autoExpert





autoExpert » СТАТЬИ » Бизн.,событ.,интерв. » Виктор Шморгонер рассказал все об украинском рынке шин

Виктор Шморгонер рассказал все об украинском рынке шин

Генеральный директор крупнейшего в нашей стране оператора шинного рынка группы компаний «Технооптторг» рассказал о том, почему шины у нас дешевле, чем в Европе, какие шины выбирает украинский потребитель и почему не все мировые производители стремятся продавать свою продукцию в Украине.

Виктор Сергеевич, что сейчас представляет собой рынок шин в Украине?

С точки зрения ведения бизнеса рынок шин Украины является наиболее структурированным и цивилизованным относительно шинных рынков наших ближайших соседей, я имею ввиду страны СНГ. В Украине, например, большее количество сервисных шинных комплексов на единицу грузового транспорта, чем в России. Количество качественных сервисов также удивляет наших коллег из других стран. Данная тенденция - создавать форматные точки продаж, задана нами совместно с несколькими лидирующими компаниями на рынке шин Украины, около 10-ти лет назад.

Сегодня на рынке присутствуют практически все марки грузовых и легковых шин, которые есть в доступе для нашей страны. В то время как рынок легковых шин более мобилен, рынок шин грузовых консервативнее. Это объясняется, например, значительно меньшим количеством производителей. Стоимость входа на этот рынок соизмерима с таковой на рынке легковых шин, но объем рынка в денежном исчислении значительно меньше, то есть интегральная стоимость входа на рынок выше и далеко не все компании могут это себе позволить. Поэтому, на рынке Украины сегодня присутствуют только те марки, которые заинтересованы в нашем рынке и стремятся тут присутствовать. Стать импортером марки, которая не рассматривает Украину в качестве одного из приоритетных направлений практически невозможно.

Почему определенные марки заинтересованы в нашем рынке, а некоторые - нет?

Каждая компания имеет свою политику, в которую освоение рынков Восточной Европы может просто не входить. Как это ни печально, но для большинства производителей шинный рынок Украины не является премиальным, а это значит, что маржа при продаже продукции здесь одна из наиболее скромных. Это своего рода тоже интегральная оценка состояния нашей экономики: здесь нельзя продать товар дорого, поэтому многие производители предпочитают продавать дороже, скажем, в Южной Америке.

Поэтому продукция некоторых брендов может у нас стоить даже дешевле, чем в Европе или США?

Иногда так случается. Для украинского шинного рынка ключевым фактором является цена продукции, поэтому тех производителей, которые не готовы поступаться какой-то долей прибыли здесь просто нет. Шинные производители зачастую ориентируются на входящую цену до «растаможки» и прочего отечественного налогообложения. После того, как украинские продавцы получают конечную цену, они ставят производителя перед фактом: больше, чем за сумму N эти шины продать нельзя. Тогда производитель, с учетом украинских реалий, строит расчеты от конечной цены. В итоге либо уменьшает свою маржу, либо отказывается работать в Украине.

Марки, которые могут себе позволить варьировать ценовую политику, здесь присутствуют в полном объеме. Рынок структурирован, поскольку шинные потоки достаточно прогнозируемы, в 90% случаев шинные марки в Украине представлены дилерами, права которым предоставил непосредственный производитель, либо же самими производителями. В целом можно сказать, что рынок очень похож на европейский, но он «дешевле».

Какова емкость украинского рынка шин?

На самом деле емкость рынка шин - достаточно спорный вопрос, к которому можно подойти с разных сторон. Ведь критериев, по которым можно оценивать ёмкость - масса. Если говорить очень обобщенно, можно сказать, что в Украине грузовые шины продаются на уровне 1,5 миллиона штук в год. Что касается легковых шин, то емкость отечественного рынка составляет около 5 млн. шин в год.

А если сравнить ситуацию с ближайшими соседями?

Результаты такого сравнения будут совершенно разными. Если взять Россию, то они в чем-то похожи на нас, а в чем-то даже и отстают. Огромная протяженность границ - это минус, их закрытость - своего рода плюс. Там балом правит не только мнение производителя, но и крупных торговых сетей. В России значительно меньшее количество сервисов на километр дорог и единицу автомобилей, да и качество сервисов оставляет желать лучшего. То есть можно сказать, что российский рынок пока менее цивилизованный.

С другой стороны, на российском рынке присутствует гораздо больше качественных мировых азиатских брендов, в том числе новых. Шинный рынок России значительно более объемный и шин на нем продается не менее чем в 5,5 раз больше. В последний год, продажи на нем растут гораздо более динамично, чем на украинском рынке шин.

Если говорить о других сопредельных рынках, например о рынке Польши, то со вступлением в Евросоюз там очень быстро все поменялось. Рынок гаражных продаж быстро сменился рынком крупных торговых сетей, как это делается во всей Европе. На польском рынке напрямую присутствуют и производители, и операторы-представители крупных компаний-производителей. Есть попытки строить франшизные сети и в Украине, хотя большинство работает через дилерские торговые сети.

Какой есть потенциал у шинного рынка Украины? К чему все движется?

Рынок глобализовался. Если 10 лет назад на нем присутствовали только несколько европейских брендов плюс Bridgestone, то сегодня в Украине нет только тех брендов, которые в силу корпоративных соображений не хотят работать на нашем рынке.


