autoExpert


autoExpert » СТАТЬИ » Автокомпоненты » Ferodo Eco-Friction. Зеленая безопасность

Ferodo Eco-Friction. Зеленая безопасность

Мир меняется все стремительнее. Часто в лучшую сторону. В ответ на законодательное требование в двух штатах США двигаться в сторону экологически чистых фрикционных материалов без содержания меди корпорация Federal-Mogul Motorparts, как мировой лидер в производстве тормозных колодок, всерьез взялась за разработку и внедрение на конвейеры автопроизводителей тормозных колодок с низким или нулевым содержанием меди. Третий год подряд в рамках мероприятия ECO Friction Days клиенты Federal-Mogul и журналисты имеют возможность получить полное представление о колодках Ferodo Eco-Friction и протестировать их. На этот раз – на испытательном полигоне Navak недалеко от Белграда.

Ferodo Eco-Friction. Зеленая безопасность

Битва за зелень
Медь в составе тормозной колодки выполняет функцию и абразива, и теплоотводящего компонента. С помощью меди достигается высокая производительность и когда колодка холодная, и когда горячая. Однако медь сегодня – наиболее вредный компонент, особенно, учитывая ее достаточно большое процентное содержание –15-20%.

Представьте, какое общее количество колодок производится и стирается ежегодно в мире! Какое огромное количество меди попадает в природу!

В США, пока только в двух штатах – Вашингтон и Калифорния, появилось законодательное требование внедрить экологически чистый материал для тормозных систем. Два американских штата показали ориентир. Поэтому, рано или поздно, эти требования будут внедрены по всем США и в Европе.

Законодательно требуется иметь 0% содержания меди, начиная с 2025 года. А с 2021 года максимальное количество меди, которое может содержаться в тормозных колодках, должно быть меньше, чем 0,5%.

Не дожидаясь принятия такого закона в Европе, в немецком автопроме приняли решение применять на конвейерах эту технологию – они хотят продавать свои автомобили в США. Более того, они исходят из того, что это – требования завтрашнего дня.

Подобные законодательные акты обсуждаются сегодня и в других странах. Поэтому многие европейские производители также изучают этот вопрос и будут переключаться на эти материалы.

Далее, следуя требованиям законодательства, производители автомобилей будут выдвигать такие же требования производителям фрикционных материалов. При этом, с жестким требованием не допустить никаких компромиссов в вопросах безопасности и эффективности торможения.

А еще нужно не забывать, что в составе фрикционной смеси достаточно много других экологически вредных материалов. Уже давно все убрали асбест, убирают (за исключением отечественных производителей), цинк, сурьму. Со временем и с медью все справятся. Следим за законодательством…

Соответственно, Federal-Mogul, являясь поставщиком для Mercedes-Benz, Audi, VW, других ведущих автопроизводителей и являясь ведущим производителем фрикционных материалов в мире, выполняет эти инициативы, чтобы быть готовым заранее к тем требованиям, которые будут действовать на всем мировом рынке.

Ferodo Eco-Friction. Зеленая безопасность

«Рецепт» колодки
В состав фрикционной смеси может входить более двух десятков различных компонентов. В состав современной фрикционной накладки входят керамика, специальные смолы, синтетический каучук, органические и минеральные волокна, наполнители и модификаторы.

Оксиды металлов повышают коэффициент трения, а графит предотвращает «схватывание» – прилипание колодки к диску. В качестве армирующего компонента используют различные заменители асбеста. Все эти компоненты, взятые в определенной пропорции в зависимости от требуемых характеристик, смешиваются со связующими смолами и спрессовываются при высокой температуре.

Важен также состав клея, которым фрикционная накладка крепится к пластине. Он также должен быть термически устойчивым (при торможении колодки очень сильно нагреваются), клеевой слой должен выдерживать вибрации на протяжении всего срока службы колодки. Надо еще учесть, что накладка, клеевой слой и металлическая пластина должны иметь близкие коэффициенты термического расширения.

