autoExpert





autoExpert » СТАТЬИ » Оснащение СТО » Тяжелая работа сапожника. Оборудуем грузовой шиноремонт

Тяжелая работа сапожника. Оборудуем грузовой шиноремонт

Тяжелая работа сапожника   Оборудуем грузовой шиноремонт

Тяжелая работа сапожника   Оборудуем грузовой шиноремонт

Грузовой шиноремонт в частности достаточно хорошо отражает в целом ситуацию с грузовым сервисом в Украине. Этот комплекс услуг, который, напомню, включает в себя как шиномонтаж, так и ремонт грузовых шин, не имеет должного распространения. Даже на главных транспортных магистралях страны ощущается его недостаток. Хотя сказать, что данная услуга не привлекательна экономически нельзя. Парадокс, которому, впрочем, в нашей стране удивляться не приходится. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что количество грузовых шиноремонтных участков будет расти, а значит, вопрос их комплектации тоже является актуальным.

Грузовые шиномонтажные и балансировочные стенды имеют несколько принципиальных отличий от легковых, связанные, в основном, с размером обслуживаемых колес и величиной прикладываемых усилий. Во-первых, это большие габариты данного оборудования (хотя это не так характерно для балансировочных, как для шиномонтажных стендов), а во-вторых, если легковые стенды могут работать от напряжения в 220 V, то для грузовых стендов необходимы только 380 V.

Шиномонтажные стенды

Несколько последних лет на выставках появляются универсальные шиномонтажные стенды для легковых и грузовых колес. Но широкого распространения они пока не получили. Возможно за ними будущее, но пока стоит говорить о грузовых стендах отдельно.

Грузовые стенды делятся на автоматические и полуавтоматические. Автоматические стенды (фото 1) более "продвинутые" и практически не требуют от мастера каких-либо действий, кроме дистанционного управления и визуального контроля процесса. Ну, еще колесо подкатить к стенду надо руками и то лучше это делать на тележке. При работе с полуавтоматическими напрячься все же придется. Излишне говорить, что автоматические стенды уменьшают время монтажа-демонтажа шин, но они и более дорогие.

Тяжелая работа сапожника   Оборудуем грузовой шиноремонт

Грузовые шиномонтажные стенды отличаются от легковых, в первую очередь, конструкцией. Если в легковых модификациях работа с колесом происходит в горизонтальной плоскости на монтажном столе, то в грузовых этот процесс идет в вертикальной плоскости и колесо, по сути, "висит" на зажиме. Почему? Ответ прост и логичен. А вы попробуйте закинуть на монтажный стол колесо весом от 60 кг и до 500 кг (а то и больше)! Можно, конечно, предусмотреть специальный подъемник, но это автоматически означает удорожание станка. Поэтому намного легче просто подкатить колесо к шиномонтажному стенду, а гидравлический зажим, который перемещается в вертикальной плоскости, надежно зафиксирует колесо для последующей работы.

Как фиксируется колесо? В шиномонтажных стендах используется тип зажима, называемый "тюльпан". Лапы зажима раздвигаются, он срабатывает как распорка и надежно закрепляет колесо за внутренний обод. После закрепления колеса следует процесс демонтажа шины. Обычно рабочий агрегат (фото 2), называемый монтажным суппортом (либо отжимной тарелкой, либо монтажной лапой), является подвижным и сам подъезжает к зафиксированному колесу. Но существуют модели, в которых двигается стойка с закрепленным колесом, а монтажный суппорт неподвижен. Еще одно отличие грузовых стендов: монтажной лапой осуществляется одновременно и отжим шины от диска, и ее демонтаж. Как вы знаете, в легковых станках эти функции разделены и выполняются поэтапно. После демонтажа колесо снимается с диска. А дальше уже отправляется по назначению - на склад, участок шиноремонта, свалку и т.д.

