К сожалению, в Украине не так уж много предприятий, которые производили бы оборудование в сфере электроники, телекоммуникации, спутниковых навигационных систем. ВПК бывшего Союза вполне мог бы оставить и более серьезное наследие. Тем не менее эта рыночная ниша в нашей стране заполняется - и отечественными компаниями, и зарубежными. О том, как это происходит, рассказывают заместитель директора ЗАО «Укртракс» Людмила Косинская, менеджер по продажам ООО «РКС» Михаил Якубович и представитель фирмы Infodev в Украине Джим Филиппов.
На геостационарной орбите
В последнее время в Украине весьма активизировались иностранные перевозчики, в том числе из России и прибалтийских стран. Многие из них организуют на территории нашей страны совместные предприятия, обеспечивая своим транспортом мощные товарные потоки. Обидно, что наши автотранспортные компании теряют такие заказы. Причин тому много, но одна из них, по мнению заместителя директора ЗАО "Укртракс" Людмилы Косинской, заключается в том, что у многих наших перевозчиков иной связи, кроме мобильного телефона, просто нет, и проверить, где в настоящее время находится груз и автомобиль, и что на самом деле делает водитель, практически невозможно. То ли он и в самом деле ремонтирует машину, то ли катается по своим делам - поди проверь по телефону. А ведь есть заказы, в которых своевременность доставки имеет не меньшее значение, чем сам груз. Известны случаи, когда из-за срыва таких сроков украинские компании теряли очень выгодные контракты, а вместе с ними - и свою репутацию.
Отслеживание движущихся объектов с помощью спутникового слежения принесло с собой качественные изменения в работу автоперевозчиков. Дело даже не в том, что с его помощью можно в любой момент определить местонахождение груза и автомобиля, оперативно реагировать на нештатные ситуации, оказать помощь водителю. Спутниковое сопровождение давно уже влияет и на экономику перевозок. Западные грузоотправители в большинстве случаев отдадут предпочтение перевозчику, который может обеспечить такое слежение за своим транспортом. Страховые компании тоже очень интересуются наличием навигационных систем: с ними стоимость страховки уменьшается до 20%. Известны случаи и судебных разбирательств, в которых решающее слово оказывалось именно за спутниковой системой слежения. Так, один из западноевропейских заказчиков за несвоевременную доставку груза предъявил украинскому перевозчику иск на очень серьезную сумму. Однако перевозчик выиграл дело, поскольку в "черном ящике" спутникового навигатора и в компьютере диспетчера сохранились сведения и переписка, свидетельствующие о том, что груз был доставлен несвоевременно из-за проблем на таможне, возникших вследствие неправильного оформления документов заказчиком.
Антенна системы Euteltracs, как правило, монтируется на задней стенке кабины автомобиля.
Спутниковые системы существуют разные, однако главное их различие, если не вдаваться в технические подробности, определяется высотой орбиты вращения спутника вокруг Земли. Приемники GPS, например, работают с низкоорбитальными спутниками. Существует способ слежения и через геостационарные спутники. Обе системы имеют и иные отличия, определяющие их возможности и сферу применения.
Во-первых, низкоорбитальные спутники, обеспечивающие связь GPS, хорошо справляются со своими задачами в городах, на территории определенной страны, с приемом сигнала на GPS и передачей через GPRS или GSM. Эта связь недорогая, однако имеет недостаток: сигналы могут передаваться только при наличии покрытия зоны сотовой связью. В большинстве случаев автомагистрали попадают в такие зоны. Но в целом зоны покрытия сотовой связью имеют пробелы не только в Украине, но даже и в Германии. В случае угона машины ее можно потерять, а водителю это подчас грозит гибелью. Такое случается не только в СНГ, но и на Западе тоже.
Во-вторых, плата за роуминг вообще может свести на нет ценовые преимущества системы GPS перед геостационарными спутниками. В Украине дешевле будет GPS, однако при выезде за границу эта связь становится очень дорогой.
Геостационарная связь на порядок дешевле роуминга, хотя и здесь не без проблем. Затруднения у геостационарной системы возникают в случае нахождения автомобиля, например, под стеной высокого здания, под мостами, в туннелях, в ангарах с металлической крышей, а также возле различных объектов, где специальные устройства глушат любые сигналы. Впрочем, такие системы рассчитаны для дальнобойщиков, а не для отслеживания городских перевозок. Важно другое. У геостационарных спутников практически отсутствуют "мертвые зоны" покрытия и плюс к этому, такая услуга не предусматривает увеличения абонементной платы за связь при выезде автомобиля за пределы Украины.
