autoExpert


autoExpert » СТАТЬИ » Автобизнес в лицах » Основы культуры ремонта. Часть 1. Стартеры и генераторы

Основы культуры ремонта. Часть 1. Стартеры и генераторы

Как говорил известный комедийный персонаж – все болезни от бескультурья. В применении к автосервисной специфике приходится констатировать, что подход «чинить что поломалось» – это и есть отсутствие культуры ремонта. Качественный ремонт, исключающий риск рекламаций, предполагает понимание и устранение причин поломки, а также профилактический подход.

Основы культуры ремонта. Часть 1. Стартеры и генераторы

Сложившаяся у нас «культура» минимально-необходимого ремонта – следствие бедности. Однако правда и в том, что скупой платит дважды. Поломка на шоссе вовремя не проинспектированного агрегата приводит к затратам, съедающим всю экономию. И основная проблема автосервисов, по большому счету, – в неумении преподнести клиенту необходимость выполнения тех работ, без которых затраты на эвакуатор становятся только вопросом времени.

Основы культуры ремонта. Часть 1. Стартеры и генераторыОднако, прежде чем обосновать клиенту необходимость превентивного обслуживания агрегатов, необходимо вооружиться аргументами. На примере стартеров и генераторов указанные принципы нам помогает раскрыть Владислав Мусафранов, генеральный директор компании «Генстар».

Комплексное видение агрегатных проблем
Универсальные автосервисы, сталкиваясь с поломкой агрегатов, например стартеров или генераторов, обычно уже не пытаются сами их чинить. Их снимают и передают на узкоспециализированные предприятия, как «Генстар» – это рациональный и устоявшийся во всем мире подход. Однако зачастую работники специализированных станций не уделяют своим клиентам должного внимания, не объясняют или неправильно объясняют причину выхода агрегата из строя.

Поход в стиле «взяли – починили – отдали» нельзя назвать признаком высокой культуры сервиса. В цепочке людей и компаний, задействованных в ремонте конкретного автомобиля, происходит потеря информации, вследствие чего работники универсальных автосервисов сталкиваются с определенными проблемами. Как правило, это проблемы со сроками выполнения ремонта, не всегда стабильная ценовая политика узкоспециализированной СТО и главное – качество выполненных работ.

Если отремонтированный, установленный на автомобиль агрегат повторно выходит из строя через пару дней или через месяц – это результат ситуации, когда специалист не рассказал, либо мастер не понял или не сумел донести информацию конечному клиенту. Либо клиент оказался не убеждаемым – то тогда это уже не техническая проблема, а вопрос компетентности мастера-приемщика.

Когда речь идет о ремонте генератора или стартера, следует подходить к вопросу широко, не ограничиваясь самим ремонтом. Необходимо понимание причин выхода агрегата из строя. Ведь надо устранить не только поломку, но и причину ее возникновения. Чтобы ситуация не превращалась в бег по кругу.

Основы культуры ремонта. Часть 1. Стартеры и генераторыОсновы культуры ремонта. Часть 1. Стартеры и генераторы
На коллекторах генераторов виден износ. Критическая стадия износа - на изображении справа. Медные кольца коллектора называются контактными, потому что по ним «скользят» щетки реле регулятора. Это позволяет «снимать» электричество с генератора, преобразовывать реле-регулятором и передавать его в бортовую сеть. Большой износ говорит о том, что генератор автомобиля долго не обслуживался. Такой износ появляется обычно после 100-150 тыс. км пробега, в зависимости от производителя агрегата.

Проблемы генераторов
Значительная часть проблем генераторов связана с состоянием бортовой сети автомобиля. Конечно, не стоит впадать в крайности и думать, что штатная аудиосистема, навигатор и зарядка планшета от прикуривателя могут «уложить» генератор – на такие нагрузки он обычно рассчитан. Другое дело, что при установке мощного кар-аудио с усилителем и сабвуфером на мощность генератора стоит обратить внимание.

Чаще всего в поломке генератора повинно не дополнительное оборудование, а неисправности бортовых систем. Возросшее потребление электроэнергии вследствие утечки тока или замыкания – частая причина критической перегрузки генератора. Например, в дизельных автомобилях старых моделей были случаи, когда не отключались свечи накала, видимо вследствие неполадок проводки или реле – лампочка гасла, но свечи продолжали работать. Это служило в итоге причиной выхода из строя генераторов.

