autoExpert




autoExpert » СТАТЬИ » Кузовной Рем. » Технологии покраски. Шаг за шагом. Этап 3: Шпатлевание, или устранение ошибок вождения (1)

Технологии покраски. Шаг за шагом. Этап 3: Шпатлевание, или устранение ошибок вождения (1)

Технологии покраски. Шаг за шагом. Этап 3: Шпатлевание, или устранение ошибок вождения (1)В предыдущих статьях
Технологии покраски. Шаг за шагом. Этап 1: Чистота - залог всего
Технологии покраски. Шаг за шагом. Этап 2: Снятие старых одежд
мы рассмотрели первые два этапа работ по кузовному ремонту автомобиля, которые включали очистку и первичное обезжиривание, а также удаление старых лакокрасочных покрытий. В этот раз, на примере продуктов торговых марок, представляемых компанией «Европроект» - R-M, DеVILBISS, речь пойдет о создании новых покрытий, а точнее - о шпатлевании ремонтируемых элементов, применяемых при этом материалах и оборудовании.


Прежде чем приниматься за воссоздание контуров и плоскостей, следует очень тщательно подойти к процессу подготовки поверхности к шпатлеванию. Ведь слои шпатлевки порой бывают достаточно толстыми, и то, как и сколько времени они будут лежать на элементе, зависит от качества подготовки его поверхности. Операциями, которые должны предшествовать нанесению шпатлевочных масс, должны стать:
- тщательное шлифование и обезжиривание поверхности;
- нанесение слоя антикоррозийного грунта.

Шлифование и обезжиривание поверхности
Общеизвестно, что шпатлевочные массы должны быть нанесены на поверхность, обработанную шлифовальной бумагой градации Р80. Шлифовальное зерно именно такого размера обеспечивает, во-первых, хорошее сцепление слоя шпатлевки с поверхностью, а во-вторых, исключает "усадку" шпатлевки, т.е. не позволяет проявиться шлифовальным рискам сквозь слои покрытий.

Однако слепое следование этой рекомендации в некоторых случаях может оказать плохую услугу. К этим случаям можно отнести, например, удаление небольшой царапины. Применяя при этом мелкозернистую шпатлевку, необходимо использовать для подготовки бумагу более мелкой градации (например, Р150). Ведь слой шпатлевки будет небольшим, а значит, риск его "усадки" возрастает. Кроме того, небольшой слой шпатлевки будет удерживаться на поверхности, "цепляясь" за небольшие риски, и работа грубой наждачкой (такой как Р80) здесь неуместна.

Примерно те же рассуждения касаются и случаев несплошного шпатлевания детали (а это примерно 99% случаев шпатлевочных работ). Здесь следует помнить, что достаточно толстый слой шпатлевки накладывается лишь в середине дефекта, а чем ближе к краям зашпатлеванного места, тем слой шпатлевки тоньше. Именно поэтому периферийные зоны следует обрабатывать шлифовальной бумагой градации Р150. (См. рис. 1).

Технологии покраски. Шаг за шагом. Этап 3: Шпатлевание, или устранение ошибок вождения (1)

Рис. 1. Выбор градации шлифовальной бумаги при подготовке к шпатлеванию

После проведения шлифовальных работ (впрочем, как и до них) поверхность необходимо тщательно обеспылить и обезжирить. Обеспыливание лучше производить специальными пистолетами для удаления пыли. Устройство их распылительных головок позволяет эффективно удалять пыль даже из труднодоступных мест (например, пистолет DеVILBISS DGD-515 с удлиненным соплом), а специальные боковые отверстия в сопле пистолета DеVILBISS BG-1 делают поток воздуха строго направленным и исключают попадание удаляемой пыли в лицо работающего.

