autoExpert




autoExpert » СТАТЬИ » Автокомпоненты » Тормозные колодки Delphi: каждый уровень на «5»

Тормозные колодки Delphi: каждый уровень на «5»

Мы часто слышим от производителей запчастей, в том числе и тормозных колодок, уверения в высоком качестве продукции. Тем не менее, вокруг тех же колодок ходит масса предрассудков, с которыми надо разобраться, прежде чем понять – в чем же на самом деле заключается высокое качество тормозных изделий и их соответствие стандартам автопроизводителей.

Тормозные колодки Delphi: каждый уровень на «5»

Прежде всего, необходимо уяснить, насколько роль, которую играет тормозная колодка в обеспечении эффективности всей тормозной системы, является определяющей. Среди автолюбителей, пребывающих с точки зрения технической компетентности именно на любительском уровне, бытует мнение, что эффективность торможения зависит от «мощности» тормозной системы. Это одновременно и так, и не так.

Когда речь идет обо всей тормозной системе автомобиля, то ее эффективность должна соответствовать массовым и скоростным характеристикам автомобиля. Проще говоря, со скорости 100 км/ч, одинаково доступной и штатной как для спорткара, так и для бюджетного автомобиля, оба они должны останавливаться примерно одинаково. Естественно, на шинах с одинаковым коэффициентом сцепления, на том же дорожном покрытии и в идентичных климатических условиях.

Устройство и геометрические параметры тормозов, до определенного момента, почти не влияют на тормозной путь. Действительно, ведь замедление определяется сцеплением с дорогой, а от тормозов требуется лишь способность развить усилие, достаточное для достижения порога блокировки колеса (затем либо срабатывает АБС, либо водитель сам должен поработать педалью вместо этой системы для наиболее эффективного торможения). А на это способны даже древние автомобили с барабанными тормозами.

Более того, такие факторы, как вес автомобиля, размер пятна контакта шин и соответственно удельное давление в пятне контакта – взаимно уравновешиваются. Естественно, до определенного порога – пока шина может выдерживать нагрев и возникающие при торможении нагрузки на ее конструкцию (именно о превышении возможностей конструкции свидетельствуют ошметки шин на обочинах скоростных магистралей).

Естественно, чем выше масса автомобиля, вес самого колеса и его инерционный момент вращения, а также максимальная скорость данного авто, тем производительнее должны быть тормоза. Отдельный случай – движение с максимальной скоростью под экстремальный уклон, но тут уже должна включаться такая функция, как здравый смысл водителя. Основная разница между тормозными системами – именно в их ресурсе и способности противостоять перегреву.

Температура тормозов должна оставаться в рамках допустимого. А выйдет ли она за эти рамки или нет, зависит от энергоемкости тормозов, то есть от их способности поглощать и рассеивать тепло, в которое в процессе трения переходит кинетическая энергия автомобиля. Если энергоемкости недостаточно, то температура тормозного диска начинает сильно расти, а коэффициент трения наоборот падать. Соответственно, по мере нагрева на педаль тормоза придется давить все сильнее и сильнее, пока, в конце концов, усилия прижатия колодки к диску станет не хватать, и тормозной путь начнет расти.

Тормозная система каждого автомобиля рассчитана на тот стиль вождения, для которого данный автомобиль предназначен по умолчанию. Поэтому от тормозной колодки требуется, прежде всего, соответствие расчетным значениям фрикционного усилия, заложенным при разработке конкретной тормозной системы. А кроме того, требуется соответствие ряду параметров износостойкости, термической устойчивости, показателей комфортности.

Если колодка изначально не отвечает всем требованиям, либо теряет свои свойства в процессе эксплуатации – тогда и характеристики тормозной системы, при полной исправности всех исполнительных механизмов, действительно могут оказаться ниже необходимых. Именно из соображений соблюдения всех перечисленных выше требований разработана та конструкция тормозной колодки, которую в Delphi называют «5 уровней качества». Рассмотреть эти слои тормозной колодки в свете изложенного выше имеет смысл, начиная не с рабочей поверхности, а с тыльной стороны колодки.

