Практически все современные автомобили оснащены кондиционерами с ручным или автоматическим управлением, и это отличная возможность для СТО предложить своим клиентам профессиональные услуги по ремонту и обслуживанию этих систем.
Многие уверены, что покупка относительно дешевой автоматической заправочной станции - это все, что нужно для недорогого и качественного обслуживания. Но это одна из самых больших ошибок, которую могут совершить владельцы СТО. Работа в этой области требует дополнительных вложений и обучения, без которых невозможно стать надежным и признанным специалистом по обслуживанию автомобильных кондиционеров. О принципах работы кондиционеров и основных возникающих неисправностях рассказывает Питер Валек, продукт-менеджер компании DENSO Европа.
Как работает кондиционер?
Основное назначение кондиционера - в любое время года создавать и поддерживать в салоне автомобиля комфортные условия для водителя и пассажиров. Ключевыми факторами, влияющими на уровень комфорта, являются температура воздуха, его влажность, скорость воздушных потоков в салоне, уровень солнечного излучения и чистота воздуха.
Все автомобильные кондиционеры построены по одному и тому же принципу и представляют собой компрессионные системы охлаждения газа. В системах этого типа используется хладагент, претерпевающий фазовые превращения, в ходе которых он осуществляет теплообмен с поступающим в автомобиль потоком наружного воздуха, обеспечивая охлаждение (или нагрев) и понижение влажности воздуха в салоне.
В состав контура охлаждения входят следующие основные элементы: 1) испаритель; 2) компрессор; 3) конденсор; 4) расширительное устройство. Это значит, что в контуре есть два элемента, предназначенные для повышения и понижения давления и температуры хладагента, и еще два элемента для рассеивания тепла.
Ресивер-осушитель или аккумулятор
Автомобильные кондиционеры могут быть созданы по одной из двух схем: с ресивером-осушителем или с аккумулятором. Системы с расширительным клапаном (TXV) имеют ресивер-осушитель, установленный на выходе конденсора, а системы с расширительной трубкой (нерегулируемое расширительное устройство) - аккумулятор на выходе испарителя. Эти устройства, в целом, выполняют одни и те же функции с той разницей, что ресивер-осушитель отделяет газ, а аккумулятор — отделяет жидкость.
Оба устройства также выполняют функции хранения хладагента, его фильтрации и удаления из него влаги. В зависимости от применяемых стандартов на кондиционеры и компоновки конкретной системы,замену устройств необходимо производить через установленные промежутки времени. Важно помнить, что ресивер-осушитель или аккумулятор необходимо заменять при каждом выпуске хладагента из системы, а также разгерметизации системы, независимо от причин, по которым она произошла. Другими словами, замену необходимо выполнять, даже если вы просто заменили одно уплотнительное кольцо. Это связано с тем, что находящийся внутри них адсорбент рассчитан на однократную установку. При повторном контакте с окружающим воздухом он полностью насыщается влагой.
Комфортные условия
Для обеспечения правильной работы кондиционера используются различные датчики. Если автомобиль оснащен автоматическим кондиционером (или, как его принято называть - «климат-контролем»), то для поддержания комфортных условий в салоне используются датчики температуры наружного воздуха и воздуха в салоне, а также датчик интенсивности солнечного света и датчик влажности воздуха.
Регулярное техническое обслуживание поможет избежать поломок
Чтобы минимизировать опасность выхода кондиционера из строя, обычно требующего дорогостоящего ремонта, важно эксплуатировать систему в течение всего года и ежегодно проводить ее обслуживание.
Самые распространенные неисправности системы кондиционирования воздуха:
- Недостаточное количество хладагента в контуре, приводящее к снижению производительности и заклиниванию компрессора вследствие недостаточной смазки. Основные причины: кондиционер не используется в течение длительного времени (эксплуатация только в летнее время); утечка хладагента из конденсора или трубок и шлангов.
- Неправильный выбор типа масла или красителя для поиска утечек УФ-течеискателем, приводящий к нарушению смазки компрессора и (или) засорению расширительного клапана или трубки. Причина этих нарушений состоит в смешивании масел несоответствующих типов.
- Неполная очистка холодильного контура после заклинивания компрессора. Выход компрессора из строя увеличивает количество заменяемых деталей и требует тщательной промывки других элементов системы. В противном случае компрессор будет постоянно ломаться до тех пор, пока не будут приняты необходимые меры.
- Гидроудар, приводящий к поломке компрессора или шуму при работе. Обычно может быть вызван одним из следующих нарушений: а) заправка чрезмерно большого количества масла; б) заправка жидкого хладагента в контур на стороне низкого давления.
