autoExpert


autoExpert » СТАТЬИ » Автокомпоненты » Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа

Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа

Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программаТестирование продуктов авторитетными научными институтами – лучший способ рассказать о продукте. Ведь любой журналистский или потребительский тест имеет один, но очень серьезный недостаток – субъективность. А цифры – они ведь не врут, если тест проведен в соответствии с выверенной методикой. Сегодня мы представляем вашему вниманию исследование тормозных колодок для автомобилей Hyundai, проведенное специалистами российского института – ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ».

Объектом испытаний стали колодки дискового тормоза автомобиля Hyundai трех производителей: Hong Sung Brake Gold, шифр HSB 806E9Z19 Gold; Sungsin Brake, шифр SP P5356 9F290C. Третья колодка – отечественного производства. По этическим соображениям мы не указываем ее названия. Испытанию подверглись четыре колодки каждого вида.

Цель испытаний
В процессе испытаний определялись фрикционные свойства и износостойкость тормозных колодок, влияние колодок на износ тормозного диска, а также прочность соединения накладки с колодкой согласно ГОСТ Р ИСО 6312.

Методика испытаний
Испытания по определению фрикционных свойств и износостойкости проводились по методике И 1972.37.101.-55-88, принятой на АвтоВАЗе, на инерционном динамометрическом стенде СТН-НАМИ в натурном узле тормозного механизма автомобиля ВАЗ-2108 со сплошным диском, для чего колодки были доработаны по конфигурации. Полученные результаты сравнивались с результатами испытаний серийных колодок автомобиля ВАЗ-2108.

В процессе испытаний вал с инерционными массами и установленном на нем тормозным диском автомобиля ВАЗ-2108 разгонялись до заданной частоты вращения, после чего затормаживались при заданном тормозном усилии (давление в рабочем цилиндре тормозного механизма). Характеристики эффективности торможения определялись в виде зависимости среднего тормозного момента от:
– приводного усилия (давления в тормозном цилиндре) при заданной начальной скорости торможения;
– начальной скорости торможения при заданной величине приводного усилия (давления в тормозном цилиндре);
– температуры тормозного диска.

Износостойкость определялась с помощью микрометра в каждом цикле испытаний по уменьшению толщины тормозной колодки в четырех точках, равно расположенных по контуру накладки. Схема замеров износостойкости колодок представлена на рис. 1. В местах замера перед испытаниями на металлическом основании колодок высверливались конусообразные лунки, как показано на рисунке.

Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа

Рис. 1. Схема замеров толщины колодки. I - микрометр; II - колодка; 1, 2, 3, 4 - точки замеров.


Износ тормозного диска определялся изменением его толщины за все время испытаний. Измерение осуществлялось с помощью микрометра в четырех точках, равно расположенных по радиусу трения как показано на рис. 2. Для большей достоверности измерение проводилось три раза.

Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа

Рис. 2. Схема замеров износа диска. 1, 2, 3, 4 - точки замеров.


Прочность клеевого соединения фрикционной накладки с основанием колодки на соответствие требованиям Правил ЕЭК ООН №90 определялась на стенде СГП-1 по методике, изложенной в ГОСТ Р ИСО 6312-93 «Метод определения сопротивления сдвигу накладки относительно колодки».

Принципы спытаний
В процессе испытаний вал с инерционными массами и установленным на нем тормозным диском раскручивается до заданной частоты вращения, после чего затормаживается на заданном тормозном усилии (точнее, давлении в рабочем цилиндре тормозного механизма). Температура тормозных колодок определялась на рабочей поверхности тормозного диска на радиусе трения скользящей термопарой типа «хромель-алюмель» (сплавы никеля с хромом и алюминия).

Подбор инерционной массы осуществлялся согласно рекомендациям АвтоВАЗа, по которым для испытаний тормозного механизма автомобиля ВАЗ-2108 применяется инерционная масса, равная 4,0 кгс сек/м.

Программа испытаний
На первом этапе была произведена приработка колодок при температуре диска в зоне контакта с колодкой в начале торможения 100°С, начальной скорости движения автомобиля 100 км/ч и конечной – 0 км/ч, а также при давлении жидкости в приводе Р=50 кг/см2. После чего замерили толщину колодок.

Для начала проводят цикл из трех испытаний зависимости коэффициента трения от давления в приводе, скорости и температуры. После этих режимов – снова замер толщины колодок.

Следующие два этапа испытания – так называемый цикл FADE, имитирующий спуск автомобиля по горному серпантину. Каждый из этапов состоит из 25 торможений с интервалом в 45 секунд. Схема испытаний такова: тормозной диск разгонялся до скорости 100 км/ч, после чего осуществлялось торможение до 50 км/ч с постоянным давлением в системе гидропривода 50 кг/см2.

