autoExpert




autoExpert » СТАТЬИ » Автокомпоненты » Тросы Cofle. Каждый метр из Италии

Тросы Cofle. Каждый метр из Италии

Внимание специалистов автосервиса чаще привлекают сложные и высокотехнологичные узлы – сцепления и трансмиссии, стартеры и компрессоры, тормоза и рулевое управление и пр. Нередко говорят и о расходниках. А вот элементу, который связывает водителя с «серьезными» системами, внимания достается мало. Мы решили исправить эту несправедливость и пристальнее присмотреться к такому незаметному «труженику», как трос. В этом нам помогли специалисты итальянской компании Cofle, завод которой autoExpert посетил весной этого года.

Тросы Cofle. Каждый метр из Италии

Начало 60-х годов прошлого века было временем бурного развития итальянского автопрома. Бруно Барбьери изначально основал компанию Cofle в 1964 году как специализированное предприятие по производству тросов систем управления для автомобильной промышленности и итальянского индустриального сектора. Среди автопроизводителей потребителями сразу стали Fiat, Alfa Romeo, Ferrari и Maserati. Синьор Барбьери – до сих пор Президент компании, а генеральным управляющим является его сын Вальтер.

Естественно, с ростом автомобилизации населения развивался и вторичный рынок. Через несколько лет компания вышла на рынок запчастей и начала выпускать более широкий спектр продукции, покрывающий не только модели, конвейерную сборку которых предприятие обеспечивало своей продукцией. Постепенно ассортимент расширился до более чем 5 тысяч позиций, среди которых появилась продукция и для сельхозмашин.

Тросы Cofle. Каждый метр из ИталииТросы Cofle. Каждый метр из ИталииТросы Cofle. Каждый метр из Италии

Сегодня Cofle является одним из лидеров в своем сегменте, причем не только в Италии, а как говорится, в мировом масштабе. Ежегодный объем производства – около 6 миллионов тросов и комплексных систем тросового управления разного назначения: тянущих и толкающих-тянущих тросов (в т.ч. сцепления, стояночного тормоза, педали акселератора, открытия капота и багажника и пр.), механизмов управления коробкой передач, рычагов управления навесными механизмами (автокранами, погрузчиками и т.п.).

Тросы Cofle. Каждый метр из Италии
Вальтер Барбьери, генеральный управляющий Cofle:
«У нас много планов по развитию компании. Мы намерены увеличить покрытие существующего автопарка и расширить ассортимент продукции. Основная цель заключается в том, чтобы потенциальный клиент мог найти у Cofle все в рамках специализации компании. Также не останется без внимания и наш сервис, в частности, будет улучшено качество услуг в разрезе сроков доставки».
Cofle производит продукцию для крупнейших игроков рынка Aftermarket, равно как и для поставок на конвейеры крупнейших европейских, японских и американских автопроизводителей. В последние годы соотношение поставок между ОЕМ и рынком запчастей – примерно пополам. Примерно пятая часть продукции экспортируется в США и Канаду.

В сегментах сельхоз- и спецтехники клиентами является крупнейшие европейские производители. В результате на данный момент от 60% до 70% мирового рынка сельскохозяйственной техники – клиентура Cofle.

Поскольку компания изначально создавалась, как ОЕМ-поставщик, название она получила чисто индустриальное. Слово Cofle состоит из первых слогов итальянских слов Costruzione Fessibili, или Flexible Construction в английском языке, что значит «гибкие конструкции». Да именно, конструкции, поскольку устройство троса сложнее, чем может показаться.

В 1979 Барбьери перенес производство в Треццо-суль-Адда (Trezzo sull'Adda) – один из пригородов Милана. На общей территории с заводом сегодня находится и штаб-квартира Cofle Group, которая раньше располагалась в отдельном небольшом здании. Дело в том, что при расширении производства на вторичный рынок потребовались дополнительные площади для работы инженеров и их помощников – сегодня у компании собственный центр исследований и разработок.

Конечно, инжиниринговое подразделение не такое большое, как у «коробочников» – несколько инженеров-конструкторов плюс вспомогательный технический и офисный персонал. В инженерном департаменте работают три инженера, еще один – в отделе R&D. Есть еще два региональных инженера, один в Великобритании, второй в Испании. Все они ранее работали в сфере производства тросов для автомобилей. Тем не менее, учитывая узкую специализацию компании, а также знакомство с ОЕ-технологиями, это КБ успешно справляется с разработкой новых типов продукции. И не просто с разработкой – тут рождаются настоящие изобретения, так в прошлом году Cofle было запатентовано оригинальное устройство тросов управления сцеплением.

