autoExpert


autoExpert » СТАТЬИ » Кузовной Рем. » Технологии покраски. Шаг за шагом. Этап 3: Шпатлевание, или устранение ошибок вождения (1)

Технологии покраски. Шаг за шагом. Этап 3: Шпатлевание, или устранение ошибок вождения (1)

Технологии покраски. Шаг за шагом. Этап 3: Шпатлевание, или устранение ошибок вождения (1)В предыдущих статьях
Технологии покраски. Шаг за шагом. Этап 1: Чистота - залог всего
Технологии покраски. Шаг за шагом. Этап 2: Снятие старых одежд
мы рассмотрели первые два этапа работ по кузовному ремонту автомобиля, которые включали очистку и первичное обезжиривание, а также удаление старых лакокрасочных покрытий. В этот раз, на примере продуктов торговых марок, представляемых компанией «Европроект» - R-M, DеVILBISS, речь пойдет о создании новых покрытий, а точнее - о шпатлевании ремонтируемых элементов, применяемых при этом материалах и оборудовании.


Прежде чем приниматься за воссоздание контуров и плоскостей, следует очень тщательно подойти к процессу подготовки поверхности к шпатлеванию. Ведь слои шпатлевки порой бывают достаточно толстыми, и то, как и сколько времени они будут лежать на элементе, зависит от качества подготовки его поверхности. Операциями, которые должны предшествовать нанесению шпатлевочных масс, должны стать:
- тщательное шлифование и обезжиривание поверхности;
- нанесение слоя антикоррозийного грунта.

Шлифование и обезжиривание поверхности
Общеизвестно, что шпатлевочные массы должны быть нанесены на поверхность, обработанную шлифовальной бумагой градации Р80. Шлифовальное зерно именно такого размера обеспечивает, во-первых, хорошее сцепление слоя шпатлевки с поверхностью, а во-вторых, исключает "усадку" шпатлевки, т.е. не позволяет проявиться шлифовальным рискам сквозь слои покрытий.

Однако слепое следование этой рекомендации в некоторых случаях может оказать плохую услугу. К этим случаям можно отнести, например, удаление небольшой царапины. Применяя при этом мелкозернистую шпатлевку, необходимо использовать для подготовки бумагу более мелкой градации (например, Р150). Ведь слой шпатлевки будет небольшим, а значит, риск его "усадки" возрастает. Кроме того, небольшой слой шпатлевки будет удерживаться на поверхности, "цепляясь" за небольшие риски, и работа грубой наждачкой (такой как Р80) здесь неуместна.

Примерно те же рассуждения касаются и случаев несплошного шпатлевания детали (а это примерно 99% случаев шпатлевочных работ). Здесь следует помнить, что достаточно толстый слой шпатлевки накладывается лишь в середине дефекта, а чем ближе к краям зашпатлеванного места, тем слой шпатлевки тоньше. Именно поэтому периферийные зоны следует обрабатывать шлифовальной бумагой градации Р150. (См. рис. 1).

Технологии покраски. Шаг за шагом. Этап 3: Шпатлевание, или устранение ошибок вождения (1)

Рис. 1. Выбор градации шлифовальной бумаги при подготовке к шпатлеванию

После проведения шлифовальных работ (впрочем, как и до них) поверхность необходимо тщательно обеспылить и обезжирить. Обеспыливание лучше производить специальными пистолетами для удаления пыли. Устройство их распылительных головок позволяет эффективно удалять пыль даже из труднодоступных мест (например, пистолет DеVILBISS DGD-515 с удлиненным соплом), а специальные боковые отверстия в сопле пистолета DеVILBISS BG-1 делают поток воздуха строго направленным и исключают попадание удаляемой пыли в лицо работающего.

Применение специальных пистолетов оправдано и экономически. Так, при обдуве поверхности шлангом диаметром около 9 мм (что и происходит в подавляющем большинстве необорудованных сервисов) за минуту теряется около 1000 литров сжатого воздуха. Обдувочный пистолет расходует примерно 150 литров воздуха в минуту. Стоимость электроэнергии, необходимой для работы компрессора по выработке такого лишнего количества воздуха (около 850 литров в минуту) при умножении на время обдува и на мощность компрессора и дает средние потери при обдуве из шланга. К сожалению, у нас не принято считать деньги на воздух, пусть даже сжатый. Между тем, если эти деньги посчитать, то инвестиции на приобретение обдувочного пистолета на серьезном сервисе окупаются за неделю.

О методике и правилах обезжиривания подробно говорилось в первом номере нашего журнала. Здесь же заметим, что на данном этапе лучше воспользоваться обезжиривателем Pre Kleano 700. Он наименее агрессивен среди всех обезжиривателей R-M, а значит, не нарушит структуру шлифованных нами слоев покрытий, не подрастворит и не "поднимет" их, даже если среди них окажутся однокомпонентные материалы.

Нанесение слоя антикоррозийного грунта
Операция, в подавляющем количестве случаев мастерами игнорируемая. Между тем, есть виды работ, в которых без слоя грунта не обойтись.

Прежде всего, следует помнить о том, что в процессе ремонтной окраски автомобиля мы стремимся повторить конвейерную технологию окраски с максимально возможной при этом защитой металла. При этом гораздо больший общий слой покрытий (из-за применения шпатлевочных масс) должен обладать достаточной адгезией. Таким образом, мы выделили две основные причины, по которым необходимо применение первичного (антикоррозийного) грунта:
- достижение максимальной антикоррозийной защиты, сравнимой с конвейерной гарантией на покрытия;
- получение высокой адгезии наносимых в последствии слоев к основанию.

