DataLife Engine > Оливи, мастила > Тест масел 10W-40 API SL и SM в НИИ "МАСМА"

Тест масел 10W-40 API SL и SM в НИИ "МАСМА"


30-06-2012, 16:27. Разместил: LeoLeo
Как выбирали
Выбор полусинтетических масел на рынке сейчас очень разнообразный, поэтому для теста пришлось делать трудный выбор среди нескольких десятков брендов. В итоге под прицел попали: дорогие масла именитых западных производителей – Mobil Super, Castrol Magnatec, Shell Helix, корейский продукт ZIC А+, производимое в Прибалтике Мannol Classic, группа российских масел – ЛУКОЙЛ Люкс, ТНК магнум супер, Sibi Motor (Газпромнефть), и единственный представитель Украины – харьковский Groom-ex Ultra.

Все испытуемые по классификации АРI соответствуют классу SL, кроме Мannol, Shell и ZIC, которые соответствуют более высокому классу SM.

Эти образцы были выбраны для того, что оценить, насколько сильно отличаются синтетические и полусинтетические масла по своим эксплуатационным свойствам.

Все масла позиционируются соответствующими классификации API, но не все имеют официальную лицензию, которая подтверждает прохождение всего комплекса моторных испытаний по требованиям API. Мы проверили, какие масла лицензированы на сайте американского института нефти www.eolcs.api.org и можем сказать, что там мы не обнаружили Мannol Classic, Sibi Motor и Groom-ex.

Тест масел 10W-40 API SL и SM в НИИ "МАСМА"
Как исследовали
Все испытуемые были доставлены в испытательный центр НИИ «МАСМА», который является одним из самых авторитетных учреждений в сфере исследований масел в нашей стране. Все образцы предоставлялись на тест обезличенными, в одинаковой таре и под условными номерами.

Процесс тестирования масел – процесс сложный и длительный. Вначале измеряются базовые физико – химические свойства, такие как кинематическая вязкость при 100 и 40 градусах Цельсия, индекс вязкости, щелочное и кислотное числа, температура вспышки в открытом тигле, зольность, массовая доля часть активных элементов, коррозионность, испаряемость масла, плотность, склонность к пенообразованию, динамическая вязкость и моющие свойства. Если хотя бы один из этих параметров не соответствует значениям для этого класса, значит, это либо подделка, либо заводской брак. К счастью, оказалось, что все купленные нами образцы оказались кондиционные, поскольку ни одного нарушения не оказалось.

Физико-химические исследования важны, но они не дают ответа на самый главный вопрос – как поведут себя масла в реальном двигателе? Ответ дают исследовательские методы тестирования, призванные определить эксплуатационные свойства масел. Доставленные в лабораторию образцы подверглись испытаниям на термостабильность (имитирует реальную работу масла в двигателе и показывает стойкость моторного масла к образованию кислот и смол при высокой температуре). Также эксперты протестировали испытуемых на трибологические свойства, проведённых на четырёхшариковой машине трения. Данный параметр характеризирует противоизносные свойства масел. Но обо всём по порядку, причём уделим основное внимание только самым важным показателям.

Тест масел 10W-40 API SL и SM в НИИ "МАСМА"
Физико-химические свойства
Кинематическая вязкость при 100°С
В соответствии с классификацией SAE, для класса вязкости 40 требования следующие: вязкость должна находится в интервале от 12,5 до 16,3 мм2/с. Все масла имеют приблизительно одинаковую вязкость, соответствующую данному классу.

Индекс вязкости.
Рассчитывается на основании вязкости масла при 100°С и 40°С. Этот показатель необходим для оценки способности масла обеспечивать необходимые вязкостно-температурные свойства как при низкой, так и при высокой температуре. Общий принцип – чем больше, тем лучше. Кстати, по данному показателю косвенно можно судить и о пусковых свойствах. Данный показатель очень чувствителен, соответственно даже при незначительном изменении вязкости масла при 100°С индекс вязкости изменяется значительно. Высокий индекс вязкости некоторых масел (у Shell Helix, ZIC А+, у которых индекс оказался выше остальных – 167 единиц), по мнению экспертов, скорее всего, обусловлен использованием синтетической базы при приготовлении масла, что обусловлено требованиями API SM, и сразу отражается и на стоимости масла. Это так же подтверждается данными по испаряемости по НОАК (6 и 6,2 % соответственно). Среди остальных участников удивил Лукойл Люкс (154 единицы) – это больше, чем у всех остальных «отечественных» участников, и одинаково с Castrol Magnatec. Следствие – более низкая температура проворачивания коленчатого вала. В дальнейшем это подтвердила и очень низкая температура застывания у Лукойла.