С ростом экономики, увеличением грузопотоков в Украину приходят новые производители. Самую динамичную позицию сегодня на рынке Украины занимают бренды из Юго-Восточной Азии (Япония, Южная Корея, Китай) Не исключено появление и брендов из других азиатских стран (Тайвань, Индия, Индонезия и др.) Все сильные азиатские бренды ставят во главу угла новые технологии и при выходе на рынок ведут мощную, даже агрессивную политику. Это можно проследить, обратив внимание на то, как азиатские производители работают на рынках электроники и автомобилей. На шинном рынке у них сохранятся такие же подходы.

Почти полностью будут нивелированы потоки контрабандного товара, причем не обязательно, только законодательно - это сделают сами производители. Будет выстроена полная продуктовая линейка, прозрачная схема продвижения, а цены станут близкими к европейским. Что касается форматов присутствия - то тут есть много вариантов: от собственного представительства до работы через дилеров и дистрибьюторов, франшизы и т.д.

Есть ли вероятность, что мировые производители шин инвестируют в производство в Украине
?

Не простой вопрос. Слишком много факторов на это влияет. Производители, с одной стороны, уже пришли в Венгрию и Польшу, а с другой - в Россию. Украина имеет свои преференции перед соседями. Нестабильная политическая ситуация в стране не благоприятствовала этому ранее. Сейчас ситуация стабилизировалась, Украина вступила в ВТО, поэтому инвестиция в производство шин в Украине вполне вероятна. Конечно, все зависит от общего инвестиционного климата в стране. Построение завода требует немалых инвестиций: во-первых, организация самого современного шинного производства стоит от 300 млн. долларов, во-вторых, это требует многочисленных производственных и технологических ноу-хау, что также ведет к большим финансовым и интеллектуальным затратам.


Такие затраты требуют полной уверенности инвесторов.

Стремление предлагать клиентам комплексное обслуживание по продажам и сервису - это реакция на ожидания клиентов?

Это скорее не реакция на какие-то ожидания, а работа, направленная на то, чтобы удовлетворить их текущие потребности. У большинства компаний нет желания отдельно искать поставщика шин, а потом квалифицированный сервис, который все это установит и обслужит. Ведь немногие перевозчики имеют собственные мощности для обслуживания грузовых шин. Им проще в рейсе, исчерпав ресурс шины, произвести по ходу дела замену, оплатив услугу и шины по безналичному расчету. То же касается и легкового парка.

Ваш бизнес в достаточной степени диверсифицирован. Есть куда двигаться дальше?

Спор о пределе диверсификации извечен, и тут я согласен со многими известными авторами, которые рассуждают на эту тему в своих книгах. На первый взгляд идея кажется заманчивой, но во всем нужно знать меру, в том числе и диверсификации. В свое время мы определили для себя, что наш бизнес - шины. Именно этой стратегии стараемся придерживаться уже в течение 20-ти лет. Если будет потребность и соответствующая законодательная база, мы можем заняться восстановлением и утилизацией шин, но пока это дело отдаленного будущего. А в общем и целом мы видим еще большие резервы в сферах продажи и послепродажного обслуживания.

«Технооптторг» - это «первые руки» при продаже шин многочисленным клиентам и дилерам. После этого мы фактически принимаем наших покупателей, а также тех, кто приобретал шины не у нас на послепродажное обслуживание и сервис. Это круговорот, так что можно смело сказать, что рынок обслуживания техники практически безграничен.


Еще один своеобразный аспект диверсификации - поддержка гарантии на наши шины. Для клиентов, которые системно у нас обслуживаются, не только приобретают шины, но и устанавливают их на наших сервисах, мы предлагаем гарантию. Мы говорим именно о постоянных клиентах, так как в этом случае мы уверены, что их шины правильно установлены и эксплуатируются в соответствии с общепринятыми рекомендациями.

А на основе каких критериев выбирают шины украинские потребители?

В основном это цена и собственный опыт. Потребители шин в Украине в большей степени ориентируются на отзывы знакомых и результаты журналистских тестов. Если говорить о грузовых шинах, то перевозчики - это люди сверхконсервативные. Если однажды продукт им понравился и устроил по цене, они не заинтересованы искать альтернативу. Единственное, могут прислушаться к рекомендации продавца попробовать что-то еще, если привычный товар недоступен по каким-то причинам. Компании, которые имеют большие автопарки, могут себе позволить попробовать новые шины на одной из машин, а уже потом принимают решение в приобретении партии.
Производитель шин не может просто зайти на рынок и сказать, что мы лучшие - мало. Шины - это специфический продукт, поэтому каждый новый бренд выводится на рынок профессионально и продумано, годами зарабатывая себе репутацию.

Ссылка на статью: http://www.autonews.rbc.ua/autobusiness/11131/


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 (голосов: 0)


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Архив

Февраль 2018 (20)
Январь 2018 (10)
Декабрь 2017 (26)
Ноябрь 2017 (28)
Октябрь 2017 (26)
Сентябрь 2017 (26)


Для размещения рекламы обращайтесь в рекламный
отдел по телефону:

+38 (067) 537-82-42