autoExpert


autoExpert » СТАТЬИ » Кузовной Рем. » Шпаклевочные массы. Простой сложный выбор

Шпаклевочные массы. Простой сложный выбор

В данной статье речь пойдет о шпаклевочных массах и способах их применения. Стоит отметить, что все, о чем будет сказано ниже, – точка зрения автора, сформировавшаяся в результате большого опыта работы с использованием материалов различных производителей. Многих проблем можно избежать, используя фирменные материалы, такие как R-M или Solid. Тем не менее в регионах многие авторемонтные предприятия все еще ограничены в выборе материалов и оборудования, представленных на местном рынке. Отсюда большая часть трудностей, с которыми приходится бороться. И пусть следующий шаг – переход на Solid и тем более R-M с его беспрецедентной технической поддержкой – решает все проблемы, для многих предприятий переход на высококачественные материалы остается вопросом будущего.

Шпаклевочные массы. Простой сложный выбор

Выбор всегда должен быть взвешенным, особенно когда речь идет о профессиональных материалах. Наибольшие трудности возникают при выборе лакокрасочных материалов, особенно шпаклевок. Предложение огромное, и порой у одного производителя техническая документация на разные шпаклевки практически одинаковая. Однако разобраться все-таки можно. Для того чтобы ориентироваться в представленной на прилавках магазинов продукции и сделать правильный выбор, в первую очередь необходимо владеть терминологией и понимать, какие свойства за ней кроются. Начнем со свойств шпаклевок. В данном случае следует помнить, что этот продукт имеет две фазы – ЛКМ и ЛКП, к каждой из которых, естественно, предъявляются свои требования.

Что важно для фазы ЛКМ?
Шпаклевочные массы. Простой сложный выборТара. Легко переносить, легко пользоваться, легко хранить как на складе, так и на рабочем месте, легко утилизировать. Здесь только вам решать, что удобнее для организации. Многие производители предлагают разные фасовки одного продукта, а значит, выбор есть.

Легкость приготовления и доводки. К приготовлению относятся такие операции, как разогрев и перемешивание. К доводке – добавление отвердителя и добавок. О приготовительной стадии можно делать выводы, только начав пользоваться материалом, а вот с доводкой можно разобраться уже на стадии покупки. Понятно, что пропорции смешивания достаточно критичны для качества ЛКП, поэтому хорошо, когда производитель заботится о том, чтобы вы правильно и быстро производили дозировку.

Кстати, здесь мы впервые сталкиваемся с таким интересным явлением, как «азиатский» и «европейский» стили работы. В дальнейшем будем часто сравнивать эти два подхода, начнем как раз со шпаклевки. Особенность европейских шпаклевок – короткое время жизни. Поэтому доводят ее малыми порциями, чаще между двух прямоугольных шпателей. Во избежание передозировки отвердитель делается перекатализированным, и производители считают, что лучше не доложить его в материал, чем переложить. В первом случае полимеризация произойдет однозначно, во втором – будут большие проблемы с сушкой. И именно у европейских производителей чаще встречаются всевозможные приспособления на упаковке для точной дозировки. Время жизни большинства азиатских шпаклевок в 4-5 раз превышает показатели европейских. Доводят их большими порциями, используя доску и косой треугольный шпатель. Дозировку рекомендуется производить по весу, на электронных весах. И фасуются, например, японские шпаклевки, обычно в четырех- или пятилитровые банки.

Время жизни. Подразумевает период работоспособности материала после доводки. Не путать со временем сушки! Часто по истечении жизнеспособности ЛКМ остается жидким. Что лучше: быстрая или медленная сушка? На первый взгляд кажется, чем быстрее, тем лучше. Но не все так просто. Быстро «встающий» материал надо чаще замешивать, что означает потерю времени. Часто шпаклевка «встает» быстрее, чем ее успевают наложить, а это – потеря материала. Сложные поверхности – особенно с гранями или сферические – трудно выложить аккуратно. Обычно мастера кладут в этих местах массивные, грубые мазки, что подразумевает потери и материала, и времени. Ведь потом эти «сталактиты» еще и «спиливать» придется. В результате мы видим замученного маляра и гору шпаклевочной пыли. В противном случае мы тратим время только на сушку. Плюс экономим на шлифовании, ведь долго живущий материал можно уложить практически идеально. А если пользоваться коротковолновой ИК-сушкой, то проблема медленной сушки исчезает.