Тест масел 10W-40 API SL и SM в НИИ "МАСМА"
Щелочное число
Показывает потенциальное содержание моюще-диспергирующих присадок в базовом масле. И вновь все масла показали очень приличные результаты, что может означать, что качество присадок у всех одинаково высокое. Лидер номинации - Shell Helix с результатом 9,5 (напоминаем, это более высокий класс SM), на втором - Mobil Super, а замыкают тройку лидеров вновь «наши» - ТНК магнум супер (7.5) и Лукойл Люкс (7)! При этом последний образец уже во втором показателе обходит импортные аналоги.
Данный показатель особенно важен при работе на топливе с высоким содержанием серы, т.к. щелочные моюще-диспергирующие присадки, помимо всего прочего, нейтрализуют кислоты, образующиеся в процессе сгорания высокосернистого топлива. Поэтому в условиях постоянного использования высокосернистого топлива особенно важно, чтобы щелочное число моторного масла было высоким.

Температура застывания
Очень важный показатель для наших довольно суровых зим. Чем ниже температура застывания, тем лучше заводится мотор на морозе. В лидерах российские масла Лукойл Люкс и Sibi Motor ( – 38 °С). У остальных температура тоже не подкачала – выше минус 31 никто не опустился. Но нужно помнить, что температура застывания это условный показатель, который отличается от реальной возможности запустить двигатель. При этом не стоит забывать, что пусковые свойства масла так же оцениваются на имитаторе проворачивания коленвала (CCS). Данный прибор измеряет динамическую вязкость масла при низкой температуре. Чем ниже это значение, тем проще двигателю запуститься в холодное время. Подробнее об этом мы поговорим ниже.

Зольность масла
Данный параметр указывает на долю присадок в общем объеме масла, и в определенной мере от этого зависит степень нагарообразования. Все образцы уложились в норматив в районе одного процента.

Тест масел 10W-40 API SL и SM в НИИ "МАСМА"
Массовая доля активных элементов.
- кальций – позволяет оценить количество моюще-диспергирующих присадок в масле.
- цинк – является активным элементом противоизносных присадок. Некоторые современные присадки изготавливаются без использования цинка, либо с меньшим его содержанием.
- фосфор – также является активным элементом противоизносных присадок.

По этому показателю все испытуемые показали разные результаты, что обуславливается тем, что для производства разных масел используются присадки различных производителей. Соответственно, при одинаковом уровне эксплуатационных свойств состав присадок может быть различен.

Коррозионность на пластинках из свинца
Скорость коррозии приблизительно одинакова, при этом она немного выше у Лукойла, ТНК, Groom-ex и Mobil.
Индукционный период осадкообразования.

Касательно осадка, то все масла показали примерно одинаковый хороший результат. То же касается и нейтрализационной эффективности. А вот прирост вязкости разнился, и довольно значительно. Этот показатель позволяет косвенно оценить увеличение вязкости масла вследствие протекания в нём термоокислительных процессов. И здесь два представителя класса SM «отыгрались» – у Shell Helix и Мannol Classic прирост оказался всего 24 – 50%. При этом у их коллеги по классу SM ZIC А+ показатели оказались, как и у остальных участников класса SL – 153%. А «героем» стал украинский Groom-ex Ultra – у него прирост вязкости составил 44% и занял второе почётное место после Shell Helix!

Моющие свойства по ПЗВ
Все масла показали результат в пределах нормы – после окончания испытания нагар и отложения на поршне при испытании всех масел практически отсутствовали.

Тест масел 10W-40 API SL и SM в НИИ "МАСМА"
Испаряемость или «потери на угар»
Все масла обладают довольно низкой испаряемостью. Выделяются синтетические масла Шелл и ЗИК, а также Кастрол. При этом хотелось бы отметить, что расход масла на угар напрямую зависит от его испаряемости. Высокая испаряемость не является показателем низкого качества масла, так же как не является показателем высокого качества масла низкая испаряемость. Разные масла производятся на основе разных базовых масел. Одни масла синтетические – в процессе эксплуатации необходимость доливать масло практически отсутствует. Для других масел может потребоваться долить немного масла в процессе эксплуатации. Это нормально. При этом не стоит забывать, что синтетическое масло, имеющее тот же уровень эксплуатационных свойств, будет значительно дороже полусинтетического масла. Выбор всегда остается за покупателем.