По окончании FADE в третий раз замерялась толщина колодок, после чего повторялись первые три испытания.

Результаты испытаний
Наглядная информация о фрикционных свойствах одной пары из каждого комплекта представленных тормозных колодок представлена на соответствующих графиках.
В результате испытаний по п. 4 напрямую определялся тормозной момент.

Износ определялся следующим образом. Вычислялась разница в результатах измерений толщины колодок (абсолютный износ) на каждом этапе испытаний и вычислялась средняя величина износа для внутренней и внешней колодок.

Испытание 1.
Тнач=100°С; VH=100 км/ч; VК=0 км/ч.
В этом цикле переменная величина - давление в гидроприводе. Лучшими считаются колодки с максимально стабильным коэффициентом трения.


Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа
Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа


Испытание 2.
Тнач=100°С; VК=0 км/ч; Р=50 кг/см2.
Теперь переменной величиной стала скорость, от 40 до 140 км/ч, которая изменялась каждые 20 км. Критерий этого испытания тот же - стабильность коэффициента трения.


Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа
Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа

Другая пара из каждого комплекта представленных тормозных колодок использовалась при испытаниях на прочность клеевого соединения фрикционной накладки с основанием колодки. Общие результаты представлены в таблице 1.

Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа

Выводы «НАМИ»
Эффективность торможения колодок (коэффициент трения) Hong Sung Brake Gold наиболее высокая и наиболее стабильная из всех представленных колодок на всех режимах торможения. Их износостойкость проходит по нормативам на всех этапах испытаний, и при этом колодки не агрессивны по отношению к тормозному диску.

Колодки Sungsin Brake менее эффективны и менее стабильны на всех режимах испытаний, чем колодки Hong Sung Brake Gold, при этом обладают более высокой износостойкостью, но более агрессивны по отношению к диску.

Колодки отечественного производства наименее эффективны и стабильны из всех представленных на испытания колодок, при этом их износостойкость резко ухудшается при высоких температурах, а по отношению к диску они ведут себя также как колодки Sungsin Brake.

Прочность соединения фрикционной накладки с основанием всех видов колодок обеспечивает выполнение требований Правил ЕЭК ООН №90.

Колодки Hong Sung Brake Gold пригодны для активной манеры вождения, в то время как колодки отечественного производства можно рекомендовать водителям, исповедующим плавную, неагрессивную манеру вождения автомобиля.

От редакции
Результаты испытаний оказались вполне предсказуемыми, с нашей точки зрения, и вполне обоснованными. Хочешь подешевле – пожалуйста, хочешь качественнее – тоже пожалуйста, но стоить это будет чуть дороже. Наиболее «правильные» с точки зрения объективных результатов колодки Hong Sung Brake Gold стоят недешево, но при этом обеспечивают более высокие характеристики, а значит, цена продукта для конечного потребителя будет чуть выше средней в своем классе. Се ля ви, как говорят французы. И дай Бог нам всем зарабатывать на те товары, которые оправдывают наши ожидания.


Испытание 3.
Vнач=100 км/ч; VК=50 км/ч; Р=50 кг/см2. В этом испытании меняется температура тормозного диска то 50 до 500 градусов.

Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа
Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа


Испытание 4-1 (FADE, 1-й период).
VH=100 км/ч; VК=50 км/ч; Р=50 кг/см2; время цикла - 45 сек; к-во циклов-25.

Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа
Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа


Испытание 4-2 (FADE, 2-й период).
VH=100 км/ч; VК=50 км/ч; Р=50 кг/см2; время цикла - 45 сек; к-во циклов-25.

Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа
Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа


Испытание 5 (после FADE).
Тнач=100°С; VH=100 км/ч; VК=0 км/ч. Измеряется коэффициент трения в зависимости от давления в гидроприводе.

Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа
Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа


Испытание 6 (после FADE).
Тнач=100°С; VК=50 км/ч; Р= 50 кг/см2. Измеряется коэффициент трения в зависимости от изменения скорости.

Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа
Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа


Испытание 7 (после FADE).
Vнач=100 км/ч; VК=50 км/ч; Р= 50 кг/см2. Измеряется коэффициент трения в зависимости от температуры.

Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа
Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа

Руководитель лаборатории
№5 ИЦПА – С.Н. Батуров,
испытатель – М.А. Болтовский


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 (голосов: 0)


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Спецвыпуски

Календарь

«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Опрос

Направление вашего бизнеса

Продажа автомобилей
Автосервис
Оптовая торговля автокомпонентами
Автомагазин
Автоперевозки
Другое


Архив

Июль 2018 (13)
Июнь 2018 (13)
Май 2018 (21)
Апрель 2018 (26)
Март 2018 (26)
Февраль 2018 (21)


Для размещения рекламы обращайтесь в рекламный
отдел по телефону:

+38 (067) 537-82-42