autoExpert


autoExpert » СТАТЬИ » Кузовной Рем. » Дефекты лакокрасочного покрытия. Виды, причины появления и способы устранения

Дефекты лакокрасочного покрытия. Виды, причины появления и способы устранения

Маляр или человек, имеющий непосредственное отношение к процессу кузовного ремонта автомобиля, не понаслышке знаком с таким явлением, как дефекты при покраске. Их появление зачастую приводит к необходимости повторной окраски, а значит, перерасходу дорогостоящих лакокрасочных материалов… А чего стоят труды и старания маляра, жалобы клиентов и прочие малоприятные вытекающие этого последствия…

Мало того, что дефекты неприятны, – они еще и коварны. Могут пройти дни, недели, а то и месяцы, прежде чем неприглядные пузырьки, вспучивания, отслоения краски покажут себя во всей красе. Как правило, в таких случаях одними сожалениями не отделаться.

В чем же причина? А она может заключаться в следующем:
- несоблюдение технологий;
- некачественный материал.

Первый пункт зачастую превалирует над вторым. Если в работе используются материалы известных, проверенных временем, общим мнением и конкурентной борьбой брендов (к примеру, MOBIHEL), то в 99% случаев причина дефекта кроется в несоблюдении технологии.

Лучший способ устранения дефекта – недопущение ошибок при проведении любых малярных работ. Нужно внимательно следить за каждой операцией и четко следовать инструкциям, предписанным производителями краски в технических пособиях. Работать вдумчиво, аккуратно и быстро, но ни в коем случае не спешить!

Если дефекта избежать все-таки не удалось, следует обязательно выяснить причину его проявления, дабы умело устранить изъян и в дальнейшем избежать подобной ошибки. Нижеизложенная информация поможет в этом.

Перечислим основные дефекты на окрашенной поверхности.
1. Один из наиболее часто встречаемых у маляров дефектов – плохое высыхание шпатлевки и, как следствие, ее усадка (фото 1). Случается и обратное: шпатлевка высыхает настолько быстро, что маляр не успевает ее нанести. Последнее явление характерно для мелкой финишной шпатлевки. В подобных случаях ее обычно берут небольшими порциями и добавляют избыток отвердителя.

Дефекты лакокрасочного покрытия. Виды, причины появления и способы устранения

Фото 1

Причина плохого высыхания шпатлевки заключается в следующем: маляры добавляют отвердитель «на глаз» и, естественно, ошибаются. Если добавить мало отвердителя, то полимеризация будет протекать медленно, следствием чего станет усадка шпатлевки.

Еще одна причина медленного высыхания ПЭ-материалов – это высокая влажность воздуха. Устраняется подобный дефект радикально – ПЭ-материал сошлифовывается до металла. После этого всю работу придется проделать сначала.

2. Если спустя некоторое время после высыхания автоэмали на поверхности появилось неприглядного вида мутное пятно (фото 2), совершенно отчетливо указывающее на то место, где проводились шпатлевочно-выравнивающие работы, в основе может лежать та же причина: или отвердителя добавили слишком много, или его плохо перемешали со шпатлевкой. Избавляться от такого дефекта нужно так же, как и в приведенном выше примере.

Дефекты лакокрасочного покрытия. Виды, причины появления и способы устранения

Фото 2

3. Проколы – маленькие и аккуратные дырочки на недавно покрашенной поверхности (фото 3). Как и в первом случае, это явление вызвано дефектом на стадии шпатлевания. Если вскрыть толщу шпаклевки в месте дефекта, то можно убедиться, что она вся испещрена маленькими газовыми пузырьками. Откуда же они могли там взяться? Ответ простой: газ образовался в толстых непросушенных внутренних слоях шпатлевки. Исправлять дефект нужно так же – полным сошлифовыванием краски.

Дефекты лакокрасочного покрытия. Виды, причины появления и способы устранения

Фото 3

Чтобы избежать «проколов» в работе, наносите шпатлевку несколькими тонкими слоями с небольшим надавливанием, вытесняя воздух из густой массы. Между слоями делайте выдержку: за это время растворитель в большинстве своем равномерно испарится. Помните: все ПЭ-материалы перед покраской нужно изолировать вторичными грунтовками.