Динамическая вязкость на имитаторе проворачивания коленвала (CCS) при – 25°С
Позволяет оценить пусковые свойства масла. Для вязкости 10W она должна быть не выше 7000 мПа/с при минус 25 °С. Все масла удовлетворяют данным требованиям, а значит, двигатели будут нормально запускаться практически в любой мороз.

Исследовательские методы
Термоокислительная стабильность
Это показатель, оценивающий стойкость моторного масла к образованию кислот и смол при высокой температуре. При данных исследованиях производится окисление тонкой пленки масла под действием высокой температуры (250 °С). Данный метод позволяет оценить стойкость масла к окислению при высоких температурах в камере сгорания, когда оно находится на стенках цилиндров, т.к. толщина пленки масла в данном исследовании соизмерима с толщиной пленки масла в двигателе.

Методика процесса такова – в процессе работы масло меняет свои основные свойства, а также в нем накапливаются продукты окисления, которые способствуют коррозии деталей двигателя, лако- и нагарообразованию и ускоряют износ резиновых уплотнителей. Параметры замеряются до и после окисления и по их изменению оцениваются эксплуатационные свойства масла. Чем дольше масло противостоит окислению и чем меньше количество образовавшегося лака, тем дольше масло может работать в двигателе.

В лидеры выбились масла класса SM Shell Helix и ZIC А+ - соответственно, 60 и 48 минут. Затем идёт Castrol Magnatec (35 минут!!!!), и с небольшим отставанием – вновь Лукойл Люкс и ТНК магнум (29 минут). А вот Мannol Classic, заявленный как класс SM, сплоховал – всего 26 минут. И в конце списка - Sibi Motor с 20-ю минутами.

Трибологические характеристики на ЧШМ
Испытания производились на четырёхшариковой машине трения, основная задача – определить критическую нагрузку, т.е. стойкость масляной пленки и измерить диаметр пятна износа, которое позволяет оценить противоизносные свойства масла. Результаты оказались предсказуемо хорошими у всех участников. В частности, диаметр пятна износа для всех масел практически идентичен, следовательно, противоизносные свойства всех масел практически одинаковые. Критическая нагрузка необходима для оценки способности масла предотвращать износ при сверхкритических нагрузках. В двигателе единственное место, где присутствуют такие нагрузки – это пара «кулачок-толкатель». Для всех остальных деталей и узлов трения способность масла противостоять износу оценивается по диаметру пятна износа.

Тест масел 10W-40 API SL и SM в НИИ "МАСМА"
Выводы
И что же в сухом остатке? На самом деле, вывод оказался удивительным – российские масла практически не уступают европейским, а в некоторых параметрах и превосходят их. Другими словами, стереотип о том, что российские масла предназначены для российских автомобилей оказался полностью опровергнут цифрами. Помимо прочего, российские масла также имеют официальные допуски и одобрения, позволяющие заливать их в автомобили на гарантии.

К тому же и с местами производства масел сейчас полная путаница. Стремясь снизить издержки, европейские производители переносят свои производственные площадки в Турцию, Польшу, Литву, РФ (например, завод Шелл открыли в России) и другие страны, в то время как ряд российских производителей делают серьезные шаги для выхода на международный рынок. Например, компания ЛУКОЙЛ поставляет масла для Украинского рынка со своего завода в Румынии.

Так что налицо мировая интеграция, в рамках которой большинство масляных компаний покупают пакеты присадок у одних и тех же производителей и отличия тут минимальны. Но качество моторного масла определяется не только пакетом присадок, но и уровнем свойств базовых масел. И здесь мировая интеграция тоже вносит свои коррективы. Российские компании активно экспортируют базовые масла в Европу, и наоборот, часть синтетических импортных базовых масел, необходимых для производства современных синтетических и полусинтетических продуктов импортируют из Европы.

Так откуда же взяться разнице? Но на самом деле разница есть – и состоит она в цене вопроса. «Раскрученные иностранцы» Mobil, Shell, Castrol стоят в среднем на 100 грн. дороже российских визави. Безусловно, тут важна не столько цена, сколько соотношение цены и качества. И в этом разрезе очень порадовали российские производители – их продукция имеет высокое качество за весьма умеренную цену, и эти масла можно без опаски использовать в любой иномарке. И немаловажно, что они ко всему прочему адаптированы к местным условиях эксплуатации, такими как низкие температуры и плохое качество топлива.


