autoExpert


autoExpert » СТАТЬИ » Автобизнес в лицах » Бизнес кузовного ремонта. Завтрашние ответы – сегодня

Бизнес кузовного ремонта. Завтрашние ответы – сегодня

Бизнес кузовного ремонта. Завтрашние ответы – сегодня Успешный бизнес – удел энтузиастов и результат неожиданных идей. ТМ Sikkens уже давно входит в международный концерн Akzo Nobel, и все же ее название хранит историю Вирта Виллема Сиккенса, который в удивительно далеком от нас 1792 году начал продавать краски собственного изготовления, предназначенные для карет. 200 лет спустя другой голландец-энтузиаст Ян ван Норден завез лакокрасочные материалы Sikkens в Украину. О современной украинской истории марки и в целом рынке ЛКМ рассказывает Олег Маниковский, владелец компании «Фарбы», официального импортера продукции концерна AkzoNobel.

– Олег, вы давно работаете с маркой Sikkens. Как она появилась в нашей стране?
– Можно сказать, что одним из основателей лакокрасочного бизнеса в Украине стал голландец Ян ван Норден, который в 90-е годы открыл в Киеве магазин по подбору красок Sikkens. Вся его семья так или иначе была задействована в бизнесе ЛКМ, и когда в 90-х годах этот сегмент начал развиваться в Украине, кто-то ему посоветовал попробовать открыть здесь свое дело. Довольно рискованный на тот момент шаг, я считаю. Тогда Союз только распался и наши рынки всерьез вообще никто не воспринимал. Но Ян рискнул. Надо отметить, что первым на наш рынок зашел тогда еще итальянский концерн Max Meyer. Затем пришел PPG. Третьим был Sikkens с Яном ван Норденом.

Не хочу никого обидеть, но правда в том, что до Яна все строили бизнес по принципу «продать побольше». А Ян брал краскопульт и показывал, как наносить краску, красить переходом, профессионально занимался подбором. В его магазин тогда приезжали со всей Украины, и очереди к нему стояли, как в церковь. Он брал в аренду камеру и проводил занятия для клиентов. То есть делал все ради лояльности к марке Sikkens. Позже его сотрудники открыли собственные магазины. Некоторые и до сих пор работают, сохраняя довольно сильные позиции на рынке.

– Как вы познакомились с Яном и в какой момент стали работать самостоятельно?
– На тот момент у нас был другой совместный бизнес, вообще не связанный с сервисом. В какой-то момент Ян вовлек меня в продажи красок и мы начали заниматься этим вдвоем. Он периодически уезжал, оставляя меня работать самостоятельно. Параллельно, кроме нас, был еще один дилер в Днепропетровске, который занимал всего процентов 30 рынка и в Киев не заходил. Отработав тут года четыре, Ян начал все же планировать возвращение обратно в Голландию. Но за годы совместной работы он дал нам ощутимую фору, т.к. понимал тенденцию развития рынка. Европа и Америка идут впереди нас, и Ян четко представлял, что и как будет происходить: в «мешалки» будут инвестировать, станции будут открываться (на тот момент полноценных станций подбором красок не было, были только магазины и «гаражи»). Эти этапы одинаковы в разных странах, просто где-то они прошли раньше. В Европе точно так же сначала были только магазины, потом стали появляться станции. Сначала в Германии, потом в Польше, затем и у нас.

Бизнес кузовного ремонта. Завтрашние ответы – сегодняБизнес кузовного ремонта. Завтрашние ответы – сегодня

В начале 2000-х казалось, что автомагазины со временем исчезнут с рынка, как когда-то станции массово вытеснили типичный для 90-х гаражный сервис. Сегодня судьба магазинов не столь очевидна: в соседней Польше они успешно работают в своем сегменте, поэтому можно предположить, что и в Украине они сохранятся.

