autoExpert





autoExpert » СТАТЬИ » Химия, космет. » Кузовные работы «на ходу»

Кузовные работы «на ходу»

Технологии кузовного ремонта стремительно двигаются вперед. Поэтому даже специалисты, занятые текущей работой, не всегда поспевают за их развитием. В то же время, для сохранения конкурентоспособности как раз необходимо быть в курсе инноваций, которые позволяют оказывать услугу более качественно и быстро. Поэтому компания 3M сама приходит к мастерам, чтобы обучать их, как говорится, без отрыва от производства.

Кузовные работы «на ходу»
Мобильная лаборатория VAN компании 3М и ее эксперт Эдуард Шапранский

Компания 3M презентовала мобильную лабораторию кузовного ремонта VAN. Она представляет собой микроавтобус, оснащенный всем необходимым для проведения выездного обучения тонкостям кузовных работ для специалистов автосервиса. Автомобиль плотно «запакован» стеллажами, на которых в отдельных ящиках содержатся комплекты материалов и инструментов, позволяющих освоить работу со всем автомобильным ассортиментом 3М. Ведь на сегодня 3М предлагает очень широкую линейку продуктов – от средств по уходу за автомобилем до материалов для глубокого ремонта поверхностей кузова.

Рядом продуктов, предназначенных для восстановления «первозданного» внешнего вида автомобиля (среди них – средства для ухода за колесными дисками и шинами, кожаными сидениями, обивками и торпедо, полиролями для кузова и фар), могут пользоваться даже неспециалисты. Продукты просты в применении и, например в случае полиролей, могут использоваться с помощью обычной бытовой дрели. Другие продукты предназначены исключительно для профессионалов, и обучению работе с ними, естественно, уделяется более пристальное внимание.

На рынке все время появляются инновационные продукты для кузовного ремонта, поэтому не только новички, но и опытные специалисты порой сталкиваются с ситуацией, когда результат работы расходится с ожиданиями. Обучение помогает структурировать знания и получить полное представление о сути технологий, что помогает соблюдать их осознанно и в точности для получения гарантированного результата. Что же касается полировки фар, наш выбор пал на освещение этой процедуры в первую очередь, поскольку она может расширить спектр услуг не только кузовных мастерских, а практически любой СТО.

Кузовные работы «на ходу»Кузовные работы «на ходу»

В мобильной лаборатории VAN компактно размещено все необходимое для проведения выездных тренингов по использованию продукции 3М – как материалы, так и инструмент. Плюс – автономное энергоснабжение для работы вдалеке от сети.

Мобильная лаборатория кузовного ремонта VAN полностью автономна и может работать буквально в любом месте. В машину вмонтирован инвертор, что позволяет работать электрическим инструментом прямо из машины: полировальными и шлифмашинками, дрелью и пр. То есть демонстрацию возможностей продуктов 3М при желании можно провести даже в чистом поле. Хотя, конечно, главная задача лаборатории – доносить технологии использования материалов, как до работников кузовных участков, так и до неспециализированных СТО. Независимо от того, идет ли речь о восстановлении ЛКП от голого металла или о полировке мелкой царапины, автосервис заинтересован в том, чтобы выполнить работу быстро и без переделок.

С помощью VAN компания 3M уже более года проводит обучение тонкостям кузовного ремонта специалистов по всей Украине. Только за 2014 год благодаря этой лаборатории на колесах более 200 рихтовщиков, выготовщиков и других мастеров приняли участие в семинарах в Киеве, Одессе, Черновцах, Сумах, Николаеве. Для СТО в регионах намного удобнее, когда тренер приезжает к ним с полным набором материалов и учебных пособий, чем отправлять людей на обучение в Киев. Семинары проводит Эдуард Шапранский – эксперт лаборатории VAN.

Благодаря этим семинарам одни автосервисы смогли оптимизировать свою работу, а другие – существенно расширить перечень оказываемых услуг. Ведь даже сложные задачи по кузовному ремонту можно решить простыми способами, и сделать это может любой мастер, не говоря уже о таких услугах как «освежающая» полировка кузова или восстановление прозрачности фар, с которыми благодаря продуктам 3М может справиться даже автолюбитель.