Применение специальных пистолетов оправдано и экономически. Так, при обдуве поверхности шлангом диаметром около 9 мм (что и происходит в подавляющем большинстве необорудованных сервисов) за минуту теряется около 1000 литров сжатого воздуха. Обдувочный пистолет расходует примерно 150 литров воздуха в минуту. Стоимость электроэнергии, необходимой для работы компрессора по выработке такого лишнего количества воздуха (около 850 литров в минуту) при умножении на время обдува и на мощность компрессора и дает средние потери при обдуве из шланга. К сожалению, у нас не принято считать деньги на воздух, пусть даже сжатый. Между тем, если эти деньги посчитать, то инвестиции на приобретение обдувочного пистолета на серьезном сервисе окупаются за неделю.

О методике и правилах обезжиривания подробно говорилось в первом номере нашего журнала. Здесь же заметим, что на данном этапе лучше воспользоваться обезжиривателем Pre Kleano 700. Он наименее агрессивен среди всех обезжиривателей R-M, а значит, не нарушит структуру шлифованных нами слоев покрытий, не подрастворит и не "поднимет" их, даже если среди них окажутся однокомпонентные материалы.

Нанесение слоя антикоррозийного грунта
Операция, в подавляющем количестве случаев мастерами игнорируемая. Между тем, есть виды работ, в которых без слоя грунта не обойтись.

Прежде всего, следует помнить о том, что в процессе ремонтной окраски автомобиля мы стремимся повторить конвейерную технологию окраски с максимально возможной при этом защитой металла. При этом гораздо больший общий слой покрытий (из-за применения шпатлевочных масс) должен обладать достаточной адгезией. Таким образом, мы выделили две основные причины, по которым необходимо применение первичного (антикоррозийного) грунта:
- достижение максимальной антикоррозийной защиты, сравнимой с конвейерной гарантией на покрытия;
- получение высокой адгезии наносимых в последствии слоев к основанию.

Действительно, нанесенный на голый металл антикоррозийный грунт обеспечивает очень высокую степень "сцепляемости" с поверхностью. А наносимый поверх него слой шпатлевки, помимо механической адгезии (которая обеспечивается рисками от шлифовальной бумаги), получает еще и химическую адгезию (т.е. "сцепляемость" шпатлевки и полусухого слоя грунта).

Есть еще виды работ, применение на которых антикоррозийного грунта является обязательным. К ним относятся работы на оцинкованных или алюминиевых поверхностях. Дело в том, что только специальные виды шпатлевок имеют сравнительно высокую адгезию к указанным видам металлов. Вместе с тем, не все виды работ могут быть выполнены этими шпатлевками. Так, большие неровности рекомендуется заполнять шпатлевкой со стекловолокном, но она не имеет хорошей адгезии к алюминию. Выход здесь может быть один: на металл наносится слой грунта, а на грунт - любой из приведенных ниже видов шпатлевочных масс.

В качестве грунтовочного материала рекомендуется воспользоваться грунтом R-M Euroxy (в версии 2:1:1). Грунт достаточно нанести в один слой толщиной всего 15 микрон, так что его расход и увеличение стоимости ремонта минимальны, а эффект в части увеличения долговечности покрытия просто потрясающий.

Состав шпатлевочных масс и проблема их «усадки»
Все виды шпатлевок состоят всего из двух компонентов: в их состав входит полиэфирная смола и наполнитель. Смесь этих компонентов для придания шпатлевке рабочей консистенции растворяется стиролом. Таким образом, все потребительские свойства конечного продукта определяются свойствами смолы и наполнителя, а также количеством добавляемого растворителя.

Смола. По сути, основной элемент, определяющий качество шпатлевочной массы: обеспечение адгезии шпатлевки к ремонтируемой плоскости, легкости при обработке, прочности получаемого покрытия. Наиболее качественными смолами признаны продукты всемирно известных химических концернов, таких как BAYER, BASF. Использование в производстве шпатлевки сырья от этих производителей - гарантия качества конечного продукта. Вместе с тем, качественный продукт не может быть дешевым. Поэтому существует достаточно простой способ определения качества шпатлевки: произведенная из качественного сырья, она не может стоить дешево.

