autoExpert




autoExpert » СТАТЬИ » Автокомпоненты » Стартер и генератор: когда пора подумать о замене

Стартер и генератор: когда пора подумать о замене

Принято считать, что ремонт агрегатов выгоднее их замены. Однако, хотя в денежном выражении на конкретный момент времени агрегатная замена действительно дороже в разы, может оказаться, что в перспективе она предпочтительнее. Особенно, когда речь идет о таких важных узлах, как стартер, и тем более – генератор.

Стартер и генератор: когда пора подумать о заменеСтартер и генератор: когда пора подумать о замене

Когда замена предпочтительней ремонта
Неожиданный отказ стартера, особенно на автомобилях с автоматической трансмиссией, – это как минимум дополнительные затраты на эвакуацию автомобиля и его доставку на СТО. А если отказ произошел в командировке, тем более заграничной, неизбежны еще и большие расходы. С отказом генератора картина в целом аналогичная, если же говорить о таком неприятном типе его поломки, как заклинивание, сопровождающееся обрывом ремня со всеми вытекающими последствиями – масштабы ущерба очевидны.

Все эти моменты необходимо учитывать и озвучивать клиенту автосервиса, когда появляется выбор ремонтировать стартер или генератор или заменить их на новые. Конечно, ситуации бывают разные. Если у почти еще нового стартера по какой-то причине сломался бендикс, который можно легко заменить – это одно. Если же стартер и генератор уже не новый, вполне возможно, что ремонт одного компонента – щеточного узла, замена подшипника и т.п. – могут продлить его жизнь весьма ненадолго. Когда все компоненты близки к исчерпанию ресурса, проявляется эффект, в народе характеризуемый словом «посыпалось».

Поэтому, оценивая все «за» и «против» покупки и установки нового агрегата, следует учесть все факторы: возраст автомобиля и самого узла, условия эксплуатации, режим использования автомобиля владельцем. А также – готовность нести ответственность перед ним за долгую службу восстановленного агрегата. Ведь в случае его скорого повторного выхода из строя, клиент вряд ли согласится принять тот факт, что это не вина производивших ремонт мастеров. Просто очередной компонент стартера или генератора пришел в окончательную негодность.

По большому счету, вопросом замены стартера или генератора, в случае с возрастными автомобилями, следует озадачиваться даже превентивно – в ходе плановых ТО. А также при любом подозрении на неисправность стартера или генератора, пока не приведшую к его полному отказу. В этой связи можно привести некоторые основные правила диагностики неисправностей стартеров и генераторов.

При выполнении всех проверок важно соблюдать порядок действий, рекомендованный производителем транспортного средства, а также технику безопасности.

Стартер и генератор: когда пора подумать о заменеОпределение неисправностей стартера
Нарушение нормальной работы стартера может сопровождаться определенными симптома ми: медленным вращением якоря, отсутствием передачи вращения двигателю, треском и шумом, отсутствием вращения при срабатывании электромагнитного реле стартера. Ниже приведена последовательность действий, которая поможет вам выявить грядущую проблему со стартером, оценить возможные причины и предпринять необходимые действия.

Якорь стартера вращается слишком медленно.
Убедитесь, что аккумулятор полностью заряжен (не менее 12,6 В), провода и клеммы АКБ исправны.
Проверьте опережение зажигания. Раннее зажигание и детонация препятствуют равномерному вращению коленвала – вибрация не позволяет стартеру равномерно передавать усилие на двигатель.
Проверьте состояние масла – его старение и загустение могут затруднять пуск, особенно в плохую погоду.
Причиной затрудненного пуска может быть плохой контакт или пробой электромагнитного реле, а также неисправность узла электродвигателя (например, замыкание обмотки, износ щеток).

Якорь стартера вращается, а коленвал – нет.
Ведущая шестерня не входит в зацепление с маховиком двигателя вследствие износа шестерни бендикса, либо недостаточного выдвижения шестерни. Необходимо проверить бендикс, вилку и втягивающее реле.

Стартер издает щелчки при включении.
Если при замыкании управляющей цепи стартера слышны щелчки, но якорь стартера не проворачивается, возможно, что на соленоид не подается достаточное напряжение. Проверьте напряжение в цепи, а также отсутствие поврежденных, разболтавшихся, загрязненных или закисших соединений. Проверьте напряжение аккумулятора.
Если на втягивающее реле подается достаточное напряжение, возможно, что в реле неисправны контакты. При необходимости замените втягивающее реле стартера.