Масло



ЛУКОЙЛ
ЛЮКС



СИБИ Мотор




ТНК МАГНУМ СУПЕР



Мобил Супер



Шелл Хеликс



Кастрол Магнатек



Зик А+



Маннол Классик



Groom-ex



Кинематическая вязкость 100 (мм2/с)



13,12



14,1



13,63



14,92



14,7



14,32



14,45



15,9



12,63



Кинематическая вязкость 40 (мм2/с)



94,83



94,83



93,3



95,03



92,18



95,94



90



106,41


99,57


Индекс вязкости



154



153



148



165



167



154



167



160


150


Щелочное число (ISO)(мгКОН/1 г масла)



7,88



7,58



9,18



8,64



11,85



8,09



8,04



7,04


7,09


Щелочное число (ГОСТ)(мгКОН/1 г масла)



7



6,39



7,23



7,5



9,5



6,88



6,44



6,5


6,85


Кислотное число, %



2,09



2,07



1,95



2,94



2,15



2,37



1,67



2,366


1,74


Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, оС



213



208



218



214



218



220



230



215


220


Температура застывания, оС



-38



-38



-36



-35



-37



-31



-35



-35


-33


Зольность, %



1



1



1,12



1,25



1,05



0,99



0,84



0,97


1,07


Мех примеси



отс



отс



отс



отс



отс



отс



отс



отс


отс


Массовая доля воды, %



отс



отс



отс



отс



отс



отс



отс



отс


отс


Плотность при t 20 С, кг/м3



868



875



837



874



870



861



846



861


888


Массовая доля активных элементов



 



 



 



 



 



 



 



 


 


Кальций



0,246



0,21



0,29



0,245



0,281



0,213



0,185



0,192


0,252


Цинк



0,117



0,132



0,188



0,193



0,104



0,099



0,086



0,163


0,098


Цинк



0,105



0,114



0,104



0,169



0,096



0,092



0,08



0,14


0,083


Азот



0,07



0,07



0,12



0,113



0,198



0,1



0,13



0,05


0,025


Коррозионность на пластинках из свинца, г/м2



4



0,6



3,8



2,5



0,15



1,5



0,45



1


3,3


Стабильность по (ИПО) в течение 50 час



 



 



 



 



 



 



 



 


 


Массовая доля осадка, %



0,26



0,24



0,23



0,16



0,18



0,16



0,19



0,2


0,34


Прирост вязкости, %



105



110



83



97



24



153



153



50


44


Прирост кислотного числа, %



192



187



177



95



128



100



140



155


240


Нейтрализационная эффективность растворенны кислотных продуктов, %



65



62



71



74



81



77



77



77


62


Снижение диспертирующей способности, %



0



0



0



0



0



0



0



0


0


Моющие свойства по ПЗВ, балл



1



0



0,5



0,5



0,5



0,5



0,5



0,5


0,5


Испаряемость по методу НОАК, %



9,1



10,3



10



10,2



6



7,3



6,2



8,4


8,5


Вязкость динамическая, определенная на имитаторе холодной прокрутки (ССS) при -25оС, мПа/с



6600



6200



6350



6400



6200



6800



6400



6350


6600


Вязкость динамическая, определенная на имитаторе холодной прокрутки (ССS) при -25оС, мПа/с



29



20



29



23



60



35



48



26


25


Трибологические характеристики на ЧШМ при 20±5оС



 



 



 



 



 



 



 



 


 


Критическая нагрузка, (Рк), Н



1304



1420



1394



1304



1236



1236



1471



1470


1304


Нагрузка сваривания (Рз), Н



1961



2450



1961



1961



1961



2324



1961



2450


1961


Индекс задира



489



471



490



490



470



472



474



981


489


Диаметр пятная износа, мм



0,54



0,54



0,56



0,56



0,54



0,52



0,5



0,52


0,56


Склонность к пенообразованию/стабильность, см3, при:



 



 



 



 



 



 



 



 


 


24оС



0/0



0/0



0/0



0/0



0/0



0/0



0/0



0/0


0/0


94оС



0/0



0/0



0/0



0/0



0/0



0/0



0/0



5/0


0/0


24оС



0/0



0/0



0/0



0/0



0/0



0/0



0/0



0/0


0/0


Цена за канистру (4 л.) в рознице, грн.



138



144



155



255



238



260



188



216


105


Тест масел 10W-40 API SL и SM в НИИ "МАСМА"
Тест масел 10W-40 API SL и SM в НИИ "МАСМА"

Вернуться назад