Тяжелая работа сапожника   Оборудуем грузовой шиноремонт

Еще одним существенным отличием грузовых стендов является отсутствие такого механизма, как инфлятор, более известного как ударная либо взрывная подкачка. А для накачки бескамерных шин это согласитесь, очень актуально. Для этого на грузовом шиномонтажном участке используют бустеры (фото 3) - по сути, ручные ресиверы объемом около 25 литров с манометром и специальной насадкой для накачки шин.

Тяжелая работа сапожника   Оборудуем грузовой шиноремонт

Так как в грузовых автомобилях не применяются PAX-колеса и очень редко используются низкопрофильные шины, то и всех "прибамбасов", характерных для легковых стендов для работы с ними, у грузовых станков нет. Что предусмотрено, так это насадки для зажима легкосплавных дисков, хотя сказать, что такие колеса для коммерческих автомобилей у нас очень распространены, нельзя.

Еще одной отличительной особенностью грузовых шиномонтажных стендов являются повышенные требования к безопасности оператора. Например, предусмотрены встроенный клапан, который предотвращает падение колеса в случае внезапной остановки гидравлической схемы, а также термический датчик, защищающий мотор от перегрева.
Что стоит учитывать при выборе грузового шиномонтажного стенда?

Тяжелая работа сапожника   Оборудуем грузовой шиноремонт

Тяжелая работа сапожника   Оборудуем грузовой шиноремонт

Тяжелая работа сапожника   Оборудуем грузовой шиноремонт

Тяжелая работа сапожника   Оборудуем грузовой шиноремонт

Процесс монтажа-демонтажа шины. Монтажный суппорт отжимает резину от борта, после чего отжимная лапа вытягивает покрышку за диск. Перед монтажом шины обязательно наносится монтажная паста. Монтаж осуществляется действием прижимной тарелки и специального зажима, не позволяющего покрышке соскакивать с диска.

Определитесь, с какими автомобилями вы собираетесь работать. Директор компании "Универ-Автотех" Юрий Топчий советует: "Если ограничиваться обслуживанием грузовых автомобилей и спецтехники на базе грузовиков, то достаточно шиномонтажного стенда с диапазоном диаметра захвата дисков 14-26 дюймов. Если же вы планируете обслуживать и специальную технику с колесами больших диаметров, то самым оптимальным является стенд с диапазоном диаметра захвата дисков 14-30 дюймов. Но такой стенд и дороже, само собой. На данный момент, стенды с вышеперечисленными показателями являются самыми ходовыми на рынке, потому что позволяют закрыть большой сегмент коммерческих автомобилей".

Кроме того, советуем вам уточнять комплектацию и выбирать надежных поставщиков, имеющих хорошую репутацию на рынке и обеспечивающих гарантию, качественный сервис и обучение мастеров-шиноремонтников.

Балансировочные стенды

Если грузовой шиномонтаж как услуга все-таки присутствует на рынке, то грузовая балансировка практически не выполняется. Как говорят эксперты, это обусловлено отсутствием спроса на эту услугу среди владельцев коммерческого транспорта. Остается вопрос: почему? Среди причин первой называется высокая стоимость, причем настолько высокая, что в Европе она даже дешевле чем здесь. Виновата в этом и низкая техническая культура. В самом деле, зачем делать балансировку, если скорость движения коммерческих автомобилей не такая уж и большая, а значит, и разабалансированное колесо не так критично влияет на параметры движения автомобиля? Стоит ли говорить насколько ошибочна такая позиция…