Кузовные работы «на ходу»Кузовные работы «на ходу»
Некоторые профессиональные продукты 3M теперь доступны и в мелкой таре для автолюбителей.С помощью специального спрея шинам легко можно придать вид новых.
Кузовные работы «на ходу»Кузовные работы «на ходу»
Лента 3М защищает край двери от сколов, возможных при касании другого автомобиля на парковке.VAN позволяет отполировать деталь кузова даже «в поле» благодаря своей автономности.

Проясненный вопрос пожелтения фар
Услуга восстановления прозрачности фар, учитывая большое количество довольно старых автомобилей в украинском парке, теоретически может быть весьма востребованной. Чтобы в этом убедиться, достаточно присмотреться к фарам автомобилей на стоянках. Везде, за исключением мест, где паркуется «элита» на новеньких машинах премиум-класса, у большой части машин возрастом от 5-7 лет (а это львиная доля украинского автопарка) фары в той или иной мере уже требуют восстановления прозрачности.

Однако, по отзывам некоторых руководителей автосервисов, полировка фар – работа не слишком выгодная. Слишком много денег с владельцев не новых автомобилей не возьмешь – по 400 гривен за фару по нынешним временам с точки зрения клиента – немало, а с позиции СТО – недостаточно. Конечно, по 800 гривен с десятков машин – неплохой заработок, однако проблема в том, что полировка фар, по утверждению мастеров, занимает слишком много времени.

Чтобы привести в более-менее приличный вид обтекатели головной оптики автомобиля, может понадобиться полдня, а то и более. Особенно, когда речь идет о машинах престижных марок, производители которых используют фары из более твердого пластика (поликарбоната). Особенности материалов, из которых изготовлены наружные обтекатели фар, создают определенные трудности для полировки, и, чтобы их преодолеть, необходимо использовать специально разработанную для этого технологию.

Время работ по полировке фар можно сократить радикально благодаря специальной системе от 3М. Это выяснилось в ходе натурного эксперимента, для которого autoExpert выбрал из редакционного парка наиболее «пострадавший» в отношении желтизны фар автомобиль Opel Astra 2002 года выпуска. Работал с фарами нашего подопытного автомобиля Эдуард Шапранский.

Сперва, ради экономии времени собравшихся представителей автомобильной прессы, было решено просто удалить желтизну. Для этого фара сначала обрабатывается мелким матирующим абразивом (3M Trizact, диаметр 76 мм, Р3000) с увлажнением. Буквально за несколько минут фара утратила желтизну, но, естественно, стала матовой.

Кузовные работы «на ходу»
Профессиональный набор от 3М для полировки фар позволяет восстановить фары, которые потеряли прозрачность от времени
и погодных условий.


Отметим, что работал Эдуард Шапранский не шлифмашинкой, а обыкновенной электродрелью, на которую абразивный круг устанавливается с помощью насадки-переходника. Это было сделано для того, чтобы показать возможность эффективной работы материала даже без профессионального инструмента. Несмотря на то, что дрель не обладает ходом эксцентрика, как профессиональные шлифмашинки, необходимый результат был получен неожиданно быстро.

После матирования фара была очищена от частиц пластика и остатков абразивного материала с помощь специального очистителя 3М Perfect-it и специальной ультрамягкой салфетки. Затем настал черед полировки. Эдуард нанес на фару полировальную пасту Plastic Restore и с помощью зеленого полировального круга приступил к полировке. Несколько минут – и фара приобрела прозрачность, так что можно было легко рассмотреть в деталях лампы, которые ранее были едва различимы сквозь желтизну и посеченность обтекателя. В целом непосредственно на работу дрелью с шлифовальным и полировальным кругами у мастера ушло не более 20 минут.

Кузовные работы «на ходу»Кузовные работы «на ходу»
При обработке фары по полному циклу проводилась глубокая шлифовка профессиональным инструментом.Полировка фар проводилась с помощью обычной дрели и насадки-переходника для абразивных кругов.

Однако тут обнаружилось, что на прозрачной в целом фаре стали слишком хорошо видны глубокие царапины на боковой части фары (видимо, полученные в результате неудачной парковки). Матирующий 3-тысячный абразив по определению не мог с ними справиться. Также кое-где на фаре были видны остатки защитного покрытия пластика. Здесь, видимо, необходимо сделать отступление и объяснить, почему вообще желтеют фары.