Примерно в половине случаев выход из строя стартера или генератора не связан с этими агрегатами напрямую, а является следствием неисправности совместно работающего оборудования или неправильной эксплуатации водителем. Если новый агрегат в скором времени после ремонта или замены вышел из строя, то причина в 99% случаев в автомобиле, а не в агрегате.

АКБ и генератор – сладкая парочка
Простейший пример зависимости генератора от состояния АКБ – замыкание «банок» аккумулятора, который начинает постоянно потреблять ток в количествах, доходящих до половины мощности генератора. Естественно, тот перегревается и долго проработать в таком режиме не сможет.

Были случаи, когда отремонтированный генератор устанавливался в жару на автомобиль с разряженным аккумулятором. А ведь не зря на американских генераторах есть даже большая красная табличка, предупреждающая о необходимости зарядить аккумулятор перед установкой генератора на автомобиль. Потому что разряженный аккумулятор – это потребление, и если к нему добавить свет, музыку и инвертер, генератор может не справиться.

При установке нового или отремонтированного генератора на автомобиль надо взять за правило проверку потребления бортовой сети. На выходе из генератора надо снять показатели и сравнить количество потребляемой энергии с тем, какие потребители в данный момент работают. Если генератор работает на максимуме своих возможностей, то долго он не проходит.

При заезде автомобиля на СТО по причине поломки генератора необходимо сразу снять аккумулятор и поставить его на зарядку. При этом надо учесть, что если время ремонта непродолжительное (1-2 часа), то аккумулятор не успевает набрать полный заряд. А поскольку на автомобиле с неисправным генератором АКБ скорее всего критически разряжена, желательно заряжать аккумулятор на маленьком токе, поскольку быстрая зарядка негативно сказывается на дальнейшей его работе.

По большому счету генератор испытывает повышенную нагрузку даже просто после простоя автомобиля в течение нескольких дней. Всегда есть утечка энергии из аккумулятора, работает охранная система т.п. Потом владелец запускает двигатель, и генератор начинает издавать жалобный свист – это признак работы на полной нагрузке. Кроме того, генератор не заряжает АКБ на 100%, он максимум поднимает уровень заряда до 80-90%.

Основы культуры ремонта. Часть 1. Стартеры и генераторыОсновы культуры ремонта. Часть 1. Стартеры и генераторы
На обмотке генератора заметны следы, напоминающие пену, которая выступила между ламелями. Это говорит о том, что был очень сильный перегрев в результате большой перегрузки генератора. Происходит это вследствие езды на разряженном или вышедшем из строя аккумуляторе. Генератор постоянно работает в режиме зарядки. Плюс включенный свет, магнитола, кондиционер - и генератор вообще начинает перегреваться, вследствие чего и плавиться изоляция. Пена, которую видно на фотографии – это расплавленная изоляция. В 99% случаях при такой ситуации следующим выходит из строя диодный мост.Вышедший из строя диодный мост. На фотографии видны последствия той перегрузки, которая повредила и обмотку (фото слева). Диоды на диодном мосту расплавились, а это подтверждает тот факт, что генератор был значительно перегружен. Возможно, аккумулятор плохой или была дополнительная нагрузка, либо включались инверторы для работы приборов от 220 V. Эти факторы могут привести к работе генератора на пиковых возможностях.

Сегодня многие автопроизводители начинают комплектовать автомобили современными импульсными зарядными устройствами, которые заряжают АКБ на 100%. На паркингах в развитых странах есть возможность подключения автомобиля к электросети для поддержания уровня заряда аккумулятора. Чтобы после длительного простоя автомобиля его владелец не столкнулся с такими вот проблемами с генератором. Существует рекомендация раз в 3 месяца или хоты бы раз в полгода заряжать батарею зарядным устройством. Тогда аккумулятор будет работать не 2-4 года гарантийного периода, а гораздо дольше.

На приемке автомобиля в «Генстар» обязательно производится проверка состояния АКБ: на пусковой ток, на остаточный ресурс и т.п. Когда от ресурса аккумулятора остается 30%, то генератор практически постоянно работает под нагрузкой. И если автовладелец считает, что, продолжая ездить на умирающем аккумуляторе, он экономит деньги, то очень ошибается. Результатом будет ремонт генератора, а также другие расходы, связанные с поломкой в городе или на шоссе, не дай Бог – в зарубежной поездке. Тогда размер «экономии» человеку надолго запомнится – за эти деньги в Украине он мог бы провести превентивное обслуживание чуть ли не всех требующих этого агрегатов.

