autoExpert


autoExpert » СТАТЬИ » Автобизнес в лицах » Ремонт АКПП. Одесский флагман

Ремонт АКПП. Одесский флагман

Цикл наших бесед о специфике и проблематике работы предприятий, специализирующихся на ремонте АКПП, продолжаем с Андреем Васильевичем Бондарем, директором одесского «Центра по ремонту автоматических коробок».

Ремонт АКПП. Одесский флагман

Эффекты новизны
Адаптация системы отечественного автосервиса к потребностям современного рынка привела, в частности, к появлению универсальных специализированных ремонтных предприятий, как бы ни парадоксально не звучало это словосочетание. Прежде всего, речь идет о ремонте сложнейших и очень требовательных узлов и агрегатов, среди которых автоматические коробки перемены передач являются лидерами проблем – в силу своего великого модельного разнообразия, исключительной сложности диагностики, а подчас и непредсказуемости ремонтных последствий. Чем выше профессиональный уровень ремонтника, тем этих «непредсказуемостей», естественно, меньше, хотя свести их к нулю не удается даже в Америке.

Однако стремиться к таким показателям не возбраняется никому, и некоторые украинские предприятия в этом неплохо преуспели. К сожалению, их в нашей стране – единицы.

К их числу принадлежит одесский «Центр по ремонту автоматических коробок» (ЧП Бондарь А.В.). К главным преимуществам этого предприятия следует отнести наличие не только опытных мастеров, но собственный станочный парк для токарных, фрезерных и шлифовальных работ, а также компьютерную диагностику и все прочее, необходимое для всеобъемлющего ремонта АКПП, включительно до полного ремонта гидротрансформатора. Здесь работает 12 мастеров вместе с токарем, персонал администрации, ремонтируют около трех десятков АКПП в месяц.

Мастера «Центра…» утверждают, что системной конкуренции в сфере их деятельности в Одессе практически нет. Аналогичные специализированные предприятия если время от времени и появляются, то ненадолго, или занимаются чем-то несложным – ведь для такой работы одного энтузиазма недостаточно.

Различными СТО производятся некоторые сервисные и ремонтные операции, но общей картины это не меняет – в морской столице Украины основным деятелем на рынке ремонтных услуг в сфере АКПП остается ЧП Бондарь А.В.

– В сфере ремонта АКПП у нас еще не было такой задачи, с которой бы мы не справились, – говорит Андрей Васильевич. – Даже если речь идет о коробке, которой мы раньше не видели, например, о какой-то новой модели или ее модификации. Ремонт АКПП американских автомобилей тоже практически всегда нам в новинку, но за такие дела мы беремся со всей ответственностью и безбоязненно. В подобных случаях клиент просто должен определиться с рентабельностью затеи. Ведь для уникальных АКПП требуются уникальные запчасти, и их поиск, приобретение, доставка обойдутся дороже, чем в «обычных» случаях. Трудозатраты на такой ремонт тоже существенно выше. Обо всем этом мы рассказываем клиенту, и если такие перспективы не кажутся ему слишком мрачными, начинаем делать свою работу.

Если говорить в общем, то в нашем деле трудно выделить даже какие-то доминирующие виды ремонтных работ. Разнообразие неполадок настолько велико, что выделить из их числа «приоритетные» было бы очень сложно. Более всего заказов на Toyota, но это объясняется лишь тем, что этих автомобилей и соответствующих модификаций АКПП на рынке просто очень-очень много.

Ремонт АКПП. Одесский флагманРемонт АКПП. Одесский флагман

Так что многим заказам присущ эффект новизны, и это реалии нашей работы. Это не означает, что в таких случаях нам приходится «изобретать велосипед». Мы поддерживаем контакты с коллегами в других городах и почти всегда получаем очень квалифицированные советы и рекомендации. К нам, естественно, другие мастера тоже обращаются в аналогичных случаях.

Бывает, в работу попадает какой-нибудь «уникум», на который запчасти вообще днем с огнем не сыскать. Тогда мы обращаемся к нашим заводским партнерам, благо в Одессе предостаточно высокотехнологичных предприятий, и, например, наварить шлицы на «незнакомом» валу – это не проблема.