- Слишком большие интервалы между циклами обслуживания заправочного оборудования или полное отсутствие обслуживания. Вследствие этого нарушения также может происходить заклинивание компрессора и засорение расширительного клапана.
- Недостаточный теплосъем с конденсора, приводящий к чрезмерным тепловым нагрузкам на компрессор и, как следствие, к его заклиниванию. Как правило, причинами этого нарушения является отсутствие надлежащего обслуживания, накопление загрязнений между конденсором и радиатором или поломка вентилятора конденсора.
- Поломка предохранительного демпфирующего шкива, приводящая к остановке компрессора. Причиной этой поломки почти всегда является чрезмерно большой диапазон перемещений клинового ремня. Еще одной причиной может быть эксплуатация автомобиля без заправки хладагентом.
При проведении технического обслуживания кондиционера важно использовать специальные инструменты и оборудование и четко понимать, что именно нужно проверять. Используемое оборудование также должно регулярно проходить техническое обслуживание, чтобы обеспечить соответствие его характеристик контрольным значениям и гарантировать выполнение требований к чистоте хладагента. Если заправочное оборудование не проходит техническое обслуживание, то определить состояние хладагента в кондиционере автомобиля невозможно. Кроме того, это существенно повышает опасность заправки загрязненным или ненадлежащим хладагентом или маслом. А это значит, что недовольные клиенты обязательно вернутся на СТО, требуя гарантийного ремонта вышедшей из строя системы.
Сеть обслуживания кондиционеров DENSO
Сеть DENSO по ремонту компрессоров кондиционеров начала работу в 2006 году. Это первая и единственная сеть, созданная производителем, которая осуществляет ремонт компрессоров для послегарантийных автомобилей. Такой ремонт существенно дешевле, чем замена всего узла. В результате, автомобилисты могут воспользоваться квалифицированным и доступным сервисным обслуживанием компрессоров кондиционеров DENSO, а сервисы получают очень важное конкурентное преимущество.
Обратитесь к представителю DENSO, чтобы получить дополнительную информацию о сети обслуживания кондиционеров DENSO или об ассортименте компонентов DENSO для систем охлаждения, отопления, вентиляции и кондиционирования, включая радиаторы, охлаждающие вентиляторы, радиаторы отопителя, промежуточные охладители, компрессоры систем кондиционирования, конденсоры и вентиляторы салона.
Многие уверены, что покупка относительно дешевой автоматической заправочной станции - это все, что нужно для недорогого и качественного обслуживания. Но это одна из самых больших ошибок, которую могут совершить владельцы СТО. Работа в этой области требует дополнительных вложений и обучения, без которых невозможно стать надежным и признанным специалистом по обслуживанию автомобильных кондиционеров. О принципах работы кондиционеров и основных возникающих неисправностях рассказывает Питер Валек, продукт-менеджер компании DENSO Европа.
Как работает кондиционер?
Основное назначение кондиционера - в любое время года создавать и поддерживать в салоне автомобиля комфортные условия для водителя и пассажиров. Ключевыми факторами, влияющими на уровень комфорта, являются температура воздуха, его влажность, скорость воздушных потоков в салоне, уровень солнечного излучения и чистота воздуха.
Все автомобильные кондиционеры построены по одному и тому же принципу и представляют собой компрессионные системы охлаждения газа. В системах этого типа используется хладагент, претерпевающий фазовые превращения, в ходе которых он осуществляет теплообмен с поступающим в автомобиль потоком наружного воздуха, обеспечивая охлаждение (или нагрев) и понижение влажности воздуха в салоне.
В состав контура охлаждения входят следующие основные элементы: 1) испаритель; 2) компрессор; 3) конденсор; 4) расширительное устройство. Это значит, что в контуре есть два элемента, предназначенные для повышения и понижения давления и температуры хладагента, и еще два элемента для рассеивания тепла.
Ресивер-осушитель или аккумулятор
Автомобильные кондиционеры могут быть созданы по одной из двух схем: с ресивером-осушителем или с аккумулятором. Системы с расширительным клапаном (TXV) имеют ресивер-осушитель, установленный на выходе конденсора, а системы с расширительной трубкой (нерегулируемое расширительное устройство) - аккумулятор на выходе испарителя. Эти устройства, в целом, выполняют одни и те же функции с той разницей, что ресивер-осушитель отделяет газ, а аккумулятор — отделяет жидкость.