Также на ремонт в «Генстар» нередко попадают генераторы с автомобилей после «прикуривания» – добровольные помощники путают клеммы. А если имеет место замыкание в АКБ принимающего ток автомобиля, тогда страдает генератор машины-донора. С наступлением первых морозов такие клиенты появляются регулярно.

Чем опасна перегрузка
Постоянно ведя речь о перегрузке генератора, и, тем более, – объясняя клиенту СТО, чем конкретно она чревата для генератора, необходимо понимать механику и физику процесса. Причина выхода из строя генератора при большом энергопотреблении довольно проста. Когда генератор работает на максимуме своих возможностей и перестает справляться с энергопотреблением системы, происходит перегрев обмотки.

Генератор рассчитан на определенное потребление, и когда его значения постоянно держатся около максимума, агрегат начинает греться. Особенно это проявляется в летний период, при высокой температуре окружающей среды, особенно если автомобиль стоит в пробке. В таких условиях генератор может нагреться до температуры, превышающей температуру плавления изоляционного лака обмотки. В зависимости от производителя лака температура его плавления может составлять от 110 до 170ОС. Другой вариант – может найтись слабое место в диодном мосту, который тоже боится перегрузок, и может «выстрелить» диод.

Основы культуры ремонта. Часть 1. Стартеры и генераторы
Щеточный узел стартера. На этом фото видно, что на щеточном узле нет одной щетки. Справа графитовая щеточка присутствует, а в середине есть только пружина. Щетку «заездили» до такой степени, что пружина уже начала касаться ламели на якоре стартера. Когда щетка «скользит», происходит передача электричества, а когда металлическая пружин начинает касаться ламели, начинают образовываться искры, и на ламелях якоря стартера появляются прожженные точки и углубления.

Не место для самодеятельности
Существует еще достаточно много связанных с генераторами моментов, которые мастер универсальной СТО должен уметь объяснить своему клиенту. Например, современные автомобили, особенно часто – дизельные, комплектуют генераторами с инерционными шкивами, которые сглаживают вибрацию ремня. В своей практике «Генстар» сталкивался со случаями, когда вместо инерционных шкивов ставились обычные, либо инерционные в случае поломки просто сваривались. Это делается из-за высокой стоимости инерционного шкива.

На рынке попадаются и имитации под инерционные шкивы – выглядят они как инерционные, а на самом деле шкив цельнометаллический и на нем только резиновая накладка. Обычно после таких экспериментов с заменой шкива на некондиционный начинает «прыгать» ремень, что может привести даже к выходу из строя роликов.

И конечно, приводные ремни с роликами рекомендуется менять также, как ремни ГРМ, после 60-80 тыс. км пробега.

Задача узконаправленной станции – не только ремонтировать приведенные партнерами агрегаты, но и просвещать их относительно подобных моментов. Хотя, не все «специалисты» сами знают, что делают. Например, подбирают реле регулятора на агрегат, ставят генератор на стенд и все работает нормально. И после установки на автомобиль генератор тоже работает, но лампочки горят – сигнализируют об ошибке. Это означает, что сигнал регулятора не соответствует тому, что ждет от него компьютер – налицо проблема несовместимости. В таких случаях лучше ставить оригинальные регуляторы.

Проблемы стартеров
Стартеры, как и генераторы, также зависят от параллельно работающего оборудования, замыканий проводки, «залипания» замка зажигания, даже от незачищенных клемм.

Основы культуры ремонта. Часть 1. Стартеры и генераторыОсновы культуры ремонта. Часть 1. Стартеры и генераторы
Редуктор стартера. На этой фотографии продемонстрирована та часть редуктора, где «ходит» солнечная шестерня. На той части, что расположена ближе к краю, зубцы есть, а на той части, которая находится ближе к центру и где должно быть продолжение зубцов – все стерто. Этот износ возник из-за долгой эксплуатации стартера, или же, возможно, была некачественная запчасть. Еще одна распространенная причина таких повреждений – детонация двигателя при старте. В таких случаях, когда срабатывает зажигание, двигатель делает рывок назад на несколько зубцов шестерни. Обычно это происходит, когда не отрегулирована топливная система, или когда эксплуатируется автомобиль, на котором не отрегулирована или некачественно установлено ГБО. На таких автомобилях часто встречаются подобные поломки.
Разбит редуктор стартера. Сложно сказать, что послужило этому причиной. Возможно, бендикс остался в зацеплении с маховиком и произошел эффект жерновов. Эта фотография ярко иллюстрирует то, что происходит с редуктором, когда стартер остается в зацеплении с двигателем.