Действительно, нанесенный на голый металл антикоррозийный грунт обеспечивает очень высокую степень "сцепляемости" с поверхностью. А наносимый поверх него слой шпатлевки, помимо механической адгезии (которая обеспечивается рисками от шлифовальной бумаги), получает еще и химическую адгезию (т.е. "сцепляемость" шпатлевки и полусухого слоя грунта).

Есть еще виды работ, применение на которых антикоррозийного грунта является обязательным. К ним относятся работы на оцинкованных или алюминиевых поверхностях. Дело в том, что только специальные виды шпатлевок имеют сравнительно высокую адгезию к указанным видам металлов. Вместе с тем, не все виды работ могут быть выполнены этими шпатлевками. Так, большие неровности рекомендуется заполнять шпатлевкой со стекловолокном, но она не имеет хорошей адгезии к алюминию. Выход здесь может быть один: на металл наносится слой грунта, а на грунт - любой из приведенных ниже видов шпатлевочных масс.

В качестве грунтовочного материала рекомендуется воспользоваться грунтом R-M Euroxy (в версии 2:1:1). Грунт достаточно нанести в один слой толщиной всего 15 микрон, так что его расход и увеличение стоимости ремонта минимальны, а эффект в части увеличения долговечности покрытия просто потрясающий.

Состав шпатлевочных масс и проблема их «усадки»
Все виды шпатлевок состоят всего из двух компонентов: в их состав входит полиэфирная смола и наполнитель. Смесь этих компонентов для придания шпатлевке рабочей консистенции растворяется стиролом. Таким образом, все потребительские свойства конечного продукта определяются свойствами смолы и наполнителя, а также количеством добавляемого растворителя.

Смола. По сути, основной элемент, определяющий качество шпатлевочной массы: обеспечение адгезии шпатлевки к ремонтируемой плоскости, легкости при обработке, прочности получаемого покрытия. Наиболее качественными смолами признаны продукты всемирно известных химических концернов, таких как BAYER, BASF. Использование в производстве шпатлевки сырья от этих производителей - гарантия качества конечного продукта. Вместе с тем, качественный продукт не может быть дешевым. Поэтому существует достаточно простой способ определения качества шпатлевки: произведенная из качественного сырья, она не может стоить дешево.

Наполнители. Наполнителями служат стекловолокно, микро-гранулы стекла, тальк, мел и т.п. Их исходное качество влияет на такие свойства шпатлевки как ее наполнительная способность, прочность, степень "усадки", эластичность, удельный вес и т.д.

Растворитель. Оптимальным количеством растворителя в шпатлевке признано 30% от объема. Большее количество растворителя существенно уменьшает стоимость шпатлевки (чем могут пользоваться производители дешевых марок), но также существенно влияет на важный показатель ее использования - "усадку". Ведь при высыхании шпатлевки растворитель испаряется из нее, уменьшая тем самым ее объем.

Для качественных полиэфирных шпатлевок характерно уменьшение объема высохшей массы по сравнению с только что нанесенной на 2%. Значит, чтобы "усадка" не была заметна, шпатлевка должна наноситься слоем такой толщины, чтобы 2% от этой величины не были заметны невооруженным глазом.

На проблему проявления шпатлеванного места также влияет способ подготовки поверхности к шпатлеванию. На рис. 2 схематично приведены два способа подготовки: а) - плавный скос старого покрытия и б) - резкий обрыв. В первом случае "усадка" шпатлевки на границе с нешпатлеванным местом составит всего 2 микрона (т.е. 2% от ее толщины в 100 микрон). Во втором же случае - уже 20 микрон (2% от 1 мм).

Технологии покраски. Шаг за шагом. Этап 3: Шпатлевание, или устранение ошибок вождения (1)

Рис. 2. Способы подготовки поверхности к шпатлеванию:
А - плавный скос старого покрытия, Б - резкий обрыв старого покрытия

Однако более важной является проблема "вторичной усадки". Это явление обуславливается тем, что наносимые поверх шпатлевки материалы (жидкая шпатлевка, грунт-подклад) подрастворяют ее верхние слои, а также устремляются под шпатлевку, в риски и царапины под ней. Затем, в процессе высыхания, этот растворитель выходит из шпатлевки, постепенно "утрамбовывая" ее верхние и нижние слои. Этот процесс характерен для тех шпатлевочных масс, в основе которых некачественные смолы и наполнители, позволяющие проникнуть растворителю достаточно глубоко и уплотнить их структуру.

Усадка возможна также в случае неправильного нанесения шпатлевочной массы, когда она не вкладывается шпателем в глубокие риски, а проваливается туда позже, будучи подрастворенной наносимым поверх покрытием (рис. 3).

Технологии покраски. Шаг за шагом. Этап 3: Шпатлевание, или устранение ошибок вождения (1)

Еще одной причиной этого явления могут стать указанные выше грунтовочные материалы. В случае применения некоторых видов дешевых грунтов проблема "вторичной усадки" наиболее актуальна. Чаще всего в основе таких продуктов - агрессивные нитрорастворители и низкое содержание твердых веществ. Таким образом, достигается двойной отрицательных эффект: во-первых, сильное подрастворение слоя шпатлевки с заметной ее "усадкой" и, во вторых, слабая наполнительная способность грунтов, не позволяющая скрыть затем этот дефект.

Продолжение следует...

Материал подготовлен при
содействии компании «Европроект»


Источник: журнал autoExpert №3`2004. При перепечатке ссылка на источник обязательна.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 (голосов: 1)


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Архив

Ноябрь 2017 (16)
Октябрь 2017 (26)
Сентябрь 2017 (26)
Август 2017 (44)
Июль 2017 (29)
Июнь 2017 (26)


Для размещения рекламы обращайтесь в рекламный
отдел по телефону:

+38 (067) 537-82-42