторая - с тупым углом вовнутрь губки. Это дает три точки фиксации инжектора по центру, поскольку тремя точками, в отличие от двух, уже задается плоскость фиксации, поэтому не приходится сильно зажимать губки струбцины (фото 10, 11).

Струбцина. ОДНА - на всех. Одно Универсальное Решение для дизельных сервисов. Часть 2
Струбцина. ОДНА - на всех. Одно Универсальное Решение для дизельных сервисов. Часть 2
Струбцина. ОДНА - на всех. Одно Универсальное Решение для дизельных сервисов. Часть 2

Вот инжектор и установлен. Но теперь надо его разбирать, а делать это со стороны распылителя лучше накидным ключом, а не обычным - чтобы не "слизать" нечаянно грани. Конечно, опытный механик, подойдя к процессу очень осторожно, наверное, сможет справиться обычным ключом. Но это требует сосредоточенной осторожности, которая обычно пропадает при многократном выполнении любой операции.

Механику еще придется думать о том, как правильно выполнить всю последовательность ремонта, и лишние заботы о том, как бы не повредить дорогостоящую деталь, пользы не принесут. Тому, кто хоть раз что-то ценное ремонтировал своими руками, знакомо это неприятное ощущение - "только б не сломать" - оно работе вовсе не способствует. Лучше делать все таким способом, который дает гарантию успешного завершения операции.

Тем более что в этой универсальной струбцине, чтобы накинуть ключ на гайку инжектора со стороны распылителя - не надо поднимать каретку осевого зажима или винт. Достаточно отжать фиксатор зажима - осевой зажим поднимается, накидывается ключ - опускается зажим, и распылитель откручивается (фото 12, 13).

Струбцина. ОДНА - на всех. Одно Универсальное Решение для дизельных сервисов. Часть 2
Струбцина. ОДНА - на всех. Одно Универсальное Решение для дизельных сервисов. Часть 2
Струбцина. ОДНА - на всех. Одно Универсальное Решение для дизельных сервисов. Часть 2

Теперь можно установить на корпус инжектора адаптер с индикатором и измерить ход иглы распылителя. Такая операция необходима при работе с инжекторами BOSCH (фото 14, 15).

Во время измерений каретка осевого зажима не мешает мастеру, поскольку состоит из двух частей, одна из которых "надежно фиксируется винтом, входящим в отверстие на стойке", а вторая, после выполнения операции по откручиванию распылителя, поворачивается на 90 градусов и не мешает дальнейшим операциям измерений и разборки-сборки. Потом каретку можно будет вернуть на прежнее место, а значит, регулировка фиксирующего носик винта останется правильной.

По окончании работ со стороны распылителя стойка переворачивается и инжектор разбирается со стороны электромагнитного клапана (фото 16). При этом, хотя распылитель снят - корпус инжектора остается зафиксированным в двух местах (по высоте), а если точнее - в пяти местах - двух лысках и трех точках фиксации губками радиальной струбцины. Поэтому при откручивании он никуда не сдвинется, а мастер имеет возможность прокручивать ключ на 360 градусов - ничто не помешает. Разборка завершена. У опытного мастера она занимает три минуты.

Струбцина. ОДНА - на всех. Одно Универсальное Решение для дизельных сервисов. Часть 2
Струбцина. ОДНА - на всех. Одно Универсальное Решение для дизельных сервисов. Часть 2
Струбцина. ОДНА - на всех. Одно Универсальное Решение для дизельных сервисов. Часть 2

Как уже было указано выше, измерения также можно производить на струбцине. Обычно это делается при помощи специальных адаптеров, которые накручиваются на корпус инжектора (фото 17). Однако что делать, если адаптера под данный вид инжектора нет под рукой? Это не проблема. Напоминаем - корпус инжектора закреплен в струбцине, и если вы знаете устройство инжектора, зазоры можно измерить и без специальных приспособлений.

Например, из инжектора BOSCH извлекается пружина, и соленоид закручивается на место. После этого на штангу вертикальной стойки струбцины с помощью небольшой каретки устанавливается измерительное приспособление, щуп водится в отверстие соленоида, выставляется ноль, и так же производится измерение, как и со специальным переходником (фото 18) .

Струбцина. ОДНА - на всех. Одно Универсальное Решение для дизельных сервисов. Часть 2
Струбцина. ОДНА - на всех. Одно Универсальное Решение для дизельных сервисов. Часть 2

Струбцина позволяет обойтись без большого количества вспомогательных аксессуаров для измерительного инструмента, когда приходится работать с редкими типами инжекторов.

После завершения дефектовки и замены изношенных компонентов инжектора сборка осуществляется в обратном порядке, с той же скоростью и удобством. Так же легко производится и работа со сложной формы инжекторами, в том числе и грузовыми, например DENSO для двигателей JOHN DEERE.

Точное позиционирование инжекторов KOMATSU, ISUZU, HITACHI обеспечивает адаптерная пластина со специальным седлом. Эти форсунки так четко в нее входят, что нет даже необходимости использовать радиальную струбцину (фото 19).