Различные фрикционные материалы, используемые сегодня, как правило, имеют некий компромисс между преимуществами и недостатками. Можно предложить лучший теплообмен и, как следствие, лучше торможение, но при этом колодка может быть более шумной в работе. Другой вариант – более мягкий фрикционный материал, который может работать практически бесшумно, но и изнашиваться он будет гораздо быстрее.

Типовой состав фрикционных материалов тормозных колодок:
• Связующее вещество – исходя из названия, это вещество связывает различные вещества фрикционной накладки воедино. В качестве связующего вещества используются: фенольные смолы, различные сорта каучуков. Наполнители и модификаторы.
• Наполнители – образуют основную массу фрикционной накладки и выполняют функции абразива, т.е. обеспечивают необходимую силу трения и способствуют очищению трущихся поверхностей. Модификаторы – вещества, придающие фрикционной накладке определенные свойства.
• Сульфит бария – наполнитель, обладающий высокой температурой плавления и низкой стоимостью.
• Оксид магния – обеспечивает необходимый коэффициент трения.
• Графит – обладает смазывающими свойствами, препятствует избыточному трению и предотвращает возникновение шумов при торможении.
• Дисульфид молибдена – обладает схожими с графитом свойствами, но меньшим, по сравнению с ним, пылеобразованием.
• Трисульфид сурьмы – обладает смазывающими свойствами, препятствует возгоранию фрикционной накладки при перегреве.
• Титанат калия – волокнистое вещество с высокой механической прочностью и жаростойкостью.
• Минеральная вата – жаростойкий материал.
• Металлы – обеспечивают высокую теплопроводность материала фрикционной накладки для профилактики перегрева рабочих поверхностей колодки. Часто используется сталь, медь, бронза.
• Кевларовые волокна – обеспечивают механическую прочность и жаростойкость фрикционной накладки.

Ferodo Eco-Friction. Зеленая безопасность

Что такое «экологическая колодка»?
Сегодня понятие «экологическая колодка» расширилось. Ведущие производители автокомпонентов заявляют, что теперь они выпускают тормозные колодки и накладки не только без асбеста, но и без меди. И очень этим гордятся.

В рецептуру фрикционной смеси, из которой формуют тормозные накладки, издавна вводили медь. А точнее, измельченную латунную или бронзовую стружку (в основе латуни и бронзы – медь).

Что же в меди хорошего? Во-первых, она обладает отменной теплопроводностью. Но, как оказалось, это не все! Ведущие ученые-трибологи исследовали и описали так называемый эффект переноса, когда медь в условиях высоких скоростей и температур образует на трущихся поверхностях тончайшую пленку. Она как бы выравнивает и облагораживает эти поверхности и тем самым снижает износ пар трения. Применительно к дисковым тормозам это означает следующее: медь способствует частичному восстановлению диска, уменьшает его разнотолщинность, стабилизирует коэффициент трения.

Ferodo Eco-Friction. Зеленая безопасностьА что в меди плохого? Во-первых, свинец в составе латунного или бронзового сплава! С него-то и начались претензии к меди в тормозных колодках. Ведь во фрикционную смесь шла не химически чистая медь, а всевозможный цветной лом, латунь и бронза. В том числе и бронза свинцовистая. А свинец и живая природа несовместимы. Пример – запрет на использование этилированного бензина. Во-вторых, медь сама по себе является тяжелым металлом. Попадая с продуктами износа колодки в окружающую среду, она окисляется, образуя оксид меди CuO. А тот охотно вступает в реакцию со слабыми кислотами, образуя соли, в частности – медный купорос CuSO4 • 5H2O. А тот не только с вредителями садов и огородов борется, но и человека угробить способен – смертельная доза медного купороса для взрослого человека составляет от 8 до 30 граммов.

Чем же замещают медь в рецептуре фрикционной смеси? Существуют технологии с использованием так называемой стальной шерсти. Иными словами, в этих технологиях медь заменили на железо. Оно тоже хорошо отводит тепло, правда, не создает полезного эффекта переноса, упомянутого выше. Кроме того, композиции с содержанием железа склонны к жесткой и шумной работе и создают тяжелые условия для диска. Однако есть у стальной шерсти гораздо более уязвимое место – она «пылит» оксидом железа Fe3O4, образуя характерный черный налет на суппорте и колесе. В некоторых странах, например, в США, его количество регламентируется. Поэтому, скажем, для европейского Ford стальная шерсть в тормозных колодках допустима, а для американского Ford – нет.