Система Euteltracs обеспечивает двухстороннюю текстовую связь между водителем и диспетчером.
Предшественник системы мобильной спутниковой связи и контроля EUTELTRACS (пр-во Qualcomm), предназначенной для повышения эффективности управления парком транспортных средств, и предлагаемой ныне на украинском рынке ЗАО "Укртракс", в Европе известен давно. Первоначально эта система служила для потребностей НАТО, а впоследствии была передана для использования в гражданских хозяйственных целях. Принцип ее действия прост: антенна ловит сигнал от спутника, удерживает его, и постоянно сообщает свои координаты. Луч EUTELTRACS - узконаправленный. Антенна имеет двигатель, и в случае, например, поворота автомобиля начинает работать в поисковом режиме, основываясь на последней координате сигнала. Двигатель поворачивает ее до тех пор, пока сигнал от спутника вновь не будет пойман. Поиск в таких случаях длится не более тридцати секунд. В более сложных случаях, если допустить, что антенну отключили в Европе, приехали в Украину, а потом опять включили, поиск длится несколько дольше - около 5 мин.
Спутниковая система на машине - это антенна, "черный ящик", и дисплей, на котором водитель читает сообщения и контролирует работоспособность системы связи. Программное обеспечение компьютера в диспетчерском центре позволяет обрабатывать и сохранять координаты всего маршрута.
Система EUTELTRACS обеспечивает информацией о состоянии и местоположении транспортных средств на территории Европы, Северо-западной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки. Услугами этой спутниковой системы связи являются, в частности, предоставление заказчику координат движущегося объекта, частота их передачи (стандартная - раз в час, но можно как угодно часто, хотя это будет стоить дороже), письменная двусторонняя связь диспетчера и водителя, с подтверждением получения сообщений. Важно отметить наличие кнопки SOS, которой водитель может воспользоваться в случае экстренной необходимости.
В Украине сервис-провайдером, предоставляющим услуги спутниковой связи Euteltracs, является компания ЗАО "Укртракс".
Об «интеллекте» автомобиля
Система контроля эксплуатации автотранспорта Контроль маршрута движения и использования топлива
Киевская компания ООО "РКС" (радиокоммуникационные системы) более 10 лет работает в сфере радиотелефонии, GSM, СDMA, и спутниковых GPS-систем. Ее продукция хорошо известна в России, Казахстане, и, конечно, в Украине. Предприятие - не такое уж и маленькое. На его заводе и в КБ работает около 100 человек.
По словам менеджера по продажам ООО "РКС" Михаила Якубовича, компания начинала с радиотелефонии большого радиуса действия. Так, радиотелефон SmART позволяет удаляться от базы на 5 - 10 км, а антенные усилители ART увеличивают дальность связи еще на столько же. С помощью радиотелефонного удлинителя Witel-300 Data можно передавать телефонный номер, голос, факс, интернет на расстояние 50 - 70 км. Предлагается также система радиотелефонной связи Connect, рассчитанная на 256 радиоабонентов, и позволяющая получать прямые номера в населенных пунктах, расположенных в радиусе 20 - 30 км.
Абонентское оборудование компании "РКС" для сотовой связи стандарта СDMA включает терминал CTL-800, усилитель и антенну. Эти устройства покупают такие сотовые украинские операторы, как ITC, Velton telekom. Производит "РКС" и GSM-шлюзы, позволяющие уменьшить и оптимизировать расходы на разговоры по сотовой связи стандарта GSM.
Оборудование "РКС" сертифицировано в Украине и России.
Одно из перспективных направлений компании - оборудование для удаленного мониторинга подвижных объектов, таких, как автомобили, корабли, поезда, контейнеры и пр. Речь идет об информационно-управляющей системе транспортной навигации "Teletrack", основанной на глобальной системе позиционирования GPS, состоящей из 24 спутников, охватывающих всю поверхность земного шара. По их сигналам GPS-приемники определяют свое местонахождение с точностью до 10 м.
Бортовой контроллер системы "Teletrack", устанавливаемый на подвижные объекты, передает данные через сеть сотовой связи и интернет, благодаря чему удалённый диспетчер на компьютере может видеть на электронных картах перемещение объектов, определять время, местоположение, скорость, направление движения и получать отчёты для последующего анализа. При необходимости можно считывать показания всевозможных датчиков автомобиля и обеспечить голосовую связь с водителем. Контроллер системы "Teletrak" выполнен по модульной конструкции, поэтому пригоден для выполнения самых различных функций в зависимости от наполнения.
