autoExpert


autoExpert » СТАТЬИ » Автокомпоненты » Ferodo Eco-Friction. Зеленая безопасность

Ferodo Eco-Friction. Зеленая безопасность

Мир меняется все стремительнее. Часто в лучшую сторону. В ответ на законодательное требование в двух штатах США двигаться в сторону экологически чистых фрикционных материалов без содержания меди корпорация Federal-Mogul Motorparts, как мировой лидер в производстве тормозных колодок, всерьез взялась за разработку и внедрение на конвейеры автопроизводителей тормозных колодок с низким или нулевым содержанием меди. Третий год подряд в рамках мероприятия ECO Friction Days клиенты Federal-Mogul и журналисты имеют возможность получить полное представление о колодках Ferodo Eco-Friction и протестировать их. На этот раз – на испытательном полигоне Navak недалеко от Белграда.

Ferodo Eco-Friction. Зеленая безопасность

Битва за зелень
Медь в составе тормозной колодки выполняет функцию и абразива, и теплоотводящего компонента. С помощью меди достигается высокая производительность и когда колодка холодная, и когда горячая. Однако медь сегодня – наиболее вредный компонент, особенно, учитывая ее достаточно большое процентное содержание –15-20%.

Представьте, какое общее количество колодок производится и стирается ежегодно в мире! Какое огромное количество меди попадает в природу!

В США, пока только в двух штатах – Вашингтон и Калифорния, появилось законодательное требование внедрить экологически чистый материал для тормозных систем. Два американских штата показали ориентир. Поэтому, рано или поздно, эти требования будут внедрены по всем США и в Европе.

Законодательно требуется иметь 0% содержания меди, начиная с 2025 года. А с 2021 года максимальное количество меди, которое может содержаться в тормозных колодках, должно быть меньше, чем 0,5%.

Не дожидаясь принятия такого закона в Европе, в немецком автопроме приняли решение применять на конвейерах эту технологию – они хотят продавать свои автомобили в США. Более того, они исходят из того, что это – требования завтрашнего дня.

Подобные законодательные акты обсуждаются сегодня и в других странах. Поэтому многие европейские производители также изучают этот вопрос и будут переключаться на эти материалы.

Далее, следуя требованиям законодательства, производители автомобилей будут выдвигать такие же требования производителям фрикционных материалов. При этом, с жестким требованием не допустить никаких компромиссов в вопросах безопасности и эффективности торможения.

А еще нужно не забывать, что в составе фрикционной смеси достаточно много других экологически вредных материалов. Уже давно все убрали асбест, убирают (за исключением отечественных производителей), цинк, сурьму. Со временем и с медью все справятся. Следим за законодательством…

Соответственно, Federal-Mogul, являясь поставщиком для Mercedes-Benz, Audi, VW, других ведущих автопроизводителей и являясь ведущим производителем фрикционных материалов в мире, выполняет эти инициативы, чтобы быть готовым заранее к тем требованиям, которые будут действовать на всем мировом рынке.

Ferodo Eco-Friction. Зеленая безопасность

«Рецепт» колодки
В состав фрикционной смеси может входить более двух десятков различных компонентов. В состав современной фрикционной накладки входят керамика, специальные смолы, синтетический каучук, органические и минеральные волокна, наполнители и модификаторы.

Оксиды металлов повышают коэффициент трения, а графит предотвращает «схватывание» – прилипание колодки к диску. В качестве армирующего компонента используют различные заменители асбеста. Все эти компоненты, взятые в определенной пропорции в зависимости от требуемых характеристик, смешиваются со связующими смолами и спрессовываются при высокой температуре.

Важен также состав клея, которым фрикционная накладка крепится к пластине. Он также должен быть термически устойчивым (при торможении колодки очень сильно нагреваются), клеевой слой должен выдерживать вибрации на протяжении всего срока службы колодки. Надо еще учесть, что накладка, клеевой слой и металлическая пластина должны иметь близкие коэффициенты термического расширения.