Пластики, в т.ч. поликарбонат, имеют склонность к пожелтению под воздействием ультрафиолетового излучения, присутствующего в солнечном свете. Чтобы предотвратить пожелтение фар, на заводе на них наносится специальное защитное покрытие – УФ-фильтр. Однако со временем, под воздействием перепадов температур, ударов по обтекателю частиц песка и мелких камней во время движения, водной эрозии и самого УФ-излучения – покрытие постепенно растрескивается и осыпается, после чего фары начинают быстро желтеть.

Особенно склонны к пожелтению фары, обтекатель которых находится под меньшим углом к горизонтали – такие фары получают больше УФ-облучения, когда солнце в зените, и соответственно, ультрафиолет активнее проникает через атмосферу. Поэтому отполированные и очищенные от последних остатков защитного слоя фары необходимо либо полировать снова через полгода-год (в зависимости от времени нахождения машины на солнце и формы фар), либо оклеить защитной пленкой.

Возвращаясь к нашему эксперименту – с учетом сказанного было решено также оклеить фары пленкой во избежание дальнейшего пожелтения. Однако, что же было делать, оклеивать фары с глубокими царапинами и остатками защитного покрытия? Посовещавшись, специалисты 3М приняли решение – начать все сначала на уже обработанной фаре: от работы крупными абразивами и затем матирующими – до полировки в два этапа.

Полный процесс восстановления вида фары, очень близкого к первоначальному, выглядит так. Сначала обтекатели обрабатываются по очереди абразивами от крупных ко все более мелким: абразивными кругами 3M Hookit 225P диаметр 76 мм P500 и затем 3M Hookit 260L, диаметр 76 мм, P800. После них абразивными матирующими дисками 3M Trizact, диаметр 76 мм: сначала Р1000, потом Р3000. Затем выполняется полировка в два этапа: зеленым полировальным кругом 3M Perfect-it с пастой Plastic Restore и финишная полировка желтым полировальным кругом с пастой Plastic Polish.

Кузовные работы «на ходу»Кузовные работы «на ходу»

Первоначальное состояние и вид фары после полировки – результат всего 20 минут работы. Нагляднее некуда!

В целях экономии времени собравшихся, а также чтобы иметь возможность сравнить состояние фар нашего Opel «до» и «после», было решено делать сначала только одну фару. Тут уже мастер работал профессиональными шлифовальной (с эксцентриком) и полировальной машинкой. Работа над фарой заняла не более 40 минут, включая время на смену кругов. Таким образом, можно предположить, что параллельная работа с двумя фарами должна была бы занять около часа времени.

А как же предубеждение на счет того, что полировка фар одного автомобиля – это 4-5, а то и более часов рабочего времени? Дело в том, что такая большая трудоемкость процесса обычно вызвана использованием мелких абразивов и полировальных паст, предназначенных для работы с автомобильными лаками, которые по определению гораздо мягче пластика фар. Более того, в авторемонте используются матирующие абразивы и пасты, рассчитанные именно на условия кузовного ремонта, когда машину полируют сразу после сушки. На этом этапе лак, время окончательной полимеризации которого составляет до нескольких дней, – намного мягче заводского.

Совершенно естественно, что абразивы и пасты для мягкого ремонтного лака с огромным трудом (и с большим расходом материалов) «вгрызаются» в твердый пластик. А вот материалы для работы именно с пластиком фар буквально «слизывают» слой за слоем, после чего финишная паста доводит отражатель буквально до заводского состояния. Нет только УФ-покрытия, которое будет заменено пленкой.

Конечно, можно предположить, что пластик фар более престижных, чем Opel, автомобилей, будет несколько сильнее поддаваться обработке. Однако вряд ли разница составит разы – все-таки пластик или поликарбонат – все равно пластик. Поэтому время обработки фар престижного автомобиля, если назначить цену в 800-1000 гривен за пару часов работы – вполне приемлемые трудозатраты.

Фары: оклейка пленкой – обязательна
Кузовные работы «на ходу»Так как обтекатель фар нуждается в обязательной защите, стоит разобраться, каждая ли пленка защищает фары и в каких целях она вообще применяется. На наши вопросы ответил Сергей Высочин, специалист компании AutoProTech.