К поломке стартеров приводят проблемы с топливной аппаратурой, застывшее зимой дизельное топливо или просто низкий уровень топлива в баке, когда после остановки на неровном месте автомобиль не заводится. Часты попытки «прокачать» двигатель стартером после ремонта, выбраться из лужи или доехать до заправки 200 метров. Так или иначе, водитель начинает насиловать стартер, и когда такой агрегат попадает на сервис, мастера должны предупредить, что он был «загнан» – посинели от перегрева шейки валов.

В обычной эксплуатации этого произойти не могло, но люди возвращаются через неделю после установки нового стартера с фразой: «Вот, вышел из строя, наверное, гарантия». А когда вскрываешь такой агрегат, там все симптомы движения автомобиля на стартере. Надо предупреждать клиентов, что от профессионала этот факт скрыть невозможно.

Общие проблемы стартеров и генераторов
Причиной выхода из строя стартера или генератора может стать попадание масла. Например, можно заменить в генераторе щетки и коллектор (контактные поверхности якоря), а клиент вернется через неделю с той же проблемой. Потому что медные щетки в масляной среде могут проработать от недели до месяца – выход из строя гарантирован.

Основы культуры ремонта. Часть 1. Стартеры и генераторы

Для генераторов с пробегом представляет опасность и обычная влага. Обмотка якоря покрыта изоляционным лаком, и когда он новый, в нем нет трещин. Со временем от высоких температур, перепадов температуры и просто «от времени» лак растрескивается. И тогда при попадании в генератор достаточного количества воды происходит замыкание. Эта проблема характерна, например, для Toyota Prado.

Используемая для обработки дорог зимой химия попадая в обмотку генератора, «распирает» ее. В результате может лопнуть корпус агрегата. Тосол или масло при утечке или небрежности попадают на агрегат, и иногда приходится менять генератор целиком.

Превентивное обслуживание
Как уже было сказано, такие агрегаты, как стартер или генератор, периодически требуют осмотра и превентивной замены изнашиваемых компонентов. Эксплуатация сложных и дорогих узлов «до отказа» – это примитивный и нерациональный подход к обслуживанию автомобиля. Наиболее целесообразно обслуживание генератора и стартера раз на 100 тыс. км пробега – по практике это самый экономный вариант.

Основы культуры ремонта. Часть 1. Стартеры и генераторы

Своевременная замена щеток не даст якорю выйти из строя. Когда щетки стираются, в образовавшемся зазоре возникает сварочная дуга между их остатками и коллектором. Разряд прожигает коллектор, а прерывание контакта и скачки нагрузки могут вывести из строя реле-регулятор.

Также ограниченный ресурс имеют подшипники. Парадокс – все знают, что натяжные ролики надо менять по регламенту на 60-100 тысячах км пробега, а такие же точно подшипники в стартере, которые также крутятся без остановки, не меняют, пока они не зашумят! А ведь последствия разрушения подшипника печальны – якорь трет об обмотку. В результате выходят из строя и якорь, и обмотка, и дополнительные узлы.

Конечно, у разных агрегатов от разных производителей есть свои «фирменные болезни», поэтому в «Генстар» уже знают, на каком пробеге с ними обычно происходит та или иная неприятность. У генераторов часто горят регуляторы, у стартеров возникают проблемы с бендиксами, но это лишь самые простые примеры. Одни машины ходят до 300 тыс. км без проблем, у других стартер и генератор едва проходит 60-80 тысяч. Поэтому в среднем на 100 тысячах лучше провести ревизию состояния агрегатов.

Основы культуры ремонта. Часть 1. Стартеры и генераторыЭкономия должна быть…
По расхожему мнению услуги «Генстар» – дорогие. Но надо понимать, что клиент получает за свои деньги. Когда «Генстар» диагностирует агрегат по профессиональной технологии, то клиент получает полную дефектовку с рекомендациями по замене компонентов, как вышедших из строя, так и тех, срок эксплуатации которых подходит к окончанию. Клиент дальше сам принимает решение, что из этого он хочет заменить.

