autoExpert




autoExpert » СТАТЬИ » Автокомпоненты » JUBANA. Конвейерное качество

JUBANA. Конвейерное качество

Конвейер - не роскошь, а средство удешевления

Производитель комплектующих и агрегатов не может стать поставщиком на конвейер автопроизводителя, если сам не производит их методом конвейерной сборки. Практикуемая производителями качественных автокомпонентов, она, прежде всего, позволяет контролировать все этапы сборки, исключая ошибки. Кроме того, конвейер, снижая долю ручного труда, позволяет снизить себестоимость на единицу продукции.

JUBANA. Конвейерное качество

Конвейер против верстака
В мире до сих пор существует множество небольших производителей, которые собирают различные автомобильные агрегаты "на коленке", то есть на обычном верстаке, вокруг которого расставлены коробки с комплектующими. И при этом умудряются преподносить свою марку чуть ли не как премиальную и продавать по соответствующей амбициям цене. И у них ведь часто нет иного выхода, ведь себестоимость единицы продукции при такой сборке выше. Небольшие объемы производства делают конвейер для таких производителем слишком дорогим удовольствием - это многомиллионные капитальные вложения. Поэтому в краткосрочной перспективе выгоднее расщедриться на рекламу и продать товар подороже.

Однако рынок расставляет все на свои места, и со временем все равно побеждают конвейерные производители. Ведь для того, чтобы конкурировать на рынке и бороться за потребителя рекламными или ценовыми инструментами, кустарные производители вынуждены закупать более дешевые комплектующие. Именно поэтому, а также вследствие частых ошибок и нарушения технологии при сборке, такая продукция редко дотягивает даже до минимального "заводского качества". Поэтому, когда в пользу конкретной продукции приводится аргумент о том, что она собирается на конвейере, - это не пустые слова, а очень весомый аргумент.

Основной причиной низкого качества сборки вне конвейера являются отклонения от соблюдения технологической карты сборки. Опыт неоспоримо свидетельствует, что человек всегда стремится облегчить себе жизнь. Там, где надо пользоваться динамометрическим ключом - человек будет пользоваться обычным, поскольку он ощутимо легче. Смазку человек будет не отмеривать, а наливать на глаз. Устанавливать детали будет не так, как прописано в технологии, а как удобнее. А чтобы работник все делал правильно, к нему надо приставить контролера, что экономически нецелесообразно. Кроме того, при кустарной сборке не исключено попадание внутрь собираемого узла мелких (и иногда и не мелких) посторонних предметов, а также пыли или мелкого мусора.

Вопреки распространенной вере в «имя бренда», не все ведущие торговые марки в мире, имея в ассортименте услугу по восстановлению своих агрегатов, восстанавливают именно конвейерным способом. Кроме того, зачастую стартеры известных марок восстанавливаются предприимчивыми деятелями автосервисного бизнеса в кустарных условиях с применением дешевых китайских комплектующих. А потом часто выдаются за восстановленные заводским способом.

В противоположность кустарной сборке, конвейер - это даже не столько последовательность специальным образом оборудованных постов, по которым продвигается собираемый агрегат. В первую очередь - это система, обеспечивающая соблюдение последовательности сборки и контроль качества, а также исключение путаницы с использованием комплектующих, что вполне вероятно, когда на одном предприятии собирается большое количество моделей агрегатов, близких по своей конструкции.

На примере конвейера литовского предприятия JUBANA мы покажем, как современные технологии стоят на страже интересов потребителя, а следовательно - и его лояльности к торговой марке.

От бендикса до задней крышки
Сборка - это финальный этап рождения стартера. На конвейер компании JUBANA они поступают со всего мира. Отбору поставщиков, гарантирующих контроль качества на своих производствах (естественно - на конвейерных), а также организации собственного производства комплектующих директор и владелец компании JUBANA Юлис Банис в свое время посвятил несколько лет. Но это уже другая история.

Итак, нашим гидом по цеху конвейерной сборки выступил руководитель производства стартеров JUBANA Вайдас Бразюлис.

Сборка стартера начинается с переднего конца - с установки шестерни бендикса и ее фиксации. Специальный пресс со строго регулируемым давлением плавно насаживает шестерню на вал бендикса, чем обеспечивается плотность посадки и исключается возможное повреждение детали. Для сравнения, при кустарной сборке в отсутствие пресса такие операции делают обычным молотком, но тогда есть риск появления микротрещин в шестерне, от чего она со временем расколется. Все должно делаться по технологии - если надо запрессовать, то прессом, а не кувалдой. С таких "мелочей" и начинается качество.

