autoExpert




autoExpert » СТАТЬИ » Автокомпоненты » Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа

Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа

Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программаТестирование продуктов авторитетными научными институтами – лучший способ рассказать о продукте. Ведь любой журналистский или потребительский тест имеет один, но очень серьезный недостаток – субъективность. А цифры – они ведь не врут, если тест проведен в соответствии с выверенной методикой. Сегодня мы представляем вашему вниманию исследование тормозных колодок для автомобилей Hyundai, проведенное специалистами российского института – ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ».

Объектом испытаний стали колодки дискового тормоза автомобиля Hyundai трех производителей: Hong Sung Brake Gold, шифр HSB 806E9Z19 Gold; Sungsin Brake, шифр SP P5356 9F290C. Третья колодка – отечественного производства. По этическим соображениям мы не указываем ее названия. Испытанию подверглись четыре колодки каждого вида.

Цель испытаний
В процессе испытаний определялись фрикционные свойства и износостойкость тормозных колодок, влияние колодок на износ тормозного диска, а также прочность соединения накладки с колодкой согласно ГОСТ Р ИСО 6312.

Методика испытаний
Испытания по определению фрикционных свойств и износостойкости проводились по методике И 1972.37.101.-55-88, принятой на АвтоВАЗе, на инерционном динамометрическом стенде СТН-НАМИ в натурном узле тормозного механизма автомобиля ВАЗ-2108 со сплошным диском, для чего колодки были доработаны по конфигурации. Полученные результаты сравнивались с результатами испытаний серийных колодок автомобиля ВАЗ-2108.

В процессе испытаний вал с инерционными массами и установленном на нем тормозным диском автомобиля ВАЗ-2108 разгонялись до заданной частоты вращения, после чего затормаживались при заданном тормозном усилии (давление в рабочем цилиндре тормозного механизма). Характеристики эффективности торможения определялись в виде зависимости среднего тормозного момента от:
– приводного усилия (давления в тормозном цилиндре) при заданной начальной скорости торможения;
– начальной скорости торможения при заданной величине приводного усилия (давления в тормозном цилиндре);
– температуры тормозного диска.

Износостойкость определялась с помощью микрометра в каждом цикле испытаний по уменьшению толщины тормозной колодки в четырех точках, равно расположенных по контуру накладки. Схема замеров износостойкости колодок представлена на рис. 1. В местах замера перед испытаниями на металлическом основании колодок высверливались конусообразные лунки, как показано на рисунке.

Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа

Рис. 1. Схема замеров толщины колодки. I - микрометр; II - колодка; 1, 2, 3, 4 - точки замеров.


Износ тормозного диска определялся изменением его толщины за все время испытаний. Измерение осуществлялось с помощью микрометра в четырех точках, равно расположенных по радиусу трения как показано на рис. 2. Для большей достоверности измерение проводилось три раза.

Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа

Рис. 2. Схема замеров износа диска. 1, 2, 3, 4 - точки замеров.


Прочность клеевого соединения фрикционной накладки с основанием колодки на соответствие требованиям Правил ЕЭК ООН №90 определялась на стенде СГП-1 по методике, изложенной в ГОСТ Р ИСО 6312-93 «Метод определения сопротивления сдвигу накладки относительно колодки».

Принципы спытаний
В процессе испытаний вал с инерционными массами и установленным на нем тормозным диском раскручивается до заданной частоты вращения, после чего затормаживается на заданном тормозном усилии (точнее, давлении в рабочем цилиндре тормозного механизма). Температура тормозных колодок определялась на рабочей поверхности тормозного диска на радиусе трения скользящей термопарой типа «хромель-алюмель» (сплавы никеля с хромом и алюминия).

Подбор инерционной массы осуществлялся согласно рекомендациям АвтоВАЗа, по которым для испытаний тормозного механизма автомобиля ВАЗ-2108 применяется инерционная масса, равная 4,0 кгс сек/м.

Программа испытаний
На первом этапе была произведена приработка колодок при температуре диска в зоне контакта с колодкой в начале торможения 100°С, начальной скорости движения автомобиля 100 км/ч и конечной – 0 км/ч, а также при давлении жидкости в приводе Р=50 кг/см2. После чего замерили толщину колодок.

Для начала проводят цикл из трех испытаний зависимости коэффициента трения от давления в приводе, скорости и температуры. После этих режимов – снова замер толщины колодок.

Следующие два этапа испытания – так называемый цикл FADE, имитирующий спуск автомобиля по горному серпантину. Каждый из этапов состоит из 25 торможений с интервалом в 45 секунд. Схема испытаний такова: тормозной диск разгонялся до скорости 100 км/ч, после чего осуществлялось торможение до 50 км/ч с постоянным давлением в системе гидропривода 50 кг/см2.