Бортовое оборудование состоит из блоков управления и индикации, а также совмещенной антенны GPS/GSM. Блок управления содержит модули GPS, GSM/GPRS, логических и аналоговых датчиков, радиомодема и автономного питания. К блоку можно подключать аналоговые и дискретные датчики, определяющие состояние различных систем объекта (уровень топлива, температуру груза, заполнение салона пассажирами, включение зажигания, открывания/закрывания дверей и пр.) Данные поступают диспетчеру не только в виде "точек" на электронной карте, но и в виде таблиц - отчётов о пробеге, простоях, динамике скоростей, расходе топлива, которые могут распределяться по разным отделам предприятия.
При потребляемой мощности 7,5 Вт и собственной массе 0,8 кг, блок управления имеет габаритные размеры 168х172х37 мм, и может работать в диапазоне температур от -20°С до +55°С.
Подобные системы за рубежом известны давно. В СНГ и Украине они, в сущности, только начинают появляться в повседневном обиходе, и определенное отставание в этой сфере объясняется, прежде всего, экономическими трудностями наших предпринимателей, осуществляющих автоперевозки. Однако есть и технические нюансы, осложняющие простое копирование передовых зарубежных технологий. При разработке оборудования ООО РКС были учтены особенности работы в Украине транспорта, интернета, сотовой сети и некоторых других местных условий, что позволяет использовать электронное оборудование более эффективно.
Так, в отличие от многих аналогичных электронных систем, в изделиях "РКС" основной "интеллект" находится не в программе диспетчера, а в бортовом оборудовании. Поэтому во время движения машины бортовой комплект "знает", что машина входит в контрольные зоны или выходит из них, "понимает" повороты руля, изменение вектора движения, и сам регулирует частоту отметок движения. Это позволяет оптимизировать трафик, поддерживая эксплуатационные расходы на минимально необходимом уровне. В других подобных системах основная обработка данных, как уже отмечалось, осуществляется, как правило, у диспетчера, поэтому оптимизация трафика весьма проблематична.
С точки зрения оператора сотовой связи, его аппаратуры и базовых станций, такая система - это обычный мобильный телефон с SIM-картой. С ее помощью передается навигационная и телеметрическая информация, а также голос. В целом же функционирование системы обеспечивается при наличии GPS, сотовой связи (GPRS, CSD, SMS) и интернета. Западноевропейские системы работают в несколько иных условиях, которые от украинских отличаются, прежде всего, отсутствием "мёртвых зон", где не работает сотовая связь. В Украине такие разрывы есть, так как ни один сотовый оператор пока не обеспечивает 100%-го покрытия. Поэтому, на случай входа объекта в "мертвую" зону, в бортовом контроллере предусмотрена энергонезависимая память на 32000 последних точек перемещения объекта. К примеру, если одна точка - это 0,5 км пробега, то вне зон покрытия система может запомнить маршрут протяженностью до 16 тыс. км. Когда машина возвращается в зону покрытия, контроллер с той точки, где оборвалась связь, начинает передавать информацию, и предоставляет диспетчеру полный трек "темного" движения.
Такую информации видит на своем экране диспетчер системы Teletrack.
Все это позволяет полностью контролировать перемещения объекта, в частности - зафиксировать несанкционированные отклонения автомобиля от заданного маршрута. Иным способом "левую" ходку выявить просто невозможно.
"Teletrack" постоянно совершенствуется. К программе диспетчера сейчас добавляются модули контроля топлива, логистики, совмещения системы с 1С (экспорт данных в систему управления предприятием). Повышается надёжность и самого бортового оборудования - например, используются более качественные GPS-приемники, лучше работающие в условиях города - среди высоких домов или в узких улицах, различных помех.
Главная «печка» пассажирских перевозок
Удаленный мониторинг подвижных объектов становится неотъемлемой составной частью логистических систем. Без него современная логистика не столь эффективна, так как будет базироваться главным образом на предположениях о том, где в настоящий момент может находиться транспорт или груз. Бортовой контроллер же предоставляет реальные, абсолютно достоверные данные, которые подделать невозможно. Прямой экономический эффект от внедрения системы "Teletrak" подсчитать довольно сложно, разве только в плане расхода топлива, однако несомненно одно - с их помощью работа предприятия становится более эффективной - оптимизируется использование транспорта, уменьшается его несанкционированное использование, улучшается обслуживание пассажиров (если речь идет о перевозках пассажиров), и пр. Вместе с тем, в системе автоперевозок, в частности - пассажирских, существует проблема, справиться с которой украинским электронщикам пока что не удается.