4. Пузырьки на свежеокрашенной поверхности (фото 4). Причина их появления – влага. Она может откладываться в виде конденсата на окрашиваемой поверхности, а также содержаться в воздухе покрасочной камеры или в сжатом воздухе линии покраски. Порой причиной возникновения пузырьков служит избыток соли в жесткой воде, а иногда – плохо изолированные ПЭ-материалы.

Дефекты лакокрасочного покрытия. Виды, причины появления и способы устранения

Фото 4

Если пузырьки появились, их нужно убрать шлифовкой. Затем повторить покраску, четко следуя инструкции.

Во избежание дефекта следует тщательно высушивать и очищать отшлифованную поверхность, не лениться изолировать перешлифованные до шпаклевки места вторичным грунтом. Четко следить за температурой и влажностью в камере, а также за конденсатом в нагнетающей воздух системе.

Ни в коем случае нельзя шлифовать ПЭ-материалы (шпатлевку) водой! Возьмите себе за правило – шлифовка должна быть только сухой! Не скупитесь на абразивные материалы – гораздо дороже стоят повторные работы.

5. Если после покраски на поверхности четко вырисовываются следы шлифовки материала (фото 5), то причины этого могут заключаться в следующем:
- для шлифования грунта использовалась слишком грубая наждачная бумага;
- шпатлевка была плохо изолирована;
- вязкость приготовленной эмали ниже нормы.

Дефекты лакокрасочного покрытия. Виды, причины появления и способы устранения

Фото 5

Грубые риски легко убираются более тонкой наждачной бумагой. Перешлифованные до шпатлевки участки содержат грубые риски, оставшиеся после стадий выравнивания ПЭ-материалов абразивами с крупным зерном. Эти участки нужно обязательно изолировать MOBIHEL 2К-грунтом 3:1, разведенным до вязкости 16 сек. Подготавливая эмаль к нанесению, придерживайтесь вязкости, приписанной заводом-производителем.

6. Если нанесенная на поверхность эмаль или лак через некоторое время начинают отслаиваться, причина кроется в плохой адгезии (фото 6). Факторов, способствующих ее возникновению, может быть превеликое множество. Для начала нужно определить, между какими слоями лакокрасочного покрытия произошло расслаивание.

Дефекты лакокрасочного покрытия. Виды, причины появления и способы устранения

Фото 6

– Если покрытие отходит от металла, то поверхность, скорее всего, плохо очищена и обезжирена или плохо отшлифована.

Иногда причина кроется в несовместимости ЛКМ и металлического сплава, из которого сделана окрашиваемая поверхность. В первую очередь, это касается оцинкованных и алюминиевых поверхностей, для которых существуют специализированные адгезионные материалы.

Следующей причиной подобного отслаивания является использование неоригинального растворителя: маляр решил сэкономить и развести грунт дешевым растворителем. Но скупой, как известно, платит дважды.

– Если отслаивание произошло от грунта – возможно, в этом случае, плохо очищена и высушена шлифованная поверхность грунтовки. Жесткая вода также может стать причиной подобного отслаивания.

– Расслаивание в толще базовой эмали говорит о том, что маляр не поскупился на краску и нанес слишком толстый слой базы.

– Если от базовой эмали отслоился бесцветный лак, это означает, что покрытие пересушено. Помните: максимальное время выдержки при 20°С – 8 часов! Попадание влаги или других загрязнений на окрашенную базовой эмалью поверхность также приведет к отслоению лака.
Исправлять недочеты нужно путем шлифования до того слоя, в котором заключается дефект. После этого следует строго по инструкции нанести авторемонтную систему.

7. Шагрень – неровная волнообразная структура на окрашенной поверхности (фото 7). Она характерна как для ремонтных, так и для заводских покрытий. Иногда шагрень наносят специально – чтобы область ремонта не отличалась от старого покрытия.

Дефекты лакокрасочного покрытия. Виды, причины появления и способы устранения

Фото 7

Сам по себе дефект шагрени не так страшен, а порой он даже необходим. Однако если шагрень не совпадает с общей структурой покрытия, то приходится «выкручиваться». Избыточную шагрень можно всегда уменьшить полировкой. А вот увеличить ее на покрашенной поверхности гораздо сложнее. На шагрень влияет множество факторов: вязкость, технология нанесения, растворитель, используемый пистолет (давление, диаметр сопла). Варьируя эти данные и используя свой драгоценный опыт, можно добиться желаемого результата.

