autoExpert


autoExpert » СТАТЬИ » Автобизнес в лицах » Грузовой автосервис глазами ZF

Грузовой автосервис глазами ZF

Международные автоперевозчики, начиная от владельцев парков и заканчивая водителями, имеют возможность сравнивать сервис, который мы имеем, с тем, которого хотим достигнуть. Очевидно, что грузовой автосервис в Украине требует модернизации и приведения к европейским стандартам. Как происходит развитие сферы грузового сервиса на примере инициатив конкретной компании, говорим с Андреем Святным – директором украинского представительства ZF Friedrichshafen AG.

Грузовой автосервис глазами ZF

- Андрей, как Вы оцениваете темпы развития отечественной сферы грузового автосервиса?
- Очевидно, что грузовой рынок Украины растет меньшими темпами, чем легковой. Но сравнивать эти величины роста нужно с пониманием того, что, с одной стороны, моделей грузовых автомобилей и их количество в общей массе намного меньше, чем легковых, поэтому и количество деталей для грузовиков продается на рынке меньше. Но с другой стороны, интенсивность использования и количество продаж запчастей в расчете на одну единицу техники у грузовых автомобилей больше.

Что касается формирования структуры рынка сервиса, то основные элементы уже созданы: сеть сервисов существует, возможность проводить сервис вплоть до самых глубинных уровней реализована, мобильный сервис также есть. Остается лишь вопрос времени, чтобы подтянуть под заданные стандарты большинство автосервисов страны.

- Каким образом, на Ваш взгляд, сервисы должны достигать высоких стандартов?
- Я не устану повторять: люди с активной жизненной позицией рано или поздно достигают успеха. Априори люди, которые открывают в нашей стране предприятия по обслуживанию грузовых автомобилей - это смельчаки. Сервисы продолжают действовать и развиваться только потому, что их руководитель мыслит не как наемный директор. За счет активной жизненной позиции эти люди двигают свое предприятие, за предприятием - своих клиентов, за клиентами - их субподрядчиков и т.д. Получается целая цепочка. И те, кто готов меняться, учиться, внедрять новации – автоматически достигает высочайших стандартов, а вместе с ними и успеха.

- Кого бы Вы могли привести в пример?
- Отличным примером является компания «МЛ СЕРВИС», СТО системы «Бош Авто Сервис» в Черновцах, которая специализируется на микроавтобусах Mercedes Sprinter. Автосервисное предприятие, созданное инициативой одного человека, на сегодняшний день стало одним из лучших в своей сфере. Я даже не могу навскидку сказать, кто еще с таким трепетом и таким знанием дела разбирается в коммерческих автомобилях у нас в стране.

- В предыдущих беседах мы затрагивали профессиональный рост сервиса в сотрудничестве с компанией ZF, появление новой программы Alltruck. Хотелось бы узнать, какая ступень в ваших партнерских программах является наивысшей?
- Максимальный уровень авторизации - это звание «сервис-партнера ZF». На сегодняшний день в Украине их всего два – «Трак Центр» и «Автодистриьбюшн Карго Партс». Для того чтобы достигнуть такого сервисного статуса в грузовом сервисе, необходимо пройти достаточно большой путь: вложить немалые суммы в закупку спецоборудования, обучить персонал по различным программам, достичь определенной квалификации и соответствовать многим другим требованиям. Звание «сервис-партнера» дает его владельцу эксклюзивные права на распространение определенной продукции на территории страны.

- Что это за эксклюзивные права?
- Чтобы понять это, нужно для начала разобраться во внутренней организации самой компании ZF. В ее производственной структуре существуют несколько подразделений, изготавливающих запчасти различных систем автомобиля: детали ходовой части, амортизаторы, сцепление, рулевые рейки, насосы, мосты, КПП, редукторы, а также всю продукцию, выпускаемую для специальной и неколесной техники.

Детали ходовой и сцепления доступны в свободной продаже через сеть национальных дистрибуторов, и поэтому повсеместно распространены на рынке. То есть весь ассортимент Sachs и Lemfoerder можно приобрести у множества операторов и в розничной сети. Агрегаты целиком и детали к ним могут распространяться только через полноценных сервис-партнеров ZF. Кроме того, даже сервисные номера и конструкция таких механизмов, как рулевая рейка, мост или КПП недоступны в распространяемых бесплатно программах ZF или Tecdoc. В политику сервис-партнера входит также распространение информации об устройстве и номерах деталей.