Тормозные колодки Delphi: каждый уровень на «5»1. Шумопоглощающая пластина
Автопроизводители, даже разрабатывая бюджетные модели, борются за снижение шума при торможении. Речь идет, в данном случае, не о «патологических» шумах – писках, визге и скрипе, а о том глубоком низкочастотном гуле, который может ощущаться при торможении. Чтобы устранить его, применяется тонкая подложка на тыльной стороне несущей пластины колодки.

В колодках Delphi шумопоглощающая пластина выполнена по стандартам оригинала и состоит из нескольких слоев специальных материалов. Эти материалы тщательно подобраны и плотно соединены между собой, чтобы поглощать любой шум, поэтому нет необходимости в использовании специальных сеточек и других прокладок, которые предлагаются установщикам для снижения шумности колодок, таковой пластиной не снабженных.

Что же касается всего спектра посторонних звуков при торможении, то они могут быть вызваны не только колодкой. Поиск источника ненормального шума надо начинать с осмотра зеркала тормозного диска на предмет наличия выраженной шероховатости или канавки, появившихся вследствие неправильной обкаткой новых колодок, либо использования некачественных «жестких» тормозных накладок.

По словам специалистов Delphi, может быть масса и других предпосылок для такой неисправности: «Визг при торможении может объясняться разными причинами – от засаливания колодок или дисков (часто в результате воздействия аэрозольных средств для очистки тормозов или несоблюдения процедуры пригонки) до недостаточного вытягивания поршня в суппорте. Другими причинами могут быть смещение суппорта или недостаточное смазывание штифтов».

Тормозные колодки Delphi: каждый уровень на «5»Часто шум приписывают самой тормозной колодке, в то время как его источником могут быть разные части тормозной системы, от ступичного подшипника и заканчивая шаровым шарниром. Обычно причиной шума при торможении является вибрация какой-либо части ступицы колеса автомобиля между непосредственно колесом и соединением с шасси. Небольшая вибрация является нормальным явлением для тормозной системы, но она не должна быть настолько интенсивной, чтобы ее было слышно.

Причины шумов разной частотности
Сильный шум с частотой ниже 300 Гц – повреждение диска или его ненадлежащая установка на ступицу (неправильный зазор), неравномерность толщины или повреждение диска.

Скрежет средней частоты от 300 до 5000 Гц – заедание поршней суппорта, искривление диска или его недостаточная толщина, неправильная установка колодок.

Визг – частота выше 5 кГц – молекулярные колебания во фрикционном материале при его соприкосновении с тормозным диском.

Ультразвук – выше 12 кГц, не воспринимаемый человеком, но способный довести до безумия домашних животных.

Неравномерный износ колодки вызывает Скрежет и глухой шум, в случае неравномерности износа колодок на одной оси наблюдается увод в сторону при торможении.

Шум тормозов в цифрах
70 дБ (децибел) – стандартный уровень шумов при вождении автомобиля, не является раздражающим или громким.
85 дБ – уже достаточного громкий и нервирующий шум.
105 дБ – действительно громкие шумы, сравнимые с пронзительным звуком сирены.
Выше 105 дБ – опасно громкий шум, сравнимый с ревом реактивного лайнера, и способный вызвать повреждение барабанной перепонки (в нашем случае практически не встречается).


Тормозные колодки Delphi: каждый уровень на «5»2. Опорная пластина колодки
Опорная пластина представляет собой основу, на которую накладываются все остальные компоненты. Эта часть колодки должна быть особенно прочной, иметь стабильный по всей площади коэффициент температурного расширения, не деформироваться под воздействием многократного нагрева-охлаждения и допустимых механических нагрузок. В случае некачественных колодок часто можно наблюдать деформацию в области монтажного выступа колодки со стороны направления вращения диска – это явный признак недостаточной прочности пластины.