Затем идет пост проверки (фото 1), на котором с помощью камеры и нескольких датчиков компьютер конвейера удостоверяется в том, что установлена правильная шестерня, установлена правильно, должным образом зафиксирована и т.п. В целом, принцип конвейера строится на том, что за каждым операционным постом идет пост проверки. В случае обнаружения каких-либо несоответствий стартер будет снят с конвейера, и специалист, опять-таки руководствуясь технологической картой, будет решать, что с ним делать дальше - переделывать, заменить не подлежащие повторной установке детали и т.п.

JUBANA. Конвейерное качество

Суть сборки сложных агрегатов в том, что многие процессы недоступны человеческому восприятию. Не может человек "почувствовать", что какая-то деталь треснула или деформировалась. Для этого и существуют дефектоскопы - специальные системы, способные увидеть то, чего не может видеть человек. От оператора же требуется руководствоваться не своими соображениями и надеждой на "авось", а технологией - написано сделать так-то, значит надо, даже если не понятно, почему именно так. Ведь на конвейере работают рабочие, а не конструкторы стартеров, соответственно и знать каждый из них не может столько же, сколько компьютер, в который заложены все знания о продукте и процессе сборки.

На каждом посту есть монитор, на котором оператор видит чертеж и подробную инструкцию, как и в какой последовательности вкладывать детали. На каждом лотке для деталей есть датчик движения (фото 2), который регистрирует движение "руки" в ячейку - если сборщик не взял очередную по порядку сборки деталь - компьютер моментально ему об этом напомнит. Это гарантирует, что в стартере действительно будет каждая малейшая шайбочка, которая должна там быть. На посту сборки редуктора, в данном случае - планетарного, мы видим лотки для деталей: шестерен, игольчатых подшипников, фиксирующих шайб и пружин. На этом же посту вставляется шток втягивающего реле.

JUBANA. Конвейерное качество

После установки всех элементов редуктора: шестерен, игольчатых подшипников и фиксирующих шестерни колец с пружинами также осуществляется проверка (фото 3). Специфическая лиловая подсветка, которую можно увидеть на снимках, служит для лучшей контрастности изображения, которое камера передает в центральный компьютер. Там изображение сравнивается с эталонным образцом, и если все в порядке - стартер продвигается далее по конвейеру.

JUBANA. Конвейерное качество

Затем следует пост заправки редуктора смазкой. Это делается автоматически с помощью дозирующего устройства. Ведь смазки должно быть ровно столько, сколько необходимо, а не меньше и не больше. Недостаток смазки, понятно, приведет к быстрому износу. А избыток - к возникновению избыточного сопротивления в стартере, особенно при пуске в мороз, когда смазка в редукторе застывает.

На следующем посту устанавливается задняя крышка редуктора, отделяющая его от электродвигателя, и устанавливается ротор электромотора (фото 4). Роторы компания JUBANA получает уже собранными и протестированными. На фото можно увидеть, что обмотка выполнена из толстой, хорошо залакированной медной проволоки. Контактные поверхности тоже медные, как и положено, хотя в дешевых стартерах можно обнаружить порой дешевые сплавы с низким содержанием меди или тонкую проволоку, которая быстро перегревается. При обычных условиях пуска это, возможно, и не сказывается. Но при повышенных нагрузках ротор перегревается, выгорает лакировка обмоток, и стартер теряет мощность, а то и вовсе перегорает.

JUBANA. Конвейерное качество

На этом же рабочем месте устанавливается корпус с уже собранными обмотками статора и прикрепленными щетками (фото 6). Стоит обратить внимание на толстые витые провода и качественные клеммы (фото 5). Именно на этих "мелочах" вынуждены экономить какие-то центы те производители, кто не имеет конвейера. А потом покупатели стартеров удивляются, что те горят, стоит им оказаться в условиях несколько повышенной нагрузки, например, при холодном пуске. Щетки электромотора зафиксированы в транспортном положении специальной заглушкой, которая выдавливается якорем наружу, когда корпус со статором надевается на ротор.

JUBANA. Конвейерное качество
JUBANA. Конвейерное качество


Затем устанавливается задняя крышка, работник вставляет и только наживляет два длинных болта, которыми скрепляются все части от корпуса редуктора до задней крышки, и стартер отправляется на следующий пост. Там болты закручиваются автоматически с помощью двух синхронных стационарных "гайковертов" (фото 7), естественно, с динамометрическим контролем. Человек не может взять два динамометрических ключа и так равномерно крутить - даже вдвоем сложно правильно выполнить эту операцию, а тут она вообще не требует участия человека.