Грузовой автосервис глазами ZF
Подобные комплектующие практически не имеют лицензионных аналогов и доступны в основном в оригинальном исполнении. Дело в том, что такие сложные агрегаты как мост, рулевая рейка или КПП требуют специализированных знаний и иструмента, оборудования для полноценного обслуживания. В Украине мы лишь последовали единой концепции ZF в этом вопросе - распространение специализированной продукции через сервисы, способные нести гарантийные обязательства и контролировать процесс ремонта целиком.

- В грузовом секторе так востребованы целые агрегаты: КПП, мосты и т.д.?
- Подобные агрегаты надежны и, как правило, нечасто выходят из строя. Допустим, КПП расчитаны на миллион километров пробега без ремонта при условии качественного обслуживания. Однако условия, в которых работает грузовой транспорт у нас в стране, не могут не отражаться на ресурсе его механизмов. Состояние дорог, нещадная эксплуатация, не вовремя проведенное ТО, обслуживание некачественными материалами и неквалифицированным персоналом приводят к преждевременному износу и поломке агрегатов.

Кроме того, какой бы надежной не была техника, она нуждается в регламентном обслуживании, а рано или поздно встает вопрос о более серьезном ремонте. И если ходовую часть научиться обслуживать не так сложно, то серъезный ремонт КПП не стоит доверять самоучкам. Кто-то должен принять этот вызов на себя и научиться такому ремонту профессионально.

- Планируете ли вы увеличение количества сервис-партнеров ZF?
- Скажем так: мы не планируем кардинально увеличивать количество сервис-партнеров, аналогичных «Трак Центр» и «Карго Партс». Потребности рынка в таких мощных сервисных центрах удовлетворит авторизация еще максимум двух организаций в разных географических частях Украины. Мы авторизовали сервис-партнеров высочайшего уровня для того, чтобы они взяли на себя функцию специализированного сервиса и могли транслировать ее в массы. Дальнейшее расширение сервисной сети будет в большей степени лежать на их плечах.

Мы постарались распределить сферы влияния в сервисных полномочиях, чтобы интересы компаний не пересекались в сегменте автоматических коробок. Во всех остальных функциях и возможностях они равноправны. Со своей стороны мы всячески способствуем развитию сервис-партнеров, чтобы они могли оказывать обслуживание на соответствующем уровне, чтобы склад был сформирован в необходимом объеме и т.п.

Мы делаем также все возможное со своей стороны для дальнейшего эффективного развития сети. В перспективе на ближайшие 3 года мы видим 4 сервисных партнера в Украине в грузовом сервисе в разных регионах страны: в Гостомеле (Киевская обл.), Львове, Одессе и Донецке.

- Т.е. в будущем подразумевается несколько уровней авторизации сервис-партнеров?
- Мы точно так же хотим транслировать сервисную компетенцию на места, чтобы люди могли обслуживать свои местные автопарки тягачей, оснащенных Ecosplit, AS-Tronic, Ecomid, т.е. КПП, которыми оснащено большинство тягачей. Мы бы хотели расширить сеть сервис-партнеров, которые могут производить ремонт КПП 1-2 уровня: замена масла, поддона, несложные ремонты определенной глубины.

Проанализировав статистику, мы увидели, что 80% сервисных работ могут осуществлять 100% станций при условии небольших инвестиций, а 20% остального ремонта могут делать всего несколько полноценных сервис-партнеров в разных регионах страны. Задача сервис-партнера состоит в том, чтобы обеспечить другие СТО необходимым инструментарием, информацией, расходными материалами (сформировать необходимый набор масел, фильтров, прокладок, щупов и т.п.).

Сервисная сеть не должна быть в каждом городе, но должна быть распространенной. В конечном счете перед СТО стоит задача: отремонтировать КПП. И если в силу каких-то причин это невозможно сделать (из-за загрузки сервиса или недостаточной компетенции, сложности ремонта), то агрегат можно передать в полноценный сервисный центр. Владельцу автомобиля на самом деле все равно, где отремонтируют механизм, главное – чтобы это было оперативно, качественно и с гарантией.

