autoExpert




autoExpert » СТАТЬИ » Автокомпоненты » Сервис – в деталях. Часть 1. От рынка продавца – к рынку потребителя

Сервис – в деталях. Часть 1. От рынка продавца – к рынку потребителя

Само определение «автосервис» подразумевает под собой наличие определенного уровня сервиса – не только в смысле оказания конкретной услуги, а и по отношению к клиенту. К сожалению, в этой области отставание украинских СТО от мировых стандартов зачастую даже значительнее, чем в сфере собственно ремонта автомобилей. И те, кто это отставание успешно преодолевают, при прочих равных становятся лидерами.

Сервис – в деталях. Часть 1. От рынка продавца – к рынку потребителя

В цикле статей, который мы начинаем этим материалом, мы рассмотрим роль поставщика запчастей в создании единой системы сервиса, которая включает производителей автокомпонентов, их импортеров и дистрибуторов, логистическую составляющую и, наконец, автосервис со всеми его подразделениями, работающими как с автомобилем, так и с клиентом.

От рынка продавца – к рынку потребителя
Владельцы первых автомобилей были люди не бедные и могли себе позволить платить по счетам практически не глядя. Это было золотое время автосервиса – нормы прибыли превышали таковые в игорном бизнесе! Жалование автомеханика в дореволюционной России составляло от 100 до 300 рублей, но особо ценные специалисты зарабатывали до 1000 рублей в месяц – как члены Императорского Государственного Совета. В СССР в 30-х годах прошлого века ремонт и обслуживание на 30 000 км пробега автомобиля обходилось примерно в 12 тысяч долларов без стоимости деталей и их доставки. А простаивал автомобиль в ремонте 780 часов (более полугода). Такие цифры позволяют оценить, какой путь проделал автосервис.

Позднее, в Советском Союзе автослесарь был хозяином жизни, перед которым заискивали академики и партийные чиновники. В то же время на Западе, с развитием серийного автомобилестроения, автовладельцы становились все прижимистее и требовательнее. С падением «железного занавеса» эта тенденция пришла и на постсоветское пространство. Разнообразие обслуживаемых транспортных средств выросло с нескольких десятков моделей автомобилей до тысяч. Количество аналогов одной и той же запчасти увеличилось на порядки. Но главное – кардинально изменился сам тип рынка автосервиса.

Если раньше рынок услуг СТО был «рынком продавца», на котором автосервис диктовал условия клиенту, то теперь клиент, имея широкие возможности выбора, заставляет автосервисы соревноваться за право обслужить его автомобиль. Поэтому в тенденциях развития автосервиса наблюдается движение в сторону эффективности распределения мощностей сервиса, ресурса специалистов и временных затрат на ремонт и техническое обслуживание автомобилей. Недостаточно эффективные организации рано или поздно сходят с дистанции, уступая место более расторопным собратьям, шагающим в ногу со временем.

В развитых странах затраты на техобслуживание и ремонт автомобиля за весь период его эксплуатации во много раз превышают его начальную цену. Но средний украинский автовладелец ухитряется тратить на поддержание автомобиля на ходу в три-четыре раза меньше – пропорция обратная наблюдаемой в Западной Европе. А значит, чтобы насладиться плодами потенциального роста рынка, многим автосервисным предприятиям предстоит банально выжить в специфических украинских условиях.

Объем украинского рынка автосервиса (включая продажу деталей и материалов) оценивается в 5 млрд. долларов и имеет значительный потенциал роста. В первую очередь этот потенциал связан с тем, что средний возраст автомобиля с украинской пропиской в два раза больше чем в Европе, и вряд ли в ближайшие годы автомобильный парк в Украине кардинально помолодеет.

В работоспособном состоянии автомобильный парк Украины поддерживают, по разным оценкам, от 8 до 12 тысяч СТО, которые достаточно условно можно разделить на три большие группы: фирменные авторизованные СТО (примерно 1200), достаточно крупные и средние независимые СТО, а также небольшие «гаражные» мастерские. В денежном выражении независимые СТО получили 40% всей «белой» прибыли автосервисов в 2013 году и 70% – в 2014-м. Что касается небольших «гаражных» мастерских, то они сильны своей доступностью как в финансовом плане, так и охватом числа клиентов (до 85% рынка).