8. Сморщивание (фото 8) возникает вследствие нанесения краски на непросушенную поверхность. Дефект виден практически сразу после нанесения. Во избежание данного дефекта всегда хорошо просушивайте подложки и изолируйте проблемные покрытия.

Дефекты лакокрасочного покрытия. Виды, причины появления и способы устранения

Фото 8

Сморщивание окрашенной поверхности также может быть вызвано толстыми слоями нанесенной краски. Поэтому необходимо придерживаться рекомендуемой производителем толщины слоя.

Для решения проблемы дефектную поверхность следует удалить и нанести систему ЛКМ заново.

9. Подтеки (фото 9), часто встречающиеся даже у профессионалов, появляются по нескольким причинам:
- низкая вязкость;
- недостаточная выдержка между слоями;
- толстый слой краски;
- неправильное нанесение;
- не отрегулирован пистолет (сопло, давление);
- использование несоответствующих отвердителей или разбавителей.

Дефекты лакокрасочного покрытия. Виды, причины появления и способы устранения

Фото 9

Устранить подтек несложно: сначала его нужно сошлифовать абразивом зернистостью Р600, далее обрабатывать Р1200, а закончить – Р2000. Если дефект небольшой, то его достаточно обработать абразивами Р1200 и Р2000 соответственно.

Чтобы не перешлифовать эмаль вокруг подтека, на дефект нужно нанести тонкий слой отделочной шпатлевки. При зашлифовке снимется слой шпатлевки вместе с подтеком.

10. Появление «кратеров» (фото 10) вызвано плохо удаленными жирами, маслами и силиконами. Во избежание появления кратеров перед покраской тщательно обрабатывайте поверхность антисиликоновым чистящим средством. Особое внимание стоит уделить участкам поверхности в районе уплотнителей. Перед покраской их следует изолировать. Не будет лишним и повторное обезжиривание поверхности вокруг уплотнителя. Необходимо использовать при работе только чистую тару, промытую растворителем, регулярно проверять фильтры для масел и воды. После обезжиривания поверхности нельзя касаться руками!

Дефекты лакокрасочного покрытия. Виды, причины появления и способы устранения

Фото 10

Исправляют дефект следующим образом: сошлифовывают краску до устранения дефекта и наносят ее заново с соблюдением всех правил.

11. Закипание (фото 11) происходит это из-за неравномерного высыхания слоя краски. На поверхности покрытия образуется твердая пленка полимера, тогда как в толще еще содержится большое количество растворителя, который, испаряясь, начинает искать себе выход через плотный верхний слой. При этом образуются маленькие пузырьки на поверхности краски. Неравномерное высыхание возможно по нескольким причинам:
- плохо высушена вторичная грунтовка;
- нанесен слишком толстый слой краски;
- не выдержано необходимое время между нанесением слоев;
- не соблюдены параметры сушки;
- лампы ИК-сушки расположены слишком близко (расстояние должно быть не меньше 70см!);
- использован неподходящий разбавитель или отвердитель.

Дефекты лакокрасочного покрытия. Виды, причины появления и способы устранения

Фото 11

В любом из вышеперечисленных случаев нужно сошлифовать дефект до жести и повторить стадии грунтования и нанесения окончательного покрытия.

12. Матовая поверхность (фото 12). Иногда нанесенная эмаль не оправдывает возложенных на нее надежд – нет ожидаемого блеска. Это может быть следствием множества причин, в числе которых:
- большая толщина нанесенной краски;
- избыток влаги;
- сморщивание основы;
- использование отвердителя, который долгое время был открытым;
- использование несоответствующего разбавителя;
- несоблюдение параметров сушки;
- в алкидную автоэмаль (например, MOBIHEL Mix) не добавили MOBIHEL «Сиккатив».

Дефекты лакокрасочного покрытия. Виды, причины появления и способы устранения

Фото 12

Чтобы избежать подобных дефектов, необходимо четко соблюдать технологию и выдерживать параметры сушки.

Только сняв слой эмали до вторичного грунта, можно избавиться от дефекта. После чего производится перекраска.

