autoExpert


autoExpert » СТАТЬИ » Автобизнес в лицах » Украинский рынок шин. Особенности и тенденции

Украинский рынок шин. Особенности и тенденции

Украинский рынок шин. Особенности и тенденцииОб особенностях и тенденциях украинского рынка шин - наша беседа с экспертом, генеральным директором компании ИнтерШина Русланом Горбенко.

- Руслан, обрисуйте, пожалуйста, основные тенденции украинского рынка шин за последние годы.
- В 2008 году в Украине был пик продаж автомобилей, но не шин. К 2013-му и летние, и зимние комплекты шин автомобилей, купленных в 2008-м, уже были изношены. Поэтому самые высокие показатели по шинному рынку Украины были зафиксированы в 2013 году - было продано 7-7,5 миллионов шин за этот год. 6,5 миллионов из них - шины для легковых автомобилей, оставшийся миллион - шины для грузовой, сельскохозяйственной и спецтехники.

2014 год стал переломным - началось падение рынка шин. Начало военных действий на востоке, скачок курса доллара в конце года и, как следствие, низкие показатели продаж за это год привели к банкротству некоторых крупных игроков шинного рынка Украины. Хотя вплоть до 1-го января 2015-го торговля с Крымом ещё осуществлялась, то есть, шины, которые были завезены в Украину легально, имели сертификаты качества и т.д., можно было без особых проблем продавать в Крым.

В 2014-м году рынок автомобильных покрышек в Украине снизился приблизительно на 2 миллиона. В 2015-м году, в связи с ограничением торговых территорий Украины по Крыму, Донецку и Луганску, украинский шинный рынок потерял ещё порядка 25% рынка сбыта. Конкретно для нашей компании, основанной и получившей свое развитие в Луганске, потери составили около 40%.

В 2014-м, 2015-м годах, невзирая на приплыв автомобилей из оккупированных территорий, ни особых очередей на шиномонтажных станциях, ни увеличения пробок на дорогах не наблюдалось. Резкий скачок курса доллара и цен на бензин привел к снижению платёжеспособности населения. Многие автовладельцы по окончанию зимнего сезона не стали менять покрышки, а продолжали эксплуатировать зимние и летом.

В середине лета 2016 года возрос спрос на летние шины, люди покупали их с расчётом на летний сезон уже 2017-го года, соответственно весной 2017-го резкого роста продаж, как в зимний сезон 2016 года, ждать уже не приходится.

В 2017 году мы ожидаем стабилизацию рынка и очередной его передел между марками. Есть российские компании, которые не хотят терять свой сегмент рынка, к примеру, «Кама», чей бренд представляет «Омега-Автопоставка». Tunga и Cordiant (представляет «Технооптторг») предоставили индивидуальные скидки для нашего рынка, это и позволило им сохранить долю рынка.

А есть серьезные игроки, которым украинский рынок стал не интересен. Владелец российского «Амтел», он же владелец Pirelli, китайская госкорпорация Chem China, не счел интересным для себя предоставлять индивидуальные условия для украинского рынка. Им интереснее изготавливать шины Pirelli на российских мощностях Кировского и Воронежского заводов и продавать их в Европу, т.к. технологии изготовления, оборудование и стоимость производства, по сути, те же.

- Какой процент продаж приходится на импортные, а какой - на украинские шины?
- Если говорить о 2013-м, доля шин компании «Росава» на украинском рынке составила порядка 17%, то есть около 900 тысяч шин. В 2014-м году «Росава» охватывала 25% рынка Украины, в 2015-м - 34%, в 2016 году этот показатель вырос до 40%. Такой скачок в этом году обусловлен тем, что с 01.01.2016 года введена пошлина на все российские шины. Теперь конкурировать «Росаве» приходится только с «Белшиной», которая нарастила свои продажи вдвое.

- Какие наблюдаются тенденции сегодня?
- Если рассматривать сегодняшнюю ситуацию, то мы наблюдаем тенденцию к увеличению продаж: в 2015-м продажи составили в районе 4-х миллионов, в 2016-м ожидается 5,5-6,0 миллионов легковых и грузовых шин.

Если сравнивать цены (в валюте) на шины в 2008-м и 2013-м, то в 2013-м году шины были дешевле где-то на 20%. Если сравнивать сегодняшние цены с ценами 2008-го года, то сейчас цены ниже приблизительно на 50%. То есть, в финансовом эквиваленте рынок значительно падает.