До кризиса 2008 года 90% объема работ СТО автодилеров занимали плановые ТО новых авто на гарантии. Отрезвление кризисом пробудило фирменные СТО к борьбе за клиента – дилерские СТО предлагают более конкурентные цены, проводят акции и запускают программы лояльности. В условиях общей агрессивной конкурентной среды конкурентные преимущества независимых СТО все меньше и меньше способны компенсировать их недостатки. Демпинг и экономия на сервисе и квалификации сотрудников рано или поздно ведет к деградации, а то и к ликвидации предприятия. Кризис 2014 года только ускорил этот процесс, обнажив накопившиеся проблемы и поставив перед владельцами вопрос: в каком направлении идти?

Софт-франшиза как путь развития автосервиса
В выборе направления развития может пригодиться опыт наших европейских соседей. Так, у ближайшего из них – Польши – четко прослеживается процесс перехода от количества к качеству. В течение 2008-2012 гг. количество СТО уменьшилось на 17%. Последние два года этот процесс замедлился, но не остановился. Оборудование выживших СТО стало значительно богаче, качество, а также стоимость их услуг – растут.

В Европе, на фоне снижения продаж новых автомобилей, автодилеры также активизировались на рынке постгарантийного обслуживания. Чтобы не потерять рынок послегарантийных автомобилей, независимые СТО в Европе пошли по пути легкой франшизы (softfranchise) – создания сетевого автосервиса. В сети объединяются крупные дистрибьюторы, независимые СТО, гаражные мастерские и даже бывшие фирменные СТО разных брендов. За счет общих стандартов, наличия франшизы, возможности подготовки и повышения квалификации персонала в сетях, создания эффективной системы поставок сетевые автосервисы постепенно занимают лидирующие позиции на рынке Европы.

Развитие сетевых концептов в Украине находится в зачаточном состоянии. Некоторыми компаниями сделаны первые шаги, но их результаты далеки от лучших образцов в Европе. Такая ситуация может иметь несколько объяснений. Это может свидетельствовать о том, что большинство сервисов не осознают преимуществ участия в сети либо не готовы брать на себя определенные обязательства. Возможно также, что в некоторых случаях обязательства представляются обременительными в сравнении с предполагаемыми выгодами.

Так или иначе, но сетевыми структурами на сегодня не охвачена и десятая часть украинских СТО, поэтому поле для деятельности в этом направлении остается очень широкое. Однако для того чтобы руководители значительной части автосервисных предприятии начали всерьез задумываться о вступлении в сети, они сначала должны поверить в серьезность намерений их организаторов. Рассматривать вопрос вступления в сеть дистрибутора запчастей можно лишь в том случае, когда во всем остальном сотрудничество с ним устраивает СТО.

Встать под флаг большой компании – серьезное решение, и для этого необходима уверенность в партнере. Такой уверенности мало способствует ситуация, когда партнер, декларируя свою ориентацию на интересы партнерских СТО, при этом продает запчасти всем желающим, причем часто с той же скидкой, что и для автосервисов, лишая их возможности заработать на запчасти. Намного предпочтительнее в этом отношении выглядит работа с дистрибуторами, которые работают исключительно с СТО или автомагазинами и не обслуживают розничных покупателей.

Фокус-группа – СТО
На примере работы одного из национальных дистрибьюторов автозапчастей рассмотрим, что вообще необходимо СТО от поставщика для эффективной работы.

«ОМЕГА-Автопоставка» – крупнейший дистрибьютор, лидер украинского рынка автокомпонентов. Это единственная компания, позволяющая получать из единого источника все востребованные продуктовые группы: запчасти к легковым и грузовым иномаркам, запчасти ко всем автомобилям производства стран СНГ, а также шины, АКБ, масла и технические жидкости. Также это единственная компания, которая не продает конечному потребителю в розницу со своих оптовых складов.

Сервис – в деталях. Часть 1. От рынка продавца – к рынку потребителя
Сервис – в деталях. Часть 1. От рынка продавца – к рынку потребителя

В ассортименте компании «ОМЕГА-Автопоставка» – продукция более 300 производителей. В более чем 100 продуктовых категориях представлено около 90 тыс. SKU.

Деятельность компании начиналась в 90-х, когда основной парк составляли автомобили СНГ. С изменением в парке транспортных средств менялась и деятельность компании.

Основанная в 1990 г. в Харькове компания первое время была ориентирована на продажу запчастей для КамАЗов. В 1995 году коллектив состоял из 6 сотрудников, которые работали в небольшом магазине со складом. Автозапчасти для ГАЗа и МАЗа были добавлены в продуктовую линейку в 1997-1998 годах. В 1998 году компания запустила новое направление бизнеса – оказание услуг перевозки посредством своего транспорта.