Также от производителей тормозных колодок все чаще звучат фразы: «мы никогда не используем такие ингредиенты и материалы, как свинец, ртуть, кадмий, сурьма, латунь или молибден».

Ferodo Eco-Friction. Зеленая безопасностьОб Eco-Friction – от первоисточника
Наш собеседник – Роберто Краварецца, технических менеджер, отвечающий за рассмотрение гарантий и техническую поддержку тормозных систем в Италии и Южной Европе.

– Кто задает тон в разработке новых материалов? Производители автомобилей или компонентов?
– Обычно тон задают производители автомобилей. Однако в этом случае мы разработали технологию Eco-Friction в опережение глобальных законодательных инициатив, которые запрещают использование меди во фрикционных смесях тормозных колодок. Мы профессионалы, поэтому хорошо чувствуем тенденции.

– Сколько времени потребовалось на разработку?
– Разработка материалов Eco-Friction заняла 5 лет. При разработке технологии компания Federal-Mogul Motorparts отобрала и протестировала более 1500 исходных материалов, чтобы найти составы, способные стать эффективной заменой медьсодержащим фрикционным смесям.

Медь – один из ключевых компонентов в составе фрикционной смеси тормозных колодок, но мы смогли заменить ее компонентами нового поколения, в то же время обеспечив не менее высокую, а зачастую – повышенную эффективность и безопасность по сравнению со стандартными предустановленными медьсодержащими колодками.

Мы можем найти любой абразивный материал, который имеет хорошие показатели в холодном состоянии. Но проблемы возникают, когда смесь нагревается, используется на автомобиле с большим весом, когда появляются писк, шум… Трудно найти компромисс между всеми характеристиками. Мы разработали фрикционную смесь из компонентов, которые позволяет достигнуть этого компромисса. И наш результат, инновационную разработку, уже оценили ведущие автопроизводители – лидеры немецкого автопрома Mercedes-Benz и Audi выбрали Ferodo Eco-Friction в качестве предустановленных колодок для своих автомобилей.

Надо понимать, что эта продукция предназначена изначально не столько для рынка Automotive Aftermarket, как для первичной комплектации автомобилей.

Eco-Friction – это семейство материалов. Для производства всей линейки тормозных колодок Ferodo ранее использовалось более 50 различных фрикционных масс. В данном случае линейка Eco-Friction пока содержит 7 фрикционных смесей. И для разных автомобилей она разная. Для «Мерседеса» C-класса первичной комплектации используется одна фрикционная смесь, для «Ауди» А4 и А5 – другая. Еще пять подходят для других моделей и марок, но пока на конвейеры не поставляются. Но работа идет…

Любой производитель может производить колодки без меди, но не многие из них смогут сохранить при этом эффективность торможения и безопасность – и пройти омологации для поставок на конвейеры к серьезным автопроизводителям.

– Как вы оцениваете экологичность смеси?
– После проведения испытаний и проверок тестами показано, что мы достигли выброса в атмосферу 9,38 мг вредных веществ за 7100 км. В обычной колодке – более 23 мг. Выброс вредных веществ снижается фактически в 2,5 раза.

Ferodo Eco-Friction. Зеленая безопасностьИ здесь мы говорим не только о меди. Мы также исключили с состава фрикционной смеси такие вредные для природы и человека вещества как цинк и сурьму. Осталась только небольшая часть железа.

Еще один важный момент, о котором стоит сказать – наш материал лояльный к тормозным дискам. Мы ожидаем, что в ближайшее время мы сможем опубликовать данные, что износ тормозных колодок Eсo-friction меньше, чем в обычных, но при этом они более лояльны к дискам.