Хотелось бы, конечно, иметь рекомендации, ремонтные технологии и инструкции от производителей. Но при нашем универсализме накапливать нормативную документацию на какие-то модели АКПП, при том, что их в нашей практике – многие сотни, вряд ли имеет смысл. О новинках узнаем на обучающих семинарах, которые организовывает киевское предприятие «Украинский центр трансмиссий» (UTC), от коллег, но главный источник такой информации для нас – собственный опыт.

Гарантия присутствия на рынке
Наша отрасль сложилась такой, какая она есть, и потребности клиентов удовлетворяются соответственно уровню и возможностям ремонтного предприятия. Подтвердить этот уровень какими-то гарантийными обязательствами вряд ли возможно, потому что гарантии на ремонт агрегата лимитируются гарантиями производителя на запчасти, а такие лимиты значительно ниже, чем хотелось бы заказчику иметь на весь агрегат. Ни один мастер не может дать гарантию больше, чем она дается на запчасти. Ставить пару-тройку дорогих запчастей с высокой гарантией тоже не имеет смысла, потому что АКПП запросто может выйти из строя по другой причине. Чтобы дать гарантию, мастер должен быть уверен в каждой детали, вплоть до мельчайших дефектов, которыми, в принципе, можно было бы и пренебречь.

Поэтому задачей мастера является достижение оптимального расклада по эффективности и цене ремонта, а его качество может подтвердиться только практикой, ходимостью агрегата. Чем лучше ремонт – тем дольше прослужит АКПП. Вот это и есть тот критерий, на который мы главным образом ориентируемся. Для нас это означает накопительный репутационный эффект, который и является нашим конкурентным преимуществом и гарантией присутствия на рынке.

Автомобиль – не роскошь. Роскошь – это запчасти
Можно было бы рассказать о многих нестандартных неисправностях АКПП или анекдотических случаев их появления, но я уверен, что подобных историй мои коллеги и сами могут поведать в избытке. Поэтому остановлюсь на вопросах, которые считаю существенными для нашей отрасли в целом, и с которыми не совсем понятно, как поступать.

Во-первых, долговечность работы агрегатов автомобилей, в т. ч. и АКПП, для мирового автопрома все явственнее перестает быть приоритетом. Наверное, все ремонтники АКПП заметили, что для более старых моделей пробег агрегата до ремонта был значительно выше, чем для новых модификаций. Это происходит за счет снижения качества материалов, из которых изготавливаются комплектующие – вместо металла все чаще применяются пластмассы, да и сами металлы и сплавы уже не те.

Ремонт АКПП. Одесский флагманРемонт АКПП. Одесский флагман

Взять, например, износ различных втулок. Если раньше в 4-5-ступенчатых АКПП о таких проблемах не слышали и при правильном уходе втулки вместе с коробкой «выхаживали» и 200, и 300 тыс. км пробега, то в новых моделях, при прочих равных условиях, весь комплект втулок выходит из строя уже через 100 тыс. км. Конечно, бывает и больше, но тенденция к снижению качества АКПП очевидна. То есть не качества, а запланированного и прогнозируемого ресурса.

Казалось бы, для ремонтников это, в общем, должно быть довольно прибыльным явлением. На самом деле это не так.

Автомобили перестали быть предметом роскоши, теперь они стали доступны многим. Предметом роскоши стали запчасти для их ремонта (и топливо, кстати).

Все больше б/у автомобилей за границей идут под разборку. В результате б/у АКПП уже может стоить раза в четыре-пять дешевле, чем ее ремонт. Другое дело, что из этих четырех-пяти б/у АКПП работоспособной может оказаться лишь одна (практика это подтверждает). К сожалению, выявить ее практически невозможно. Да, их можно проверить на стенде, и все будет тип-топ, а через неделю коробка выйдет из строя, потому что к продаже ее подготовили, и, например, промыли фильтр от грязи. Но причину засорения фильтра (скажем, появление металлической «стружки» от неправильной работы трущихся пар) не устранили и даже не выявили. Но без этого промывка фильтра бессмысленна, а данные испытаний на стенде – ненадежны.

Особенно широк ассортимент подобных предложений в Западной Украине. Хорошо это для нас или плохо? Рынок б/у АКПП на наш бизнес, безусловно, влияет, но негативные последствия этого явления можно в какой-то степени нивелировать. Поэтому мы все плотнее контактируем с поставщиками таких агрегатов, и не без пользы для себя. Во-первых, это позволяет по мере необходимости как-то решать вопросы по запчастям. Для поставщиков это – агрегат, а для нас – набор запчастей, которые вполне могут пойти в дело.