- Какие обязательства подразумевает вхождение в подобную сервисную сеть?
- Допустим, достаточно много СТО хотят научиться ремонтировать КПП. Это само по себе не является проблемой. Но ZF за подобную авторизацию и передачу уникальных знаний требует выполнения определенных требований, к которым должен быть готов сервис. Во-первых, обучение само по себе является достаточно дорогим, потому что это, в своем роде, уникальный продукт, который дает право предоставлять уникальные услуги. Во-вторых, подписывается договор на поставку продукции с представительством компании. И как возможная вершина этой пирамиды – применение электронного диагностического оборудования ZF, тестера Testman. На сегодняшний день такое оборудование есть в Украине только у компании «Трак Центр».

Грузовой автосервис глазами ZF
- В каких случаях требуется применение диагностического сканера Testman?
- Такой диагностический сканер нужен для диагностики и ремонта КПП, оборудованной электроуправляемым приводом. Чинить подобные КПП на грузовых автомобилях и автобусах весьма сложная и ответственная задача. И это совершенно невозможно сделать качественно без диагностического прибора для проверки КПП. Testman обязательно нужен для АКПП Ecomat, которыми оснащаются большинство современных автобусов. В подавляющем большинстве случаев, около 80%, а то и больше, на грузовом транспорте установлена КПП Ecosplit, которая является механической коробкой передач и при ремонте не требует наличия Testman. Если КПП работают с периферией на механическом уровне, то сервису достаточно будет имеющейся он-лайн OBD-диагностики.

Грузовой автосервис глазами ZF
В планах, чтобы каждый полноценный сервис-партнер ZF имел подобный диагностический сканер. А остальным сервисам нужно просчитывать экономическую целесообразность в применении сканера Testman ввиду его большой стоимости. Теоритически им, наверное, должны обладать структуры, обслуживающие достаточно большое количество автомобилей на автоматических и автоматизированных коробках.

Но для простого считывания информации с устройства существуют другие решения. Например, можно использовать системы телеметрии, которые ставятся в дополнение к блокам управления на автобус или на тягач. Такие системы дают исчерпывающую информацию о местоположении, скорости, расходе, местах и времени остановок, температуре двигателя, масла в КПП и т.д.

Testman, кроме диагностики электронно-управляемых КПП, позволяет также диагностировать все электронно-управляемые изделия производства ZF: амортизаторы, опоры двигателя. Пока что подобные решения опциональны и не распространены массово, но это технологии, за которыми будущее. Например, системы с электронно-управляемой жесткостью опор двигателя уже применены в серийном производстве Mercedes Benz W221.

- Означает ли это, что и оригигинальный сервис будет ремонтировать свои АКПП на предприятии, авторизованном ZF на ремонт электронно-управляемых АКПП?
- Это нормальная европейская практика, когда производитель комплектующих и агрегатов предлагает своим авторизованным сервисным клиентам (производителям техники) свое партнерство в сервисе. По такому принципу работает дочернее предприятие ZF в Дортмунде. Они обслуживают весь ассортимент производственного дивизиона ZF от А до Я – абсолютно любую технику, включая ветряные турбины. К ним может приехать любой дилер производителя техники и отремонтировать любой агрегат, произведенный ZF.

В Украине по подобному принципу проходит гарантийное обслуживание автобусов ЛАЗ с оснащением ZF в «Тракс Партс ЛТД». Сам ЛАЗ пока не имеет своих официальных сервисных станций, поэтому гарантия и сервис возложены на сервис-партнере ZF. В связи с гарантийными обязательствами сервисное предприятие держит на складе КПП Ecomat в сборе, необходимые запчасти на автобусы ЛАЗ.

Грузовой автосервис глазами ZF
- То есть [b]компания «Трак Центр» также может отремонтировать любую КПП всей модельной гаммы ZF?[/b]
- «Трак Центр» сегодня может отремонтировать любую КПП, установленную на грузовой и сельскохозяйственной технике. За придание такого сервисного статуса отвечает «i-дивизион» ZF в г. Пасау. После того, как были выполнены условия и заключен контракт, «Тракс Партс» получил аккредитацию и разрешение на импорт запчастей. Теперь им официально открыт доступ ко всему ассортименту запчастей торговой марки ZF (т.е. КПП, мосты, раздатки).

