autoExpert




autoExpert » АВТОНОВОСТИ » События » Последствия вступления России в ВТО для рынка автокомпонентов СНГ

Последствия вступления России в ВТО для рынка автокомпонентов СНГ

С официальным вступлением России в ВТО, которое состоялось 21 августа, могут существенно измениться расклады не только на автомобильном рынке РФ, но и в сфере торговли автомобильной продукцией других стран, которые вступили или планируют вступить в такие структуры, как Таможенный союз или Зона свободной торговли СНГ. Естественно, прежде всего, изменения затронут рынок новых автомобилей, однако в связи с российскими требованиями относительно уровня локализации производства компонентов, этот рынок также подвергнется влиянию новых экономических условий.

После вступления России в ВТО пошлины на новые легковые автомобили снизятся с нынешних 30% до 25%, и останутся на этом уровне три года. С четвертого года по седьмой запланировано снижение с 25% до 15% равными долями. Частично будут снижены пошлины на грузовые автомобили и тракторы, в среднем до 15%. А чтобы компенсировать потери иностранным автопроизводителям, работающим в России, с 1 сентября 2012 года вводится утилизационный сбор. Таким образом, период высоких импортных пошлин, которые были основным стимулом для привлечения зарубежных автопроизводителей в Россию, подошел к концу. И каково же состояние на сегодняшний день?

Иностранные инвестиции в российский автопром превысили $5 млрд, однако большинство компаний в России заработали не так уж много. Перспектива снижения таможенных пошлин лишает иностранных производителей автокомпонентов надежды на бурный рост объемов производства автомобилей в РФ. В то же время, повысить рентабельность своих российских мощностей они могут только за счет увеличения объемов заказов. Получается замкнутый круг – чтобы российский автопром (включая сборку иностранных моделей) наращивал объемы производства, нужны дешевые запчасти местного производства, а чтобы они могли быть дешевыми – надо продавать больше собранных в РФ машин.

В качестве одной из причин высокой себестоимости российского производства иномарок многие специалисты называют именно цены на комплектующие. Например, индекс цен на автокомпоненты для Volkswagen в России выше, чем в любой другой стране мира, где у концерна есть свои производства. Однако, в других странах – другая налоговая система, например в США нет НДС, а есть налог с продаж, который в разных штатах варьируется от 0 до 10,75%. Таким образом, производство автокомпонентов в РФ само по себе перспективно, но его развитие сдерживают другие факторы, и как ни странно, среди них… стоимость рабочей силы!

Генеральный директор «ПСМА рус» Дидье Альтон прямо заявлял, что стоимость производства на калужском заводе «ПСМА Рус» (СП PSA и Mitsubishi) на 5% выше, чем стоимость производства тех же моделей в Европе(!) или Бразилии, и на 15–20% — чем в Китае или Корее. Больше ожидаемых оказались даже расходы на рабочую силу, поскольку зарплаты рабочих заметно ниже, чем в Европе, но с учетом расходов на транспортировку сотрудников, их питание, обучение и выполнение требований Трудового законодательства РФ издержки оказались слишком высоки.

Будучи обязаны договором о промсборке повышать локализацию производства машин в РФ, иностранные автогиганты предпочитают строить собственные предприятия, а не налаживать их производство на мощностях, принадлежащих российскому бизнесу. Например, в начале этого года Toyota объявила о намерении инвестировать около 100 млн. долларов в создание на российском сборочном заводе производства штампованных кузовных деталей и пластиковых элементов. Это еще раз показало нежелание мировых автопроизводителей вступать в технологическое партнерство с российскими компаниями.

В прошлом году было создано пять альянсов субъектов российского автопрома с иностранными автогигантами и сформирован мощный индустриальный ландшафт. Однако чем дальше, тем очевиднее тенденция к переходу российских производственных активов под управление зарубежных компаний. В частности, по мере реализации Программы промсборки иномарок и с увеличением числа резидентов петербургского автокластера становилось все более ясно: зарубежные производители даже под прессингом чиновников не будут использовать комплектующие производства российских компаний и рисковать качеством своей продукции. Тем не менее, а может и благодаря тому, петербургский автокластер успешно перенес кризис.

Петербургские предприятия Ford и General Motors (GM) тоже не хотят работать с российскими поставщиками, поскольку по их стандартам уровень производства последних низкий, а цены, из-за плохого менеджмента – высокие. А поскольку по условиям промсборки иностранные автоконцерны все же должны увеличить уровень локализации производства до 60%, они ищут возможность привлечь в Россию иностранных же производителей автокомпонентов. В их числе петербургскую прописку уже получили канадская Magna, американская Johnson Controls, французская Faurecia, южнокорейская Hyundai Mobis, японская Toyota Boshoku. Подписано соглашение и с японской компанией Denso Corporation – одним из крупнейших поставщиков компонентов, у которой в России пока нет собственного производства. Ее ключевым партнером выступает Toyota Motor.

Что же из всего этого следует? Продажи автомобилей в России суммарно, безусловно, будут расти, хотя и неясно, до какого предела. Увеличить свою долю в этих продажах, или, по крайней мере – не потерять ее в сравнении с чистым импортом, можно только за счет конкурентоспособных цен. Причем – без потери качества. И делать это имеющие производство в РФ автоконцерны будут за счет создания собственных производств автокомпонентов – более эффективных, чем российские. Либо же – привлекая в Россию своих проверенных партнеров – производителей автокомпонентов.

Естественно, развитие с нуля, а не на российской технологической базе, производства компонентов мировыми производителями – это огромные инвестиции. И эти инвестиции надо будет возвращать, максимально испольуя возможности внутреннего рынка РФ. И они очень радуются, когда к этому рынку в рамках таможенного союза и зоны свободной торговли присоединяются новые страны – например Украина. Напомним, что 30 июля Верховная рада ратифицировала соглашение о зоне свободной торговли Содружества Независимых Государств. Рынок, конечно, не такой колоссальный, как российский, но весьма перспективный, особенно учитывая средний возраст эксплуатируемых автомобилей.

Если добавить к этому определенные логистические преимущества, то производители автокомпонентов, имеющие производства в РФ скорее всего переключат поставки своей продукции в Украину на российские мощности. А тем производителям и их дилерам, которые не имеют мощностей в России, придется конкурировать, закладывая в цены разницу – в размере таможенных тарифов, которые в Украине не только не снижаются, а и растут. Таким образом, украинский рынок автокомпонентов будет в некоторой мере утрачивать свою самостоятельность и становиться придатком рынка российского.

Учитывая все вышеперечисленное, от повышения таможенных тарифов Украина не выиграет в любом случае – если они будут завышены, импорт другие границы будет снижаться, дефицит будет заполнен беспошлинным импортом из России и казна недополучит поступления. Надежды же на то, что перекрывая импорт, можно стимулировать приход в такую страну, как Украина, инвестиций от мировых производителей автокомпонентов концернов, безосновательны. Поэтому надо сделать все, чтобы в Украине победил здравый смысл и размеры таможенных тарифов были установлены на уровне, обеспечивающем свободную конкуренцию. www.association-aida.com.ua

Теги: ВТО

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 (голосов: 0)


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Архив

Май 2018 (15)
Апрель 2018 (26)
Март 2018 (26)
Февраль 2018 (21)
Январь 2018 (9)
Декабрь 2017 (26)


Для размещения рекламы обращайтесь в рекламный
отдел по телефону:

+38 (067) 537-82-42