Грузовой шиноремонт в частности достаточно хорошо отражает в целом ситуацию с грузовым сервисом в Украине. Этот комплекс услуг, который, напомню, включает в себя как шиномонтаж, так и ремонт грузовых шин, не имеет должного распространения. Даже на главных транспортных магистралях страны ощущается его недостаток. Хотя сказать, что данная услуга не привлекательна экономически нельзя. Парадокс, которому, впрочем, в нашей стране удивляться не приходится. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что количество грузовых шиноремонтных участков будет расти, а значит, вопрос их комплектации тоже является актуальным.
Грузовые шиномонтажные и балансировочные стенды имеют несколько принципиальных отличий от легковых, связанные, в основном, с размером обслуживаемых колес и величиной прикладываемых усилий. Во-первых, это большие габариты данного оборудования (хотя это не так характерно для балансировочных, как для шиномонтажных стендов), а во-вторых, если легковые стенды могут работать от напряжения в 220 V, то для грузовых стендов необходимы только 380 V.
Шиномонтажные стенды
Несколько последних лет на выставках появляются универсальные шиномонтажные стенды для легковых и грузовых колес. Но широкого распространения они пока не получили. Возможно за ними будущее, но пока стоит говорить о грузовых стендах отдельно.
Грузовые стенды делятся на автоматические и полуавтоматические. Автоматические стенды (фото 1) более "продвинутые" и практически не требуют от мастера каких-либо действий, кроме дистанционного управления и визуального контроля процесса. Ну, еще колесо подкатить к стенду надо руками и то лучше это делать на тележке. При работе с полуавтоматическими напрячься все же придется. Излишне говорить, что автоматические стенды уменьшают время монтажа-демонтажа шин, но они и более дорогие.
Грузовые шиномонтажные стенды отличаются от легковых, в первую очередь, конструкцией. Если в легковых модификациях работа с колесом происходит в горизонтальной плоскости на монтажном столе, то в грузовых этот процесс идет в вертикальной плоскости и колесо, по сути, "висит" на зажиме. Почему? Ответ прост и логичен. А вы попробуйте закинуть на монтажный стол колесо весом от 60 кг и до 500 кг (а то и больше)! Можно, конечно, предусмотреть специальный подъемник, но это автоматически означает удорожание станка. Поэтому намного легче просто подкатить колесо к шиномонтажному стенду, а гидравлический зажим, который перемещается в вертикальной плоскости, надежно зафиксирует колесо для последующей работы.
Как фиксируется колесо? В шиномонтажных стендах используется тип зажима, называемый "тюльпан". Лапы зажима раздвигаются, он срабатывает как распорка и надежно закрепляет колесо за внутренний обод. После закрепления колеса следует процесс демонтажа шины. Обычно рабочий агрегат (фото 2), называемый монтажным суппортом (либо отжимной тарелкой, либо монтажной лапой), является подвижным и сам подъезжает к зафиксированному колесу. Но существуют модели, в которых двигается стойка с закрепленным колесом, а монтажный суппорт неподвижен. Еще одно отличие грузовых стендов: монтажной лапой осуществляется одновременно и отжим шины от диска, и ее демонтаж. Как вы знаете, в легковых станках эти функции разделены и выполняются поэтапно. После демонтажа колесо снимается с диска. А дальше уже отправляется по назначению - на склад, участок шиноремонта, свалку и т.д.
Еще одним существенным отличием грузовых стендов является отсутствие такого механизма, как инфлятор, более известного как ударная либо взрывная подкачка. А для накачки бескамерных шин это согласитесь, очень актуально. Для этого на грузовом шиномонтажном участке используют бустеры (фото 3) - по сути, ручные ресиверы объемом около 25 литров с манометром и специальной насадкой для накачки шин.
Так как в грузовых автомобилях не применяются PAX-колеса и очень редко используются низкопрофильные шины, то и всех "прибамбасов", характерных для легковых стендов для работы с ними, у грузовых станков нет. Что предусмотрено, так это насадки для зажима легкосплавных дисков, хотя сказать, что такие колеса для коммерческих автомобилей у нас очень распространены, нельзя.
Еще одной отличительной особенностью грузовых шиномонтажных стендов являются повышенные требования к безопасности оператора. Например, предусмотрены встроенный клапан, который предотвращает падение колеса в случае внезапной остановки гидравлической схемы, а также термический датчик, защищающий мотор от перегрева.
Что стоит учитывать при выборе грузового шиномонтажного стенда?