В работе пассажирской транспортной сети один из важнейших показателей - количество фактически перевезенных пассажиров. От этой "печки" считается буквально все - количество техники, необходимой на маршруте, ее вместимость, скорость движения, расход запчастей, горючесмазочных материалов, техническое оснащение ремонтных и сервисных служб, штат обслуживающего персонала - экономистов, снабженцев, механиков, руководителей, и многое, многое другое. На выходе этой системы для государства - решение важной социальной проблемы, то есть пассажирских перевозок, а также - налоги.
Но если есть налоги, то будут и попытки уклонения от их уплаты. Не секрет, что злоупотребления в сфере пассажирских перевозок имеют массовый и системный характер. Абонементные талоны, билеты и т. п. документы, дающие право на проезд, давно утратили свою функцию в смысле контроля денежных потоков, возникающих при расчетах за проезд. Корень зла, если не трогать социальные аспекты этой проблемы - в невозможности, а точнее - нежелании перевозчиков достоверного подсчета перевозимых пассажиров.
К дележу неучтенных поступлений за проезд причастен, вероятно, очень широкий круг лиц. Поэтому противодействие выявлению фактического положения дел неизбежно на многих уровнях. Заинтересованы же в официальном наличии такого подсчета, одни лишь пассажиры, потому что занижение данных о фактическом пассажиропотоке приводит к уменьшению количества автобусов на линии, давке, ухудшению безопасности движения. Плюс бюджет недополучает налогов на неучтенную прибыль. Поэтому к заинтересованным лицам можно отнести также и налоговую инспекцию.
Михаил Якубович утверждает, что запросов на разработки систем подсчета пассажиров поступает много. Однако это непростая задача. Ее нельзя решить при помощи обычных инфракрасных датчиков. Пассажир, пропуская кого-то, может из автобуса выйти, а потом зайти обратно, и счетчик сосчитает его дважды. И не так-то просто механическому наблюдателю отличить человека, скажем, от чемодана или коляски, которые пассажир заносит в салон. Поэтому для подсчета, кроме счетчика, нужна видеокамера с системой распознавания образа. Для сравнения: стоимость датчиков зарубежных производителей, которые могли бы учитывать количество пассажиров с точностью хотя бы до 95%, в несколько раз превышает стоимость всего остального бортового оборудования системы "Teletrack".
Как узнать человека?
За рубежом билетов в автобусах давно уже не продают. Вместо них - магнитные карточки, в том числе и для льготных категорий граждан. Но пассажиров там считают не только по карточкам. Да и не только пассажиров. Как вообще с помощью электроники сосчитать людей с максимальной степенью точности - в магазине, на выставке, на стадионе? Устройства для таких целей во многих странах мира стали привычным атрибутом цивилизованной жизни.
Месторасположение сенсора "Infodev" на автобусах "Богдан" и "БАЗ" 2215.
Интересный проект такого плана продвигает в Украине компания мирового уровня "Infodev", занимающаяся производством, установкой и обслуживанием оборудования для электронного подсчета количества людей. Ее главный офис и производство дислоцируются в канадской провинции Квебек. Следует заметить, что полный перечень ее продукции и услуг гораздо шире. Некоторые украинские перевозчики с ними уже знакомы.
Сенсоры, фиксирующие каждого входящего и выходящего человека, устанавливаются на всех дверях машины. Их данные поступают в регистратор информации, также находящийся в автобусе. У заказчика имеется блок сбора данных, подключающийся к регистратору. Затем этот блок подключается к компьютеру, с помощью которого можно производить обработку данных о количестве вошедших-вышедших пассажиров, открываний-закрываний дверей, количестве пассажиров в автобусе в любой заданный момент, общем числе перевезенных пассажиров - за рабочую смену водителя, за день или любой другой период, а также временные координаты всех этих событий.
Самый ответственный элемент системы - сенсор-датчик. Это он должен распознать образ человека, а, кроме того, уметь считать в условиях пассажирской давки в час "пик", переменного освещения, и многое, многое другое. Такие сведения очень важны не только для финансовых подсчетов, но и для организации перевозок наиболее эффективным образом.
Но всего не умеет никто, даже электроника. Поэтому ошибки неизбежны. Нормативная погрешность устройств фирмы "Infodev" - около 3%, то есть 97% пассажиров гарантированно будут учтены.
Однако в своей деятельности "Infodev" одними подсчетами не ограничивается.