Различные фрикционные материалы, используемые сегодня, как правило, имеют некий компромисс между преимуществами и недостатками. Можно предложить лучший теплообмен и, как следствие, лучше торможение, но при этом колодка может быть более шумной в работе. Другой вариант – более мягкий фрикционный материал, который может работать практически бесшумно, но и изнашиваться он будет гораздо быстрее.

Типовой состав фрикционных материалов тормозных колодок:
• Связующее вещество – исходя из названия, это вещество связывает различные вещества фрикционной накладки воедино. В качестве связующего вещества используются: фенольные смолы, различные сорта каучуков. Наполнители и модификаторы.
• Наполнители – образуют основную массу фрикционной накладки и выполняют функции абразива, т.е. обеспечивают необходимую силу трения и способствуют очищению трущихся поверхностей. Модификаторы – вещества, придающие фрикционной накладке определенные свойства.
• Сульфит бария – наполнитель, обладающий высокой температурой плавления и низкой стоимостью.
• Оксид магния – обеспечивает необходимый коэффициент трения.
• Графит – обладает смазывающими свойствами, препятствует избыточному трению и предотвращает возникновение шумов при торможении.
• Дисульфид молибдена – обладает схожими с графитом свойствами, но меньшим, по сравнению с ним, пылеобразованием.
• Трисульфид сурьмы – обладает смазывающими свойствами, препятствует возгоранию фрикционной накладки при перегреве.
• Титанат калия – волокнистое вещество с высокой механической прочностью и жаростойкостью.
• Минеральная вата – жаростойкий материал.
• Металлы – обеспечивают высокую теплопроводность материала фрикционной накладки для профилактики перегрева рабочих поверхностей колодки. Часто используется сталь, медь, бронза.
• Кевларовые волокна – обеспечивают механическую прочность и жаростойкость фрикционной накладки.

Ferodo Eco-Friction. Зеленая безопасность

Что такое «экологическая колодка»?
Сегодня понятие «экологическая колодка» расширилось. Ведущие производители автокомпонентов заявляют, что теперь они выпускают тормозные колодки и накладки не только без асбеста, но и без меди. И очень этим гордятся.

В рецептуру фрикционной смеси, из которой формуют тормозные накладки, издавна вводили медь. А точнее, измельченную латунную или бронзовую стружку (в основе латуни и бронзы – медь).

Что же в меди хорошего? Во-первых, она обладает отменной теплопроводностью. Но, как оказалось, это не все! Ведущие ученые-трибологи исследовали и описали так называемый эффект переноса, когда медь в условиях высоких скоростей и температур образует на трущихся поверхностях тончайшую пленку. Она как бы выравнивает и облагораживает эти поверхности и тем самым снижает износ пар трения. Применительно к дисковым тормозам это означает следующее: медь способствует частичному восстановлению диска, уменьшает его разнотолщинность, стабилизирует коэффициент трения.

Ferodo Eco-Friction. Зеленая безопасностьА что в меди плохого? Во-первых, свинец в составе латунного или бронзового сплава! С него-то и начались претензии к меди в тормозных колодках. Ведь во фрикционную смесь шла не химически чистая медь, а всевозможный цветной лом, латунь и бронза. В том числе и бронза свинцовистая. А свинец и живая природа несовместимы. Пример – запрет на использование этилированного бензина. Во-вторых, медь сама по себе является тяжелым металлом. Попадая с продуктами износа колодки в окружающую среду, она окисляется, образуя оксид меди CuO. А тот охотно вступает в реакцию со слабыми кислотами, образуя соли, в частности – медный купорос CuSO4 • 5H2O. А тот не только с вредителями садов и огородов борется, но и человека угробить способен – смертельная доза медного купороса для взрослого человека составляет от 8 до 30 граммов.

Чем же замещают медь в рецептуре фрикционной смеси? Существуют технологии с использованием так называемой стальной шерсти. Иными словами, в этих технологиях медь заменили на железо. Оно тоже хорошо отводит тепло, правда, не создает полезного эффекта переноса, упомянутого выше. Кроме того, композиции с содержанием железа склонны к жесткой и шумной работе и создают тяжелые условия для диска. Однако есть у стальной шерсти гораздо более уязвимое место – она «пылит» оксидом железа Fe3O4, образуя характерный черный налет на суппорте и колесе. В некоторых странах, например, в США, его количество регламентируется. Поэтому, скажем, для европейского Ford стальная шерсть в тормозных колодках допустима, а для американского Ford – нет.