Здесь мы возвращаемся к вопросу “что же там конструировать, в тросах-то?” Однако очевидно, что трос для конкретной модели автомобиля, помимо длины и типа соединения, должен соответствовать ряду спецификаций. Это и определенные коэффициенты гибкости/жесткости, усилия растяжения – хоть оно и почти незаметное, но его значение сказывается на том ощущении, которое возникает, к примеру, при переключении передач.

Тросы Cofle. Каждый метр из ИталииТросы Cofle. Каждый метр из ИталииТросы Cofle. Каждый метр из Италии
Тросы Cofle. Каждый метр из ИталииТросы Cofle. Каждый метр из ИталииТросы Cofle. Каждый метр из Италии

Тросы, в зависимости от конструкции, состоят и нескольких слоев. Минимум их три, но бывает и больше. Сердцевиной является передающий усилие стальной витой трос. Он покрыт слоем пленки для защиты от коррозии и помещен в гибкую трубку, которая все-же значительно жестче самого тросика и не позволяет ему слишком изгибаться. Плюс трубка должна быть выполнена из устойчивого к истиранию материала, т.к. вся эта трехслойная конструкция двигается внутри металлической оплетки, которая может быть одинарной или двойной. И, наконец, поверх оплетки есть наружный слой для защиты от неблагоприятных факторов внешней среды и агрессивных веществ. Это представление о внутренней структуре троса нам удалось получить путем наблюдения за процессом его производства.

Сколько тросу ни виться – а конца не видно
У Cofle две производственные площадки: кроме той, где мы побывали, есть вторая всего в нескольких километрах, однако там почти все площади отведены под логистический центр и автоматизированные склады, которыми можно управлять через Интернет из любой точки мира. Все производство, как для OEM, так и для афтермаркет, мы смогли увидеть собственными глазами.

Тросы Cofle. Каждый метр из Италии
Витье сердцевины из стальной проволоки
Производство тросов на заводе Cofle организовано по практически полному циклу. В качестве полуфабрикатов для производства самих тросов от внешних подрядчиков поступает проволока для витья тросов, сырье (крошка) для производства полимерных трубок, а также некоторые соединительные компоненты. Естественно, для таких узлов, как джойстики в сборе, перечень компонентов шире. Но в любом случае, как исходное сырье, так и полуфабрикаты, проходят строгий контроль качества.

Рождение кабеля начинается с витья сердцевины из стальной проволоки. Сама проволока поступает от металлургических компаний, но производство кабеля Cofle ни в одном из случаев не доверяет подрядчикам – каждый метр продукции свит здесь, в Италии. Как видно на фото, в кабеле порядка двадцати «нитей», а не пять-шесть, как может показаться при рассматривании готового кабеля. Конечно, в кабелях других производителей может быть и меньше, но качество требует определенного количества.

Дело в том, что каким бы современным ни было производство стальной проволоки, абсолютно одинаковых характеристик по всей длине проволоки достичь невозможно – в одном месте кристаллическая решетка сформировалась одним образом, в другом месте – несколько иначе. Чем больше нитей в одном кабеле, тем больше показатели кабеля «усредняются», приближаясь к номинальным значениям гибкости и упругой растяжимости проволоки на каждом сантиметре. Кроме того, определенное количество витков также задает пределы гибкости самого кабеля, что в итоге позволяет выпускать тросы с характеристиками, точно соответствующими проектным.

Лазерно-ультразвуковой (лазерно-акустический) дефектоскоп
Метод лазерно-ультразвуковой дефектоскопии является более продвинутым в сравнении с пьезоэлектрическими дефектоскопами и предназначен для исследования внутренней структуры металлов, пластика, композитных материалов в тех случаях, когда необходим контроль с высоким пространственным разрешением. Проще говоря – очень быстрый поиск мелких дефектов на небольших площадях.

В отличие от стандартных пьезоэлектрических дефектоскопов, в лазерно-ультразвуковом дефектоскопе используется оптико-акустический эффект возбуждения коротких ультразвуковых сигналов при поглощении лазерных импульсов.