Разогрев. Выравнивание температур ЛКМ, подложки и помещения. Если вы занесли ЛКМ с жары, то его охлаждение все равно называется «разогрев».

Перемешивание. Любой ЛКМ перед применением необходимо перемешать до однородной консистенции. Делают это круговыми движениями в одном направлении, ведь в противном случае сгустки просто гоняются туда-сюда. Тоже касается и доведения состава.

Время сушки. Проходит три стадии. Первая – «от пыли» или «на отлип», когда осевшие пылинки не погружаются в нанесенный слой. Можно «безболезненно» слегка касаться поверхности рукой. Кстати, именно так маляры и проверяют эту стадию. Вторая – «монтажная прочность», когда деталь можно аккуратно кантовать. Третья – «до механической обработки» – поверхность можно шлифовать. Нельзя называть эту стадию полным высыханием, поскольку ЛКП продолжает сохнуть даже тогда, когда автомобиль уже «ржавеет на свалке». Кстати, это является причиной того, что не удается убрать следы оракала с кузова. После снятия пленки наблюдаем выпуклый рельеф, сполировываем и через некоторое время опять видим его, только уже во вдавленном виде. Точно такая же картина возникает, когда убираем непросушенные подтеки на грунте или краске.

Шпаклевочные массы. Простой сложный выбор

Маячковая поверхность. Недеформированная поверхность ремонтируемой детали. Используем ее как ориентир при рихтовке, шпаклевании И как опору для края рабочей поверхности шлифка – при шлифовании.

Сплошность. В обиходе называется пористостью. Чем меньше пор, тем лучше. На заре «отечественного автосервиса» кузовщики покупали на рынках полиэфирную строительную шпаклевку. Некоторые мастера пользуются ею и по сей день, только добавляют немного растворителя, чтобы покрытие слишком быстро не растрескивалось. Растворитель (до тех пор, пока не улетучится) играет роль своеобразного пластификатора, что несколько растягивает время между сдачей работы клиенту и возникновением с его стороны претензий.

Масса. Критична при выполнении объемных работ на больших плоскостях (крыши, капоты, борта и двери автобусов, минивэнов, внедорожников). Если шпаклевка очень тяжелая, она будет тянуть за собой металл. Это плохо.

Легкость шлифования. Имеет не последнее значение, особенно в тех случаях, когда цех не механизирован.

Совместимость. Шпаклевка должна быть совместима как с подложкой, так и с последующими покрытиями, даже через слой.

Шпаклевочные массы. Простой сложный выбор

Классифицируем
Обратимся к надписям на банках и техническим описаниям. Для начала уясним, что не существует отделочных шпаклевок, которые наносятся толщиной более 3 мм. Это и есть тот запас перепада высот при рихтовке, который вы можете себе позволить. Шпаклевки, которые можно класть более толстым слоем, относятся к группе специального назначения, и о них поговорим позже. Итак:

«Грубая». Обладает достаточно небольшой массой, легко шлифуется. Склонна к образованию большого количества пор. Оставляет довольно высокую крайнюю кромку. Используется только в паре с доводочной. Сфера применения – первая стадия крупного ремонта с большой площадью шпаклевочных работ.

«Доводочная». Обычная масса, имеет среднюю шлифуемость и дает гладкую непористую поверхность. После обработки готова как слой под грунт. Используется для небольшого ремонта с малой площадью шпаклевки или работы в паре с грубой.

«Универсальная». Шпаклевка, с которой можно работать по нескольким типам подложки. Например, голая или гальванизированная сталь, цветной металл, жесткий пластик. Маляры обычно думают, что если шпаклевка универсальная, значит, ею можно и поры закрыть, и трехсантиметровую яму «завалить». Заблуждение.

«Специальная». Предназначена для работы только по одному типу подложки. Например, только голая сталь или только пластик.

«Легкая». Облегченная по массе и шлифуемости версия какой-либо шпаклевки. Здесь надо понимать, что любое облегчение массы обычно влечет за собой большее количество пор.

«Специального назначения». Отдельная группа шпаклевок, рассмотрим каждый тип:
- Напыляемая, или жидкая шпаклевка. Применяется для доводочных работ на больших площадях. Наносится только на голую сталь или шпаклевку (в крайнем случае – на заводское ЛКП), поскольку содержит в себе растворитель, который очень медленно испаряется благодаря высокой толщине пленки и после нанесения начинает взаимодействовать со старым ЛКП. По этой причине шпаклевка может просто не полимеризоваться. Многие маляры с этим сталкиваются и начинают обвинять продавца или производителя.