Также от производителей тормозных колодок все чаще звучат фразы: «мы никогда не используем такие ингредиенты и материалы, как свинец, ртуть, кадмий, сурьма, латунь или молибден».

Ferodo Eco-Friction. Зеленая безопасностьОб Eco-Friction – от первоисточника
Наш собеседник – Роберто Краварецца, технических менеджер, отвечающий за рассмотрение гарантий и техническую поддержку тормозных систем в Италии и Южной Европе.

– Кто задает тон в разработке новых материалов? Производители автомобилей или компонентов?
– Обычно тон задают производители автомобилей. Однако в этом случае мы разработали технологию Eco-Friction в опережение глобальных законодательных инициатив, которые запрещают использование меди во фрикционных смесях тормозных колодок. Мы профессионалы, поэтому хорошо чувствуем тенденции.

– Сколько времени потребовалось на разработку?
– Разработка материалов Eco-Friction заняла 5 лет. При разработке технологии компания Federal-Mogul Motorparts отобрала и протестировала более 1500 исходных материалов, чтобы найти составы, способные стать эффективной заменой медьсодержащим фрикционным смесям.

Медь – один из ключевых компонентов в составе фрикционной смеси тормозных колодок, но мы смогли заменить ее компонентами нового поколения, в то же время обеспечив не менее высокую, а зачастую – повышенную эффективность и безопасность по сравнению со стандартными предустановленными медьсодержащими колодками.

Мы можем найти любой абразивный материал, который имеет хорошие показатели в холодном состоянии. Но проблемы возникают, когда смесь нагревается, используется на автомобиле с большим весом, когда появляются писк, шум… Трудно найти компромисс между всеми характеристиками. Мы разработали фрикционную смесь из компонентов, которые позволяет достигнуть этого компромисса. И наш результат, инновационную разработку, уже оценили ведущие автопроизводители – лидеры немецкого автопрома Mercedes-Benz и Audi выбрали Ferodo Eco-Friction в качестве предустановленных колодок для своих автомобилей.

Надо понимать, что эта продукция предназначена изначально не столько для рынка Automotive Aftermarket, как для первичной комплектации автомобилей.

Eco-Friction – это семейство материалов. Для производства всей линейки тормозных колодок Ferodo ранее использовалось более 50 различных фрикционных масс. В данном случае линейка Eco-Friction пока содержит 7 фрикционных смесей. И для разных автомобилей она разная. Для «Мерседеса» C-класса первичной комплектации используется одна фрикционная смесь, для «Ауди» А4 и А5 – другая. Еще пять подходят для других моделей и марок, но пока на конвейеры не поставляются. Но работа идет…

Любой производитель может производить колодки без меди, но не многие из них смогут сохранить при этом эффективность торможения и безопасность – и пройти омологации для поставок на конвейеры к серьезным автопроизводителям.

– Как вы оцениваете экологичность смеси?
– После проведения испытаний и проверок тестами показано, что мы достигли выброса в атмосферу 9,38 мг вредных веществ за 7100 км. В обычной колодке – более 23 мг. Выброс вредных веществ снижается фактически в 2,5 раза.

Ferodo Eco-Friction. Зеленая безопасностьИ здесь мы говорим не только о меди. Мы также исключили с состава фрикционной смеси такие вредные для природы и человека вещества как цинк и сурьму. Осталась только небольшая часть железа.

Еще один важный момент, о котором стоит сказать – наш материал лояльный к тормозным дискам. Мы ожидаем, что в ближайшее время мы сможем опубликовать данные, что износ тормозных колодок Eсo-friction меньше, чем в обычных, но при этом они более лояльны к дискам.