Раздается лязгающий звук при попытке запустить двигатель.
Возможно повреждение маховика/зубчатого диска. Неработающее втягивающее реле стартера или повреждения подшипников вала стартера могут также приводить к лязгу.

Якорь стартера не вращается, а электромагнитное реле не издает никаких звуков.
Причиной может быть отсутствие напряжения в цепи включения стартера, а также неисправность втягивающего электромагнитного реле.

Якорь стартера совсем не вращается, но при этом электромагнитное реле издает шум.
При достаточном напряжении в цепи включения стартера имеет место неисправность двигателя стартера (например, замыкание обмоток или износ щеток).

Технологии лидеров отрасли
Во многих из описанных выше случаев возможен ремонт стартера или генератора. Его стоимость для владельца автомобиля составит от 30 до 50 долларов. Покупка же нового генератора обойдется от 200 долларов. Однако стоит учесть, что в разницу входит уверенность при дальних поездках, страховка от вызова эвакуатора по причине поломки стартера и т.п. Естественно, разницу можно немного уменьшить, приобретя стартер или генератор не от оригинального ОЕМ-производителя. Но специалисты не советуют этого делать – разница в цене может быть несопоставима с разницей в качестве.

Дело не только в том, что ОЕМ-поставщики располагают технологиями, высокоточным оборудованием и конвейерными линиями со строгим контролем качества. Использование самых современных технологий в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оригинальным автокомпонентам, гарантирует точное соответствие спецификациям автопроизводителей. Контроль на всех стадиях производства и жесткие испытания продукции обеспечивают соответствие самым высоким стандартам эффективности.

Помимо этого компании-лидеры в разработке стартеров и генераторов обладают патентами, которые просто не позволяют другим производить стартеры по передовым технологиям. Одним из примеров такой запатентованной технологии является планетарный редукторный стартер с сегментным проводником (PS-стартер), представленный компанией DENSO еще в 2001 году.

Стартер и генератор: когда пора подумать о заменеВ обмотке его электродвигателя используется провод квадратного, а не круглого сечения. Это позволяет уложить провод определенной площади сечения без промежутков, которые образуются между круглыми проводами. В результате при тех же показателях мощности PS-стартер на 22% легче и на 14% меньше по размеру, чем предшествующая модель стартера, что позволило повысить топливную эффективность и упростить процесс установки детали.

C начала 1960-х годов, когда на рынке были представлены первые стартеры DENSO, инженеры компании сосредоточились на разработке и создании малых по размеру и весу механизмов, обладающих при этом высочайшей производительностью. За прошедшие более чем полвека инженеры компании разработали несколько принципиальных решений, позволяющих стартерам соответствовать возрастающим требованиям автопроизводителей. В 2010 финансовом году компания DENSO инвестировала более 9% общего оборота в исследования и разработки и первой предложила многие технические решения в области стартеров и генераторов, что нашло свое отражение в программе для рынка запчастей.

Так, в стартерах типа AE используются технологии увеличения срока службы. Для систем «стоп-старт» этот стартер стал наиболее простым для внедрения решением, не требующим отдельных элементов управления или изменений в конструкции двигателя.

Принципиальное устройство стартера и генератора
Стартер и генератор: когда пора подумать о замене
Стартер и генератор: когда пора подумать о замене
1 – катушка возбуждения; 2 – ротор; 3 – корпус; 4 – коммутатор; 5 – ведущая шестерня и втягивающее реле; 6 – болт с зажимами1 – ротор; 2 – корпус; 3 – контактное кольцо; 4 – регулятор напряжения; 5 – выпрямитель; 6 – статор; 7 – подшипник


В виду массового применения в современных автомобилях систем «стоп-старт» исполнение стартера приобретает особое значение. Специально для автомобилей с такими системами В 2009 году в DENSO совместно с Toyota Motor Corp для использования в автомобилях Toyota, в таких моделях как Auris и Yaris разработали первую конструкцию, в которой ведущая шестерня стартера находится в постоянном зацеплении с маховиком, обеспечивая более быструю, тихую и плавную работу – PE-стартер (Permanently Engaged Starter Technology).

В этой системе шестерни стартера и маховика постоянно находятся в зацеплении, поэтому конструкция лишена проблем динамического зацепления и выхода из зацепления. Стартер постоянного зацепления обеспечивает наиболее быстрый и самый бесшумный перезапуск из всех старт/стоп систем и обладает повышенным потенциалом экономии топлива. У него есть двойной резиновый амортизатор и муфта для предотвращения проворота в обратную сторону, что существенно снижает уровень шума.