- Жидкая, наносимая кистью. Имеет противоположное применение. Предназначена для дефектов, не превышающих размер пятикопеечной монеты. Будет ошибкой использовать ее в качестве доводочной, поскольку она очень жесткая, и в месте, где вы ее протрете до нижней шпаклевки, обязательно получится «яма».

- Стекловолоконная. Используется для заделки отверстий в металле или небольших по площади ям. Не терпит расшлифовки в тонкий слой. Поскольку шпаклевка очень хрупкая, в месте, где она истончается, обязательно появится мелкая сетка растрескиваний. А по причине большой массы заделать крупную яму тоже не получится, так как произойдет утяжка металла. Вопреки убеждениям, не пригодна для ремонта пластиков.

- Углеволоконная. Универсальная, особенно хороша для ремонта жестких пластиков. Обладает повышенной прочностью и гибкостью благодаря содержащемуся в ней углеволокну.

- С наполнителем из частиц алюминия. Дает полное отсутствие пор и минимальную усадку, обладает прекрасной адгезией. Цена соответствует качеству. Универсальная доводочная шпаклевка. Рекомендуется для VIP-ремонта.

- Однокомпонентная тонкая нитрошпаклевка. Используется только для заделки мелких пор и «иголочных проколов». Абсолютно не пригодна для исправления неровностей или закрывания неоптимальной риски. В случае такого применения только усугубляет дефект.

Методика шпаклевания
Необходимая информация получена. Теперь при выборе шпаклевки требуется только одно: точно знать, с какой подложкой вам предстоит работать и какой объем работы необходимо выполнить. В продолжение начатой темы разберем методику шпаклевания.

Арматурные работы. Снимаем все лишние детали, которые мешают ремонту или могут быть повреждены в процессе работы.

Очистка поверхности. Загрязнения на кузове делятся на три вида: водорастворимые (соль, песок, глина), прочносвязанные (битум, асфальт, непрофессиональные ваксы и полироли) и слабосвязанные (отпечатки рук, незакоксовавшиеся нефтепродукты). Все эти загрязнения имеются на кузове, даже если автомобиль только что из мойки. Наша задача – убрать их до начала работ, в противном случае все это будет занесено в риску при шлифовании. А вот оттуда достать грязь будет практически невозможно. Известны случаи, когда пренебрежение этим правилом влекло за собой «заражение» всех автомобилей в цеху силиконами. Кто-то ошкурил натертую тефлоном поверхность, потом этот абразив «прошелся по кругу», в результате чего и получился «сюрприз».

Для очистки поверхности необходимо иметь как минимум два состава. Обычный обезжириватель справится только со слабосвязанными загрязнениями. Если он на водной основе, то уберет еще и растворимые водой загрязнения. А вот с прочносвязанными справится только специальный очиститель. Следовательно, отмываем поверхность водой с мылом, затем используем промышленный очиститель и только тогда приступаем к работе.

Вопросы рихтовки будем рассматривать позже, поэтому предположим, что эта операция уже проведена, и займемся подготовкой подложки для шпаклевки. Правило первое: шпаклевка ложится только на голый металл. Недопустимо наносить шпаклевку на старое ЛКП По следующим причинам:
- Коэффициент теплового расширения краски и шпаклевки разный, поэтому работа будет выглядеть прилично только в том случае, если автомобиль попадет в точно такие же температурные условия, в которых он ремонтировался. В остальных случаях будем наблюдать ореол и просевшую (или набухшую) риску.

- Растворитель из шпаклевки взаимодействует со старым ЛКП, особенно в местах его расшлифовки. Получаем те же дефекты, что и в первом случае, плюс еще такой «загадочный», как периодическое появление и исчезновение «грядок» с пузырьками воздуха, а в дальнейшем и полная потеря адгезии.

Шпаклевочные массы. Простой сложный выбор

Снятие старого ЛКП. Снимаем старое ЛКП до маячковой поверхности. Используем для этого абразивный материал зернистостью Р 80. Хорошие результаты по скорости дает использование трехмерных абразивов, оставляющих аналогичную риску. Далее необходимо расшлифовать край старого ЛКП до максимально пологого состояния.