– У Federal-Mogul Motorparts есть и другие марки тормозных колодок. Например, Jurid. Планируется ли и в ней переход на эко-смеси?
– Да. Поскольку тенденция глобальна, то постепенно мы будем внедрять эко-материалы и в Jurid, но там будет другое название этих фрикционных материалов. Время займет также адаптация производства. Если завод производит колодки не из эко-материалов, то ни из чего другого он производить не может, и наоборот. Меняется полностью технология, поэтому не так быстро и не так просто все перенастроить.

Мы думаем, что в ближайшие 5-6 лет все производители компонентов будут иметь подобные материалы. Поэтому мы обязаны по всем маркам быть в тренде.

– На каких заводах в Federal-Mogul производятся колодки Eсo-Friction?
– На заводе в Италии в г. Мондови, в Чехии в г. Костелец, сейчас ведуться работы, чтобы адаптировать производства в Бадалоне в Испании и в Англии в г. Чапель.

– Для грузового транспорта также планируете производить смеси без меди?
– У нас уже есть образцы, которые мы предлагаем производителям тормозных систем для большегрузных автомобилей. Но это не быстрый процесс. В данный момент все находится в процессах тестирования, поэтому об этом пока рано говорить.

Ferodo Eco-Friction. Зеленая безопасность

Eco-Friction на первичной комплектации и в aftermarket`e
Первые поставки колодок Ferodo Eco-Friction начались еще в 2014 г. на Merсedes C-класса. Точно такие же поставляются на вторичный рынок, их коды FDB4607 и FDB4608, соответственно передние и задние.

Ferodo Eco-Friction. Зеленая безопасностьСледующим стал Audi A4 в 2015 году, на котором Ferodo Eco-Friction устанавливались на передней оси, код FDB4616. Сейчас эти колодки уже поставляются и на Audi А5.

В сентябре 2015 года 90% всех тормозных колодок, которые компания Federal-Mogul поставляла на вторичный рынок, были произведены из материалов Eco-Friction, в декабре 2015 – уже 95%. Оставшиеся 5% пока еще содержат существенный процент меди.

Вместе с выводом колодок на вторичный рынок была введена новая упаковка для них. Каждая упаковка с колодками Eco-Friction имеет зеленую наклейку Eco-Friction, уникальный код с защитой против подделки, в каждую коробку включены аксессуары: пружины, скобы и т.д. в соответствии с требованиями OE комплектации.

Ferodo Eco-Friction. Зеленая безопасностьОб Eco-Friction – в цифрах
Очевидно, что кроме испытаний при омологации на конвейеры автопроизводителей, компания Federal-Mogul заинтересована в независимых испытаниях смесей Ferodo Eco-Friction для других автомобилей.

Независимая британская исследовательская компания MIRA, сертифицированная в области проведения тестов и испытаний, провела испытания этих тормозных колодок на автомобилях разных классов: VW Golf, Fiat 500, Ford Ka, Renault Kaptur, Fiat Ducato, Peugeot Boxer.

В первых двух автомобилях на конвейере устанавливались Ferodo, а в остальных – любой другой именитый производитель. Первый конкурент на графике – всегда оригинальные колодки, позиции 2, 3, 4, 5 – другие известные производители.

Все вспомогательные системы типа ABS были отключены. Проверялась дистанция торможения со 100 км/ч до 0 и со 115 км/ч до 0.

Ferodo Eco-Friction. Зеленая безопасностьВот результаты испытаний.
Golf VI. На первичной комплектации устанавливались только Ferodo Premier – Federal-Mogul уже много лет бессменный поставщик колодок для первичной комплектации Golf. Eco-Friction показывает лучшие результаты, чем омологированный материал Ferodo, установленный на первичной комплектации автомобиля: примерно на 10% большая эффективность торможения в случае остановки со 100 км/ч и 17% – при торможении с 115 км/ч.

Fiat 500. На передней оси на конвейере устанавливается либо Ferodo, либо другой именитый производитель. Результаты примерно те же – Eco-Friction на 8% и 16% лучше.

Для остальных автомобилей дистанция торможения с Eco-Friction со скорости 100 км/ч лучше от 5 до 10%, со скорости 115 км/ – лучше от 11 до 16%.