Тяжелая работа сапожника   Оборудуем грузовой шиноремонт

Балансировочные стенды делятся на автоматические и полуавтоматические (фото 8). В полуавтоматических стендах кожух, закрывающий колесо во время работы, откидывается вручную, и необходимые замеры размеров колеса делаются мастером с помощью специальных инструментов, а в автоматических - с помощью электроники. В отношении балансировки стоит говорить о некоторой доле универсальности, поскольку некоторые грузовые балансировочные стенды предусматривают возможность балансировки колес легковых автомобилей. Но с оговоркой. Данную ситуацию описал нам начальник отдела продаж компании "Форс" Виталий Сычевский: "Зачастую грузовая балансировка предусматривает возможность балансировки легковых колес. Но стоит учитывать, что в стендах для балансировки колес грузовых автомобилей увеличена погрешность для программы балансировки колес легковых автомобилей. Если для легковых стендов точность измерений лежит в пределах 1 грамма, то для грузовых эта величина колеблется от 5 до 10 грамм. Как результат - снижение точности результатов балансировки легковых колес". Это, кстати, одна из причин, почему колеса таких автомобилей, как "Газель", обслуживаются на легковых шиномонтажах.

Грузовые колеса действительно не так прихотливы в отношении балансировки, соответственно, количество балансировочных программ невелико. Большинство стендов обходится пятью-шестью. После выявления величины дисбаланса на колесо наносятся балансировочные грузики (фото 9).

Тяжелая работа сапожника   Оборудуем грузовой шиноремонт

Другое оборудование

Какое еще оборудование используется на участке грузового шиномонтажа? Жизненно важный агрегат - компрессор. По словам менеджера по продажам оборудования компании "Полек-ТОП" Артема Ирхи: "Компрессор - это сердце шиномонтажного участка. На нем завязано практически все оборудование: шиномонтажный и балансировочный стенды, пневмоинструмент, ванна (с пневмолифтом), борторасширитель. Поэтому такой компрессор должен быть надежным и долговечным. Оптимальный вариант - винтовой компрессор мощностью около 1000 литров в минуту, хотя эта величина должна рассчитываться для каждого отдельного грузового шиноремонтного участка".

Следующий пункт - пневмоинструмент. В первую очередь, это, конечно, пневмогайковерты (фото 10). Для грузового сервиса оптимальны такие показатели работы этого инструмента: максимальное усилие 2000 Нхм (до 200 кг) для работы с колесами отечественных грузовиков и максимальное усилие 2500 Нхм (до 250 кг) для работы с колесами импортных грузовиков. Приобретать инструменты с меньшими показателями специалисты не советуют, потому что приведенные выше цифры соответствуют усилию закручивания колесных болтов в Европе - более слабый пневмогайковерт может просто не справится с грузовиком, приехавшим "оттуда". И еще один совет от экспертов: оптимальный вариант - приобрести ударные головки на 1 дюйм, в условиях напряженной работы грузового сервиса они просто "выносливее".

Тяжелая работа сапожника   Оборудуем грузовой шиноремонт

Также в перечне пневмоинструмента должны присутствовать инструменты для шиноремонта. Специалист по продажам шиноремонтных материалов компании "АМ-Технология" Евгений Домашевский советует: "Ремонт грузовых колес сложнее, чем легковых. Соответственно, и гамма инструментов для шиноремонта должна быть шире. Для того чтобы оказывать полный спектр услуг, необходим следующий набор инструмента.

Во-первых - высокооборотистая пневмомашинка (на 22000 об.). Этой машинкой выполняется целый ряд работ при наличии необходимого набора насадок-фрез. Для работы с кордом используются один тип фрез, для выборки резины - другой.

Во-вторых - шероховальная пневмомашинка (до 4000 об.), которая используется для зачистки места повреждения. Для этого необходимы насадки в виде полусфер и металлических щеток. Также такая машинка позволит снять "лишний слой" резины, образовавшийся после вулканизации.

В-третьих - низкооборотистая дрель для установки колышков и грибков. Здесь для работы используются карбидные фрезы.

И последнее - машинка для нарезки протектора. Она завершает процесс ремонта сложных повреждений шины в районе протектора. Для машинки необходим набор ножей, предназначенных для нарезания ламелей разных видов".

