DataLife Engine > Ринок коліс та шин > Полный развал и «развал-схождение»

Полный развал и «развал-схождение»


28-04-2012, 14:07. Разместил: liliya.soliarik
Каждый обладатель четырехколесного друга слышал, что время от времени этому другу нужно делать так называемый «развал-схождение». Кто-то задумывался над этой проблемой довольно серьезно, иные не придавали ей особого значения: загнали утром автомобиль на ТО, вечером уплатили денежку и забрали свое транспортное средство. Тем не менее, сам автомобиль, независимо от «задумчивости» своего владельца, требует регулярного вмешательства в свою ходовую часть специалистов по «развал-схождению» – примерно один раз на пять тысяч километров пробега.

Полный развал. «Развал-схождение»

Что же это за такие таинственные углы, которые так часто и тщательно нужно регулировать и выставлять? Вспомните свое далекое велосипедное детство. Родители вам приобрели или взяли напрокат трехколесный велосипед. Вы восторженно усаживаетесь в седло и начинаете лихорадочно вращать педали: раз-два! Раз-два! Мама-папа умиляются: ребенок сам едет на велосипеде!! Но вот прямая траектория заканчивается и вам нужно сменить направление движения. Вы вращаете руль вправо (или влево) и… Ребенок упал! Ай-яй-яй! Какой неуклюжий ребенок! Ребенку срочно нужно научиться аккуратнее поворачивать! Следующие дни мама-папа учат вас поворачивать, но вы все равно падаете и падаете, испытывая комплекс неполноценности. Вот ведь большие дяди ездят на двухколесных велосипедах, поворачивают и не падают при этом. А вы! Эх, вы!

Мы хотим вас обрадовать: в ваших падениях с трехколесного велосипеда вы не виноваты. Любой человек бы упал, даже большой дядя, умело катающийся на двухколесном велосипеде. Потому что вилка рулевого колеса в трехколесном велосипеде установлена перпендикулярно поверхности проезжей части. И при повороте неизбежно возникает опрокидывающая сила. Вот и вся арифметика, или, точнее сказать, физика. А в двухколесных «взрослых» велосипедах вилка руля установлена под наклоном, поэтому при повороте опрокидывающей силы не возникает. Вот этот угол и называется «углом продольного наклона оси поворота». Применяется он не только в велосипедах, но и в любой другой транспортной колесной технике.

Полный развал. «Развал-схождение»

Итак, запоминаем: «угол продольного наклона (кастер) – угол между осью поворота колеса и вертикалью на виде сбоку (рис. 1)». Считается положительным, если ось наклонена назад относительно направления движения».

Полный развал. «Развал-схождение»

Рис. 1


Значение угла кастера для разных автомобилей составляет 5-7 градусов, плюс-минус один градус. Это в конструкции ходовой автомобиля самый главный угол, от которого «пляшут» все остальные. От кастера зависит устойчивость автомобиля при прямолинейном движении и способность «выходить из поворота». Начиная регулировку углов, необходимо начинать именно с кастера. Измерения «кастера» обычно требуют поворота передних колес влево-вправо, на угол от 20 до 40 градусов. Сразу доводим до вашего сведения, что иногда, в целях экономии времени, нерадивые мастера могут регулировать только развал и схождение, не трогая при этом кастер. Это неправильно. Без регулировки кастера все дальнейшие операции бессмысленны и являются просто акцией по выдаиванию из вас денежных знаков.

Итак, после регулировки кастера следующим пунктом вам должны отрегулировать угол «развала». Что такое «развал» – понять очень просто. Угол «развала» – это угол наклона плоскости колеса к перпендикуляру, установленному к плоскости дороги. Если верхняя часть колеса наклонена наружу автомобиля, то угол развала положительный, а если внутрь – то угол развала отрицательный. Угол развала в автомобиле необходим для облегчения управляемости передними колесами при условии наличия угла продольного наклона оси поворота (кастера). Если бы кастер был равен нулю, т.е. как в детском трехколесном велике, то и в развале не было бы необходимости. Угол развала у большинства автомобилей лежит в пределах от нуля до одного градуса, плюс-минус двадцать-тридцать минут.

Но не все так просто. Во-первых, угол развала (из-за наличия кастера) зависит от угла поворота переднего колеса. То есть, угол развала – величина непостоянная. Поэтому при регулировке мастера пользуются таблицами, в которых угол развала на тот или иной автомобиль указан для положения передних колес при движении «прямо». Отсюда возникает необходимость определять такое положение передних колес при измерении и регулировке развала, и зачастую это делается так называемым методом «привязки к задней оси».

Во-вторых, угол развала зависит от пригруженности автомобиля. Для большинства автомобилей в таблицах приводятся данные для пригруженного автомобиля. При этом существует несколько схем загрузки. Наиболее универсальная схема загрузки – это установка на каждом пассажирском месте (а также в багажнике) по 70 кг груза (например, мешочки с песком или со свинцовой дробью), при этом бензобак должен быть заправлен полностью.

Здесь также вас могут подстерегать опасности получения некачественной услуги. Если вам при регулировке развала не нагружали автомобиль – у вас скорее всего будет неправильно выставлен угол развала. У автора этих строк неоднократно бывали случаи, когда на вопрос «почему не пригружаете автомобиль?» ответом был отказ от дальнейшего обслуживания: горе-мастера «слишком умного клиента» боятся как огня. Хотя есть некоторые марки автомобилей, для которых углы развала в справочниках приводятся для ненагруженного автомобиля.

