autoExpert




autoExpert » СТАТЬИ » Масла, смазки » Моторное масло. Подобрать и не прогадать

Моторное масло. Подобрать и не прогадать

Моторное масло. Подобрать и не прогадать

Сегодня в массе предложений на рынке моторных масел перед потребителем стоит лишь одна задача - сделать правильный выбор. Естественно, каждый в принятии решения руководствуется своими мотивами и то, что служит основанием для одного, не всегда может быть приемлемо для другого. Поэтому давать в данном вопросе конкретные советы довольно сложно и даже, можно сказать, не совсем корректно. Тем более, для коммерческой техники, проблемы с которой могут принести для предприятия существенные финансовые потери.

Моторное масло - конструкционно-предусмотренный элемент двигателя. Следовательно, его выбору следует уделять не меньше внимания чем, например, деталям поршневой группы. Ведь, подбирая те же поршневые кольца, мы смотрим на их ремонтный размер, подходят ли они для данной модели двигателя, проверяем посадку в каналах поршня и т.д. С таким же пристальным вниманием следует подходить и к подбору моторного масла, с которым повязана работоспособность не только одного какого-то узла или механизма, а двигателя в целом.

Для новых автомобилей, которые находятся на гарантии, обычно проблем с выбором нет. Используется то масло, которое рекомендует сервисная станция или автопроизводитель. Как правило, это недешевые продукты. В то же время рисковать с маслом в данный период мало кто готов, поскольку потерянная гарантия может вылиться в серьезные расходы в случае проблем с техникой.

Моторное масло. Подобрать и не прогадать


Однако по истечению гарантийных обязательств множество автопарков ищут пути экономии, в том числе и на смазочных материалах. Хотя, по утверждению специалистов, стоимость моторных масел составляет около 1% прямых затрат на эксплуатацию автомобиля и целесообразность перехода на дешевые продукты практически не обоснована. Но кто сказал, что найти достойную замену используемым в гарантийный период маслам, как по качественным показателям, так и по цене, невозможно? Конечно, если автопарку это нужно. Возможно, его вполне устраивает сочетание цены и качества ранее используемых продуктов.

В то же время сегодня у многих масел, позиционирующихся в одном сегменте рынка, планка эксплутационных свойств находится приблизительно на одном уровне, но разница в цене может быть ощутимой. Так почему же автопарку разумно не сэкономить, если по работоспособности масло будет удовлетворять потребности техники? Здесь можно привести пример одной организации, перед которой стала проблема выбора поставщика смазывающих материалов. Были предложения от нескольких компаний, представляющих разные марки масел. Чтобы определиться с дальнейшим сотрудничеством и сделать обоснованный выбор, по инициативе организации был проведен эксперимент. Каждый потенциальный поставщик предоставил по одному продукту, который удовлетворял требованиям техники. Причем по уровню эксплуатационных свойств все масла находились на одном уровне. Данные продукты залили в однотипную технику (для нее и выбирались масла) приблизительно равного пробега. По истечении определенного срока эксплуатации из каждого автомобиля взяли пробы отработанного масла и отдали их на исследования. Проанализировав данные, был определен поставщик, моторное масло которого показало хорошие рабочие свойства и в то же время удовлетворяло организацию в плане цены. Чем не обоснованный выбор? Предприятие весьма ответственно подошло к выбору требуемого для техники масла, при этом увидев его реальные возможности во время эксплуатации.

Однако приведенный пример больше подходит автотранспортным предприятиям, в распоряжении которых находится однотипная техника или, по крайней мере, она преобладает. Сделав тест, можно определиться с требуемым маслом в плане соотношения качество/цена. С разномарочными же автомобилями подобного рода испытания не всегда удобны. Например, потребуются тесты на нескольких видах автомобилей, поскольку, в своем роде, будет выбираться "специализированный" продут. Хотя это может быть и универсальное масло, которое допускает применение в нескольких моделях/марках автомобилей. Но масло, продемонстрировавшее хорошую работоспособность в одном типе двигателя, в другом может "уступить место" продукту другой марки. К тому же нужно оплачивать исследования проб в лаборатории (конечно, если этот пункт расходов не возьмут на себя поставщики масел или один из них).

Вообще-то, в автотранспортных организациях целесообразно держать в своем штате сотрудника, специализирующегося на смазочных материалах, или прибегать к помощи независимых специалистов. Ведь вполне закономерно, что каждая компания-представитель марки масел, чтобы получить выгодный контракт, будет всесторонне "хвалить" свои продукты, говорить о выдающихся характеристиках масел, акцентировать внимание на привлекательной цене, солидности марки и т.д. В то же время хорошо разбирающийся в маслах независимый специалист сможет объективно оценить ситуацию, дать свои рекомендации о целесообразности использования масла в конкретной технике, по срокам замены и т.д. Заметим, что в Украине уже были случаи, когда халатное отношение к выбору масла приводило к проблемам с двигателем. Один из примеров уже приводился в предыдущем номере журнала "Грузовой автосервис". Кратко напомним его суть. Одна масляная компания предложила транспортной организации использовать моторное масло с интервалом замены 30 тыс. км, в то время как рекомендуемая автопроизводителем периодичность составляла лишь 10 тыс. км. Компания на определенных промежутках пробега проводила исследования проб, но после 20 тыс. км сотрудниками предприятия было инициировано проведение независимого анализа образцов в одной из исследовательских центров. Было выявлено существенное снижение щелочного числа масла, наличие в нем большого количества продуктов износа двигателя и т.п. Однако это не насторожило руководство предприятия. После еще одной замены масла через 20 тыс. км. начались проблемы с техникой: она стала выходить из строя. В результате предприятие отказалось от использования данного масла и перешло на более дешевый продукт, однако с соблюдением рекомендуемых производителем техники интервалов замены (10 тыс. км). Проблемы были решены.