По окончании FADE в третий раз замерялась толщина колодок, после чего повторялись первые три испытания.

Результаты испытаний
Наглядная информация о фрикционных свойствах одной пары из каждого комплекта представленных тормозных колодок представлена на соответствующих графиках.
В результате испытаний по п. 4 напрямую определялся тормозной момент.

Износ определялся следующим образом. Вычислялась разница в результатах измерений толщины колодок (абсолютный износ) на каждом этапе испытаний и вычислялась средняя величина износа для внутренней и внешней колодок.

Испытание 1.
Тнач=100°С; VH=100 км/ч; VК=0 км/ч.
В этом цикле переменная величина - давление в гидроприводе. Лучшими считаются колодки с максимально стабильным коэффициентом трения.


Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа
Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа


Испытание 2.
Тнач=100°С; VК=0 км/ч; Р=50 кг/см2.
Теперь переменной величиной стала скорость, от 40 до 140 км/ч, которая изменялась каждые 20 км. Критерий этого испытания тот же - стабильность коэффициента трения.


Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа
Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа

Другая пара из каждого комплекта представленных тормозных колодок использовалась при испытаниях на прочность клеевого соединения фрикционной накладки с основанием колодки. Общие результаты представлены в таблице 1.

Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа

Выводы «НАМИ»
Эффективность торможения колодок (коэффициент трения) Hong Sung Brake Gold наиболее высокая и наиболее стабильная из всех представленных колодок на всех режимах торможения. Их износостойкость проходит по нормативам на всех этапах испытаний, и при этом колодки не агрессивны по отношению к тормозному диску.

Колодки Sungsin Brake менее эффективны и менее стабильны на всех режимах испытаний, чем колодки Hong Sung Brake Gold, при этом обладают более высокой износостойкостью, но более агрессивны по отношению к диску.

Колодки отечественного производства наименее эффективны и стабильны из всех представленных на испытания колодок, при этом их износостойкость резко ухудшается при высоких температурах, а по отношению к диску они ведут себя также как колодки Sungsin Brake.

Прочность соединения фрикционной накладки с основанием всех видов колодок обеспечивает выполнение требований Правил ЕЭК ООН №90.

Колодки Hong Sung Brake Gold пригодны для активной манеры вождения, в то время как колодки отечественного производства можно рекомендовать водителям, исповедующим плавную, неагрессивную манеру вождения автомобиля.

От редакции
Результаты испытаний оказались вполне предсказуемыми, с нашей точки зрения, и вполне обоснованными. Хочешь подешевле – пожалуйста, хочешь качественнее – тоже пожалуйста, но стоить это будет чуть дороже. Наиболее «правильные» с точки зрения объективных результатов колодки Hong Sung Brake Gold стоят недешево, но при этом обеспечивают более высокие характеристики, а значит, цена продукта для конечного потребителя будет чуть выше средней в своем классе. Се ля ви, как говорят французы. И дай Бог нам всем зарабатывать на те товары, которые оправдывают наши ожидания.


Испытание 3.
Vнач=100 км/ч; VК=50 км/ч; Р=50 кг/см2. В этом испытании меняется температура тормозного диска то 50 до 500 градусов.

Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа
Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа


Испытание 4-1 (FADE, 1-й период).
VH=100 км/ч; VК=50 км/ч; Р=50 кг/см2; время цикла - 45 сек; к-во циклов-25.

Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа
Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа


Испытание 4-2 (FADE, 2-й период).
VH=100 км/ч; VК=50 км/ч; Р=50 кг/см2; время цикла - 45 сек; к-во циклов-25.

Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа
Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа


Испытание 5 (после FADE).
Тнач=100°С; VH=100 км/ч; VК=0 км/ч. Измеряется коэффициент трения в зависимости от давления в гидроприводе.

Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа
Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа


Испытание 6 (после FADE).
Тнач=100°С; VК=50 км/ч; Р= 50 кг/см2. Измеряется коэффициент трения в зависимости от изменения скорости.

Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа
Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа


Испытание 7 (после FADE).
Vнач=100 км/ч; VК=50 км/ч; Р= 50 кг/см2. Измеряется коэффициент трения в зависимости от температуры.

Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа
Тест тормозных колодок в «НАМИ». Методика, принципы, программа

Руководитель лаборатории
№5 ИЦПА – С.Н. Батуров,
испытатель – М.А. Болтовский


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 (голосов: 0)


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Архив

Январь 2018 (2)
Декабрь 2017 (26)
Ноябрь 2017 (28)
Октябрь 2017 (26)
Сентябрь 2017 (26)
Август 2017 (44)


Для размещения рекламы обращайтесь в рекламный
отдел по телефону:

+38 (067) 537-82-42