Сейчас на украинском рынке можно выделить ТОП-5 импортёров автомобильных шин, и все они делают акцент в продажах на марки, на которые у них есть эксклюзивные права. Им не выгодно продвигать бренды, права на продажу которых предоставляют всем, и тем самым втягивать себя в борьбу за нижайшую цену среди многочисленных конкурентов за счёт уменьшения собственной прибыли.

- Назовите эти ТОП-5 импортёров (в алфавитном порядке).
- «Аскания Авто» (после объединения с компанией «Автоленд»), ИнтерШина, «Омега-Автопоставка», «Сиол», «Технооптторг». Это именно импортёры, и мы не берём во внимание производителей, имеющих свои представительства и склады (Nokian, «Белшина», Michelin, Goodyear).

- Что Вы скажете по поводу наварных шин в грузовом сегменте? Поляки, например, закупают в Голландии каркасы, на основе которых изготавливают свои шины и позиционируют их как супер-качественные с проверенными рисунками протектора…
- Их стоимость не на много ниже стоимости шин китайского производства, а что касается качества - эти заявления нужно подтверждать какими-то фактами (испытаниями, пробегами и т.д.). Если мы хотим сэкономить, то на грузовые автомобили нашей компании мы ставим покрышки китайского производства, и только на рулевую ось - более дорогих брендов, и это - распространенная практика в Украине.

Далее. Гарантия 12 месяцев для грузового колеса - очень низкий показатель. При проведении закупок на импортные шины требования к гарантии - от 24-х до 60-ти месяцев. 12 месяцев гарантии только на шины «отечественного» производства (Rosava, «Кама», Belshina, «Алтайский шинный комбинат»,…). Хотя, справедливости ради, коммерческий транспорт полностью вырабатывает ресурс шины в среднем за 1,5-2 года.

И еще. Наварным шинам трудно конкурировать с шинами китайского производства хотя бы по тому, что в Украине нет антидемпинговых пошлин на ввоз китайских шин, в отличие от Европы, США и даже России. И при ввозе что китайских, что европейских наварных шин, таможенная база будет подстраивать стоимость по одним индикативам, что приводит к удорожанию таможенных платежей по наварке. Для отечественной же наварки стоит проблема в поиске пригодных б/у-каркасов, которых в нужном количестве - нет.

- Если Вам предложат эксклюзивные права на представление наварной шины в Украине, это будет интересно?
- Нет. Даже беря во внимание корпоративные запросы и коммерческих, и госструктур, там всегда фигурирует понятие НОВАЯ шина, следовательно, потребительский рынок для наварки очень ограничен. Что касается понятия эксклюзивности бренда грузовых шин, раскрутить новый бренд при нынешней насыщенности и разнообразии рынка автомобильных покрышек очень сложный и кропотливый труд.

- В пику китайским шинам - они же пока еще низкотехнологичны…
- Да, безусловно. Очень важным показателем, например, является вес. Шины китайского производства, как правило, на 20% тяжелее, нежели шины более дорогих европейских брендов. Связано это с тем, что дорогие бренды используют современные технологии для снижения веса шины при её производстве, т.к. чем меньше вес покрышки - тем меньше и расход топлива. Само собой, это отражается и на итоговой стоимости таких шин.

Китайцы начинают копировать тот же Michelin или Bridgestone и добиваются снижения цены за счёт уменьшения глубины протектора и т.д.

В Китае есть ТОП-3 производителя грузовых шин: Double Coin, Triangle и Aeolus. Double Coin позиционирует себя, как китайский Michelin, у Triangle лицензия на поставку шин на Caterpillar… Сориентироваться в том, какой из многочисленных китайских производителей делает продукцию хорошего качества, можно только путём их проверки при тестовых пробегах. И нужно понимать, что в случае с китайскими производителями шин, чем дешевле шина - тем хуже качество.

В итоге, если взять сегмент шин для легковых автомобилей, то доля китайских производителей здесь - 3-5%, а в грузовом сегменте - 70%, а то и все 80%. Это что касается ЦМК (цельнометаллокордных) шин, в сегменте комбинированных шин, где «правят балом» «Росава», Белшина, Кама, ОШЗ, АШК - доля китайских производителей всего около 5%.