Сервис – в деталях. Часть 1. От рынка продавца – к рынку потребителяВ 2001 году компания, в которой работали уже около сотни человек, приступила к дистрибуции шин, в основном для грузовых автомобилей. К 2002 году продуктовый портфель был расширен до 3000 SKU (товарных позиций).

В 2002-2004 годах компания начала заниматься дистрибуцией грузовиков и тяжелой техники, включая КамАЗ и МАЗ. В 2004 году был запущен «Логистический центр ОМЕГА» с общей площадью хранения в 15,000 кв. м. В 2006 году продуктовый портфель компании, в которой работало уже восемьсот сотрудников, насчитывал 15000 SKU от более 50 производителей.

В 2007 году «ОМЕГА-Автопоставка» начинает использовать дополнительные складские мощности общей площадью хранения в 28,600 кв. м. для хранения шин. В 2010-2012 были задействованы дополнительные 9,000 кв. м. для растущего списка SKU – с фокусом на запчасти для иномарок. В 2012 г. открыт региональный распределительный склад в Киеве, позволяющий сократить время доставки товара партнерам в западные и южные регионы.

На сегодняшний день в ассортименте компании – продукция более 300 производителей. В более чем 100 продуктовых категориях представлено около 90 тыс. SKU.

«ОМЕГА-Автопоставка» располагает самой разветвленной партнерской сетью розничных магазинов, имеет крупнейший в Украине склад запасных частей и комплектующих к грузовым и легковым автомобилям стран СНГ и дальнего зарубежья. А также предоставляет возможность осуществлять заказ со складов своих поставщиков.

В мае 2012 года компания «ОМЕГА-Автопоставка» вошла в состав участников одного из крупнейших закупочных союзов TEMOT International – объединения ведущих европейских компаний в сфере автобизнеса. Благодаря ТЕМОТ «ОМЕГА-Автопоставка» получила доступ к самым современным системам электронных каталогов, баз данных кросс-кодов и другой информации, необходимой современным автосервисам. Это как информация от европейских компаний, специализирующихся на сборе, формировании и предоставлении баз данных, так и базы данных, которые закупочный союз формирует самостоятельно и предоставляет в пользование дистрибьюторам. Кроме того, ТЕМОТ International гарантирует своим участникам возможность получать продукцию непосредственно от ведущих поставщиков, заключая контракты с ними на оптимальных условиях.

Закупочный союз предоставляет «ОМЕГА-Автопоставка» статистические данные с европейских рынков. Эти данные свидетельствуют о том, что Украина отстает в развитии от Европы на несколько лет. Тем не менее, очевидно, что движение идет в том же направлении, и как минимум на опыт соседей из Польши уже стоит ориентироваться. Кроме того, членство в ТЕМОТ International дает специалистам украинской компании возможность посещать ведущих европейских дистрибьюторов и перенимать их опыт, как по части развития ассортимента, так и по части развития структуры компании и взаимоотношений с сервисными станциями. Сейчас дистрибутору доступен опыт лучших европейских компаний, и по мере его изучения «ОМЕГА-Автопоставка» расширяет набор сервисов для СТО и оптимизирует свои процессы под их нужды.

Сервис – в деталях. Часть 1. От рынка продавца – к рынку потребителя
«ОМЕГА-Автопоставка» имеет два логистических центра – в Киеве и Харькове. Наполнение этих складов по ассортименту – зеркальное. Собственной доставкой до двери клиента компания покрывает более 1300 населенных пунктов.

В следующей статье мы подробнее рассмотрим шаги компании «ОМЕГА-Автопоставка» по расширению ассортимента продукции, а также уделим внимание таким важным аспектам, как возможности эффективного онлайн-подбора запчастей и быстрого получения заказа.

Источник: журнал autoExpert №2`2015. При использовании материалов ссылка на источник обязательна.


Компания «ОМЕГА-Автопоставка» приглашает к сотрудничеству автосервисы, независимо от их размера и местоположения. Делая свой выбор сегодня, вы определяете свое будущее завтра.

Контакты: руководитель проекта «Гаражный концепт» – Олег Писаренко, тел. (099) 051-16-17
www.omega-auto.biz


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 (голосов: 0)


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Архив

Январь 2018 (1)
Декабрь 2017 (26)
Ноябрь 2017 (28)
Октябрь 2017 (26)
Сентябрь 2017 (26)
Август 2017 (44)


Для размещения рекламы обращайтесь в рекламный
отдел по телефону:

+38 (067) 537-82-42