Другая технология стартеров для систем «стоп-старт» – стартер со сдвоенным соленоидом (TS-стартер). Такой стартер обеспечивает меньшее время запуска, чем AE-стартер и имеет больший потенциал по экономии топлива, особенно в сочетании остановкой двигателя при движении по инерции. Этот стартер может входить в зацепление с вращающимся маховиком, а также использует технологию длительного срока службы AE-стартера.

В обычных «стоп-старт» системах стартер имеет механизм, который одновременно сдвигает приводную шестерню и подает питание на электродвигатель. При этом он не осуществляет перезапуск, если вал двигателя еще вращается или в процессе остановки двигателя после того как автомобиль остановился. Благодаря первому в мире механизму раздельного управления перемещением ведущей шестерни вперед и вращением двигателя, который обеспечивает быстрый перезапуск даже при вращающемся двигателе. В зависимости от характеристик транспортного средства, данная технология позволяет снизить расход топлива на 3-5%.

Особенности производства редукторных стартеров
Важная составляющая современного стартера – редуктор. Редукторы стартеров бывают трех типов: цилиндрический с внешним зацеплением, цилиндрический с внутренним зацеплением и планетарный. Еще в 1980-х компания DENSO разработала RA-стартер. Высокоскоростной механизм с увеличенным понижающим числом редуктора и термостойким электрическим проводом имеет малый размер и вес. Холоднокованая пружина уменьшает размер и вес втягивающего реле. Редукторы для стартеров обычно выполняются одноступенчатыми, с прямозубыми шестернями.

Преимуществом цилиндрического редуктора с внешним зацеплением является технологическая простота изготовления его зубчатых колес. К недостаткам относится увеличение высоты стартера по сравнению со стартерами без редуктора из-за смещения осей стартерного электродвигателя и привода на 30-50 мм. Появление радиальной нагрузки на вал якоря электродвигателя требует применения высококачественных и прочных подшипников качения. В стартерах с цилиндрическими редукторами, имеющими внутреннее зацепление, меньше смещение осей электродвигателя и привода, что облегчает компоновку стартера на двигателе. Однако на вал электродвигателя воздействует радиальная нагрузка, а также требуется более сложная и точная технология изготовления зубчатых колес.

Стартер и генератор: когда пора подумать о заменеПланетарный редуктор обеспечивает соосность осей электродвигателя и привода, чем упрощается компоновка стартера на двигателе. Планетарный редуктор не создает радиальную нагрузку на вал электродвигателя, что дает возможность применять для вала якоря подшипники скольжения. Внешнее зубчатое колесо изготавливается из высокопрочного пластика типа Полиамид-66, иногда с добавками графита, или методом порошковой металлургии. Передаточное отношение редуктора обычно составляет 3-5.

Сателлиты, прессованные из порошкового материала, вращаются на осях в подшипниках скольжения или на игольчатых подшипниках. Последние предпочтительнее, так как обеспечивают больший КПД редуктора. Ось сателлита одновременно является внутренней обоймой игольчатого подшипника. Это предъявляет высокие требования с материалу и точности изготовления осей. Для получения минимальных механических потерь и обеспечения высокого срока службы предъявляются повышенные требования к точности изготовления зубчатых колес и других деталей редуктора. С той же целью применяют высококачественные смазочные материалы.

Поскольку сегодня большинство стартеров, устанавливаемых на легковые автомобили, являются редукторными, необходимо понимать, что такая конструкция предъявляет особые требования к изготовлению других компонентов стартера. Выше уже упоминалось, что ввиду с высокой нагруженностью (повышенной удельной мощностью) и уменьшенной металлоемкостью стартеры с редуктором обладают большей тепловой напряженностью по сравнению со стартерами без редуктора. Обмотка якоря редукторного стартера должна быть пропитана компаундом, уменьшающим вероятность его разноса. В связи с повышенной частотой вращения якорь обязательно подвергается динамической балансировке. Для снижения потерь на гистерезис и вихревые токи пакет якоря собирают из пластин тонколистовой (толщина 0,5 мм) электротехнической стали.