– Вы сейчас смогли бы спрогнозировать, что произойдет с рынком красок в Украине в ближайшие годы?
– Чтобы понять, что будет у нас, нужно посмотреть, что сейчас в Европе. Значительных изменений уже не будет. Можно провести аналогию с футболом. Если посмотреть записи первой половины прошлого века, то мы увидим медленный футбол, где игроки бегают вокруг мяча, а мяч неспешно перемещается по полю. Затем футбол становится динамичнее. Затем набирает зрелищности. Сейчас футбол достиг практически своего предела, совершенства. Достичь чего-то большего не позволят возможности человека.

В красках также. Мы практически достигли предела. Могут быть только какие-то радикальные перемены с внедрением совершенно иных технологий, отличных от используемых сегодня.

Бизнес кузовного ремонта. Завтрашние ответы – сегодняВ 90-х мы видели, что доля магазинов красок была очень высока: сплошные магазины вокруг. Когда я подхватил у Яна этот бизнес, в Киеве было всего две станции, занимавшиеся малярными работами: «Илта» на Железнодорожном шоссе и Mercedes на Столичном шоссе. Больше станций с подбором в 1998 году не было. Были гаражи, работники которых бегали в магазины за краской. Затем появился цветоподбор на станции Ford, расположенной на улице Народного Ополчения. И примерно с 2000 года станции стали проявлять активный интерес к оборудованию для подбора цвета. А в 2004-м произошел резкий переход от магазинов к станциям.

Но это мы говорим о Киеве. В некоторых провинциальных городах до этого бума вообще не было станций. Только в 2003-2004 годах началось активное развитие бизнеса с появлением доступных кредитов. Автомобили стали продаваться в значительно больших количествах, чем ранее, и СТО были просто вынуждены открывать «малярки» из-за растущего спроса на услуги покраски. Что касается дилерских станций, их к этому стали принуждать автопроизводители. Естественно магазины начали закрываться. Доля рынка подбора краски на станциях стала активно расти. Коллеги из Польши говорят, что спроси я их о судьбе магазинов по подбору красок лет десять назад, то они бы однозначно сказали, что будущего у таких магазинов нет. Но сегодня доля рынка у таких магазинов в Польше на удивление большая. Не такая большая, как это было в 90-х годах, но все же весьма значительная. Поэтому, я думаю, что если уж в Польше нашлось место для магазинов, то и в нашей стране они будут существовать еще долго.

Что может измениться на рынке красок? Могут появиться новые производители, новые игроки. Они и сейчас уже появляются и постепенно отхватывают куски рынка у крупных концернов. Это не особенно крупные компании. Но они очень прочно стоят на рынке, особенно в Восточной Европе. У них свое производство красок, свои системы подбора цвета.

Бизнес кузовного ремонта. Завтрашние ответы – сегодня
Sikkens – традиционно сильный бренд с полным предложением по всем премиум-маркам автомобилей. Dynacoat Pro – качественная альтернатива дорогим системам, которая сегодня востребована в том числе на дилерских станциях.

– Это именно производства?
– Да, производства, поскольку это вовсе не сложно. Если я сейчас захочу заняться производством лаков, то могу пойти в киевское представительство компании Bayer, где мне дадут и составляющие, и базовую формулу лака. То же самое с красками. У всех производителей свои формулы, для которых они закупают необходимые компоненты. Все составляющие можно купить, они общедоступны.

Бизнес кузовного ремонта. Завтрашние ответы – сегодняСамое сложное в производстве красок и лаков – контроль качества. Это довольно затратно, и не каждый производитель может его поддерживать. Очень сложно осуществлять контроль сырья на входе, продукции на выходе и вести цветовую документацию. Наработать огромное количество формул – это очень трудоемкая работа и огромное капиталовложение. Само по себе производство красок не сложное. А производство лаков еще проще. Поэтому я сейчас отмечаю, что на рынке становится все больше и больше производителей, появляются новые бренды.