Три в одном, или кто такой специалист по ремонту АКПП?
Следующий момент, на котором я хотел бы остановиться – подготовка кадров. Я согласен со своими коллегами в том, что ремонт АКПП – это отдельный сегмент автосервиса, и такая специальность – «слесарь по ремонту АКПП», должна получить официальный статус. На самом деле не все так просто, как кажется на первый взгляд.

Ремонт АКПП. Одесский флагманРемонт АКПП. Одесский флагман

Во-первых, сейчас таких специалистов в Украине пока что можно подготовить только на частных предприятиях, специализирующихся именно на ремонте АКПП. Во-вторых, кто такой этот «специалист»? На моем предприятии ремонтом конкретной АКПП занимается сразу несколько человек, и для каждого есть свой участок работы. Это не один мастер, а бригада. Первый перебирает гидроблок, второй делает токарные работы, электронщик настраивает, адаптирует, проверяет и «обучает» АКПП. К тому же, нам часто приходится не столько делать, сколько доделывать после кого-то. «Механику» сделают, а в гидроблок сами не заглядывают, приносят нам. Или коды в электронном блоке надо переписывать.

И как быть? Ведь в ремонте АКПП фактически задействованы разные специалисты. Как привести их к общему знаменателю их профессии? Учить по-бригадно? Лично я ответить на этот вопрос затрудняюсь.

Кроме того, все мы знаем: чему бы специалиста не учили, а он приходит на производство, и все надо начинать практически с нуля.

Это если говорить о рабочих. А инженеры такого профиля нам разве не нужны? Но АКПП в вузах практически не изучаются. В лучшем случае там предоставят возможность ознакомиться с какими-то общими принципами их работы, и объяснят устройство одной или нескольких конкретных моделей. Этого совершенно недостаточно не только для инженера, ни и для рабочего. Кроме того, никакие наши учебные заведения физически не в состоянии отслеживать новинки в этой сфере, тем более – включать их в учебные процессы.

Но решить вопрос с «легализацией» нашей профессии хотя бы формально я считаю необходимым. В конце концов, это для человека – социальный статус, а такими вещами тоже пренебрегать не следует.

Ассоциация: в чем корпоративный интерес?
В завершение хотел бы сказать несколько слов и об ассоциации предприятий, специализирующихся на ремонте АКПП. Рано или поздно, но создавать нам ее, по-видимому, придется. Я полностью разделяю предпосылки для учреждения такой ассоциации, сформулированные генеральным директором UTC Сергеем Архипенко, однако, я считаю, нам следует более четко определить, в чем заключается наш корпоративный интерес. Ведь он может и выходить за рамки сугубо ремонтных и даже образовательных вопросов. Для примера: киевское предприятие «Турбобосс», специализирующееся на ремонте турбокомпрессоров, сумело наладить партнерские отношения даже с авторизованными («фирменными») СТО, которые, очевидно, не ремонтируют турбокомпрессоры, и сочли такое сотрудничество целесообразным. Но ведь АКПП на этих СТО тоже не отремонтируют так, как это можем сделать мы. Под силу ли нам выйти на такой же уровень? Если да, то что для этого нужно? Это я говорю просто для примера, хотя вопрос, на самом деле, глубже: можем ли мы определить перспективы развития нашей отрасли, и есть ли у нее для такого развития ресурс? Под таким углом зрения вопрос о создании ассоциации может решиться гораздо проще.

Подготовил Сергей Пархомов

Опубликовано в журнале autoExpert №2 2017. Использование материалов возможно только со ссылкой на источник.

«Центр по ремонту автоматических коробок»
г. Одесса, Черноморского казачества, 118
тел. +38 (068) 661 91 60
+38 (093) 034 61 50
+38 (066) 276 17 02
+38 (048) 716 65 63, 62
Время работы: с 10-00 до 20-00
Выходной: суббота, воскресенье

www.autobox.od.ua


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 (голосов: 0)


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Архив

Ноябрь 2017 (16)
Октябрь 2017 (26)
Сентябрь 2017 (26)
Август 2017 (44)
Июль 2017 (29)
Июнь 2017 (26)


Для размещения рекламы обращайтесь в рекламный
отдел по телефону:

+38 (067) 537-82-42