autoExpert




autoExpert » СТАТЬИ » Автокомпоненты » Уборщики и стиляги

Уборщики и стиляги

Каркасные, бескаркасные, гибридные. От надежности и эффективности их работы зависит безопасность движения. Они всегда на виду, их тщательно выбирают, хоть и меняют с завидной периодичностью, примерно раз в год. И всякий раз с одной и той же мыслью: какие, из всего доступного обилия выбора, все-таки, и подойдут больше, и работать будут лучше.

Уборщики и стиляги

Щетки стеклоочистителя, а попросту говоря дворники, совсем не та деталь автомобиля, которая определяет его технические возможности или влияет на его потребительские характеристики. Чего уж там говорить, обычный расходный материал – «использовал, выбросил, поставил новые». Но все же есть одно маленькое «но». В случае неудачного выбора эта, казалось бы, совсем незначимая деталь вполне способна не только испортить удовольствие от вождения автомобиля, но даже вплоть и до того, что спровоцировать аварию. И уже хотя бы по этой причине к их выбору стоит отнестись со всем возможным вниманием.

Уборщики и стиляги

Иосиф Гофман прославился своей игрой на фортепиано, что не помешало ему придумать еще и дворники. В один прекрасный вечер, в дождливую погоду, он возвращался домой на своем автомобиле, вспоминая о том, как отсчитывает такты в музыке метроном. Движения маятника метронома и натолкнули его на мысль, как утверждает легенда.


Едва только появившись на заре прошлого века, щетки стеклоочистителя сильно изменили жизнь автомобилистов. Если до них безопасное вождение зависело от погоды, ведь в снег и дождь продолжать движение не было никакой возможности, то с началом их повсеместного практического применения автомобиль стал по-настоящему всепогодным транспортным средством. Честь изобретения щеток стеклоочистителя в разные времена и в разных странах приписывалась разным людям. У европейцев изобретателем дворников принято считать польского музыканта Иосифа Гофмана. Американцы же приписывают эту честь своей соотечественнице, некой Мэри Андерсон. И уж совсем невероятна легенда о том, что первые дворники на автомобиле появились благодаря усилиям некого японского изобретателя.

Уборщики и стиляги

Американская легенда об изобретении дворников возможно и не так красива, зато практична и позволила в свое время использовать эту разработку без обременительных патентных обязательств.


Впрочем, споры вокруг не только щеток, но и вообще всей системы очистки стекла – обычное дело. Вот, к примеру, непосредственно о приводе стеклоочистителя. Изначально это был простой механических рычаг, приводящий в движение по стеклу скребок с кожаной полоской за счет усилия руки водителя. Со временем кожа уступила место резине. А что касается привода, то до того момента. пока он получил нынешний всем известный вид, с ним происходили необыкновенные и даже удивительные метаморфозы. Скорость движения автомобиля и интенсивность осадков различны, а потому стояла задача оптимизировать движение дворников под самые разнообразные условия. С этой целью предпринимались попытки использовать для привода даже трос спидометра. То есть, чем быстрее движется автомобиль, тем чаще работают щетки. Или привод с использованием разряжения во впускном коллекторе – чем выше обороты, тем чаще срабатывание стеклоочистителей. Сейчас эти системы выглядят наивными и смешными. Но благодаря именно таким и им подобным попыткам решить актуальные проблемы и формировались нынешние представления о безопасности и комфорте автомобиля.

К 20-м годам прошлого века в качестве привода дворников начали использоваться электромоторы с системой рычагов. Несколько позже Роберт Кернс, изобретатель из Америки, усовершенствовал эту систему, запатентовав идею задержки, временной остановки дворников, обеспечивающей возможность управления их работой в зависимости от внешних условий. И снова – сандал и двусмысленности. Компания «Форд» приписала это изобретение себе, за ней последовали и другие. И лишь спустя некоторое время настоящий разработчик нашел возможность отстоять свои права в суде. «Форд» выплатила изобретателю 10 100 000 долларов, «Крайслер» - 18 700 000 долларов. На том споры по электроприводу в его нынешнем виде, пожалуй, и закончились. По приводу, но не по дворникам. Какие из них лучше – об этом спорят и по сегодняшний день.

В настоящее время рынок предлагает широкий выбор разнообразных щеток стеклоочистителей от множества разных компаний. Принципиально эти щетки практически ничем не отличаются друг от друга, их конструкция всегда содержит металлический каркас и резиновый скребок, очищающий стекло. Однако, что по устройству каркаса, что по устройству и составу резинового скребка, все щетки разительно разнятся друг от друга и существенно отличаются по эффективности своей работы. Так как же выбрать, на какие критерии ориентироваться, если каждый из производителей клятвенно заверяет, что только его продукция - оптимальный выбор?

Для того чтобы не ошибиться, нужно понимать причины, по которым конструкции такой в общем-то незатейливой детали как дворники столь разнообразны. Причина же такого различия очень проста – лобовое стекло. В разные времена и у разных моделей автомобилей конструкция лобового стекла различна, потому так сильно отличаются и дворники, предназначенные для его эффективной очистки.