Импульс лазера, попадая на поверхность специального оптико-акустического генератора (ОАГ), возбуждает широкополосные акустические сигналы, которые проникают вглубь исследуемого объекта, рассеиваются на неоднородностях внутренней структуры объекта и регистрируются пьезоприемником с высоким временным разрешением. Поскольку ультразвуковой преобразователь-пьезоприемник работает только на прием, оптимизация режимов его работы обеспечивает высокую эффективность приема и высокое временное разрешение. В лазерно-акустическом дефектоскопе практически отсутствует мертвая зона.

Кривая Гаусса
Нормальное распределение, также называемое гауссовским распределением или распределением Гаусса – распределение вероятностей, которое играет важнейшую роль во многих областях производства, особенно имеющего дело с аморфными материалами и полимерами, не образующими кристаллической структуры. Нормальное распределение зависит от двух параметров – смещения и масштаба, то есть является с математической точки зрения не одним распределением, а целым их семейством. Значения параметров соответствуют значениям среднего (математического ожидания) и разброса (стандартного отклонения).

Тут можно привести сравнение со спусковыми тросами для фотоаппаратов. Те, кто серьезно увлекался или профессионально занимался фотографией, знают, что успех съемки во многом зависит от предсказуемости работы тросика, особенно при съемке спортивных состязаний и других динамичных сюжетов. Точно так же на управлении автомобилем положительно сказывается постоянство реакции и отклика педелей или усилия на ручке переключения передач.

Если в автосалоне престижной марки «перепробовать» коробки десятка машин одной марки, джойстики каждой будут работать идентично, как один. Что не всегда имеет место при сравнении машин самого нижнего ценового сегмента. А уж на машинах с пробегом, в зависимости от того, какие компоненты ставили при замене, разнобой и вовсе может быть радикальный. Конечно, там дело уже не только в тросиках, но и в них тоже.

Тросы Cofle. Каждый метр из ИталииТросы Cofle. Каждый метр из Италии
Полимерная трубка.Ванна для охлаждения трубки процессе её производства.

Помимо сердцевины тросов, на заводе Cofle производятся и все другие слои троса. О производстве полимерных трубок много не скажешь. В машину с одной стороны загружается полимерная крошка, а с другой выходит готовая трубка. Главное – в контроле ее качества. Трубка контролируется дважды – еще нагретая сразу после выхода из машины, трубка проходит контроль толщины и геометрии. А после охлаждающей ванны, температура воды в которой ровно 14°С, – повторный контроль.

Именно при этой температуре 14°C структура полимера окончательно приобретает требуемые свойства и потому подлежит достоверной финишной оценке, которая выполняется методом лазерно-ультразвуковой дефектоскопии. Результаты контроля можно увидеть на мониторе в виде кривой (Гаусс), демонстрирующей, что все параметры находятся в рамках допусков.

Тросы Cofle. Каждый метр из Италии
Cofle поставляет на конвейеры производителей широкий перечень узлов в сборе, применяемых в технике от комбайна до спорткара.

Естественно, намотка оплетки тросов из тонкой металлической ленточки также производится автоматически. Представить себе выполнение этой операции вручную трудно.

Бобины, на которые наматываются готовые сердцевины тросов, полимерные трубки и мотки оплетки – огромные, и их множество, что неудивительно. Объемы выпуска порядка 6 миллионов штук тросов год – это никак не менее дюжины миллионов метров тросов в год, то есть минимум пара-тройка десятков километров в день. Соответственно, склады полуфабрикатов и готовой продукции тоже внушительные – нам раньше даже представить не удалось бы такое количество тросов одновременно. Притом, что мы видели не логистический склад компании, откуда за год уходит продукции на 50 миллионов евро, а всего лишь временный склад при производстве.

Тросы Cofle. Каждый метр из ИталииТросы Cofle. Каждый метр из Италии

Тросы Cofle. Каждый метр из ИталииТросы Cofle. Каждый метр из Италии

Хотя процессы автоматизированы и роботизированы, все происходит под контролем оператора. Когда все эти компоненты готовы, их нарезают на требуемые по длине части, которые еще раз проверяются на качество изготовления, и отправляют на сборку вместе с результатами анализа качества. Сборка тросов, то есть соединение кабеля с концевыми креплениями, гайками и пр., осуществляется в полуавтоматическом режиме – человек только подает компоненты станку, а тот производит запрессовку и т.п. После сборки уже готовые тросы проверяются повторно перед отправкой клиентам, и на каждый трос наносится маркировка струйным принтером. Тестирование производится не только на «простых» стендах, но также на имитирующих соответствующий узел ТС механизмах.