Процесс монтажа-демонтажа шины. Монтажный суппорт отжимает резину от борта, после чего отжимная лапа вытягивает покрышку за диск. Перед монтажом шины обязательно наносится монтажная паста. Монтаж осуществляется действием прижимной тарелки и специального зажима, не позволяющего покрышке соскакивать с диска.
Определитесь, с какими автомобилями вы собираетесь работать. Директор компании "Универ-Автотех" Юрий Топчий советует: "Если ограничиваться обслуживанием грузовых автомобилей и спецтехники на базе грузовиков, то достаточно шиномонтажного стенда с диапазоном диаметра захвата дисков 14-26 дюймов. Если же вы планируете обслуживать и специальную технику с колесами больших диаметров, то самым оптимальным является стенд с диапазоном диаметра захвата дисков 14-30 дюймов. Но такой стенд и дороже, само собой. На данный момент, стенды с вышеперечисленными показателями являются самыми ходовыми на рынке, потому что позволяют закрыть большой сегмент коммерческих автомобилей".
Кроме того, советуем вам уточнять комплектацию и выбирать надежных поставщиков, имеющих хорошую репутацию на рынке и обеспечивающих гарантию, качественный сервис и обучение мастеров-шиноремонтников.
Балансировочные стенды
Если грузовой шиномонтаж как услуга все-таки присутствует на рынке, то грузовая балансировка практически не выполняется. Как говорят эксперты, это обусловлено отсутствием спроса на эту услугу среди владельцев коммерческого транспорта. Остается вопрос: почему? Среди причин первой называется высокая стоимость, причем настолько высокая, что в Европе она даже дешевле чем здесь. Виновата в этом и низкая техническая культура. В самом деле, зачем делать балансировку, если скорость движения коммерческих автомобилей не такая уж и большая, а значит, и разабалансированное колесо не так критично влияет на параметры движения автомобиля? Стоит ли говорить насколько ошибочна такая позиция…
Балансировочные стенды делятся на автоматические и полуавтоматические (фото 8). В полуавтоматических стендах кожух, закрывающий колесо во время работы, откидывается вручную, и необходимые замеры размеров колеса делаются мастером с помощью специальных инструментов, а в автоматических - с помощью электроники. В отношении балансировки стоит говорить о некоторой доле универсальности, поскольку некоторые грузовые балансировочные стенды предусматривают возможность балансировки колес легковых автомобилей. Но с оговоркой. Данную ситуацию описал нам начальник отдела продаж компании "Форс" Виталий Сычевский: "Зачастую грузовая балансировка предусматривает возможность балансировки легковых колес. Но стоит учитывать, что в стендах для балансировки колес грузовых автомобилей увеличена погрешность для программы балансировки колес легковых автомобилей. Если для легковых стендов точность измерений лежит в пределах 1 грамма, то для грузовых эта величина колеблется от 5 до 10 грамм. Как результат - снижение точности результатов балансировки легковых колес". Это, кстати, одна из причин, почему колеса таких автомобилей, как "Газель", обслуживаются на легковых шиномонтажах.
Грузовые колеса действительно не так прихотливы в отношении балансировки, соответственно, количество балансировочных программ невелико. Большинство стендов обходится пятью-шестью. После выявления величины дисбаланса на колесо наносятся балансировочные грузики (фото 9).
Другое оборудование
Какое еще оборудование используется на участке грузового шиномонтажа? Жизненно важный агрегат - компрессор. По словам менеджера по продажам оборудования компании "Полек-ТОП" Артема Ирхи: "Компрессор - это сердце шиномонтажного участка. На нем завязано практически все оборудование: шиномонтажный и балансировочный стенды, пневмоинструмент, ванна (с пневмолифтом), борторасширитель. Поэтому такой компрессор должен быть надежным и долговечным. Оптимальный вариант - винтовой компрессор мощностью около 1000 литров в минуту, хотя эта величина должна рассчитываться для каждого отдельного грузового шиноремонтного участка".
Следующий пункт - пневмоинструмент. В первую очередь, это, конечно, пневмогайковерты (фото 10). Для грузового сервиса оптимальны такие показатели работы этого инструмента: максимальное усилие 2000 Нхм (до 200 кг) для работы с колесами отечественных грузовиков и максимальное усилие 2500 Нхм (до 250 кг) для работы с колесами импортных грузовиков. Приобретать инструменты с меньшими показателями специалисты не советуют, потому что приведенные выше цифры соответствуют усилию закручивания колесных болтов в Европе - более слабый пневмогайковерт может просто не справится с грузовиком, приехавшим "оттуда". И еще один совет от экспертов: оптимальный вариант - приобрести ударные головки на 1 дюйм, в условиях напряженной работы грузового сервиса они просто "выносливее".