Если сравнить это с тем, как работают СТО в Европе – то там клиента никто не спрашивает. Меняют все, что надо, потому что степень ответственности станции за будущую поломку высока. В Украине эта ответственность низкая, поэтому наши СТО идут на поводу у потребителя. С другой стороны, в Европе и потребитель понимает, во что ему обойдется непредвиденная поломка. Наши автолюбители, которым хоть единожды «посчастливилось» остановиться на трассе в ЕС, тоже уже вкусили всех прелестей ремонта по европейским ценам, поэтому лояльны к предложению провести профилактику.

Да, наши мастера зачастую вынуждены вступать с клиентом в диалог на предмет объемов ремонта. В противном случае он просто скажет, что это ему не по карману и на этом попрощается. И пойдет на станцию, использующую другой подход – «лечить» то, что «умерло». Поэтому, если клиент упорствует в выполнении только тех замен, без которых дальнейшая эксплуатация агрегата невозможна, можно пойти на компромисс, но под его ответственность. «Генстар» в таких случаях дает гарантию не на работу агрегата, а на замененные запчасти. Хотя и на их работе может сказываться состояние других, изношенных запчастей.

Основы культуры ремонта. Часть 1. Стартеры и генераторыВосстановленное качество
Компания «Генстар» начала работать с 1994 года. Первые 3 года занимались стартерами, и за неимением доступа к информации учились в то время на собственных ошибках. Потом решили заняться генераторами, а лет 5-7 назад взялись за кондиционеры. Сегодня компания является авторизованным дилером OEM-производителей, официальным импортером запчастей и агрегатов ряда европейских брендов (запчасти и агрегаты). Компания также занимается продажей и ремонтом автономных отопителей, турбин, рулевых реек и насосов ГУР.

«Генстар» успешно занимается восстановлением в Украине купленных за границей б/у агрегатов. Скоро они будут продаваться под собственным брендом Rebcore – от слов rebuild core. Восстановленный агрегат – это оригинальное изделие, все части которого были восстановлены и прошли выходной контроль. «Генстар» дает гарантию на все восстановленные агрегаты и использует комплектующие только проверенных эксплуатацией брендов. Часть запчастей, таких как щетки и втулки, – приобретается только у оригинальных производителей. Подшипники используются, преимущественно, мировых брендов – KOYO, NSK.

У «Генстар» очень высокий уровень диагностики, поэтому восстановленные генераторы можно приравнивать к покупке нового агрегата. У компании есть стенд для работы с «умными генераторами», у которых реле работает в паре с компьютером. При диагностике агрегатов делается распечатка параметров. Конечно, с учетом всего сказанного в этой статье, продавая просто «на руки» новый агрегат, не видя старого и не понимая причин выхода из строя, невозможно дать гарантию.

Основы культуры ремонта. Часть 1. Стартеры и генераторы

Если же все процедуры пройдены верно, то успех ремонта – стопроцентный. Статистика выхода из строя реставрированных «Генстар» агрегатов в десятки раз ниже, чем по новым стартерам китайских производителей. Выше своей продукции мы ставим только оригинальную продукцию ОЕ-поставщиков. Даже хороший европейский, но не ОЕ-бренд, не сравнится в качественной реставрацией оригинала.

Подготовил Иван Савельев

О подходах компании «Генстар» к обслуживанию и ремонту компрессоров кондиционеров и систем рулевого управления читайте в одном из следующих номеров журнала autoExpert.

Адреса СТО «Генстар»:
г. Киев, ул. Криничная, 2
ул. Большая окружная, 4-Б
ул. Затышная, 7-Б
(095) 386-16-16, (067) 386-16-16
(093) 386-16-16, (044) 384-16-16
www.genstar.com.ua

Опубликовано в журнале autoExpert №2 2016. Использование материалов возможно только со ссылкой на источник.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 (голосов: 0)


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Архив

Ноябрь 2017 (16)
Октябрь 2017 (26)
Сентябрь 2017 (26)
Август 2017 (44)
Июль 2017 (29)
Июнь 2017 (26)


Для размещения рекламы обращайтесь в рекламный
отдел по телефону:

+38 (067) 537-82-42