Оба устройства также выполняют функции хранения хладагента, его фильтрации и удаления из него влаги. В зависимости от применяемых стандартов на кондиционеры и компоновки конкретной системы,замену устройств необходимо производить через установленные промежутки времени. Важно помнить, что ресивер-осушитель или аккумулятор необходимо заменять при каждом выпуске хладагента из системы, а также разгерметизации системы, независимо от причин, по которым она произошла. Другими словами, замену необходимо выполнять, даже если вы просто заменили одно уплотнительное кольцо. Это связано с тем, что находящийся внутри них адсорбент рассчитан на однократную установку. При повторном контакте с окружающим воздухом он полностью насыщается влагой.
Комфортные условия
Для обеспечения правильной работы кондиционера используются различные датчики. Если автомобиль оснащен автоматическим кондиционером (или, как его принято называть - «климат-контролем»), то для поддержания комфортных условий в салоне используются датчики температуры наружного воздуха и воздуха в салоне, а также датчик интенсивности солнечного света и датчик влажности воздуха.
Регулярное техническое обслуживание поможет избежать поломок
Чтобы минимизировать опасность выхода кондиционера из строя, обычно требующего дорогостоящего ремонта, важно эксплуатировать систему в течение всего года и ежегодно проводить ее обслуживание.
Самые распространенные неисправности системы кондиционирования воздуха:
- Недостаточное количество хладагента в контуре, приводящее к снижению производительности и заклиниванию компрессора вследствие недостаточной смазки. Основные причины: кондиционер не используется в течение длительного времени (эксплуатация только в летнее время); утечка хладагента из конденсора или трубок и шлангов.
- Неправильный выбор типа масла или красителя для поиска утечек УФ-течеискателем, приводящий к нарушению смазки компрессора и (или) засорению расширительного клапана или трубки. Причина этих нарушений состоит в смешивании масел несоответствующих типов.
- Неполная очистка холодильного контура после заклинивания компрессора. Выход компрессора из строя увеличивает количество заменяемых деталей и требует тщательной промывки других элементов системы. В противном случае компрессор будет постоянно ломаться до тех пор, пока не будут приняты необходимые меры.
- Гидроудар, приводящий к поломке компрессора или шуму при работе. Обычно может быть вызван одним из следующих нарушений: а) заправка чрезмерно большого количества масла; б) заправка жидкого хладагента в контур на стороне низкого давления.
- Слишком большие интервалы между циклами обслуживания заправочного оборудования или полное отсутствие обслуживания. Вследствие этого нарушения также может происходить заклинивание компрессора и засорение расширительного клапана.
- Недостаточный теплосъем с конденсора, приводящий к чрезмерным тепловым нагрузкам на компрессор и, как следствие, к его заклиниванию. Как правило, причинами этого нарушения является отсутствие надлежащего обслуживания, накопление загрязнений между конденсором и радиатором или поломка вентилятора конденсора.
- Поломка предохранительного демпфирующего шкива, приводящая к остановке компрессора. Причиной этой поломки почти всегда является чрезмерно большой диапазон перемещений клинового ремня. Еще одной причиной может быть эксплуатация автомобиля без заправки хладагентом.
При проведении технического обслуживания кондиционера важно использовать специальные инструменты и оборудование и четко понимать, что именно нужно проверять. Используемое оборудование также должно регулярно проходить техническое обслуживание, чтобы обеспечить соответствие его характеристик контрольным значениям и гарантировать выполнение требований к чистоте хладагента. Если заправочное оборудование не проходит техническое обслуживание, то определить состояние хладагента в кондиционере автомобиля невозможно. Кроме того, это существенно повышает опасность заправки загрязненным или ненадлежащим хладагентом или маслом. А это значит, что недовольные клиенты обязательно вернутся на СТО, требуя гарантийного ремонта вышедшей из строя системы.
Сеть обслуживания кондиционеров DENSO
Сеть DENSO по ремонту компрессоров кондиционеров начала работу в 2006 году. Это первая и единственная сеть, созданная производителем, которая осуществляет ремонт компрессоров для послегарантийных автомобилей. Такой ремонт существенно дешевле, чем замена всего узла. В результате, автомобилисты могут воспользоваться квалифицированным и доступным сервисным обслуживанием компрессоров кондиционеров DENSO, а сервисы получают очень важное конкурентное преимущество.
Обратитесь к представителю DENSO, чтобы получить дополнительную информацию о сети обслуживания кондиционеров DENSO или об ассортименте компонентов DENSO для систем охлаждения, отопления, вентиляции и кондиционирования, включая радиаторы, охлаждающие вентиляторы, радиаторы отопителя, промежуточные охладители, компрессоры систем кондиционирования, конденсоры и вентиляторы салона.