Само собой разумеется, что при измерении и регулировке углов элементы ходовой автомобиля (сайлент-блоки, наконечники, шаровые опоры и т.п.) должны быть в целости и сохранности, ходовая не должна иметь люфтов, зазоры должны быть в норме, равно как и давление во всех шинах. Колеса должны иметь одинаковый износ, не допускается вариантов, например, когда три колеса нормальные и новые, а одно – «лысая» запаска.

И, наконец, последний регулируемый угол – это угол схождения колес. Схождение может измеряться как в линейных единицах (миллиметрах), так и в угловых (минутах и секундах). Схождение регулируется в последнюю очередь. Согласно определению, схождение – это угол между продольной осью автомобиля и плоскостью вращения колеса, проходящей через центр шины управляемого колеса (рис. 3). Схождение считается положительным, если плоскости колес пересекаются перед автомобилем, и отрицательным, если они пересекаются сзади. Если схождение измеряется в угловых единицах, то величина схождения не зависит от диаметра колеса. Напротив, если схождение измеряют в миллиметрах, то нужно учитывать размеры дисков. При одном и том же угловом значении схождения у колеса с диаметром 17 дюймов линейное схождение будет больше, чем у колеса с диаметром 13 дюймов. Компьютерные стенды делают коррекцию автоматически, но оптические и лазерные устройства требуют пересчета миллиметров с учетом диаметра колеса. Если же измерение осуществляется в угловых единицах, то, повторимся, пересчетов не требуется.

В США схождение измеряется в частях дюйма и обычно устанавливается близко к нулю, что означает, что колеса параллельны друг другу. Термин «схождение» подразумевает, что передние части шин ближе друг к другу, чем задние. Термин «расхождение» (или «отрицательное схождение») означает обратное: задние части шин ближе друг к другу, чем передние. Неправильное схождение влечет за собой быстрый одинаковый износ шин.

Кроме регулируемых углов, ходовая часть имеет еще один нерегулируемый угол – угол поперечного наклона оси поворота колеса (KPI). Предназначение этого угла – также стабилизация прямолинейного движения и «выход из поворота» под действием силы тяжести автомобиля. Этот угол некоторые лазерные стенды просто «не видят». Однако бывают случаи, когда после регулировки углов кастера, развала, схождения автомобиль все равно плохо держит дорогу. Тогда нужно смотреть угол поперечного наклона, возможно все дело в нем. Повторимся, этот угол не регулируется, но он конструктивно выполняется на заводе-изготовителе. Если при измерениях видно, что угол поперечного наклона существенно отличается от заводского значения, значит, произошел сильный износ конструкции ходовой части, или вообще автомобиль был сильно поврежден при ДТП.

Таким образом, для «развальщиков» вырисовывается еще один прибыльный бизнес: измеряя все углы, а не только «развал-схождение», становится возможным давать экспертную оценку состоянию автомобиля: побывал он в ДТП или нет. Ведь если у автомобиля серьезно (и несимметрично) нарушены углы продольного и поперечного углов наклона оси поворота (кастер и КПИ соответственно), то вполне вероятно, что автомобиль «ударен». А если еще и проконтролировать такие параметры, как «смещение мостов» и «перекос оси», то экспертную оценку можно сделать почти со 100%-й точностью. А это особенно важно для «глубинки», куда могут сплавлять битые автомобили нечистые на руку «бизнесмены».

И, в заключение, о еще одном виде углов, подлежащим измерению на автомобиле, особенно в свете прохождения транспортными средствами государственного техосмотра. Это максимальный угол поворота колеса, а также соотношение углов поворота передних колес. При повороте автомобиля внутреннее колесо должно поворачиваться по дуге меньшего диаметра, чем внешнее. С этой целью в конструкцию транспортного средства вводятся такие элементы, как рулевая трапеция, дифференциалы и т.п. Однако нам нужно просто, не вдаваясь в подробности, понять, что и как измерять. Для измерений углов поворота передних колес служат поворотно-сдвижные круги с угловыми шкалами. При повороте, например, влево, левое (внутреннее) колесо поворачивается на величину 20°, при этом правое (внешнее) колесо должно поворачиваться (в зависимости от вида автомобиля) на величину 18-18,5°. Несоблюдение этого правила влечет за собой пробуксовку колес и плохой «вход в поворот».

Итак, мы рассмотрели основные углы в конструкции подвески автомобиля и ньюансы их измерения. Часто спрашивают: какой стенд лучше использовать на СТО – лазерный или компьютерный? Если бы эти стенды стоили одинаково, то мы бы рекомендовали отдавать предпочтение компьютерным – вследствие их большей производительности. Но коль скоро зачастую стоимость отличается более, чем на порядок, то вам нужно определиться, для чего вам нужен стенд развал-схождения: для имиджа или для работы? Всегда нужно помнить золотое правило: клиент «идет» не на стенд, а на хорошего мастера. Иногда быстродействие компьютерного стенда нивелируется и сводится на нет неумелым его использованием. Поэтому все зависит от ваших финансовых возможностей, поставленных целей и вашего умения. Удачи вам в жизни и бизнесе!

Константин Павляк

Вернуться назад