Уборщики и стиляги

Уборщики и стиляги

Щетка стеклоочистителя автомобильного стекла по своей сути очень проста и крайне незамысловата. Но это и сложно – изобретать действительно простые вещи.


Изначально на автомобилях ранних конструкций в качестве лобового использовалось просто плоское стекло. Такими же незатейливыми были и стеклоочистители: паз в согнутой продольно жестяной полоске, удерживающий резиновый скребок. Однако со временем конструкция лобового стекла изменилась, вместо плоского стекла началось полномасштабное использование выгнутого панорамного. В соответствии с этой тенденцией должны были измениться и дворники, ведь примитивный прямой скребок не помощник в деле очистки сложно выгнутой криволинейной поверхности. Для того чтобы решить задачу по эффективной очистке сложно выгнутого профиля панорамного лобового стекла конструкторы предложили решение в виде каркасной конструкции дворников, состоящей из шарнирно связанных пружинящих коромысел, образующих основу для закрепления металлической пластины с резиновым скребком.

Благодаря такой конструкции усилие, обеспечиваемое пружиной поводка щетки стеклоочистителя, равномерно распределяется по всей длине резинового скребка, что обеспечивает возможность его эффективной работы при очистке сложно изогнутых поверхностей. В целом, чем более выгнута поверхность стекла, тем большее количество коромысел должно составлять основу для резинового скребка предназначенного для него дворника. Только в этом случае удается обеспечить равномерность прилегания чистящей кромки скребка к стеклу, а значит и эффективность работы стеклоочистителей. Отсюда и разнообразие видов каркасных щеток: четырехопорных - на три коромысла; шестиопорных - на пять коромысел; восьми опорных - на семь коромысел. И чем сложнее конструкция – тем лучше прилегание щетки к панорамному стеклу. Однако вместе с этим усложнение конструкции дворника, особенно вместе с ростом его длины, ведет к росту громоздкости и начинает влиять на другие параметры автомобиля, вплоть до коэффициента аэродинамического сопротивления и уровня шума в салоне.

Время показало, что использование такого изысканного дизайнерского хода как сложно выгнутое панорамное стекло в качестве лобового для автомобиля – далеко не лучшее и с конструкторской точки зрения, и с точки зрения потребительских качеств решение. Боковые стойки стекла, заваленные в противоход движению автомобиля, выглядят забавно, но при этом не только мешают посадке в автомобиль, но и значительно снижают уровень его безопасности, оставляя мало шансов для выживания людей в случае опрокидывания. Кроме того, конструкторы выяснили, что ни угол наклона стекла, больший чем 45-50 градусов, ни близкий к полукруглому боковой профиль его сечения, казалось бы, обещавшие большое снижение сопротивлению воздуха, на самом деле особого значения для снижения коэффициента сопротивления не имеют. Разница между наилучшим и наихудшим (вертикальное лобовое стекло) положением составляет 8-13% и не более. Между тем гнутые поверхности панорамного стекла создают блики и искажения и значительно ослабляют конструкцию кузова автомобиля. В связи с этим автомобильный дизайн начал отказываться от широкого применения панорамных стекол, вернувшись к более плоскому лобовому стеклу с массивными и обеспечивающими безопасность в случае опрокидывания стойками.

Уборщики и стиляги

Кили на багажнике, хром и панорамное стекло… Атрибуты шика в дизайне 60-х наделали немало проблем для конструкторов тех времен, щетки стеклоочистителей тому свидетели.


Вместе с возвратом к идее использования плоского, по сравнению с панорамным, стекла в качестве лобового для автомобиля исчезла и жесткая необходимость в обязательном применении сложных каркасных конструкций щеток стеклоочистителя. Так, в последние годы на рынке появились современные конструкции бескаркасных дворников. Все новое – это хорошо забытое старое, но исполненное на качественно ином уровне. Бескаркасные дворники - хороший пример справедливости этого утверждения. Ведь как и у их предшественников, в основе этой конструкции - все та же металлическая основа, хоть и в виде пружинящей стальной ленты, с резиновым лезвием, плотно прилегающим к стеклу за счет усилия действующей на поводок стеклоочистителя пружины.

Уборщики и стиляги

Все новое – хорошо забытое старое, исполненное на новом уровне. Современные бескаркасные щетки все та же полоска стали с резиновой полосой.


В отличие от архаичной системы в виде продольно согнутой жестяной полоски, паз которой удерживает резиновый скребок, в этом случае используется пружинящая рессора с профилем, соответствующим профилю стекла. Это и обеспечивает необходимую эффективность дворника, что вполне достаточно для слегка изогнутого лобового стекла.