Наполнители. Наполнителями служат стекловолокно, микро-гранулы стекла, тальк, мел и т.п. Их исходное качество влияет на такие свойства шпатлевки как ее наполнительная способность, прочность, степень "усадки", эластичность, удельный вес и т.д.

Растворитель. Оптимальным количеством растворителя в шпатлевке признано 30% от объема. Большее количество растворителя существенно уменьшает стоимость шпатлевки (чем могут пользоваться производители дешевых марок), но также существенно влияет на важный показатель ее использования - "усадку". Ведь при высыхании шпатлевки растворитель испаряется из нее, уменьшая тем самым ее объем.

Для качественных полиэфирных шпатлевок характерно уменьшение объема высохшей массы по сравнению с только что нанесенной на 2%. Значит, чтобы "усадка" не была заметна, шпатлевка должна наноситься слоем такой толщины, чтобы 2% от этой величины не были заметны невооруженным глазом.

На проблему проявления шпатлеванного места также влияет способ подготовки поверхности к шпатлеванию. На рис. 2 схематично приведены два способа подготовки: а) - плавный скос старого покрытия и б) - резкий обрыв. В первом случае "усадка" шпатлевки на границе с нешпатлеванным местом составит всего 2 микрона (т.е. 2% от ее толщины в 100 микрон). Во втором же случае - уже 20 микрон (2% от 1 мм).

Технологии покраски. Шаг за шагом. Этап 3: Шпатлевание, или устранение ошибок вождения (1)

Рис. 2. Способы подготовки поверхности к шпатлеванию:
А - плавный скос старого покрытия, Б - резкий обрыв старого покрытия

Однако более важной является проблема "вторичной усадки". Это явление обуславливается тем, что наносимые поверх шпатлевки материалы (жидкая шпатлевка, грунт-подклад) подрастворяют ее верхние слои, а также устремляются под шпатлевку, в риски и царапины под ней. Затем, в процессе высыхания, этот растворитель выходит из шпатлевки, постепенно "утрамбовывая" ее верхние и нижние слои. Этот процесс характерен для тех шпатлевочных масс, в основе которых некачественные смолы и наполнители, позволяющие проникнуть растворителю достаточно глубоко и уплотнить их структуру.

Усадка возможна также в случае неправильного нанесения шпатлевочной массы, когда она не вкладывается шпателем в глубокие риски, а проваливается туда позже, будучи подрастворенной наносимым поверх покрытием (рис. 3).

Технологии покраски. Шаг за шагом. Этап 3: Шпатлевание, или устранение ошибок вождения (1)

Еще одной причиной этого явления могут стать указанные выше грунтовочные материалы. В случае применения некоторых видов дешевых грунтов проблема "вторичной усадки" наиболее актуальна. Чаще всего в основе таких продуктов - агрессивные нитрорастворители и низкое содержание твердых веществ. Таким образом, достигается двойной отрицательных эффект: во-первых, сильное подрастворение слоя шпатлевки с заметной ее "усадкой" и, во вторых, слабая наполнительная способность грунтов, не позволяющая скрыть затем этот дефект.

Продолжение следует...

Материал подготовлен при
содействии компании «Европроект»


Источник: журнал autoExpert №3`2004. При перепечатке ссылка на источник обязательна.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 (голосов: 1)


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Спецвыпуски

Календарь

«    Апрель 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Опрос

Направление вашего бизнеса

Продажа автомобилей
Автосервис
Оптовая торговля автокомпонентами
Автомагазин
Автоперевозки
Другое


Архив

Апрель 2018 (20)
Март 2018 (26)
Февраль 2018 (21)
Январь 2018 (9)
Декабрь 2017 (26)
Ноябрь 2017 (28)


Для размещения рекламы обращайтесь в рекламный
отдел по телефону:

+38 (067) 537-82-42