В абсолютных показателях – это уменьшение тормозного пути от 4 до 21 метра! А ведь на счету каждый метр…

В общем, Ferodo Eco-Friction везде показал показатели даже лучше, чем ОЕ-колодки.

Тормозим на VW Golf VII
Итак, теперь о самом мероприятии. На протяжении недели на испытательный полигон Navak, что недалеко от сербского Белграда, каждый день приезжали клиенты из разных стран преимущественно близлежащего региона: Болгарии, Турции, Румынии и т.д. – представители дистрибьюторов Federal-Mogul Motorparts, но в основном – владельцы либо руководители СТО, являющиеся основными клиентами оптовиков.

Ferodo Eco-Friction. Зеленая безопасностьFerodo Eco-Friction. Зеленая безопасность
Участники мероприятия провели насыщенный день, в процессе которого не только знакомились с тормозными колодками Ferodo, но и изучали с помощью мастеров академии полигона азы безопасного вождения, прослушали курс роли ремней безопасности с имитацией столкновения и переворота автомобиля, преодолевали сложные препятствия на полноприводных пикапах Toyota, а победители последнего состязания катались на гоночных болидах.


Главная цель мероприятия – тестирование торможения на двух абсолютно одинаковых автомобилях – VW Golf VII с АКПП. На первом установлены оригинальные колодки от Federal-Mogul, которые поставляются на конвейер при первичной комплектации, на втором – с новым материалом Ferodo Eco-Friction.

Это один из тестов, который проводится при омологации тормозных колодок на первичную комплектацию.

Участников разбили на 4 команды. Каждый водитель управляет двумя автомобилями по очереди. Из двух стартовых точек разные автомобили движутся в разные стороны. Перед торможением нужно достичь скорости 90 км/ч и двигаться до следующей точки, которая является началом торможения. В ней нужно сильно ударить по педали тормоза, чтобы получить минимальный тормозной путь. На каждом автомобиле у участника есть две попытки.

Автомобили оборудованы GPS-датчиками, которые определяют точную скорость и точный тормозной путь автомобиля. Тормозной путь подсчитывается с того момента, как водитель нажал на педаль с начальной скорости 90 км/ч (у кого как получалось…) и до момента полной остановки.

По окончанию тестирования данные GPS обрабатываются специальной программой и результаты представляются каждому участнику мероприятия персонально.

Средние показатели тормозного пути по 4 командам:
• на оригинальных колодках – 25,25 м;
• на колодках Eco-Friction – 24,75 м;
• разница – 0,5 м в пользу Eco-Friction.

Возник вопрос: почему на Eco-Friction тормозной путь в среднем лучше всего лишь на полметра, в то время как в тестах британской MIRA – от 4 метров… Ответ простой – чем ниже начальная скорость, тем меньше тормозной путь, соответственно, меньше и разница.

Напоследок ведущий мероприятие специалист компании спросил, слышал ли кто писк при торможении? Нет. Это потому что после установки новых колодок их притерли – 150-200 км плавно пользовались тормозами, без экстремальных торможений. Если это сделать – то абсолютно все колодки от Federal-Mogul не будут издавать писка.

Ferodo Eco-Friction. Зеленая безопасность

Итак, все тесты показали, что колодки Ferodo Eco-Friction обеспечивают более высокую эффективность торможения по сравнению с колодками из традиционных медьсодержащих материалов, в крайнем случае – такую же.

Александр Кельм, Киев – Белград – Киев

Опубликовано в журнале autoExpert №2 2017. Использование материалов возможно только со ссылкой на источник.

Дистрибьюторы Ferodo в Украине - см. по ссылке.

Подробно о Ferodo – на сайте www.ferodo.com



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 (голосов: 0)


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Спецвыпуски

Календарь

«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Опрос

Направление вашего бизнеса

Продажа автомобилей
Автосервис
Оптовая торговля автокомпонентами
Автомагазин
Автоперевозки
Другое


Архив

Июль 2018 (13)
Июнь 2018 (13)
Май 2018 (21)
Апрель 2018 (26)
Март 2018 (26)
Февраль 2018 (21)


Для размещения рекламы обращайтесь в рекламный
отдел по телефону:

+38 (067) 537-82-42