autoExpert


autoExpert » СТАТЬИ » Автобизнес в лицах » Бизнес кузовного ремонта. Завтрашние ответы – сегодня

Бизнес кузовного ремонта. Завтрашние ответы – сегодня

Бизнес кузовного ремонта. Завтрашние ответы – сегодня Успешный бизнес – удел энтузиастов и результат неожиданных идей. ТМ Sikkens уже давно входит в международный концерн Akzo Nobel, и все же ее название хранит историю Вирта Виллема Сиккенса, который в удивительно далеком от нас 1792 году начал продавать краски собственного изготовления, предназначенные для карет. 200 лет спустя другой голландец-энтузиаст Ян ван Норден завез лакокрасочные материалы Sikkens в Украину. О современной украинской истории марки и в целом рынке ЛКМ рассказывает Олег Маниковский, владелец компании «Фарбы», официального импортера продукции концерна AkzoNobel.

– Олег, вы давно работаете с маркой Sikkens. Как она появилась в нашей стране?
– Можно сказать, что одним из основателей лакокрасочного бизнеса в Украине стал голландец Ян ван Норден, который в 90-е годы открыл в Киеве магазин по подбору красок Sikkens. Вся его семья так или иначе была задействована в бизнесе ЛКМ, и когда в 90-х годах этот сегмент начал развиваться в Украине, кто-то ему посоветовал попробовать открыть здесь свое дело. Довольно рискованный на тот момент шаг, я считаю. Тогда Союз только распался и наши рынки всерьез вообще никто не воспринимал. Но Ян рискнул. Надо отметить, что первым на наш рынок зашел тогда еще итальянский концерн Max Meyer. Затем пришел PPG. Третьим был Sikkens с Яном ван Норденом.

Не хочу никого обидеть, но правда в том, что до Яна все строили бизнес по принципу «продать побольше». А Ян брал краскопульт и показывал, как наносить краску, красить переходом, профессионально занимался подбором. В его магазин тогда приезжали со всей Украины, и очереди к нему стояли, как в церковь. Он брал в аренду камеру и проводил занятия для клиентов. То есть делал все ради лояльности к марке Sikkens. Позже его сотрудники открыли собственные магазины. Некоторые и до сих пор работают, сохраняя довольно сильные позиции на рынке.

– Как вы познакомились с Яном и в какой момент стали работать самостоятельно?
– На тот момент у нас был другой совместный бизнес, вообще не связанный с сервисом. В какой-то момент Ян вовлек меня в продажи красок и мы начали заниматься этим вдвоем. Он периодически уезжал, оставляя меня работать самостоятельно. Параллельно, кроме нас, был еще один дилер в Днепропетровске, который занимал всего процентов 30 рынка и в Киев не заходил. Отработав тут года четыре, Ян начал все же планировать возвращение обратно в Голландию. Но за годы совместной работы он дал нам ощутимую фору, т.к. понимал тенденцию развития рынка. Европа и Америка идут впереди нас, и Ян четко представлял, что и как будет происходить: в «мешалки» будут инвестировать, станции будут открываться (на тот момент полноценных станций подбором красок не было, были только магазины и «гаражи»). Эти этапы одинаковы в разных странах, просто где-то они прошли раньше. В Европе точно так же сначала были только магазины, потом стали появляться станции. Сначала в Германии, потом в Польше, затем и у нас.

Бизнес кузовного ремонта. Завтрашние ответы – сегодняБизнес кузовного ремонта. Завтрашние ответы – сегодня

В начале 2000-х казалось, что автомагазины со временем исчезнут с рынка, как когда-то станции массово вытеснили типичный для 90-х гаражный сервис. Сегодня судьба магазинов не столь очевидна: в соседней Польше они успешно работают в своем сегменте, поэтому можно предположить, что и в Украине они сохранятся.