Пассажирские перевозки - явление социально значимое, и на дорогах - приоритетное. Весь остальной транспорт, за исключением разве что машин "Скорой помощи", в случае необходимости должен потесниться. Главная особенность работы пассажирского транспорта - график. Нет графика - будет хаос, пустые автобусы и толпы на остановках. Одно из устройств, предлагаемых "Infodev" - контрольная система для светофоров. Если автобус выбивается из графика, или просто подъезжает к перекрестку, ему будет обеспечена "зеленая улица" устройством, "сотрудничающим" через бортовой компьютер со светофором на радиочастотах, в радиусе 50 м. В Европе и Америке такие приборы улучшают не только пассажирские перевозки, но и транспортное движение на городских улицах в целом, поскольку каждое неоправданное торможение большого автобуса - это затор на правой полосе, особенно в центральных районах больших городов. Перед многими там порой даже возникает вопрос: что лучше - торчать в пробках на своей машине, или пользоваться общественным транспортом с его преимуществами и "связями" со светофорами? В нашей стране инспекторам ГАИ, наверное, будет трудно свыкнуться с мыслью, что светофором управляет водитель…
По-видимому, подобные системы могут использоваться только по согласованию с городскими властями, в коммунальных, а может быть, и больших частных автопредприятиях, обслуживающих оживленные и социально значимые маршруты.
Представитель фирмы "Infodev" в Украине Джим Филиппов рассказал о том, что его компания предоставляет и другие услуги, обычные за рубежом, но спрос на которые в Украине появится, вероятно, лишь в отдаленном будущем. Например, системы "Infodev" могут связаться с бортовым компьютером автомобиля (при его наличии, разумеется), и сообщить водителю о необходимости тех или иных ремонтов. В принципе, бортовой компьютер и сам может сообщить об этом, но в данном случае речь идет об адаптации программ "Infodev" к информированию водителя в условиях пассажирских перевозок.
Спутниковое сопровождение транспорта "Infodev" тоже практикует. Информация, получаемая с помощью GPS, позволяет определить сбои графика, отклонения от маршрута, внеплановые задержки в пути, видеть на экране монитора одновременное расположение всех машин. С помощью этих данных можно составить объективную картину работы автобусов на маршруте, и оптимизировать процесс. Датчики, отмечающие движение автобуса, устанавливаются также и на остановках.
Кроме того, с помощью "Infodev" возможна автоматизация дикторских объявлений об остановках, в т. ч. и на иностранных языках, установка видеокамер, фиксирующих происходящее - как в салонах, так и на дороге.
В своей сфере деятельности компания "Infodev" является одной из крупнейших в мире, и за 11 лет существования нашла партнеров для сотрудничества более чем в 50 странах мира - в Северной и Южной Америках, в Европе, Африке, России, словом, практически везде. В Санкт-Петербурге, кстати, уже отрабатывается пилотный проект использования в России систем "Infodev".
В Англии услуги "Infodev" апробируются на железной дороге. Это большой проект, и после его завершения в системе пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в этой стране многое может измениться.
Что касается региональных особенностей эксплуатации, требующих адаптации оборудования, то для "Infodev" они заключаются, например, в климатических отличиях и необходимости приспосабливать свою аппаратуру к перепадам температур. А в странах южной Америки свои уточнения внесла привычка местных перевозчиков ездить с открытыми дверями. Электронные же датчики сконструированы таким образом, чтобы включаться-выключаться лишь при открывании-закрывании дверей. Поэтому схемы их включения компании пришлось переделывать.
Что касается Украины, то адаптация оборудования состояла главным образом в упреждении несанкционированного доступа к установленному оборудованию. Бывает так, что система работает, но информация на регистратор не поступает, потому что кто-то закрыл сенсор кусочком станиоли. Поэтому датчики стали устанавливать в железном ящике под замком, ключ от которого находился у автовладельца. В ответ неизвестные лица разобрались с электрооборудованием, и научились отключать питание системы на необходимый отрезок времени. Тогда специалисты "Infodev" внесли в программное обеспечение системы изменения, позволяющие определять, что именно происходило с ней на линии. На этом ситуация, после нескольких образцово-показательных бесед руководителей предприятий с водительским составом, стабилизировалась.
Справедливости ради заметим, что украинские водители корыстолюбивы не более, чем их зарубежные коллеги. Просто в Европе и Америке оплата за проезд осуществляется по карточкам, и водителю безразлично количество перевозимых пассажиров. Он должен управлять транспортным средством, а не отсчитывать сдачу за никому не нужный билет.
В завершение приведем высказывание, которое достаточно емко охарактеризуют некоторые аспекты деятельности "Infodev" в нашей стране:
"Мы понимаем, что в Украине имеются уникальные подходы в отношении того, как работники могут попытаться "надуть" систему. Мы сталкивались со многими из этих проблем по всему миру, и знаем, как их избежать. Наша система включает ряд проверок, что делает очень затруднительным кому угодно обмануть систему без предоставления заинтересованным лицам информации об этом".
Подготовил Виктор Ганский