– У Federal-Mogul Motorparts есть и другие марки тормозных колодок. Например, Jurid. Планируется ли и в ней переход на эко-смеси?
– Да. Поскольку тенденция глобальна, то постепенно мы будем внедрять эко-материалы и в Jurid, но там будет другое название этих фрикционных материалов. Время займет также адаптация производства. Если завод производит колодки не из эко-материалов, то ни из чего другого он производить не может, и наоборот. Меняется полностью технология, поэтому не так быстро и не так просто все перенастроить.

Мы думаем, что в ближайшие 5-6 лет все производители компонентов будут иметь подобные материалы. Поэтому мы обязаны по всем маркам быть в тренде.

– На каких заводах в Federal-Mogul производятся колодки Eсo-Friction?
– На заводе в Италии в г. Мондови, в Чехии в г. Костелец, сейчас ведуться работы, чтобы адаптировать производства в Бадалоне в Испании и в Англии в г. Чапель.

– Для грузового транспорта также планируете производить смеси без меди?
– У нас уже есть образцы, которые мы предлагаем производителям тормозных систем для большегрузных автомобилей. Но это не быстрый процесс. В данный момент все находится в процессах тестирования, поэтому об этом пока рано говорить.

Ferodo Eco-Friction. Зеленая безопасность

Eco-Friction на первичной комплектации и в aftermarket`e
Первые поставки колодок Ferodo Eco-Friction начались еще в 2014 г. на Merсedes C-класса. Точно такие же поставляются на вторичный рынок, их коды FDB4607 и FDB4608, соответственно передние и задние.

Ferodo Eco-Friction. Зеленая безопасностьСледующим стал Audi A4 в 2015 году, на котором Ferodo Eco-Friction устанавливались на передней оси, код FDB4616. Сейчас эти колодки уже поставляются и на Audi А5.

В сентябре 2015 года 90% всех тормозных колодок, которые компания Federal-Mogul поставляла на вторичный рынок, были произведены из материалов Eco-Friction, в декабре 2015 – уже 95%. Оставшиеся 5% пока еще содержат существенный процент меди.

Вместе с выводом колодок на вторичный рынок была введена новая упаковка для них. Каждая упаковка с колодками Eco-Friction имеет зеленую наклейку Eco-Friction, уникальный код с защитой против подделки, в каждую коробку включены аксессуары: пружины, скобы и т.д. в соответствии с требованиями OE комплектации.

Ferodo Eco-Friction. Зеленая безопасностьОб Eco-Friction – в цифрах
Очевидно, что кроме испытаний при омологации на конвейеры автопроизводителей, компания Federal-Mogul заинтересована в независимых испытаниях смесей Ferodo Eco-Friction для других автомобилей.

Независимая британская исследовательская компания MIRA, сертифицированная в области проведения тестов и испытаний, провела испытания этих тормозных колодок на автомобилях разных классов: VW Golf, Fiat 500, Ford Ka, Renault Kaptur, Fiat Ducato, Peugeot Boxer.

В первых двух автомобилях на конвейере устанавливались Ferodo, а в остальных – любой другой именитый производитель. Первый конкурент на графике – всегда оригинальные колодки, позиции 2, 3, 4, 5 – другие известные производители.

Все вспомогательные системы типа ABS были отключены. Проверялась дистанция торможения со 100 км/ч до 0 и со 115 км/ч до 0.

Ferodo Eco-Friction. Зеленая безопасностьВот результаты испытаний.
Golf VI. На первичной комплектации устанавливались только Ferodo Premier – Federal-Mogul уже много лет бессменный поставщик колодок для первичной комплектации Golf. Eco-Friction показывает лучшие результаты, чем омологированный материал Ferodo, установленный на первичной комплектации автомобиля: примерно на 10% большая эффективность торможения в случае остановки со 100 км/ч и 17% – при торможении с 115 км/ч.

Fiat 500. На передней оси на конвейере устанавливается либо Ferodo, либо другой именитый производитель. Результаты примерно те же – Eco-Friction на 8% и 16% лучше.

Для остальных автомобилей дистанция торможения с Eco-Friction со скорости 100 км/ч лучше от 5 до 10%, со скорости 115 км/ – лучше от 11 до 16%.