Продолжая тему шиноремонта, необходимо отметить, что на участке должны присутствовать такие агрегаты, как: борторасширитель, ванна для проверки колес, вулканизатор и пневмопылесос.

Борторасширители (фото 11), используемые в грузовом сервисе, в основном, гидравлические. Потому что вручную можно растянуть далеко не каждую грузовую шину. Хотя иногда используются и ручные модификации.

Тяжелая работа сапожника   Оборудуем грузовой шиноремонт

Ванны для проверки колес (фото 12) обычно оборудуются пневмолифтом, опять же из-за большого веса колес. Хотя ванны применяются на шиномонтажном сервисе далеко не всегда, поскольку стоят они достаточно недешево и к тому же довольно громоздкие. На данный момент широко распространено использование специального концентрата, наносимого на шину и помогающего выявить проколы и повреждения.

Тяжелая работа сапожника   Оборудуем грузовой шиноремонт

Вулканизаторы для грузового шиноремонта подпадают под правило "чем проще, тем лучше". Большинство грузовых вулканизаторов - механические, в отличие от своих легковых пневматических собратьев. Для ремонта грузовых шин вулканизатор должен быть как можно проще. Потому что намного удобнее зафиксировать тяжелую шину и уже на него прилаживать вулканизатор, выполняя при этом ее нагрев (фото 13). По меткому выражению одного знакомого мастера-шиноремонтника: "Чтобы при работе можно было играться не только колесом, но и вулканизатором". Особенностью грузовых модификаций является возможность использования увеличенных по площади прижимных плит для ремонта сложных повреждений (в основном такие лапы используются на больших колесах: в сельскохозяйственной, землеройной и другой специальной технике).

Тяжелая работа сапожника   Оборудуем грузовой шиноремонт

Пневмопылесос предназначен для удаления из покрышки шинной пыли, отходов от процесса выборки резины и корда. Очень важно удалить весь мусор, потому что от этого зависит качество шиноремонта.

Тяжелая работа сапожника   Оборудуем грузовой шиноремонт

Тяжелая работа сапожника   Оборудуем грузовой шиноремонт

Единственная в Украине вулканизирующая ванна - гордость "Тип-Топ Сервиса". Ванна обеспечивает высокое качество вулканизации и значительно сокращает длительность ремонта.
Еще один обязательный элемент - домкрат. Причем в идеале - не один. Эксперты советуют купить несколько домкратов разных модификаций: бутылочный грузоподъемностью до 20 тонн, подкатной грузоподъемностью до 10 тонн и несколько страхующих подставок грузоподъемностью 8-10 тонн (фото 15).

Тяжелая работа сапожника   Оборудуем грузовой шиноремонт

Очень практична в работе тележка для транспортировки шин (фото 16). Потому что катить грузовое колесо не всегда удобно, а иногда и просто небезопасно. К тому же это признак хорошего сервиса и заботы его владельца о своих мастерах.

Тяжелая работа сапожника   Оборудуем грузовой шиноремонт


Наверняка на вашем шиноремонтном участке может быть еще что-то, здесь не перечисленное. Да и продавцы оборудования смогут вам предложить дополнительно немало приспособлений, о которых вы и не догадывались. Необходимы ли они вам на вашем участке - решать вам.

Тяжелая работа сапожника   Оборудуем грузовой шиноремонт

Кто сказал что колесо не опасный зверь? Тем более, если оно надумает взорваться в процессе накачки?

Евгений Пащенко

Автор благодарит СТО «Тип-Топ Сервис» и СТО «Атлант» за помощь в подготовке фотоматериала.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 (голосов: 0)


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Архив

Февраль 2018 (21)
Январь 2018 (10)
Декабрь 2017 (26)
Ноябрь 2017 (28)
Октябрь 2017 (26)
Сентябрь 2017 (26)


Для размещения рекламы обращайтесь в рекламный
отдел по телефону:

+38 (067) 537-82-42