DataLife Engine > Оливи, мастила, Тест autoExpert`а > Subaru и масло 5W-30…

Subaru и масло 5W-30…


15-02-2014, 09:00. Разместил: TatyanaYa
Общая тенденция в мире - круглогодичное использование маловязких моторных масел, например, класса SAE 5W-30, 0W-30, 5W-20 и даже 0W-20. Если автомобиль сравнительно новый, то рекомендуют использовать самое маловязкое масло из тех, которые допускает производитель. В этом случае можно добиться максимальной мощности двигателя и минимального расхода топлива. Но рекомендуют учитывать и состояние двигателя. Для автомобилей с пробегом лучше использовать моторное масло с более высоким классом вязкости, например, 40 или даже 50.

Автомобили Subaru ассоциируются с высокой мощностью и спортом. Поэтому часто приходится слышать рекомендации использовать более вязкие масла. В руководстве по эксплуатации, например, Subaru Forester с двигателем 2,0 л без турбины четко написано, что можно использовать масла следующих классов вязкости: SAE 0W-40, 5W-30, 5W-40, 5W-50. А летом - еще и 10W-30 и 10W-40. Однако в одной из версий украинского руководства написано «Рекомендується 5W-30».

Читайте нашу историю про разные вязкости масел в двигателе Subaru.

Subaru и масло 5W-30…


В Subaru Forester 2007 г.в. с самого начала эксплуатации заливалось масло вязкости 5W-40. Так решили на фирменном сервисе. До 100 тысяч это был Castrol, дальше - качественные масла проверенных производителей. На маслах 5W-40 автомобиль ездил без доливки от замены до замены, как говориться - не открывая капот.

Но стоило перевести его при пробеге в 223 тыс.км на рекомендованное в сервисной книжке 5W-30 - и я сразу же получил расход масла в 4 литра на 17 тыс.км пробега! В таких ситуациях поневоле начинаешь сомневаться во всем: и в масле, и в моторе. Вариантов нет - нужно для начала перепроверить версию о том, что такая вязкость мотору не подходит. Сливаю 5W-30 и заливаю ранее хорошо зарекомендовавшее себя в этом двигателе немецкое масло DBV, но вязкости 5W-30 - DBV LL SAPS Super Universal. Как и положено, перед этим залил 4 литра DBV 5W-30 и слил его через 200 км, промыв таким образом двигатель от остатков предыдущего масла.

Итак, на протяжении 10 тыс.км пробега долив масла не происходил. Но уровень снизился с верхней контрольной отметки на щупе до нижней. Это примерно 800 милилитров масла. С таким поворотом событий уже можно и согласиться… Но поскольку нельзя нарушать чистоту эксперимента доливкой свежего масла, было решено произвести замену, взяв пробу для лабораторного анализа.

Прежде чем перейти к анализу результатов, которое показало масло DBV 5W-30, могу сделать предварительный вывод о том, что в повышенном расходе масла виноват не чрезмерный износ двигателя. Но и масло не виновато. Вязкость 5W-30 все-таки не подходит двигателю Subaru

Следующий наш вывод такой. В погоне за все ужесточающимися экологическими требованиями производители переводят автомобили на энергосберегающие масла с низкой вязкостью, коими и являются легкотекучие масла с вязкостью 5W-30 и ниже. При этом или не договаривая, или вообще говоря, что для современных двигателей определенный расход масла является нормой. Мы же считаем, что это лукавство с "экологической" ширмой. По-видимому, мало кто из производителей заинтересован в гарантийной длительной бесперебойной работе двигателя, выходящей за рамки 100 тысяч километров… Чем хуже, тем лучше!

Да, энергосберегающие масла экономят топливо, но у этого есть вторая сторона медали. Расход масла и, как следствие - ускоренный выход из строя свечей, лямбда-зондов, катализатора, сажевого фильтра. И, в конце-концов, износ трущихся деталей двигателя из-за более тонкой и, соответственно, менее прочной масляной пленки.

В защиту своей теории отвечу не общими теориями, а реальными практическими результатами: на Subaru Forester 2007 г.в., 2.0 л., без турбины, масло 5W-40 не доливалось никогда, "Chek Engine" не загорался ни разу вплоть до применения масла 5W-30, иридиевые свечи прошли 230 тыс.км, и были заменены скорее из интереса, чем по необходимости (состояние - отличное!), расход топлива не превышал 10,5 л/100 км в городском режиме и "достигал" 6,8 л/100 км при езде по правилам в загородном цикле, при этом форсунки не чистились!

Этого мало, чтобы иметь устойчивое личное мнение о масле и об износе деталей двигателя?

А сейчас возвращаемся к "разбору полетов" Subaru Forester`а с маслом DBV LL SAPS Super Universal 5W-30 после пробега в 10 000 км.
Производитель по-немецки поскупилcя на красочные обещания, указав в каталоге лишь, что это моторное масло для использования в легковых автомобилях с современными бензиновыми и дизельными двигателями. Разработано на основе присадок, которые имеют низкую зольность. Предназначено для двигателей с сажевым фильтром. Отвечает на данный момент всем требованиям производителей немецкой автомобильной индустрии. Классификации и допуски: ACEA A3/B4-04/C3, BMW LongLife-04, VW 504.00 / 507.00, Mercedes Benz 229.31 и 229.51.