13. «Песок» (фото 13) на поверхности, покрашенной 2К-эмалями, появляется, если покраска производилась во влажном помещении (значение относительной влажности превышает 80%). Зачастую маляры моют полы в своей мастерской при помощи большого количества воды. В итоге на стенах камеры, мастерской и на самих деталях в обилии присутствует конденсат. Влага мгновенно реагирует с изоционатным отвердителем (отвердитель для акриловых 2К-эмалей). Иногда влажный воздух может проникнуть в неплотно закрытую банку с отвердителем. Устранить дефект полировкой нельзя – нужно перекрашивать поверхность.

Дефекты лакокрасочного покрытия. Виды, причины появления и способы устранения

Фото 13

14. Несовместимость ЛКМ между собой.
В случае авторемонтных систем – это акриловые 2К- и однокомпонентные алкидные 1К-материалы. Акрилы агрессивнее алкидов, поэтому ни в коем случае не наносите 2К-эмаль на 1К-грунт. Хотя наоборот делать можно: акрилы после полного высыхания нейтральны.

Несовместимость материалов видна сразу же. Поверхность «подрывается» прямо на глазах у маляра (фото 14). Устраняют подобный дефект кардинально – до вторичной грунтовки.

Дефекты лакокрасочного покрытия. Виды, причины появления и способы устранения

Фото 14

15. «Яблоки» – светлые и темные пятна на поверхности краски (фото 15). Особенно этот дефект характерен для светлых серебристых металликов.
Вопреки названию, «яблоки» вовсе не приходятся по вкусу требовательному клиенту. Они являются следствием неправильного нанесения базовой эмали: имела место маленькая выдержка перед нанесением последнего слоя или пистолет был выбран неправильно (дюза, давление).

Дефекты лакокрасочного покрытия. Виды, причины появления и способы устранения

Фото 15

Базовая эмаль наносится только пистолетом типа SATA HVLP (низкого давления) с dсопла = 1,3–1,4 мм и давлением 2–2,5 бара. Последний слой наносится распылением на матовую поверхность.

Иногда «яблоки» являются следствием плохо перемешанной эмали или несоответствием температуры краски и окрашиваемой поверхности.
Исправлять данный дефект следует сошлифованием до вторичной грунтовки.

16. Ситуация до боли знакома обывателю: выкраска идеальная, но цвет не совпадает (фото 16).

Дефекты лакокрасочного покрытия. Виды, причины появления и способы устранения

Фото 16

Подобные различия в цвете были, есть и будут оставаться предметом горячих споров между малярами и колористами. Невозможно подобрать соответствующий на все 100% цвет. Особенно это касается эффектных покрытий, цвет которых сильно зависит от нанесения. Каждое нанесение индивидуально и неповторимо, как кристаллы в снежинках.

Иногда при покраске металликом появляется дефект «ежа»: эффектные пигменты на окрашенной поверхности неправильно ориентированы, из-за чего создается впечатление светлого покрытия с грубым выпирающим зерном.

Исправляют дефекты несовпадения цвета сошлифованием базовой эмали до вторичного грунта, после чего снова наносят базовое покрытие, соблюдая все правила и инструкции. При частичном ремонте обязательна покраска техникой «перехода».

Итак, мы вкратце ознакомили Вас с наиболее часто встречающимися при покраске дефектами. Нелишне будет напомнить, что большинство из них является следствием несоблюдения техники покраски. Так что прежде чем сетовать на производителей, воспользуйтесь древней мудростью и ищите причину в себе. Надеемся, что наши рекомендации помогут многим избежать неприятностей при покраске. Помните – лучший способ избежать дефекта – не допускать его!

Информация предоставлена компанией «Прогресс»
(ТМ MOBIHEL)

www.shop.mobihel.ua

Источник: журнал «Автомобильная покраска» №5-6`2007. При перепечатке ссылка на источник обязательна.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 (голосов: 0)


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Архив

Ноябрь 2017 (16)
Октябрь 2017 (26)
Сентябрь 2017 (26)
Август 2017 (44)
Июль 2017 (29)
Июнь 2017 (26)


Для размещения рекламы обращайтесь в рекламный
отдел по телефону:

+38 (067) 537-82-42