Наиболее ответственным в стартерах с редуктором является щеточно-коллекторный узел. Плотность тока на щетках из-за увеличения быстроходности и уменьшенной длины якоря в режиме максимальной мощности в 1,5-2,5 раза превышает плотность тока у обычных стартеров. В таких условиях требуется применение специальных щеток, имеющих на сбегающем крае повышенное содержание графита. Это увеличивает сопротивление коммутируемой цепи, улучшает коммутацию. Кроме того, применяется сдвиг щеток против направления вращения на 0,3-0,5 коллекторного деления. В итоге обеспечивается уменьшение изнашивания щеток и коллектора до уровня стартеров без редукторов.

Генераторы для быстрого и полного заряда
Многое из сказанного применимо также и к генераторам. За последние 50 лет появилась необходимость в усовершенствовании генераторов для увеличения электрической мощности и ускорения заряда АКБ. При этом генераторы должны были становиться компактнее. И в этой области компании DENSO принадлежит первенство в разработке множества типов генераторов переменного тока. В 1960-х компания DENSO положила задел в этой отрасли, начав с генератора с внешним реле-регулятором. Это был первый генератор с полупроводниковым выпрямителем и отдельным контактным регулятором. В 1970-е был запущен генератор со встроенным регулятором на одной интегральной микросхеме. Увеличена производительность за счет применения холоднокованого сердечника ротора, что позволило улучшить работу магнитной цепи.

1980-е ознаменовались появлением генератора с внутренним вентилятором. Оптимизация размеров статора и ротора улучшает параметры магнитной цепи и повышает производительность. Меньший диаметр шкива способствует увеличению скорости вращения ротора. Две лопасти вентилятора, объединенные с ротором, позволяют уменьшить шум вентилятора, его размер и вес. В 2000-е фирма вошла с генератором с сегментным проводником, который, как и в случае со стартерами, позволяет увеличить плотность намотки с 45% до 70%. Вес генератора снизился на 20% процентов, и при этом его производительность увеличилась в полтора раза. Естественно, и технологические требования к производству таких генераторов выше – требуется специальный термоустойчивый провод, более выносливые компоненты контактной группы и пр.

Определение неисправностей генератора
Перед проведением осмотра системы зарядки следует произвести визуальный осмотр и проверку работоспособности аккумуляторной батареи. Аккумуляторная батарея должна быть заряжена, а кабели, клеммы и корпус АКБ – быть в исправном и чистом состоянии.
Может ли лампа зарядки АКБ, амперметр или вольтметр указывать на неисправность системы зарядки?

Лампа зарядки аккумуляторной батареи:
• Включение зажигания и отсутствие запуска двигателя: загорание лампы зарядки.
• Включение зажигания и запуск двигателя: загорание лампы зарядки на короткое время с ее последующим потуханием.
• О слабом заряде АКБ свидетельствует свечение лампы зарядки исключительно в период наличия высокого тока потребления.
• Низкие обороты холостого хода сопровождаются тусклым свечением лампы зарядки.
• Пораженные коррозией, оборванные, ослабленные или истертые провода и соединения могут быть причиной загорания лампы зарядки в режиме холостого хода двигателя.
• Работа некоторых систем зарядки может быть нарушена в случае перегорания лампы зарядки АКБ.

Амперметр:
• Включение зажигания и отсутствие запуска двигателя: показания амперметра должны равняться нулю или быть немного ниже нуля.
• Включение зажигания и запуск двигателя: амперметр должен отображать выходной ток выше нуля. Амперметр должен отображать индивидуальный уровень зарядки каждой отдельной работающей электрической цепи. Отрицательный заряд указывает на то, что ток разрядки аккумуляторной батареи превышает ток, подаваемый системой зарядки.
• Провод и соединительные разъемы: пораженные коррозией, оборванные, ослабленные или истертые провода и соединения могут быть причиной нулевых или ошибочных показаний амперметра.

Стартер и генератор: когда пора подумать о заменеВольтметр:
• Включение зажигания и отсутствие запуска двигателя: при включении зажигания и отсутствии запуска двигателя показания вольтметра должны находиться в пределах от 12,0 до 12,6 вольта. Показания вольтметра ниже 12 вольт могут указывать на недостаточный ток зарядки, слабый заряд аккумуляторной батареи, пораженные коррозией, оборванные, ослабленные или истертые провода и соединения.
• Включение зажигания и запуск двигателя: при включении и запуске двигателя показания вольтметра должны находиться в пределах от 13,0 до 14,2 вольта. Показания вольтметра, превышающие значение 14,2 вольта, могут указывать на неисправность аккумуляторной батареи, регулятора или неисправность проводных соединений.