– Вы сейчас смогли бы спрогнозировать, что произойдет с рынком красок в Украине в ближайшие годы?
– Чтобы понять, что будет у нас, нужно посмотреть, что сейчас в Европе. Значительных изменений уже не будет. Можно провести аналогию с футболом. Если посмотреть записи первой половины прошлого века, то мы увидим медленный футбол, где игроки бегают вокруг мяча, а мяч неспешно перемещается по полю. Затем футбол становится динамичнее. Затем набирает зрелищности. Сейчас футбол достиг практически своего предела, совершенства. Достичь чего-то большего не позволят возможности человека.

В красках также. Мы практически достигли предела. Могут быть только какие-то радикальные перемены с внедрением совершенно иных технологий, отличных от используемых сегодня.

Бизнес кузовного ремонта. Завтрашние ответы – сегодняВ 90-х мы видели, что доля магазинов красок была очень высока: сплошные магазины вокруг. Когда я подхватил у Яна этот бизнес, в Киеве было всего две станции, занимавшиеся малярными работами: «Илта» на Железнодорожном шоссе и Mercedes на Столичном шоссе. Больше станций с подбором в 1998 году не было. Были гаражи, работники которых бегали в магазины за краской. Затем появился цветоподбор на станции Ford, расположенной на улице Народного Ополчения. И примерно с 2000 года станции стали проявлять активный интерес к оборудованию для подбора цвета. А в 2004-м произошел резкий переход от магазинов к станциям.

Но это мы говорим о Киеве. В некоторых провинциальных городах до этого бума вообще не было станций. Только в 2003-2004 годах началось активное развитие бизнеса с появлением доступных кредитов. Автомобили стали продаваться в значительно больших количествах, чем ранее, и СТО были просто вынуждены открывать «малярки» из-за растущего спроса на услуги покраски. Что касается дилерских станций, их к этому стали принуждать автопроизводители. Естественно магазины начали закрываться. Доля рынка подбора краски на станциях стала активно расти. Коллеги из Польши говорят, что спроси я их о судьбе магазинов по подбору красок лет десять назад, то они бы однозначно сказали, что будущего у таких магазинов нет. Но сегодня доля рынка у таких магазинов в Польше на удивление большая. Не такая большая, как это было в 90-х годах, но все же весьма значительная. Поэтому, я думаю, что если уж в Польше нашлось место для магазинов, то и в нашей стране они будут существовать еще долго.

Что может измениться на рынке красок? Могут появиться новые производители, новые игроки. Они и сейчас уже появляются и постепенно отхватывают куски рынка у крупных концернов. Это не особенно крупные компании. Но они очень прочно стоят на рынке, особенно в Восточной Европе. У них свое производство красок, свои системы подбора цвета.

Бизнес кузовного ремонта. Завтрашние ответы – сегодня
Sikkens – традиционно сильный бренд с полным предложением по всем премиум-маркам автомобилей. Dynacoat Pro – качественная альтернатива дорогим системам, которая сегодня востребована в том числе на дилерских станциях.

– Это именно производства?
– Да, производства, поскольку это вовсе не сложно. Если я сейчас захочу заняться производством лаков, то могу пойти в киевское представительство компании Bayer, где мне дадут и составляющие, и базовую формулу лака. То же самое с красками. У всех производителей свои формулы, для которых они закупают необходимые компоненты. Все составляющие можно купить, они общедоступны.

Бизнес кузовного ремонта. Завтрашние ответы – сегодняСамое сложное в производстве красок и лаков – контроль качества. Это довольно затратно, и не каждый производитель может его поддерживать. Очень сложно осуществлять контроль сырья на входе, продукции на выходе и вести цветовую документацию. Наработать огромное количество формул – это очень трудоемкая работа и огромное капиталовложение. Само по себе производство красок не сложное. А производство лаков еще проще. Поэтому я сейчас отмечаю, что на рынке становится все больше и больше производителей, появляются новые бренды.

Сейчас очень много китайских производителей лаков и красок, которые постепенно выходят на украинский рынок. Пока китайские краски еще не отвечают стандартам или не дают стабильного качества. И это означает, что некоторое время у мощных концернов еще будет преимущество.