Тросы Cofle. Каждый метр из ИталииТросы Cofle. Каждый метр из Италии

Тросы Cofle. Каждый метр из ИталииТросы Cofle. Каждый метр из Италии

В процесс сборки целых узлов – джойстиков управления трансмиссиями и «ручниками», или агрегатами спецтехники с тросами в сборе мы особо не вникали. Это продукция в основном для производителей автомобилей и спецтехники. В сборке этих компонентов много ответственного ручного труда. И очевидно, что европейские производители не особо склонны доверять эти процессы азиатским поставщикам, поэтому несмотря на стоимость труда в Европе, эти работы выполняются здесь.

Тросы Cofle. Каждый метр из ИталииТросы Cofle. Каждый метр из Италии

Проверяй, но… проверяй, проверяй
Помимо нескольких этапов контроля качества на производстве, часть продукции поступает в лабораторию Cofle для проведения большого количества жестких тестов. Подвергаемые жестким тестам образцы в продажу уже не пойдут – смысл их существования только в том, чтобы подтвердить право «собратьев по партии» на установку в автомобилях. Cofle проводит испытания по широкой программе, предписанной автопроизводителями своим конвейерным поставщикам.

В программу испытаний входят следующие тесты. Стандартный для OEM-продуктов тест на выдержку в солевом тумане – чтобы убедиться, что стальная сердцевина троса и оплетка надежно защищены от коррозии. Циклические температурные тесты – трос нагревают и охлаждают, чтобы убедиться, что перепады температуры окружающей среды не повредят ему на протяжении всего срока эксплуатации. Машина для тестирования работоспособности тросов задействует их при температурах от -50 до +200 градусов столько раз, сколько потребуется. Проводится тест с шагом в 1 градус и нагрузкой 500 кг.

Тросы Cofle. Каждый метр из ИталииValentina Ressa, менеджер по работе со вторичным рынком:
«В наши планы входит увеличить покрытие существующего автопарка, выпускать все варианты тросов, какие только могут пригодиться нашим потенциальным клиентам в рамках нашей специализации на тросах и системах переключения передач. Я предполагаю, что на восточноевропейских рынках именно тросы для систем переключения передач будут пользоваться наибольшим спросом – возраст автопарка плюс дорожные условия способствуют большой потребности в их замене.

Мы пристально следим не только за качеством выпускаемой продукции, но и за отзывами наших прямых клиентов, быстро реагируя на их замечания или просьбы улучшить, усовершенствовать что-либо. Если у них возникают какие-то проблемы, нарекания или просьбы, мы принимаем их на рассмотрение, в редких случаях с рекламациями – забираем проблемный продукт), анализируем проблему и принимаем меры в соответствии с результатами анализа. Это касается всего, что мы делаем, всей нашей продукции, как для вторичного рынка, так и для OEM. В прошлом году процент брака у нас был 0,01%. Мы продали 3,5 млн. единиц различных тросов и количество брака вышло ничтожным».

Циклические тесты на натяжку, а также нагрузочный тест на усталость металла (тоже стандартный OEM тест). Нагрузочный тест для определения максимальной нагрузки собранного кабеля в целом, включая соединения. Тросы сцепления проходят циклические тесты в сопряжении с оригинальным сцеплением того автомобиля, для которого они предназначены. Есть еще ряд тестов, предусмотренных производителями автомобилей, суть которых не разглашается. Все тесты проводятся из расчета наилучших характеристик для конкретного класса тросов.

По факту прочность тросов превышает номинальные значения. Например, паспортное натяжение троса трансмиссии составляет до 400 кг (оплетки с оболочкой – 250 кг), но трос не разрушается прямо на этих значениях. Кстати, занимательно, что самый прочный трос – ручника, он должен выдерживать до 600 кг. Представляете себе, как дяденька габаритов «мистер Вселенная» ставит дорогой сердцу автомобиль на уклоне, используя физический закон рычага изо всех богатырских сил? И трос должен выдерживать с гарантией!

Естественно, максимально полную программу всех испытаний проходят в лаборатории пилотные образцы тех тросов, которые инженеры Cofle разработали для вторичного рынка. Для тех моделей, на сборку которых фирма тросы не поставляет, их разработка осуществляется путем обратного инжиниринга – изучаются оригинальные тросы и сопряженные узлы, составляется картина нагрузок и условий эксплуатации, и по выработанному в результате техническому заданию подбираются соответствующие материалы и разрабатывается трос.