Второе пришествие бескаркасных дворников в современном исполнении привлекло внимание массы энтузиастов, считающих, что в отношении автомобиля справедлива логика утверждения «маслом кашу не испортишь». В результате нередки случаи, когда бескаркасные дворники устанавливаются на автомобили с изогнутым профилем лобового стекла, напоминающем панорамное. Причина проста – производитель обещает улучшение аэродинамического сопротивления и снижение шума на больших скоростях. При этом из вида упускается важное обстоятельство. В силу своей конструкции бескаркасные щетки просто не в состоянии работать в условиях неоптимального для них профиля стекла. Если профиль металлической основы не соответствует профилю стекла, то щетка при всем ее высокотехнологичном современном исполнении не может справиться с возложенной на нее функцией. Кроме этого есть и еще одно обстоятельство, снижающее эффективность бескаркасных щеток в случаях их применения на не новых авто. Если пружина поводка дворника ослаблена, то обеспечить плотное прилегания резинового скребка к стеклу становится сложно, а потому его очистка становится затруднительной.

Оценив профиль лобового стекла своего авто, выбрать более эффективные щетки из каркасных или бескаркасных проще, нежели действуя наобум. Но что делать, если профиль стекла требует установки каркасных щеток в то время, когда бескаркасные выглядят все-таки предпочтительнее? Для таких случаев разработаны и предлагаются на рынке щетки стеклоочистителя с гибридной конструкцией. В отличие от бескаркасных, в этих щетках используются соединенные шарнирно коромысла для лучшего прижатия резинового скребка к стеклу. Общее с бескаркасными у этих щеток то, что основой для резинового скребка служит пружинящая стальная лента, оптимальная для профиля конкретного автомобиля. Ну и, конечно, пластиковый аэродинамический чехол, в который встроена вся конструкция. Именно благодаря ему параметры гибридных приближаются к параметрам бескаркасных щеток.

Уборщики и стиляги

Бескаркасные щетки не имеют себе равных, но только на более или менее плоских поверхностях стекла и обязательно с учетом требований конкретной модели автомобиля.

Уборщики и стиляги

Уборщики и стилягиКаркасные, бескаркасные и похожие на гибридные щетки стеклоочистителя предлагают многие производители. Но в этом обилии предложений вполне можно разобраться, если учесть как репутацию производителя, так и технологии наряду с используемым в производстве материалом. С этой точки зрения выгодно отличаются признанные лидеры рынка. Например, известная японская компания DENSO, которой, к слову, принадлежит изобретение такого понятия как гибридная щетка, патент на конструкцию которой принадлежит ей по сей день. На рынке ОЕМ запчастей Японии доля этого производителя достигает показателя в 71%. Ассортимент производимых ею щеток стеклоочистителя покрывает потребности рынка Азии на 96%, а рынка Европы – на 87%.

Вне зависимости от особенностей конструкции крепления поводка многие предпочитают именно стеклоочистители DENSO благодаря целому ряду преимуществ. Прежде всего – технология. При производстве резиновой составляющей щетки DENSO использует роликовую резку заготовки вместо гильотинной, что обеспечивает более точную линию разреза, без заусенцев, которые мешают щетке плотно прилегать к стеклу. Кроме того, конструкция каркаса щетки предусматривает возможность обеспечения 8 точек приложения силы прижатия резинового скребка к стеклу вместо традиционных 6 точек у других производителей.

DENSO остается единственным в отрасли производителем, предлагающим максимально соответствующую условиям работы на панорамном стекле конструкцию щеток стеклоочистителя, более заботясь об эффективности работы своей продукции, чем о снижении затрат на ее производство. Равномерность прижатия еще более повышает качество работы щетки. Ну и, наконец, непосредственно сама конструкция резинового скребка. Он жесткий, с графитовым покрытием, обладает низким профилем кромки, что значительно снижает возможность для образования потеков при работе дворников. Такая конструкция и используемый материал сказываются не только на эффективности, но и на долговечности щетки. Материал – натуральный каучук, стойкость к истиранию которого до сих пор остается непревзойденной, если сравнивать с синтетическими аналогами.

Уборщики и стиляги

Дизайн, форма лобового стекла... и щетки стеклоочистителя. Футуристический взгляд на кабину автопоезда в будущем подтверждает тенденцию о том, что взаимосвязь этих элементов нерасторжима.


Однако, напоминаем, нужно не забывать, что даже качественная продукция не сможет помочь в том случае, если конструкция выбранных щеток не будет соответствовать профилю имеющегося лобового стекла. Выбирайте с умом.
Подготовил Андрей Ильчук

www.denso.ua

Источник: журнал autoExpert №12`2013. При перепечатке ссылка на источник обязательна.


Уборщики и стиляги


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 (голосов: 0)


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Архив

Апрель 2018 (11)
Март 2018 (27)
Февраль 2018 (21)
Январь 2018 (9)
Декабрь 2017 (26)
Ноябрь 2017 (28)


Для размещения рекламы обращайтесь в рекламный
отдел по телефону:

+38 (067) 537-82-42