Виктор Гартик, работающий в компании «Трак Центр», на сегодняшний день является наиболее титулованным техническим специалистом всей линейки продукции ZF в Украине. Он прошел обучение в рамках программы авторизации от ZF и регулярно повышает свою квалификацию. В его арсенале сертификаты от 1 до 4 уровня аккредитации не только по АКПП, но также и по рулевому управлению, мостам.


Грузовой автосервис глазами ZF
Виктор Гартик, сервисный инженер «Тракс Партс»:
Для организации любого авторизованного сервиса необходим хорошо квалифицированный и экипированный персонал. Сервисмены должны не просто уметь нажимать на кнопки, но и уметь решать проблемы разными способами: перепрограммированием, ремонтом, а не исключительно заменой детали. Также немаловажно объяснять возможные пути решения клиенту. Второй составляющей в работе авторизованного сервиса является оригинальный инструмент, чтобы не повредить запчасти и обеспечить качество и минимальное время для выполнения работ.

Необходимый для ремонта АКПП диагностический сканер Testman от ZF мы получили в 2006 г., когда поехали на первый тренинг от компании в Германию. Аналогов Testman, по крайней мере в Украине, нет. Ни один мультибрендовый диагностический сканер для выполнения подобных узкоспециализированных работ не подойдет. Хотя у нас на сервисе есть еще два других универсальных прибора, используемых для других целей. Функциональный набор Testman достаточно широк, прибор позволяет параметрировать, перепрограммировать АКПП. Например: изначально в ЭБУ трансмиссии заложено 5-6 различных режимов движения, а активировано на конкретной технике может быть только два. При изменении условий эксплуатации (допустим, в начале работы на холмистом правом берегу Днепра), можно задать необходимые параметры и перепрограммировать, расширить необходимые настройки АКПП. Прибор имеет доступный и удобный интерфейс, хорошо читается диагностом, может также быть подключен во время движения, чтобы снимать необходимые показатели работы всех систем, отдельных элементов.

Обучение по программам DAF я начал еще в 1994 г., по программе ZF – в 2006 г. На сегодняшний день мы с еще с одним нашим специалистом Владимиром Полищуком являемся официальными техническими тренерами на территории Украины от DAF и ZF. За это время нами была сформирована сеть авторизованных сервисных станций DAF, которая продолжает расти. Подобный принцип авторизации и распределения сервисных полномочий планируется по ремонту АКПП от ZF. Желающие могут получить необходимую квалификацию, организовать с нашей помощью тренинги, получить консультации и начать ремонтировать трансмиссии. Это дает возможность официально продавать запчасти для трансмиссий ZF, иметь специальные условия, предоставлять годовую гарантию от производителя на выполненные работы, вне зависимости от возраста техники.


- Доступно ли такое обучение участникам других сервисных программ от ZF?
- Пока подобное доступно исключительно дилерам ZF. Сервисы, входящие в OSS, не имеют такого доступа к образовательной программе, но в перспективе его будут иметь участники программ Alltruck и Protec – т.е. full service provider (организации, оказывающие весь комплекс сервисных услуг).

Дилер ежегодно получает каталог, в котором предлагаются различные доступные уровни обучения, из которых можно выбрать требуемые. В отличие от легкового сервиса, здесь нет бесплатных тренингов, все обучение платное и стоит достаточно дорого. Кроме того -проводится в Германии, на английском или немецком языках.

Получение специалистами квалификации дает основания СТО качественно обслуживать сложные механизмы, давать гарантию на выполненные работы, а компании ZF – иметь в вопросе ремонта специфических агрегатов надежного, проверенного партнера в регионе и не беспокоиться о качестве выполненных работ.
Беседовал Максим Белановский

ZF Friedrichshafen AG

Источник: журнал autoExpert №12`2013. При перепечатке ссылка на источник обязательна.


Грузовой автосервис глазами ZF


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 (голосов: 0)


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Архив

Ноябрь 2017 (16)
Октябрь 2017 (26)
Сентябрь 2017 (26)
Август 2017 (44)
Июль 2017 (29)
Июнь 2017 (26)


Для размещения рекламы обращайтесь в рекламный
отдел по телефону:

+38 (067) 537-82-42