«Фары желтеют не только из-за ультрафиолета. Пластик фар сам по себе абсолютно прозрачный, но у разных производителей он разного качества, и особенно несовершенный он в старых автомобилях. В новых автомобилях (кроме китайских) – начиная, скажем, с 2008 года выпуска – пластики используются достаточно качественные. Вся проблема – в поликарбонатном лаке, нанесенном на пластик, и в пластике низкого качества (пластик тоже имеет свойство загрязняться, желтеть).

Оклейка фар пленкой – востребованная услуга. Фары сейчас на новых автомобилях очень дорогие, поэтому данный метод позволяет хорошо защитить их от внешнего воздействия. Но на оклейку к нам приезжают не только новые машины. Приезжают автомобили и после полировки, как в случае с Opel Astra, ведь услуга восстановления фар в разы дешевле покупки новых.

Что касается самой пленки, есть два вида: ПВХ (виниловая) и полиуретановая (антигравийная). Обычно мы используем полиуретановую пленку. За счет своей толщины (215 мкм) она многофункциональна и применяется для защиты как кузова, так и оптики, при этом производитель предоставляет гарантию на пленку 10 лет, что она сохранит свои характеристики и выдержит все нагрузки. В целом, все фары головного света на старых машинах, которые мы оклеивали после полировки, равно как и на новых авто – проблем с пожелтением у них больше не возникало. «Винил» же, хотя он устойчив к УФ-лучам в течение 10 000 часов, клеится на фары только по согласованию с клиентом и исключительно для изменения внешнего вида фары (например, для тонировки), так как он гораздо тоньше (70-150 мкм), имеет определенную шагрень и преломление света за счет своей структуры. И все же право выбора пленки остается за клиентом, мы же можем только посоветовать полиуретановую плёнку.

Еще одно отличие между этими двумя пленками – виниловая не пропускает УФ-лучи, тогда как полиуретановая пропускает, но эти качества опять же были первоначально заложены в их характеристики. Пленка ПВХ изначально предназначалась для изменения цвета кузова или, как в случае с прозрачной виниловой пленкой, для защиты рекламной продукции, наклеенной на кузов, от выгорания. Полиуретановая же применяется непосредственно для защиты кузова от вредных компонентов окружающей среды (пыль, мелкие камни на дороге и пр.). Оклеивать этой пленкой весь кузов нет необходимости (хотя некоторые автолюбители готовы на это), да и себестоимость ее выше себестоимости виниловой пленки, поэтому полиуретан применяется чаще всего для отдельных деталей (бампер, капот, пороги и т.д.) или даже для их частей, так что оклеенные участки со временем выгорают так же, как и не оклеенные.

Оклейку фар двумя пленками мы не рекомендуем. Клей, применяемый в пленках, взаимодействуя с различными деталями автомобиля, держится хорошо, но вот удачных примеров пленки на пленке мы еще не видели. Да и в этом нет нужды, потому что за годы существования пленки на нашем рынке мы также не видели пожелтевших фар, которые были ранее оклеены полиуретановой пленкой.

Так что, для того чтобы восстановить внешний вид оптики после 5-6 лет эксплуатации, поликарбонатный лак снимается, вследствие чего остается незащищенный пластик, который обязательно нужно оклеить и таким образом защитить пленкой, иначе он быстро повредится и превратится в «потрепанную» фару. Еще раз повторю, оклейка фары пленкой после полировка обязательна!»

Разумеется, можно просто заменить пожелтевшую фару дешёвым тайваньским или китайским аналогом. Но надолго ли? Если и менять фару, так лучше на оригинальную – в таком случае качества точно хватит на десятилетие вперед. Но вряд ли сегодня кто-то захочет отдать далеко не лишние деньги за новую оригинальную фару, которая в разы превышает стоимость ее восстановительного ремонта.

Денис Петров

Опубликовано в журнале autoExpert №4'2015. Использование материалов возможно только со ссылкой на источник

solutions.3m.com
Благодарим за содействие компанию AutoProTech
г. Киев, ул. Большая Окружная, 2, тел.: (044) 332-06-46, (099) 153-49-86


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 (голосов: 0)


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Архив

Февраль 2018 (20)
Январь 2018 (10)
Декабрь 2017 (26)
Ноябрь 2017 (28)
Октябрь 2017 (26)
Сентябрь 2017 (26)


Для размещения рекламы обращайтесь в рекламный
отдел по телефону:

+38 (067) 537-82-42