Также пластина должна обеспечивать равномерное распределение давления на тормозную накладку, то есть иметь высокую твердость, но при этом не быть хрупкой (чем страдают многие хрупкие стали). Поэтому очевидно, что нельзя изготовить качественную основу колодки из любого под руку попавшегося «железа» или переплавленной смеси разного металлолома. Опорные пластины колодок Delphi производятся из марочной штампованной стали и имеют ту же форму и размер, что и оригинальные. Пластина обработана специальным порошковым покрытием, устойчивым к высоким температурам, химическим реагентам и коррозии.

Тормозные колодки Delphi: каждый уровень на «5»3. OE вкладыш
Это тот слой тормозной колодки, которого в дешевых изделиях скорее всего просто нет. Зажатый между опорной пластиной и фрикционным материалом, трехмиллиметровый вкладыш обеспечивает поглощение шумов и термоизоляцию, препятствующую закипанию тормозной жидкости при длительном торможении (например, при движении по спуску).

Интеграция данного элемента в колодку представляет ряд технологических сложностей. Прежде всего, необходим материал с низкой теплопроводностью и высокой способностью поглощать вибрации. А затем надо обеспечить его адгезию с двумя разными материалами – сталью пластины и фрикционным материалом. Неудивительно, что многие производители колодок просто отказываются от этой затеи, в расчете на то, что покупатели не будут подолгу тормозить и готовы потерпеть шум ради некоторой экономии денег.

Тормозные колодки Delphi: каждый уровень на «5»4. Фрикционный материал
Естественно, самое интересное в тормозной колодке – это фрикционный материал. Производители тормозных колодок рассказывают о десятках ингредиентов, используемых в различных сочетаниях для производства тормозных колодок для разных применений. И тут может возникнуть вопрос – а зачем такое количество различных компонентов? Тут нам стоит вспомнить, что тормозная система каждого автомобиля спроектирована с учетом его массы, максимальной скорости, а также спектра разрешенных применению на нем типоразмеров шин. Вот и получается, что колодка должна соответствовать множеству критериев в довольно узких рамках, чтобы создавать тормозное усилие, адекватное определенной силе нажатия на педаль тормоза.

Дело в том, что требования, которым должен соответствовать фрикционный слой, весьма разнообразны. Среди них:
1. Высокая теплоемкость и теплопроводность – для эффективного поглощения тепла из зоны контакта с диском, эффективного его распределения по объему колодки и рассеивания через боковые грани, а также и через рабочую поверхность после прекращения торможения.
2. Стабильный коэффициент трения, сохраняющийся в широком диапазоне температур, скорости вращения диска и удельного давления.
3. Хорошие демпфирующие качества – способность поглощать энергию прижатия колодки к диску, во избежание повреждения как диска, так и самой колодки.
4. Обеспечение комфорта при торможении (отсутствие вибрации и свиста) и гашение вибраций, которые могут привести к повреждению других компонентов тормозной системы.
5. Достаточная износостойкость, позволяющая при осторожном стиле вождения проехать на комплекте колодок до 100 тыс. км, и даже при экстремальном – не меньше интервала стандартного ТО. Плюс хороший баланс износостойкости самой колодки и сбережения диска.
6. Экологические факторы.

Получается, что необходимо соблюсти и варьировать в широком диапазоне как минимум пять параметров колодки. Поэтому за каждый их них, а также их взаимное соотношение отвечает по несколько материалов, при этом все эти материалы должны хорошо скрепляться в единое целое. Проще говоря, одни материалы проводят тепло, другие создают тормозное усилие, третьи придают жесткость и упругость, четвертые скрепляют и так далее.

В каждом рецепте колодки порядка двух десятков компонентов. Зачастую добиться необходимых характеристик невозможно простым изменением пропорции тех или иных ингредиентов, а надо брать другие компоненты. Инженеры Delphi применяют более 130 различных компонентов, создав из них несколько десятков 20 уникальных смесей, идеально подходящих для различных применений. В то же время другие производители могут использовать используют только один или два компаунда, в лучшем случае варьируя процентный состав, что в итоге сказывается на работе изделия.