JUBANA. Конвейерное качество

А вот следующий этап сборки - место, где работают в паре человек и робот. Механическая "рука" берет стартер и наклоняет его в горизонтальное положение, чтобы облегчить рабочему доступ к стартеру сбоку (фото 8, 9, 10). Здесь производится монтаж соленоида втягивающего реле, а также установка дополнительного реле - накопительного (фото 11). Это реле позволяет стартеру аккумулировать некоторое количество энергии, что облегчает пуск при изношенных силовых кабелях от АКБ к стартеру или же при сниженной отдаче тока от АКБ. На этом посту два гайковерта - для разных усилий затяжки разных болтов.

JUBANA. Конвейерное качество
JUBANA. Конвейерное качество
JUBANA. Конвейерное качество
JUBANA. Конвейерное качество


После этого стартер переезжает на пост проверки без нагрузки. Робот подает напряжение на клеммы стартера, а специальный электромагнитный сенсор регистрирует скорость вращения ротора.

Вот, вкратце, и весь путь стартера по конвейеру JUBANA, где обеспечиваются условия, при которых влияние пресловутого "человеческого фактора" сведено практически к нулю.

Далее уже готовый стартер снимается с конвейера и отправляется на стенд проверки под нагрузкой (фото 12). Стенд представляет собой съемный маховик под разные типы шестерен и фрикционный блок, управляемый компьютером. С помощью гидравлической системы обеспечивается определенное давление на тормозные колодки, дозируя усилие их прижатия к тормозным дискам на валу (фото 13), к которому присоединен маховик. Так имитируется максимальное сопротивление двигателя, для которого предназначен стартер.

JUBANA. Конвейерное качество
JUBANA. Конвейерное качество


Затем на корпус статора стартера наносится лазерная гравировка с каталожным номером и моделью стартера (фото 14, 15). А также, что очень важно - на корпус редуктора наносится индивидуальный номер изделия, необходимый для идентификации по гарантийному талону. Этот подход показывает, что JUBANA[/b] не просто декларирует гарантийные обязательства, а обеспечивает реальный механизм их выполнения.

JUBANA. Конвейерное качество
JUBANA. Конвейерное качество


Наконец, стартер пакуется в коробку для отправки потребителям. Вот, вкратце, и весь путь стартера по конвейеру JUBANA, который обеспечивает условия, при которых влияние пресловутого "человеческого фактора" сведено практически к нулю.

Глаза, которые не устают
Возвращаясь к многоступенчатым процедурам автоматизированного контроля на конвейере можно упомянуть о таком явлении как апперцепция. В индустриальной практике это понятие из психологии рассматривается как одна из причин недостаточного контроля качества, когда этот контроль выполняется только человеком. Дело в том, что ошибиться может даже самый сознательный и внимательный сотрудник ОТК. Корень возможных ошибок контролера в том, что человек видит не глазами. То есть, световые волны, конечно, воспринимаются рецепторами глазного дна, но "картинка" формируется в зрительном анализаторе мозга.

Человек, постоянно видя одно и то же, может снова это "увидеть", даже если на самом деле чего-то не хватает. Проще это можно назвать "привычкой восприятия". Человек знает, что в таком-то месте должна быть, и, обычно, всегда бывает какая-то деталь, и когда глаз схватывает общую картину, зрительный анализатор для экономии затрачиваемой на зрение энергии, а это в целом до 60% расхода энергии организмом в состоянии покоя (!), может просто подставить хранящееся в памяти изображение вместо недостающей детали. Компьютер, получающий изображение с камер контроля - лишен этого эволюционного приобретения, облегчающего жизнь людям, но делающих их подверженными привычкам восприятия.

Конвейер - это как главный работник предприятия, который не устает и не подвержен иллюзиям. Правильная организация его работы позволяет исключить и ошибки тех живых сотрудников, которые работают рядом с ним. Именно поэтому выражение "конвейерное качество" уже устойчиво используется как синоним высокого качества.

Подготовил Денис Петров
Опубликовано в журнале autoExpert №6-7`2014. При перепечатке ссылка на источник обязательна.


«АЛЬЯНС-АГРО 2006» - эксклюзивный представитель в Украине ТМ JUBANA
Тел./факс: +38 (044) 251-06-60, моб. +38 (067) 238-07-97, е-mail: a-agro2006@ukr.net
Контакты филиалов и другая информация - на сайте www.agro2006-shop.com.ua


JUBANA. Конвейерное качество


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 (голосов: 0)


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Архив

Май 2018 (15)
Апрель 2018 (26)
Март 2018 (26)
Февраль 2018 (21)
Январь 2018 (9)
Декабрь 2017 (26)


Для размещения рекламы обращайтесь в рекламный
отдел по телефону:

+38 (067) 537-82-42