DataLife Engine > Автохімія, автокосметика > Мифология «тосола»

Мифология «тосола»


28-04-2012, 12:58. Разместил: liliya.soliarik
Мифология «тосола»Оказывается, даже охлаждающие жидкости обрастают мифами. Но, в отличие от древнегреческой мифологии, услаждающей воображение, эти «легенды» могут быть весьма вредными для автомобиля. А в некоторых случаях - даже для автовладельца.

Миф 1. Тосол хуже антифриза.
Почти то же самое, что сказать «озеро хуже водоема». На самом деле, слово «тосол» - аббревиатура названия отдела «Технология органического синтеза» (ТОС), где он был разработан. Окончание «ол» обозначает в химии принадлежность к группе спиртов. Тосол - это охлаждающая жидкость (ОЖ), синонимом которой в автопроме выступает антифриз. Слово «тосол» встречается в торговых марках охлаждающих жидкостей многих отечественных производителей. Большинство таких жидкостей соответствует всем нормам, предъявляемым к антифризам (по температуре кристаллизации и коррозионной агрессивности к металлам и резиновым шлангам).

Любая охлаждающая жидкость имеет свой пакет присадок, в том числе даже в линейке одного производителя антифризы могут отличаться количеством и составом используемых присадок. Присадки могут быть антикоррозионными, антипенными, уменьшающими влияние на резину и т.д., поэтому при выборе антифриза нужно внимательно изучить руководство по эксплуатации автомобиля и инструкцию по применению на этикетке канистры. И, разумеется, опасайтесь подделок, коих немало как среди тосолов, так и среди антифризов.

Миф 2. Концентрат антифриза лучше совсем не разбавлять. Так он гарантированно не замерзнет!
Этиленгликоль (концентрат антифриза) замерзает при температуре всего -13°С. В то же время он обладает совершенно уникальным свойством понижать температуру замерзания водных растворов вплоть до -70°С. Поэтому чистый этиленгликоль замерзнет раньше, чем даже разбавленный на треть. Для концентратов антифриза обычная пропорция смешивания - примерно 50% на 50% с дистиллированной водой. Температура застывания такой смеси становится около -38°С. При большем количестве воды или если в концентрате недостаточно ингибиторов коррозии, значительно ускоряются процессы коррозии деталей.

Миф 3. Чтобы не купить подделку, нужно попробовать антифриз на язык. Настоящий - сладковатый на вкус.
Такая проба - дело очень опасное. Этиленгликоль - основная составляющая антифриза, действительно сладкий, как и все гликоли. И является сильным ядом - смертельная доза порядка 100 мл! Чтобы избежать покупки подделки, достаточно измерить плотность антифриза ареометром. Она должна составлять 1.065-1.085 г/куб.см. для жидкости, рассчитанной на применение до -40°С. Другой вариант - приобретать только проверенную продукцию известных производителей. Хотя удобная фасовка и яркая этикетка не всегда гарантия качества.

Миф 4. Менять антифриз не нужно, пока не изменился его цвет.
Это не совсем так. Долговечность красителя и долговечность антифриза - вещи разные и чаще всего не взаимозависимые. Поэтому ориентироваться на цвет антифриза при определении срока его замены не стоит. Любая охлаждающая жидкость в процессе эксплуатации вырабатывает свои присадки и изменяет свои характеристики: расходуется запас щелочности, увеличивается склонность к пенообразованию, возрастает способность вызывать коррозию металлов, со временем испаряется вода, повышается плотность, снижается теплопередача. Поэтому антифриз необходимо периодически менять. Длительность его хранения (иногда до пяти лет) назначает изготовитель, а срок службы (как правило, два года) - производитель автомобиля.

Изменение цвета антифриза (как правило, на бурый) и появление осадка - это явные признаки полной потери свойств охлаждающей жидкости. И менять такой антифриз нужно незамедлительно, независимо от того, сколько он проработал.

Миф 5. Смешивать разные антифризы можно.
Это не совсем так. Все охлаждающие жидкости - это раствор этиленгликоля с водой плюс пакет присадок. При смешивании антифризов с разными присадками может возникать химический «конфликт». Следствием которого является выпадение геля или осадка, ухудшающего свойства охлаждающей жидкости, а также забивающего систему охлаждения со всеми вытекающими последствиями.

Подготовил Павел Друзин

Вернуться назад