Также в перечне пневмоинструмента должны присутствовать инструменты для шиноремонта. Специалист по продажам шиноремонтных материалов компании "АМ-Технология" Евгений Домашевский советует: "Ремонт грузовых колес сложнее, чем легковых. Соответственно, и гамма инструментов для шиноремонта должна быть шире. Для того чтобы оказывать полный спектр услуг, необходим следующий набор инструмента.
Во-первых - высокооборотистая пневмомашинка (на 22000 об.). Этой машинкой выполняется целый ряд работ при наличии необходимого набора насадок-фрез. Для работы с кордом используются один тип фрез, для выборки резины - другой.
Во-вторых - шероховальная пневмомашинка (до 4000 об.), которая используется для зачистки места повреждения. Для этого необходимы насадки в виде полусфер и металлических щеток. Также такая машинка позволит снять "лишний слой" резины, образовавшийся после вулканизации.
В-третьих - низкооборотистая дрель для установки колышков и грибков. Здесь для работы используются карбидные фрезы.
И последнее - машинка для нарезки протектора. Она завершает процесс ремонта сложных повреждений шины в районе протектора. Для машинки необходим набор ножей, предназначенных для нарезания ламелей разных видов".
Продолжая тему шиноремонта, необходимо отметить, что на участке должны присутствовать такие агрегаты, как: борторасширитель, ванна для проверки колес, вулканизатор и пневмопылесос.
Борторасширители (фото 11), используемые в грузовом сервисе, в основном, гидравлические. Потому что вручную можно растянуть далеко не каждую грузовую шину. Хотя иногда используются и ручные модификации.
Ванны для проверки колес (фото 12) обычно оборудуются пневмолифтом, опять же из-за большого веса колес. Хотя ванны применяются на шиномонтажном сервисе далеко не всегда, поскольку стоят они достаточно недешево и к тому же довольно громоздкие. На данный момент широко распространено использование специального концентрата, наносимого на шину и помогающего выявить проколы и повреждения.
Вулканизаторы для грузового шиноремонта подпадают под правило "чем проще, тем лучше". Большинство грузовых вулканизаторов - механические, в отличие от своих легковых пневматических собратьев. Для ремонта грузовых шин вулканизатор должен быть как можно проще. Потому что намного удобнее зафиксировать тяжелую шину и уже на него прилаживать вулканизатор, выполняя при этом ее нагрев (фото 13). По меткому выражению одного знакомого мастера-шиноремонтника: "Чтобы при работе можно было играться не только колесом, но и вулканизатором". Особенностью грузовых модификаций является возможность использования увеличенных по площади прижимных плит для ремонта сложных повреждений (в основном такие лапы используются на больших колесах: в сельскохозяйственной, землеройной и другой специальной технике).
Пневмопылесос предназначен для удаления из покрышки шинной пыли, отходов от процесса выборки резины и корда. Очень важно удалить весь мусор, потому что от этого зависит качество шиноремонта.
Единственная в Украине вулканизирующая ванна - гордость "Тип-Топ Сервиса". Ванна обеспечивает высокое качество вулканизации и значительно сокращает длительность ремонта.
Еще один обязательный элемент - домкрат. Причем в идеале - не один. Эксперты советуют купить несколько домкратов разных модификаций: бутылочный грузоподъемностью до 20 тонн, подкатной грузоподъемностью до 10 тонн и несколько страхующих подставок грузоподъемностью 8-10 тонн (фото 15).
Очень практична в работе тележка для транспортировки шин (фото 16). Потому что катить грузовое колесо не всегда удобно, а иногда и просто небезопасно. К тому же это признак хорошего сервиса и заботы его владельца о своих мастерах.
Наверняка на вашем шиноремонтном участке может быть еще что-то, здесь не перечисленное. Да и продавцы оборудования смогут вам предложить дополнительно немало приспособлений, о которых вы и не догадывались. Необходимы ли они вам на вашем участке - решать вам.
Кто сказал что колесо не опасный зверь? Тем более, если оно надумает взорваться в процессе накачки?
Евгений Пащенко
Автор благодарит СТО «Тип-Топ Сервис» и СТО «Атлант» за помощь в подготовке фотоматериала.