А на канистре на немецком языке написано, что это масло полусинтетическое, изготовлено на основе технологии гидрокрекинга.

Subaru и масло 5W-30…


Эксплуатировалось масло в интервале 240 - 250 тыс.км. c конца лета до начала ноября исключительно в паре с бензинами 98+ от сети АЗС УкрАВТО или с WOG Mustang 100.

Перед заменой и на щупе, и в прозрачной таре масло выглядело не совсем темным, как обычно бывает после 10 тысяч пробега, и не особо жидким. Такое впечатление, будто работало недолго. Лабораторный анализ беспристрастно покажет, недалеки ли наши впечатления от истины.

Комментарии к результатам испытаний

1. Кинематическая вязкость свежего масла при 100°С, как главный показатель работоспособности масла в рабочем диапазоне температур, для класса вязкости SAE 5W-30 должна находиться в пределах 9,3 - 12,5 мм2/с.

Как правило, кинематическая вязкость при 100°C снижается вследствие износа масла. Показатель вязкости масла также может снизить разбавление топливом или загрязнение антифризом. С другой стороны, примеси от процесса горения и возможных остатков окисления масла имеют противоположное влияние на вязкость, т.е. они имеют тенденцию увеличивать вязкость масла. Таким образом, изменение вязкости масла зависит от комбинации обоих эффектов, и она меняется в зависимости от того, какой из них является доминирующим.

Мы наблюдаем незначительный рост показателей кинематической вязкости как при 100°C, так и при 40°C.

2. Индекс вязкости также вырос. Что не удивительно, ведь он является производным числом от возросших показателей кинематической вязкости при 100°C и 40°C. Индекс вязкости свежего масла достаточно высокий - 162 единицы. Он соответствует значению индекса вязкости для синтетических масел, который должен быть более 150 единиц. Высокий индекс вязкости указывает на стабильность вязкости при изменениях температуры.

Наука штука точная. Здесь нужно сказать, что возросшие параметры кинематической вязкости обусловлены примесями от процесса горения, как уже было сказано в разделе 1. Чуда не случилось - автомобиль с маслом DBV 5W-30 от замены до замены эксплуатировался с горящим "Chek Engine", который появился в конце пробега на предыдущем масле 5W-30. Диагностика показала выход из строя лямбда-зонда. Ввиду того, что двигатель хуже работать не стал, было решено не менять лямбда-зонд до окончания эксперимента с маслами 5W-30. И "примеси от процесса горения" - ни что иное, как следствие обогащенной топливной смеси. Немного возросший расход топлива это подтверждает.

И все же, смеем предположить, что не будь этой погрешности, кинематическая вязкость снизилась бы так же незначительно, как и поднялась в данном случае. Масло ведет себя достойно!

3. Температура вспышки снизилась незначительно. Вода увеличивает, а топливо снижает температуру вспышки. В нашем случае - явно второй сценарий. Снижение с 235°C до 204°C - обычное для такого пробега. По этому параметру масло еще может эксплуатироваться достаточно длительное время.

4. Температура застывания свежего масла -40°С. Это отличный показатель для полусинтетического масла. Больше добавить нечего.

5. Для масел Low SAPS, коим является и наш подопытный образец, щелочное число может находиться в пределах 4,5-7,5 КОН/г. Мы видим снижение с 6,56 КОН/1г до 4,98 КОН/1г - минус 24% при допустимом пределе в -50%. Кислотное число находится в пределах показателей свежего масла - 2-3 КОН/1г и составляет всего 2,2 КОН/1г.

По этой группе параметров масло может эксплуатироваться еще от 5 до 10 тысяч километров.

6. По анализу состава активных элементов, кальция и цинка, определяющих способность присадок обеспечивать качественную работу масла, также никаких сюрпризов не выявлено. Масло соответствует параметрам качественного моторного масла.

Результаты по износу металлов находятся в допустимых пределах для отработанного масла. Железа (Fe) в масле - 125•мг/кг при критичной норме 600 мг/кг, меди (Сu) 17•мг/кг (предел - 50 мг/кг).

Subaru и масло 5W-30…


Резюме
Масло DBV LL SAPS Super Universal 5W-30 убедительно доказало свое высокое качество и могло бы эксплуатироваться до 20 тысяч километров, будь залитым в другой двигатель, а тем более в новый. И это несмотря на то, что оно не является полностью синтетическим, о чем честно написал производитель.

Что нам еще показал этот тест? Первое - заливайте только качественный бензин. Вернется сторицей. Уверены, что показать высокие результаты маслу помогло качественное топливо. Второе - правильно подбирайте масло для СВОЕГО двигателя. Не ленитесь наблюдать, читать и думать.
Мы же продолжим наблюдать за двигателем этого автомобиля, вернувшись к маслу вязкости 40.
Александр Кельм

Источник: журнал autoExpert №10`2013. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Вернуться назад