Для работы с насос-форсунками необходим модификационный комплект, в который входят еще одна адаптерная плита и несколько аксессуаров. Этот комплект идет как опция, поэтому те, кто не работает с насос-форсунками, могут его не приобретать. Или купить один комплект на большой сервис, где с насос-форсунками работают редко - и тут разработчики оборудования "Одно Универсальное Решение" позаботились об экономии, хотя стоимость струбцин и так вполне приемлема. Даже с точки зрения небогатого украинского автосервиса (фото 20-23).

Струбцина. ОДНА - на всех. Одно Универсальное Решение для дизельных сервисов. Часть 2

Для примера, только несколько адаптерных плит позволяют работать с самыми распространенными легковыми и грузовыми инжекторами:
• BOSCH: Mercedes, Citroen, Peugeot, Opel, BMW, KIA, Hyundai, VW, MAN, IVECO, New Holland, CUMMINS, CASE;
• DENSO: John Deere. Komatsu, ISUZU, HITACHI, JCB, Богдан,Toyota, Ford Transit, Mitsubishi, Nissan, Mazda;
• DELPHI: Peugeot, Ford, Renault, Citroen, SsangYong, DAF XF 105;
• SIEMENS: Peugeot, Renault, Citroen, Ford.

В целом, перечень инжекторов, которые можно обслуживать с помощью универсальной струбцины, покрывает практически все, что встречается дизелистам в нашей стране, да и во всем мире. В этот перечень входят:

Common Rail инжекторы:
• Инжекторы BOSCH CRI (легковые электромагнитные и пьезо) и CRIN (грузовые);
• Инжекторы DENSO CR легковые и грузовые;
• DELPHI CR и DELPHI Smart инжекторы;
• ИНЖЕКТОРЫ CR SIEMENS / CONTINENTAL / VDO.

Насос-форсунки:
• BOSCH, DELPHI, CATERPILLAR для грузовых автомобилей;
• BOSCH, SIEMENS/CONTINENTAL/VDO для легковых автомобилей;

Струбцина. ОДНА - на всех. Одно Универсальное Решение для дизельных сервисов. Часть 2

Насосные секции:
• BOSCH, DELPHI для грузовых автомобилей.

Форсунки старого типа:
• Традиционные форсунки BOSCH, DENSO, DELPHI;
• Форсунки двухпружинные BOSCH, DENSO, DELPHI;
• Форсунки двухпружинные с датчиком подъема иглы BOSCH и DELPHI.
Форсунки - ступенчатые держатели - BOSCH и DELPHI.

Струбцина. ОДНА - на всех. Одно Универсальное Решение для дизельных сервисов. Часть 2

Работа на универсальной струбцине снижает риск повреждения детали, но главное - она экономит время и нервную энергию механика. И даже если сервис не загружен "под завязку" - это очень важно. Время и здоровье работников - это ресурс, который особенно необходимо беречь в условиях, когда не получается платить им такую зарплату, какую получают дизелисты на Западе. Не стоит думать, что люди железные - это не так. Когда приходится все время переставлять инжектор из одного приспособления в другое, многократно все прилаживать и снова разрегулировать, чтобы продефектовать все инжекторы одного двигателя - это утомляет.

От неорганизованной работы с примитивными приспособлениями или множеством разных устройств снижается внимательность, мотивация к ответственному и качественному труду. Отмечено, что квалифицированные работники зачастую готовы зарабатывать на 20-25% меньше, если условия труда у работодателей различаются радикально. Ведь люди, а особенно квалифицированные кадры, работают, чтобы жить по-человечески, а не отдавать работе все силы до последней капли.

Струбцина. ОДНА - на всех. Одно Универсальное Решение для дизельных сервисов. Часть 2

И даже если дизелист как-то справляется с объемом работы, лучше дать ему возможность все сделать быстрее. Пусть он потратит освободившееся время на повышение квалификации - изучение пособий и инструкций, просмотр обучающих роликов, чтение специальной литературы, обмен опытом с коллегами. Его работа станет интереснее, а квалификация будет повышаться. Технологии усложняются с каждым годом, и тот, кто учится сегодня, сможет сделать завтра больше, чем другие. Это конкуренция. Можно даже сказать - бескровная война. И побеждает в ней тот, кто лучше вооружен.

Подготовил Денис Петров
Опубликовано в журнале autoExpert №4-5 2014. Использование материалов возможно только со ссылкой на источник.


«ДиМеД»
г. Днепропетровск, тел. (0562) 33-33-23, 33-33-88, 33-33-99
e-mail: dimed@denso.dp.ua

www.dimed.com.ua

Струбцина. ОДНА - на всех. Одно Универсальное Решение для дизельных сервисов. Часть 2


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 (голосов: 0)


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Архив

Ноябрь 2017 (16)
Октябрь 2017 (26)
Сентябрь 2017 (26)
Август 2017 (44)
Июль 2017 (29)
Июнь 2017 (26)


Для размещения рекламы обращайтесь в рекламный
отдел по телефону:

+38 (067) 537-82-42