Шпаклевочные массы. Простой сложный выбор

Некоторые маляры оставляют данную операцию «на потом», аргументируя это тем, что кромка все равно расшлифуется, когда будет шлифоваться шпаклевка. Почему это неправильно? Нельзя забывать, что в большинстве случаев мы наносим ЛКМ, в том числе и шпаклевку, «в переход». В месте перехода шпаклевки к металлу риска Р 80 не является оптимальной, поскольку материал истончается, и в дальнейшем мы будем наблюдать край шпаклевочного пятна, обрамленного «решеткой». Для соблюдения градации место перехода нужно обработать абразивом с зернистостью примерно на 100 единиц тоньше. Это Р 120 и Р 180 соответственно. Используются они в зависимости от того, какой линейки придерживается производитель системы.

Шпаклевочные массы. Простой сложный выбор

Естественно, логичнее будет расшлифовать кромку старого ЛКП абразивом Р 80, а затем просто убрать грубую риску с места перехода более тонким абразивом. Вот и первый пример сокращения расхода времени и материалов при работе по технологии. Следующая немаловажная процедура – очистка поверхности. Щеткой или сжатым воздухом уберем шлифовочную пыль и обезжирим подложку. Здесь необходимо помнить, что голый металл невозможно качественно очистить стандартным обезжиривателем, тем более бензином или бытовым растворителем. Для этого необходимо использовать специальный обезжириватель, а он обязательно присутствует в любой серьезной системе ремонта, либо использовать обезжириватель на водной основе. Для обезжиривания необходимо использовать две салфетки либо нанести состав распылителем, а затем убрать его салфеткой. Это наиболее оптимальный вариант. Теперь мы готовы к нанесению шпаклевки.

Нанесение шпаклевки. Тщательно перемешаем шпаклевку и отвердитель (раздельно) до однородной консистенции. Если шпаклевка поставляется в мягком тюбике, перемешивание производим перекатыванием тюбика между ладоней. В жестком носике может остаться свободная смола, ее перед применением шпаклевки лучше удалить.

Если шпаклевка в банке, просто перемешаем ее в одном направлении, для чего можно использовать подходящую палку. Только посмотрите, чтобы она не оставила в материале посторонних включений (мусор, старая шпатлевка, щепки). При доводке будем помнить о вышеизложенном принципе перемешивания, для чего зададим вращение материалу в одном направлении.

Шпаклевочные массы. Простой сложный выборДоводка двумя шпателями выполняется способом, указанным на рисунке: делаем несколько последовательных циклов «1» и «2». Циклом «3» проверяем, насколько хорошо материалы перемешались. Нам необходимо добиться полной однородности, без видимых прожилок отвердителя. Операция доводки займет не более 20 секунд, так что даже у быстроживущего материала останется достаточно времени на нанесение.

Теперь несколько слов о нанесении. Возьмем на шпатель столько шпаклевки, сколько необходимо на один мазок. При нанесении шпатель держим параллельно поверхности, избегая работы кромкой. Перед вторым мазком проделаем циклы «1» и «2» по схеме доводки. При этом очистим шпатель и дополнительно «перевернем» рабочую массу, что позволит ей слегка остыть, тем самым продлевая жизнеспособность. И так далее, по одному мазку до полного перекрытия подложки.

После нанесения материала его необходимо разровнять. Эта операция включает «подрезание кромки» и «убирание ступенек». Кромку подрезаем чистым шпателем, оперев его одной частью на маячковую поверхность. Шпатель держим перпендикулярно плоскости. Наша задача – сделать кромку шпаклевки максимально пологой. Ступеньки убираем таким же приемом, как и нанесение, только теперь по всей плоскости пятна, дополнительно придавая правильную форму, повторяя движением руки желаемый обвод. При необходимости и возможности (если шпаклевка еще не «встала»), повторяем эти операции несколько раз до получения поверхности, наиболее близкой к идеалу. Естественно, все это делается гораздо быстрее, чем описывается. И тут уже дело в вашей сноровке.

Шпаклевочные массы. Простой сложный выбор


Олег Федорович


Источник: журнал «Автомобильная покраска» №2`2008. При перепечатке ссылка на источник обязательна.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 (голосов: 1)


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Спецвыпуски

Календарь

«    Июнь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Опрос

Направление вашего бизнеса

Продажа автомобилей
Автосервис
Оптовая торговля автокомпонентами
Автомагазин
Автоперевозки
Другое


Архив

Июнь 2018 (13)
Май 2018 (21)
Апрель 2018 (26)
Март 2018 (26)
Февраль 2018 (21)
Январь 2018 (9)


Для размещения рекламы обращайтесь в рекламный
отдел по телефону:

+38 (067) 537-82-42