Сейчас очень много китайских производителей лаков и красок, которые постепенно выходят на украинский рынок. Пока китайские краски еще не отвечают стандартам или не дают стабильного качества. И это означает, что некоторое время у мощных концернов еще будет преимущество.

– В вашем случае в чем отличия Sikkens от Lesonal, а Lesonal от Dynacoat – трех марок концерна AkzoNobel, которые вы продаете?
– Sikkens позиционируется как марка топ-сегмента. Поэтому в ней сосредоточены все новые разработки концерна AkzoNobel, у нее самая полная линейка, она дает станции высокую скорость выполнения работ. Быстрый и высококачественный результат могут дать только премиальные марки. У марок более низкого уровня этого нет.

У Lesonal не такая широкая линейка, меньше грунтов, шпатлевок, лаков. Он чуть дешевле. Любым лаком можно накрыть базу. Но есть такие понятия, как «шагрень», «легкость нанесения», «полируемость». Это производственные моменты, которые в премиальной марке всегда лучше, проще, быстрее чем в более дешевых линейках.

Соответственно, Dynacoat еще дешевле. Это материалы на тот случай, когда цена имеет первостепенное значение. Поэтому с наступлением кризиса дешевые краски продаются лучше. Когда экономика на подъеме и цена для станции уже не играет существенной роли, вперед выходят премиальные бренды, обеспечивающие качество и скорость выполнения работ. Тогда станции начинают зарабатывать на объемах выполненных работ и скорость здесь очень важна. А когда станция недозагружена и скорость работы не имеет значения, она вынуждена экономить на материалах. А мы – продавать более дешевые материалы, чтобы удержать наших клиентов.

Бизнес кузовного ремонта. Завтрашние ответы – сегодня

Надо сказать, что Dynacoat выпустила новый продукт – Dynacoat Pro. Это сильная линейка красок, оставшаяся в том же ценовом диапазоне, но прибавившая в качестве. Таким образом Dynacoat Pro уже представлена даже на дилерских станциях. По техническому уровню она может конкурировать с красками очень высокого качества. Просто «Дайна» не предполагает техподдержку от концерна, а Sikkens ее гарантирует. Dynacoat на растворителях, а Sikkens – и на растворителях, и на водной основе. Кто выбирает экологию или кто вынужден ее выбрать по каким-то причинам, тот выбирает Sikkens. За рубежом уже красят только красками на водной основе. Красками на растворителях пользуется только Восточная Европа и страны «третьего мира», где это еще позволяет закон. По сути, повышая качество бюджетного бренда, на самом мощном материнском (европейском) рынке концерн ничем не рискует.

– Каковы сегодня ваши позиции в Украине?
– Сейчас сложно оценить. В целом, если учитывать всю продукцию концерна AkzoNobel, мы в числе первых. Утверждать, что мы лидеры, нескромно, а без цифр в руках, наверное, и неправильно. По сути, дешевыми брендами мы сейчас восстанавливаем позиции, которые временно в силу экономической ситуации в стране утрачивает Sikkens.

Бизнес кузовного ремонта. Завтрашние ответы – сегодня

Беседовал Александр Кельм

Опубликовано в журнале autoExpert №2 2016. Использование материалов возможно только со ссылкой на источник.

«Фарбы» – официальный импортер продукции концерна AkzoNobel под брендами Sikkens, Lesonal и Dynacoat
г. Киев, Киево-Святошинский район, с. Мила, ул. Комарова, корп. 23-Б
Тел.: +38 (067) 464-30-36, (044) 390-11-06, 390-11-07
Факс: +38 (044) 390-11-08
www.farby.net.ua


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 (голосов: 0)


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Архив

Ноябрь 2017 (16)
Октябрь 2017 (26)
Сентябрь 2017 (26)
Август 2017 (44)
Июль 2017 (29)
Июнь 2017 (26)


Для размещения рекламы обращайтесь в рекламный
отдел по телефону:

+38 (067) 537-82-42