Перегорание плавких предохранителей
Проверьте состояние плавких предохранителей во всех блоках предохранителей. Перегоревший плавкий предохранитель может указывать на наличие неисправностей, способных нарушить нормальную работу цепи зарядки.
В случае размыкания какого-либо предохраняемого соединения происходит полная потеря напряжения, подаваемого во все электрические системы или цепи, управляемые данным соединением.

Проверка соответствия натяжения приводного ремня генератора рекомендуемым значениям
Недостаточное натяжение приводного ремня может вызывать проскальзывание приводного ремня вокруг шкива, и отсутствию зарядки генератором.
Чрезмерное натяжение приводного ремня может привести к повреждению внутреннего подшипника, что в свою очередь может стать причиной преждевременного выхода из строя генератора.

Проверка исправного состояния и соответствующего размера приводного ремня генератора
Износ или неправильный подбор приводного ремня могут вызывать проскальзывание приводного ремня вокруг шкива, что может привести к нерегулярности или отсутствию зарядки генератором.
Новый приводной ремень: «новый» приводной ремень генератора представляет собой приводной ремень, находившийся в эксплуатации менее 5 минут. После 5 минут работы ремень считается «находившимся в употреблении». Очень важно произвести проверку и регулировку натяжения приводного ремня по прошествии первых 5 минут работы.

Наличие изменений, внесенных в конструкцию автомобиля или дополнительного оборудования
Любое дополнительное оборудование, не предусмотренное комплектацией автомобиля: акустические системы, усилители звука, телевизионные приемники, холодильники, стереофоническая аппаратура или осветительные приборы, способны стать причиной перегрузок работы генератора и вызвать его преждевременный выход из строя.
Ненадлежащий монтаж вспомогательного оборудования может приводить к проблемам, таким как низкая эффективность работы точек заземления, ослабленные соединения или нарушения электропроводки.

Производились ли какие-либо ремонтные работы на автомобиле с момента его выпуска с завода?
Точки электрического заземления: проверьте состояние электрических цепей между аккумуляторной батареей и двигателем, а также между кузовом и рамой автомобиля на предмет наличия высокоомного сопротивления. Во многих случаях при ремонте автомобиля точки заземления нарушаются.
В автомобилях, оснащенных многоконтурными системами электрического заземления, каждой электрической цепи назначается одна или несколько точек заземления. В случае активации какой-либо цепи в процессе работы другой электрической системы обратный сигнал, поступающий от управляемой цепи, может стать причиной неисправности.

Стартер и генератор: когда пора подумать о заменеDenso для aftermarket`a
Сегодня DENSO обеспечивает очень широкое покрытие парка генераторами, как впрочем и стартерами. И речь идет не только о парке автомобилей азиатских производителей. Доступны также агрегаты для многих европейских марок, включая Ford, Opel, BMW, Fiat, Land Rover. Начиная с 2013 года применения генераторов включают BMW 1 и 3 серии (E81, E87, E82, E90, E91, E92 и E93), Применения стартеров включают Audi A3 (03/2010 года), Seat Altea / Altea XL (04/2010 года), Skoda Roomster 1.2 TDI (03/2010 года), Volkswagen Sharan (2010 года), Caddy (08/2010 года) и Touareg (01/2010 года). А также у DENSO есть стартер для системы «стоп-старт» автомобилей Volkswagen Bluemotion, в том числе для моделей Alhambra 1.4TSI и 1.4TSI Sharan.

В текущем году подразделение Denso Europe Aftermarket пополнило свой ассортимент еще 20-ю генераторами и 12-ю стартерами. Новые позиции предназначены для целого ряда моделей автомобилей Toyota, BMW, Fiat, Peugeot, Citroen, VW, Jaguar, Land Rover и Audi. В настоящее время ассортимент DENSO включает 217 наименований генераторов (1 447 уникальных оригинальных позиций), предназначенных для более чем 1800 моделей автомобилей; 73 каталожных номера стартеров (554 уникальные оригинальные позиции) – для более чем 1200 моделей автомобилей.

www.denso.ua

Опубликовано в журнале autoExpert №6 2015. Использование материалов возможно только со ссылкой на источник.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 (голосов: 0)


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Архив

Апрель 2018 (10)
Март 2018 (28)
Февраль 2018 (21)
Январь 2018 (9)
Декабрь 2017 (26)
Ноябрь 2017 (28)


Для размещения рекламы обращайтесь в рекламный
отдел по телефону:

+38 (067) 537-82-42