Тросы Cofle. Каждый метр из ИталииСейчас в разработке у Cofle – трос для систем электромеханического стояночного тормоза. Massimo Mandelli, менеджер по контролю качества, говорит по этому поводу: «В данный момент мы работаем над проектом по изготовлению тросов для систем электронных тормозов. Никто другой не выпускает запчастей для этих систем, кроме автопроизводителей. И мы хотим дать рынку альтернативу». Насчет других планов он добавляет: «Также мы намерены укрепить свои позиции в сегменте изготовления тросов для систем переключения передач. Эти тросы требовательны к качеству исполнения, точности характеристик, и техническое оснащение нашего предприятия позволяет обеспечивать требуемое качество продукции. Как и тот факт, что все производство всех компонентов целиком и полностью находится у нас, под нашим контролем».

Само собой разумеется, как для OEM-поставщика европейских и американских производителей техники, что производство и лаборатория Cofle сертифицированы по самым современным стандартам UNI EN ISO 9002, UNI EN ISO 9001 : 2008 и UNI EN ISO 14001 : 2004. Первая сертификация по UNI EN ISO 9002: 1994 была пройдена более двадцати лет назад – в 1995 году. Технические спецификации ОЕ продукции соответствуют Директиве ЕС EU Directive 1400/2002.

Тросы Cofle. Каждый метр из ИталииТросы Cofle. Каждый метр из Италии
Измерительное устройство для снятия размеров с изделий сложной геометрииСтенд для выдержки в солевом тумане

Тросы Cofle. Каждый метр из ИталииТросы Cofle. Каждый метр из Италии

Помимо сертификационных органов с их плановыми проверками, Cofle систематически инспектируют и клиенты – автопроизводители и крупные поставщики вторичного рынка, это нормальная для них практика. Кто-то делает это раз в один-два года, а кто-то – и ежемесячно! Поскольку, как нетрудно догадаться, все они не съезжаются одновременно, нетрудно догадаться, что Cofle практически постоянно кто-то проверяет.

Электромеханический стояночный тормоз EPB
Современные автомобили все чаще комплектуются электромеханическим стояночным тормозом (EPB). Он снимается автоматически с началом движения, а также облегчает трогание в гору и движение в пробках водителям авто с АКП. Принцип работы EPB схож у большинства автопроизводителей. После нажатия кнопки «P» на панели сигнал передается в блок управления. Электромоторы, приводящие в движение тормозные механизмы, включатся только в том случае, если скорость автомобиля не превышает 10 км/ч. Если нажать кнопку ручного тормоза на более высоких скоростях, то автомобиль начнет плавное торможение, а сразу после остановки его колеса заблокируются.

Выключение электромеханического стояночного тормоза производится автоматически при трогании автомобиля с места. Предусмотрено выключение тормоза вручную при нажатой педали тормоза. При выключении стояночного тормоза блок управления анализирует следующие параметры: величину уклона, положение педали газа (по данным ЕБУ), а также положение и скорость отпускания педали сцепления. Это позволяет производить своевременное выключение стояночного тормоза, в том числе выключение с временной задержкой, предотвращающее откатывание автомобиля при трогании на подъеме.

Рядом с клавишей ручного тормоза во многих автомобилях располагается клавиша автоматического удержания – «auto hold», при нажатии которой стояночный тормоз будет включаться автоматически при каждой остановке автомобиля, что очень удобно при движении в пробках, особенно на АКП – можно сразу отпускать педаль тормоза, не переводя ручку автомата в положение N или Р.

Сотрудники компании скромно говорят о своем производстве, что у них «Ничего военного, просто производство с высокой степенью контроля качества». Видимо, само слово «качество» в их понимании еще не девальвировано и означает ту меру качества и долговечности, которая позволяет большинству ведущих мировых производителей автомобилей рекомендовать продукцию Cofle в качестве запасных деталей.

Александр Кельм, Киев – Треццо-суль-Адда – Киев

Тросы Cofle. Каждый метр из ИталииДистрибьюторы Cofle в Украине:
ПланетАвто, Львов, +38 (032) 239-36-73, www.planetauto.com.ua
PitStop / ПитСтоп, Луцк, +38 0-800-300-058, www.pitstop.com.ua


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 (голосов: 1)


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Архив

Май 2018 (15)
Апрель 2018 (26)
Март 2018 (26)
Февраль 2018 (21)
Январь 2018 (9)
Декабрь 2017 (26)


Для размещения рекламы обращайтесь в рекламный
отдел по телефону:

+38 (067) 537-82-42