Только не подумайте, что этим примером мы хотели показать некомпетентность какой-то масляной компании. Совсем нет. Тем более что масло было весьма хорошим, оно было способно выдержать упомянутый интервал работы, однако не в той технике, которая эксплуатировалась в данном автопарке. Здесь акцентировалось внимание на том, что в сроках замены следует придерживаться рекомендаций производителя двигателя, а не руководствоваться тем, что указывает изготовитель масла и пишется на этикетках продуктов. Ведь производитель масла показывает максимальные возможности своих продуктов, и в одном двигателе данное масло легко прослужит, например, 75 или 100 тыс. км, в другом же его следует менять через 40 тыс. км.

В то же время вполне логичным было бы проводить замену масла тогда, когда оно теряет пригодность к работе. Иногда это состояние настает еще до планируемой замены, иногда смазочный материал способен проработать и более длительный период. Например, попадание охлаждающей жидкости, чрезмерное загрязнение сажей и разжижение топливом и т.д. делает масло непригодным к дальнейшей эксплуатации, даже если оно и не отслужило положенный срок. В этом случае его нужно заменить, чтобы не пришлось ремонтировать двигатель. Иногда при достижении сроков замены, рекомендуемых производителем техники, масло еще не утрачивает свой рабочий потенциал и вполне способно проработать еще некий период. Кстати, это было подтверждено одной украинской компанией, предлагающей на рынке весьма известную марку масел. На некоторых своих грузовиках компания провела исследования: через определенные промежутки пробега техники брались пробы масла, которые сдавались на анализ в лабораторию. В результате, по итогам испытаний, предприятием было принято решение об увеличении сроков замены масла в данных моделях грузовиков cвыше рекомендуемых производителем ни много ни мало на 10 тыс. км. Безусловно, при этом техника должна находиться в отличном техническом состоянии.

Помимо интервалов замены, следует уделять внимание и эксплуатационным свойствам масел, которые выражают различные классификации (API, ACEA и т.д.), а также их соответствию требованиям автопроизводителя. Сразу заметим, что подробно останавливаться на рассмотрении классификаций мы не станем. О них уже немало написано (в том числе в журнале autoExpert). Однако обратим внимание, что особенно осторожно нужно подходит к маслам, отвечающим последним категориям классификаций. Зачастую в них отражаются не только особые требования к маслам, но и к используемому топливу. Например, согласно последней редакции ACEA, которая претерпела изменения в конце 2004 года, предусмотрена новая категория для грузовых автомобилей с дизельными двигателями Е6. Масла категории Е6 (ограничивается содержание серы, фосфора и сульфатной золы для совместимости с системами очистки) рекомендованы для работы с дизельным топливом, в котором содержание серы не должно превышать 0,005% (!). Еще одни пример - появившаяся в октябре 2006 года в классификации API новая категория - CJ-4. Масла CJ-4 предназначены для дизельных двигателей с системами очистки, а также для работы только с малосернистым дизтопливом (содержание серы - не более 0,0015%). В то же время подавляющий объем реализуемого в Украине дизтоплива содержит 0,2% серы (с 1 января 2005 года производство дизельных топлив с содержанием серы 0,5% и выше официально приостановлено). Поэтому нужно осторожно подходить к новым продуктам, тщательно изучать не только спецификации масел и производителей двигателей, но и сопоставлять их с украинскими условиями эксплуатации.

Если в парке присутствуют автомобили американского, европейского и японского производства, следует обратить внимание на спецификацию Global DHD 1. Она объединяет в себе ряд требований, заложенных в классификациях API, ACEA и JASO. Так, моторные масла, соответствующие Global DHD 1, отвечают, а то и превосходят уровни по API СH-4, ACEA E5 и JASO DX-1. Естественно, такие масла недешевые, поскольку для их производства требуются качественные базовые масла и эффективные присадки. Но и сомнений в качестве таких масел не должно возникнуть, поскольку их выпуск могут себе позволить только ведущие компании.

Заметим, что предъявляемые к маслам требования со стороны классификаций многие автопроизводители считают базовыми и дополняют их собственными (например, MB, MAN, Volvo, Scania и т.д.). Если масло отвечает этим требованиям, то получает соответствующий допуск. Таким образом, предпочтение целесообразно отдавать маслам, получившим одобрение со стороны производителя. Естественно, такие масла дороже "обычных", так как в их стоимости заложены расходы на проведение испытаний. Однако и гарантии в том, что во время эксплуатации автомобиля не будет проблем, намного выше.

Подытоживая сказанное, еще раз заметим, что подбор моторного масла должен начинаться только с изучения требований автопроизводителя. После этого уже можно рассматривать вопрос цены, т.е. возможность сэкономить. Если есть какие-то сомнения, лучше прибегнуть к помощи специалистов. Ведь высокий ресурс двигателя - это заслуга не только качественных деталей, но и правильно подобранного масла.

Моторное масло. Подобрать и не прогадать

Подготовил Юрий Стороженко
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 (голосов: 0)


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Архив

Май 2018 (15)
Апрель 2018 (26)
Март 2018 (26)
Февраль 2018 (21)
Январь 2018 (9)
Декабрь 2017 (26)


Для размещения рекламы обращайтесь в рекламный
отдел по телефону:

+38 (067) 537-82-42