В абсолютных показателях – это уменьшение тормозного пути от 4 до 21 метра! А ведь на счету каждый метр…

В общем, Ferodo Eco-Friction везде показал показатели даже лучше, чем ОЕ-колодки.

Тормозим на VW Golf VII
Итак, теперь о самом мероприятии. На протяжении недели на испытательный полигон Navak, что недалеко от сербского Белграда, каждый день приезжали клиенты из разных стран преимущественно близлежащего региона: Болгарии, Турции, Румынии и т.д. – представители дистрибьюторов Federal-Mogul Motorparts, но в основном – владельцы либо руководители СТО, являющиеся основными клиентами оптовиков.

Ferodo Eco-Friction. Зеленая безопасностьFerodo Eco-Friction. Зеленая безопасность
Участники мероприятия провели насыщенный день, в процессе которого не только знакомились с тормозными колодками Ferodo, но и изучали с помощью мастеров академии полигона азы безопасного вождения, прослушали курс роли ремней безопасности с имитацией столкновения и переворота автомобиля, преодолевали сложные препятствия на полноприводных пикапах Toyota, а победители последнего состязания катались на гоночных болидах.


Главная цель мероприятия – тестирование торможения на двух абсолютно одинаковых автомобилях – VW Golf VII с АКПП. На первом установлены оригинальные колодки от Federal-Mogul, которые поставляются на конвейер при первичной комплектации, на втором – с новым материалом Ferodo Eco-Friction.

Это один из тестов, который проводится при омологации тормозных колодок на первичную комплектацию.

Участников разбили на 4 команды. Каждый водитель управляет двумя автомобилями по очереди. Из двух стартовых точек разные автомобили движутся в разные стороны. Перед торможением нужно достичь скорости 90 км/ч и двигаться до следующей точки, которая является началом торможения. В ней нужно сильно ударить по педали тормоза, чтобы получить минимальный тормозной путь. На каждом автомобиле у участника есть две попытки.

Автомобили оборудованы GPS-датчиками, которые определяют точную скорость и точный тормозной путь автомобиля. Тормозной путь подсчитывается с того момента, как водитель нажал на педаль с начальной скорости 90 км/ч (у кого как получалось…) и до момента полной остановки.

По окончанию тестирования данные GPS обрабатываются специальной программой и результаты представляются каждому участнику мероприятия персонально.

Средние показатели тормозного пути по 4 командам:
• на оригинальных колодках – 25,25 м;
• на колодках Eco-Friction – 24,75 м;
• разница – 0,5 м в пользу Eco-Friction.

Возник вопрос: почему на Eco-Friction тормозной путь в среднем лучше всего лишь на полметра, в то время как в тестах британской MIRA – от 4 метров… Ответ простой – чем ниже начальная скорость, тем меньше тормозной путь, соответственно, меньше и разница.

Напоследок ведущий мероприятие специалист компании спросил, слышал ли кто писк при торможении? Нет. Это потому что после установки новых колодок их притерли – 150-200 км плавно пользовались тормозами, без экстремальных торможений. Если это сделать – то абсолютно все колодки от Federal-Mogul не будут издавать писка.

Ferodo Eco-Friction. Зеленая безопасность

Итак, все тесты показали, что колодки Ferodo Eco-Friction обеспечивают более высокую эффективность торможения по сравнению с колодками из традиционных медьсодержащих материалов, в крайнем случае – такую же.

Александр Кельм, Киев – Белград – Киев

Опубликовано в журнале autoExpert №2 2017. Использование материалов возможно только со ссылкой на источник.

Дистрибьюторы Ferodo в Украине - см. по ссылке.

Подробно о Ferodo – на сайте www.ferodo.com



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 (голосов: 0)


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Архив

Ноябрь 2017 (16)
Октябрь 2017 (26)
Сентябрь 2017 (26)
Август 2017 (44)
Июль 2017 (29)
Июнь 2017 (26)


Для размещения рекламы обращайтесь в рекламный
отдел по телефону:

+38 (067) 537-82-42