- Что Вы можете сказать про шины тайваньских производителей?
- Сейчас в таких странах, как Таиланд, Малайзия, Тайвань, Индонезия начали открываться заводы по производству автомобильных покрышек. Уже появились очень сильные игроки - индонезийский производитель Accelera, тайваньский Maxxis. Эти шины дороже китайских на 10-15%. При этом качеством они выигрывают у шин китайского производства. В китайских больше используется синтетический каучук, тогда как в этих - натуральный, что особенно ощутимо при эксплуатации в зимний период.

Вообще, на объемах продаж того или иного бренда очень сильно отражается страна-производитель. Шины производства Таиланда, Малайзии, Тайвани, Индонезии, Вьетнама продаются гораздо лучше, нежели шины производства Китая. Даже если взять шины Pirelli или Nokian, то российского производства они продаются хуже даже при более низком ценовом позиционировании, нежели такие же, но изготовленные на европейских заводах.

- Чем на сегодняшний день является компания ИнтерШина?
- В связи с тем, что мы недавно переехали из зоны АТО в центральную Украину, сейчас «Интершина» - игрок, который стремится восстановить лидирующую позицию на территории Украины. Входить в пятерку - это хорошо, но наша цель - быть номером «1». Сложившаяся на востоке нашей страны ситуация послужила для нас толчком к тому, чтобы обратить свое внимание на те направления, которыми мы ранее не занимались. Сейчас мы активно инвестируем в развитие эксклюзивных брендов.

Также ИнтерШина выкупила торговую марку «Днепрошина». Производим шины для сельскохозяйственной техники, шины с регулируемым давлением, которые используются в промышленной, военной отраслях…

- На базе какого производства вы занимаетесь off-take проектами?
- В марте 2016-го мы подписали договор по off-take проекту с компанией «Росава». Мы перевезли некоторое оборудование компании «Днепрошина» на производство «Росавы».

- Где сейчас расположены ваши склады?
- Киев, Борисполь, Днепр, Харьков, Мариуполь. Есть склады ответхранения. В Киеве и в Харькове у нас по 2 склада ответхранения (по одному нашему и по одному - нашего партнера). В дальнейшем мы настроены работать по этой схеме - отдавать складское хранение на outsourcing, это зачастую выгоднее, нежели содержать собственный склад, особенно в не больших городах.

Уже 3-й год мы занимаемся обустройством нашего центрального склада здесь, в Борисполе, проводим ремонтные работы в помещениях, свариваем новые ячейки для хранения шин и т.д.

Также активно развиваем две наши торговые интернет-площадки - это купленный нами интернет-магазин www.kolesiko.ua и наш обновленный сайт www.intershyna.ua. Это тот актив, который на данный момент прибыли не приносит, но должен быть у каждой крупной компании. Также мы планируем открывать новые склады.

- Когда в Борисполь переехал главный офис и склад?
- С 1-го июня 2014-го по 1-е августа 2014-го наша компания вообще не работала в связи с военными действиями в Донецкой и Луганской областях, большая часть сотрудников компании переехала на территорию, подконтрольную Украине, кто к родственникам, кто как. Мы уже понимали, что пути назад нет, и 17 июля купили складские и офисные помещения завода вентиляционного оборудования в Борисполе. С 1 августа начали активно заниматься ремонтом, постепенно вызывали наших сотрудников. Многие поначалу жили в заводском общежитии, некоторые живут и до сих пор. Многим сотрудникам, которые окончательно решили переехать сюда со своими семьями, мы оплачиваем съемные квартиры.

- И наболевшая тема: помогаете ли вы нашим фронтовикам?
- В 2014-м помогали довольно активно. Представитель Pirelli в Украине, Дмитрий Костинюк, был командиром взвода 57-го мотострелкового полка, этому взводу мы закупали рации, генератор и т.д.


Беседовал Александр Кельм

Опубликовано в журнале autoExpert №1`2017. Использование материалов возможно только со ссылкой на источник.

Украинский рынок шин. Особенности и тенденцииИнтерШина
Розница: (044) 339-0000, (098) 310-0000, (095) 540-0000, (093) 570-0000
Опт: (066) 537-0082, (063) 332-0082

Intershyna.ua


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 (голосов: 1)


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Архив

Ноябрь 2017 (16)
Октябрь 2017 (26)
Сентябрь 2017 (26)
Август 2017 (44)
Июль 2017 (29)
Июнь 2017 (26)


Для размещения рекламы обращайтесь в рекламный
отдел по телефону:

+38 (067) 537-82-42