Тормозные колодки Delphi: каждый уровень на «5»Специалисты Delphi не останавливаясь и ищут новые формулы для еще более совершенных материалов, тестируя больше 300 различных составов в год. Тормозные колодки Delphi проходят целый ряд испытаний в реальных условиях, включая испытания AK Master Performance, Auto Motor und Sport (AMS), Alpine и испытание AK на уровень шума. Благодаря качеству используемых нами подложек и противошумовых прокладок тормозные колодки Delphi работают практически бесшумно. Был проведен испытаний на автомобилях, оборудованных комплектующими разных производителей: Delphi, оригинальных производителей и основных конкурентов. Во время испытаний измеряли средний тормозной путь при скорости 109 км/ч. В каждом случае наиболее эффективными оказывались тормоза Delphi.

Производители большинства колодок указывают, что их продукция соответствует нормам R90. Действительно, европейское законодательство требует, чтобы все поступающие в продажу для использования в автомобилях тормозные колодки проходили проверку и соответствовали правилам R90. Однако тесты эти довольно «демократичные». Правилами R90 предусматривается испытание на минимально допустимый уровень коэффициента трения при низкой и высокой температурах. Кроме того, тесты R90 проводятся только в сухих условиях. Если тормозная колодка соответствует стандарту R90, то можно говорить лишь о том, что она прошла испытания на 15% от комплекса тестов, предусматриваемых для омологации на первичную комплектацию.

Тормозные колодки Delphi: каждый уровень на «5»5. Форма и свойства фрикционной поверхности
Колодки Delphi, как и оригинальные, имеют фаски, которые помогают сократить время притирки и уменьшить шум в течение этого периода. Независимо от формы и местоположения, они спроектированы таким образом, чтобы обеспечить идеальное прилегание фрикционной накладки и поверхности диска друг к другу. Тормозные колодки также имеют специальные пазы, если таковые предусмотрены. Также, как и в оригинальных, они позволяют колодке изгибаться без отслоения фрикционного материала и помогают удалять воду и пыль, образующиеся при истирании дисков и колодок.

Определяем качество изготовления колодок при эксплуатации
1. Если после установки новой колодки отмечается дискомфорт в отклике автомобиля на торможения, то это свидетельствует о несоответствии фрикционной смеси характеристикам тормозной системы
2. Если на поверхности диска прослеживаются глубокие борозды, это также связано с составом колодки (обычно недостаточным измельчением твердых компонентов смеси), либо с нарушением процедуры притирки.
3. Если колодки начинаю скрипеть, то в большинстве случаев это говорит о слишком высоком содержании во фрикционном материале неорганических компонентов.
4. Если при попадании влаги колодка перестает работать или работает очень плохо, это говорит о том, что на автомобиле установлены колодки самого низкого качества.
5. Ели на диске появляются мелкие трещины, это является признаком перегрева колодок, которые создают циклическую термическую нагрузку на диск большую, чем он может выдержать. Также является признаком крайне низкокачественных колодок (если диск достойного качества).


Технологии, материалы и жесткий контроль, применяемые при производстве тормозных колодок Delphi гарантируют, что время и плавность торможения будут полностью соответствовать характеристикам оригинальных комплектующих.

Подготовил Иван Савельев

Опубликовано в журнале autoExpert №4`2016. Использование материалов возможно только со ссылкой на источник.

www.delphiautoparts.com

Дистрибьюторы Delphi в Украине - смотрите по ссылке


Тормозные колодки Delphi: каждый уровень на «5»


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 (голосов: 0)


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Архив

Май 2018 (15)
Апрель 2018 (26)
Март 2018 (26)
Февраль 2018 (21)
Январь 2018 (9)
Декабрь 2017 (26)


Для размещения рекламы обращайтесь в рекламный
отдел по телефону:

+38 (067) 537-82-42