– В вашем случае в чем отличия Sikkens от Lesonal, а Lesonal от Dynacoat – трех марок концерна AkzoNobel, которые вы продаете?
– Sikkens позиционируется как марка топ-сегмента. Поэтому в ней сосредоточены все новые разработки концерна AkzoNobel, у нее самая полная линейка, она дает станции высокую скорость выполнения работ. Быстрый и высококачественный результат могут дать только премиальные марки. У марок более низкого уровня этого нет.

У Lesonal не такая широкая линейка, меньше грунтов, шпатлевок, лаков. Он чуть дешевле. Любым лаком можно накрыть базу. Но есть такие понятия, как «шагрень», «легкость нанесения», «полируемость». Это производственные моменты, которые в премиальной марке всегда лучше, проще, быстрее чем в более дешевых линейках.

Соответственно, Dynacoat еще дешевле. Это материалы на тот случай, когда цена имеет первостепенное значение. Поэтому с наступлением кризиса дешевые краски продаются лучше. Когда экономика на подъеме и цена для станции уже не играет существенной роли, вперед выходят премиальные бренды, обеспечивающие качество и скорость выполнения работ. Тогда станции начинают зарабатывать на объемах выполненных работ и скорость здесь очень важна. А когда станция недозагружена и скорость работы не имеет значения, она вынуждена экономить на материалах. А мы – продавать более дешевые материалы, чтобы удержать наших клиентов.

Бизнес кузовного ремонта. Завтрашние ответы – сегодня

Надо сказать, что Dynacoat выпустила новый продукт – Dynacoat Pro. Это сильная линейка красок, оставшаяся в том же ценовом диапазоне, но прибавившая в качестве. Таким образом Dynacoat Pro уже представлена даже на дилерских станциях. По техническому уровню она может конкурировать с красками очень высокого качества. Просто «Дайна» не предполагает техподдержку от концерна, а Sikkens ее гарантирует. Dynacoat на растворителях, а Sikkens – и на растворителях, и на водной основе. Кто выбирает экологию или кто вынужден ее выбрать по каким-то причинам, тот выбирает Sikkens. За рубежом уже красят только красками на водной основе. Красками на растворителях пользуется только Восточная Европа и страны «третьего мира», где это еще позволяет закон. По сути, повышая качество бюджетного бренда, на самом мощном материнском (европейском) рынке концерн ничем не рискует.

– Каковы сегодня ваши позиции в Украине?
– Сейчас сложно оценить. В целом, если учитывать всю продукцию концерна AkzoNobel, мы в числе первых. Утверждать, что мы лидеры, нескромно, а без цифр в руках, наверное, и неправильно. По сути, дешевыми брендами мы сейчас восстанавливаем позиции, которые временно в силу экономической ситуации в стране утрачивает Sikkens.

Бизнес кузовного ремонта. Завтрашние ответы – сегодня

Беседовал Александр Кельм

Опубликовано в журнале autoExpert №2 2016. Использование материалов возможно только со ссылкой на источник.

«Фарбы» – официальный импортер продукции концерна AkzoNobel под брендами Sikkens, Lesonal и Dynacoat
г. Киев, Киево-Святошинский район, с. Мила, ул. Комарова, корп. 23-Б
Тел.: +38 (067) 464-30-36, (044) 390-11-06, 390-11-07
Факс: +38 (044) 390-11-08
www.farby.net.ua


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 (голосов: 0)


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Спецвыпуски

Календарь

«    Июнь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Опрос

Направление вашего бизнеса

Продажа автомобилей
Автосервис
Оптовая торговля автокомпонентами
Автомагазин
Автоперевозки
Другое


Архив

Июнь 2018 (11)
Май 2018 (21)
Апрель 2018 (26)
Март 2018 (26)
Февраль 2018 (21)
Январь 2018 (9)


Для размещения рекламы обращайтесь в рекламный
отдел по телефону:

+38 (067) 537-82-42